Использование ИКТ на уроках английского языка на II уровне образования

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Использование возможностей информационных компьютерных технологий в процессе формирования положительной мотивации к изучению английского языка на II ступени образования».

Перед учителем иностранных языков информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) открывают поистине необозримые возможности и предлагают простые и удобные решения широкого круга задач, расширяют выбор форм учебной работы, делают уроки яркими и увлекательными, эмоционально и информационно насыщенными. Практика показывает, что перед традиционными методами обучения уроки с использованием ИКТ имеют немало преимуществ, среди которых можно выделить индивидуализацию обучения, интенсификацию работы учащихся, формирование положительной учебной мотивации и повышение уровня познавательной активности учащихся, что несомненно является одним из основных условий успешного обучения иностранному языку детей начальной школы.

К условиям, в которых возможно формирование положительной мотивации, я отношу, прежде всего, благоприятный психологический климат и эмоциональный фон урока. Считаю, что на формирование положительного эмоционального тонуса учебного процесса оказывают влияние 10 эффектов, развивающих интерес:

  • эффект новизны,

  • эффект разнообразия,

  • эффект занимательности,

  • эффект увлекательности форм и методов изложения,

  • эффект использования ярких художественных средств,

  • эффект образности,

  • эффект игры,

  • эффект удивления школьника,

  • эффект поиска, постановки перед учащимися познавательной задачи,

  • эффект парадоксальности, выявления противоречий между новыми и прежними представлениями о явлениях.

Все эти эффекты в полной мере обеспечиваются использованием ИКТ (в виде презентаций, демонстраций слайд-шоу и видеофильмов, фрагментов игровых обучающих программ и т.д.).

Использование ИКТ - мощный фактор оптимизации учебного процесса на всех ступенях. Так, при хранении и систематизации учебного материала использование ИКТ избавляет от содержания большого объема информации в печатном виде, позволяет в считанные секунды найти необходимый документ во время подготовки каждого урока и составлении перспективного тематического планирования. Незаменимым ресурсом при подготовке уроков стал Интернет, представляющий широкие возможности в получении необходимой информации, дистанционном обучении и общении (такие сайты, как «Творческие учителя», «Сообщество учителей английского языка», сайт газеты «Первое сентября» и др.)

Применяемые непосредственно на уроке компьютерные программы можно разбить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие, тестирующие.

В наши дни образовательное пространство заполнено готовыми компьютерными обучающими программами, в разработке которых принимают участие опытные педагоги, программисты, психологи и дизайнеры. Они являются хорошим подспорьем в обучении и ориентируют учеников на свободный и самостоятельный темп обучения. Контроль знаний производится немедленно с гарантией перехода на новый уровень. Интересными для начальной школы, на мой взгляд, являются программы издательства «Акелла» «Английский вместе с Элли», «Английский с дядей Фёдором», «Правильный английский без скучных правил» издательства «Новый диск»и др.

Существует довольно большое количество программ, с помощью которых возможно создание учебных материалов самим учителем, однако я использую Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint и Microsoft Office Publisher.

Документы Microsoft Word помогают создавать:

  • раздаточный материал;

  • грамматические таблицы;

  • тесты;

  • кроссворды;

  • тексты для чтения;

  • обучающие игры.

Разработка собственных мультимедийных материалов презентационного характера в программе Microsoft PowerPoint позволяет создавать особую обстановку на уроке - атмосферу творчества, сотрудничества. Непосредственное проведение урока в форме презентации или с частичным её использованием, кроме формирования положительной учебной мотивации предоставляет широчайшие возможности в решении проблемы интенсификации урока, что особенно актуально, так как в учебном плане предмету отводится всего 2 часа в неделю. ИКТ обеспечивают:

  • использование огромного количества наглядности на одном уроке (что обусловлено психологическими особенностями младших школьников),

  • высокий темп урока,

  • частую смену видов деятельности,

  • гармоничное включение упражнений, направленных на формирование ключевых компетентностей.

Так на этапе семантизации лексики яркие анимированные слайды, сопровождаемые звуковыми файлами или комментариями учителя позволяют учащимся с визуально-аудиальной модальностью восприятия быстро запомнить большое количество новых слов, а также расширяют возможности в освоении материала учащимися-кинестетиками.

Работа с лексикой на этапе тренировки с использованием презентации превращается в увлекательную игру. Задания могут быть различными:

  • посмотрите на картинку и назовите слово;

  • при работе над орфографией - соберите слово из данных букв;

  • назовите общее слово;

  • разгадайте кроссворд и др.

Легко с помощью презентации предложить учащимся множественный выбор (например, при тренировке употребления вопросительных слов: прочитайте ответ и выберите необходимое вопросительное слово).

При изучении грамматики возможно анимационно выделить наиболее сложную или важную информацию (например, при иллюстрации вопросов организовать взаимное перемещение подлежащего и сказуемого).

ИКТ играют большую роль в изучении страноведения, так как Интернет - важное и интересное для ребенка место виртуальных путешествий. Можно погулять по Великобритании, Шотландии, Озерному краю, Лондону, Вашингтону, Нью-Йорку (никаким рассказом нельзя заменить эти впечатления). Так, например, в Рождество мы с учениками побывали на Трафальгарской площади и прошлись по украшенным улицам Лондона.

В реализации идеи личностно-ориентированного подхода к обучению младших школьников важное место занимает диагностика динамики усвоения учебного материала, овладение учащимися основными ключевыми компетентностями, уровня познавательной активности и учебной мотивации. ИКТ и в этом вопросе занимает ведущее место (использование тестовых работ, игровых занимательных заданий с целью проверки усвоения знаний в нестандартной обстановке). Так весной 2008 года учащиеся 2-4 гимназических классов приняли участие в международном дистанционном интеллектуальном конкурсе «Перспектива», проводимом автономной некоммерческой организацией «Центр развития молодёжи» на базе Челябинского Государственного педагогического университета (cerm.ru) в разделе «английский язык», в котором участвовали 107000 школьников из 1000 школ России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Предложенные задания выполнялись детьми за персональными компьютерами с учётом времени. По результатам конкурса был проведен анализ по следующим ключевым компетентностям: самоорганизационной, коммуникативной, информационной, логической. Аналитическая информация, полученная из центра, проводившего тестирование, позволяет видеть высокую рейтинговую оценку результатов работ моих учеников. В данный момент мы принимаем участие в международном дистанционном интеллектуальном конкурсе ЭМУ (Эрудит-марафон учащихся) (cerm.ru).

Несколько лет регулярного использования ИКТ на уроках позволило значительно повысить результативность обучения английскому языку, и на сегодняшний момент качество знаний составляет 93%, повысилось количество участников и победителей олимпиад по английскому языку.

Сегодня я стараюсь использовать ИКТ не только в ходе уроков, но и при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление различных проектов, рефератов, докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр, создание школьной газеты на английском языке. На сегодняшнем этапе ученики 4-го класса принимают активное участие в проектно-исследовательской деятельности на тему «Край Рязанский мне в наследство подарило детство», в рамках которой разработана экскурсия по новому туристическому маршруту в Рязанской области на английском языке.

Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.



© 2010-2022