Развитие навыков аудирования на уроках иностранного языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В условиях коммуникативной направленности обучения учащихся иностранному языку и в соответствии с основной целью обучения иностранного языка в школе - формированием коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение - проблема обучения аудированию является особенно актуальной.

Научить учащихся понимать звучащую речь - одна из важнейших целей обучения. Как правило, для того, чтобы адекватно действовать в конкретной ситуации, необходимо понимать то, что слышишь.

Аудирование - единственный вид речевой деятельности, при котором от лица, его выполняющего, ничего не зависит. Слушающий, в отличие от читающего, пишущего или говорящего, бессилен что-либо изменить в выполняемой деятельности, облегчить её, снизить трудности, приспособить условия поступления информации к своим возможностям и т.д. Кроме реального или учебного общения весь процесс усвоения иностранного языка и развитие речевых навыков осуществляется главным образом через слушание. Вот почему аудирование должно быть, развито лучше других умений. Аудирование на уроках английского иногда начинается задолго до собственно прослушивания записи)) Прежде, чем слушать, иногда приходится проводить немаленький такой ликбез. Тут пригодятся разнообразные pre-listening tasks and activities, например:

- Почитать тексты по теме, обсудить важные понятия/концепции

- Составить письменное резюме текста на аудирование (составляет учитель, конечно же), заранее прочитать, обсудить

- Ввести основные понятия (pre-teach vocabulary) - хотя тут спорно. В жизни ведь никто не выдает заранее список лексики. Поэтому лучше организовать ключевые понятия из данного аудирования по теме вперемешку с фразами по другим темам и попросить их рассортировать: что относится к делу, и что - нет.

- По картинкам или ключевым фразам понять, о чем будет (или НЕ будет) аудирование.

Все эти способы отлично преподносят тему и активизируют фоновые знания по предмету. Ну или - при полном их отсутствии - подают знания на тарелочке с голубой каемочкой))

Особенно хорошо это работает в группах. Среди 6-8 человек (стандартная группа на курсах английского) обязательно найдутся специалисты разных профессий со всевозможными увлечениями. Во взаимном обучении, кстати, огромная ценность занятий в группе (по сравнению с индивидуальными занятиями)

Также на уроке, работая с аудиотекстами, мы параллельно отрабатываем лексические, грамматические, фонетические навыки. Аудиотексты дают информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения или письма.

Как и в чтении, в аудировании объектом проверки должно выступать то, что является целью обучения этим видам речевой деятельности. А конечной целью является извлечение информации в определённом объёме и определённой ситуации. Следовательно, при составлении контрольного задания необходимо определить, в первую очередь, для себя, какой вид чтения или аудирования будет являться объектом контроля: будет ли это задание на общее понимание текстовой информации, запрашиваемой / нужной информации, полное понимание услышанного / прочитанного. Учитель должен понимать, что нельзя проверять одновременно несколько видов чтения / аудирования на материале одного текста. Объектом контроля может выступать что-то одно, а не комплекс умений.

Важным фактором успешности выполнения контрольного задания является и то, насколько близка, знакома для ученика проблематика в рамках изученной темы или же проблемы, затрагиваемые в аудио / тексте отличны от изученных и являются для ученика новыми.











Список литературы.

1.Дрыгина Ю.А.:8 topics to develop your listening skills-Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011;

2.Климова Ю.А.: Учим слышать и слушать. -Белгород: БелГУ,2007;

3.Колькер Я.М.:Обучение восприятию на слух английской речи.-М.:Академия,2002;

4.Матюшкино-Герке Т.И.: Пособие по аудированию и развитию устной речи по английскому языку.- М.:Высшая школа,1983.



© 2010-2022