Рекомендации учителю Игры на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Башкирский лицей №2»















Научно-методическая разработка

«Игры на уроках иностранного языка»









Выполнила:

учитель английского языка ВК

Ступина Ф. Г.





Уфа

2013

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3

Глава I. Игра как средство активизации учебно-речевой деятельности учащихся 7-8 классов…………………………………………………………. 4

  1. Роль игры на уроках английского языка……………………………4

  2. Активизация

учебно-речевой деятельности посредством игры……………………………6

Глава II .Классификация и описание игр……………………………………..8

2.1. Классификация игр………………………………………………………..8

2.2. Описание подготовительных игр…………………………………………10

2.3. Описание творческих игр………………………………………………..13

Заключение …………………………………………………………………….18

Литература …………………………………………………………………….19

Введение

Специалисты из разных стран выдвигают единые требования к обучению иностранному языку: язык должен осваиваться ребёнком осознанно, обучение не должно ни в коем случае превращаться в имитационный процесс, дети должны овладевать иностранным языком как средством общения. Признается также необходимость развивающего обучения, в том числе развитие и формирование психических качеств ребенка.

Активные методы обучения (в зарубежной психологии они именуются как «социально-психологический тренинг» или «групповая психотерапия») предполагают активное групповое взаимодействие, в центре которого находится свободное самовыражение и самораскрытие. Эффективность такого обучения выше индивидуального.

Среди активных методов обучения игра занимает особое место.

Цель данной работы: описать роль, значение, методику проведения игры на уроках английского языка.

Задачи работы:

  1. Оценить роль игры в процессе обучения английскому языку;

  2. Изучить классификацию игр и описать различных типы игр.

  3. Систематизировать различные методические приёмы в подготовительных и творческих играх.

Методами исследования стало изучение научной, методической литературы по изучаемой проблеме, а также анализ и обобщение собственного педагогического опыта.

Глава I. Игра как средство активизации учебно-речевой деятельности учащихся 7-8 классов

  1. Роль игры на уроках английского языка


«Вся наша жизнь- игра». Можно по-разному интерпретировать данное высказывание, но очевидно, что в жизни не только человека, но и других разумных существ игра занимает важное место. Через игру мы учимся выполнять какие-то важные жизненные действия, запоминаем правила поведения в различных бытовых ситуациях, осваиваем непреложные правила социального общения, «примеряем» на себя разные социальные роли, а главное, учимся взаимодействовать с партнёрами по игре.

Что такое игра? Разные ученые дают её разные определения, но любая игра предполагает определенную цель, знание правил, а также элемент удовольствия.

Учебная игра - это особо организованное учебное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Она представляет собой небольшую ситуацию со своим сюжетом и действующими лицами, у которых есть общая и/или особенная роль, специфическая цель в конкретной процедуре общения. М. Ф. Стронин рассматривает учебную игру на уроке иностранного языка как «ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению, с присущими ему признаками эмоциональности, спонтанности, целенаправленности речевого высказывания»1.

Игра на уроке способствует выполнению важных методических задач: созданию психологической готовности обучающихся к речевому общению, тренировки в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

Игры на уроках иностранного языка должны учитывать целый ряд требований:

  • Быть экономными во времени и направленными на рещение определенных учебных задач;

  • Быть управляемыми;

  • Снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;

  • Оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом месте, всегда реализовывать игровой момент;

  • Не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным.
    Игра как особый вид детской деятельности предполагает обязательное осознание детьми правил игры, возможность выбора конкретного действия в игре каждого ребёнка, игрового результата.

Игра как способ достижения задач обучения предполагает знание, какой именно навык, умение тренируется в данной игре, что ребёнок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Игра должна ставить ребенка перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы даже крошечного.

Большое значение для учащихся имеет поощрение учителя, но нужно помнить, что его похвала стимулирует ребёнка лишь в том случае, когда он рассматривает выполненное им задание как достаточно трудное. Очень важно, чтобы учитель сравнивал его успехи не с успехами его товарищей, а с его прежними результатами.

Дети любых возрастов учатся лучше в атмосфере доброго юмора, а не скучных нравоучений . В создании на уроках непринужденной, доброжелательной, «юморной» атмосферы помогает смех, который снимает у детей напряжение, усталость.

1.2. Активизация учебно-речевой деятельности посредством игры

Опираясь на исследования психолингвистов, отметим, что процесс иноязычного говорения осуществляется учащимися в определенной последовательности трех этапов: мотивационно-побудительного, ориентировочного-побудительного, ориентировочно-исследовательского.

Активизацию учебно-речевой деятельности учащихся 7-8 классов при овладении говорением целесообразно осуществлять на мотивационно-побудительном и ориентировочно-исследовательском этапах, т.к. именно здесь появляются трудности, которые не позволяют учащимся осуществлять речевые поступки. Эти трудности сводятся к следующему:

  • У учащихся нет мотивов, которые подтолкнули бы их к осуществлению речевых высказываний;

  • Они нередко плохо ориентируются в теме, по которой необходимо высказаться;

  • Учащиеся не владеют структурой речевого высказывания, у них не хватает запаса слов для речевого высказывания.

Человек говорит тогда, когда испытывает потребность выразить свою мысль. Потребность в высказывании может включаться и соединяться с другими потребностями. В подростковом возрасте на деятельность учащихся оказывает большое влияние потребности в самовыражении, в достижении цели, в повышении своей значимости в глазах сверстников. Эти потребности способствуют порождению внешних (социальных) и внутренних (учебно-познавательных) мотивов, которые способны оказать сильное воздействие на любую совершаемую подростковую деятельность. При овладении иноязычному говорением подростки сначала проявляют интерес к нелингвистической увлекательной деятельности (например, игровой), в процессе которой они могут проявить себя, утвердиться в глазах сверстников, узнать много полезной информации, которая будет способствовать к подключению учащихся к лингвистической деятельности.

Глава II. Классификация и описание игр

2.1. Классификация игр

Все игры по классификации М. Ф. Стронина, делятся на два раздела: подготовительные и творческие. Первый раздел составляют те игры, которые способствуют формированию языковых навыков. Второй раздел - творческие игры - имеют целью способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений.

Таблица №1

Виды игр

Подготовительные игры

Творческие игры

грамматические, лексические, фонетические и орфографические предназначены для формирования и развития произносительных, грамматических и речевых навыков в интересной и увлекательной форме.

способствуют дальнейшему развитию речевых умений и навыков, дают возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, развивают быструю реакцию в общении.

2.2. Описание подготовительных игр

а) Фонетические игры преследуют следующие цели:

  • тренировать учащихся в произнесении английских звуков;

  • научить учащихся громко и четко читать стихотворение;

  • учить драматизации стихов, диалогов, инсценировок.
    Работа над каждой игрой состоит из двух этапов:
    а) фонетическая отработка элементов стихотворения;
    б) разучивание стихотворения,
    в) театрализация стихотворения.
    При этом целесообразно идти от коллективной работы2 к индивидуальной. В этих играх особенно велика роль учителя: его собственная свобода движений, фантазия, артистизм, увлеченность должны заразить учащихся. Он должен уметь первым сыграть ту или иную сценку.

    б) Лексические игры преследуют следующие цели:

  • тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

  • активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

  • развивать речевую реакцию;

  • познакомить учащихся с сочетаемостью слов.

    Лексические игры могут быть предназначены для тренировки учащихся в употреблении отдельных частей речи, например существительных, числительных, прилагательных. Большой интерес учащихся вызывают темы связанные с жизнью и бытом: «Дом», «Магазин», «Школа». Использование изобразительной и предметной наглядности дает простор для организации множества игр.
    1. Выбери картинки с изображением мебели для гостиной и назови их.
    2. Мы идем в магазин. Каждый ученик должен сделать свою покупку, чтобы в корзинке прибавлялись все новые и новые продукты.
    3. Помоги собрать школьные принадлежности своему младшему брату. Расскажи свое расписание уроков на вторник и т.д.
    При работе над числительными эффективно использование счетного материала, карточек с цифрами, решение простых математических примеров на английском языке. Можно предложить учащимся по команде учителя открыть любую страницу и назвать её.
    Для автоматизации прилагательных обозначающих цвет можно пользоваться наборами разноцветных предметов (карандашей, флажков и т.д.). Дети с интересом играют в такую игру: учитель произносит три раза название цвета и задает вопрос: «Что бывает такого цвета?». Учащиеся должны составить как можно больше словосочетаний с данным прилагательным.

    в) Орфографические игры. Их цель-упражнение в написании английских слов, тренировка памяти учащихся, усвоение закономерностей правописания слов. Здесь можно использовать составление кроссвордов, задания типа «найди ошибку», сгруппируй слова по правилам написания, составь слова из данных букв, составь цепочку слов, начиная новое слово с последней буквы предыдущего слова и, конечно, всем известную игру «поле чудес».

    г) Грамматические игры преследуют следующие цели:

  • научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определённые грамматические трудности;

  • создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

  • развивать речевую творческую активность учащихся.
    Игры включают наиболее важный грамматический материал-глаголы be, have, may, can, must, конструкцию there is, временные глагольные формы группы Indefinite, Continuous, Perfect и другие.
    Хорошие результаты даёт игра «чёрный ящик», где учащиеся с увлечением угадывают, что спрятано в чёрном ящике, не замечая при этом, что они тренируются употреблять одну из трудных конструкций -there is/are-
    Для отработки отрицательной формы глаголов в Indefinite при изучении темы «Мой рабочий день» можно взять вымышленный отрицательный персонаж, который будет в отличие от детей, говорить, что он не умывается, не делает зарядку, не застилает постель и т. д. А для реализации воспитательных целей можно дать советы «лентяю». Таким образом потренировать повелительное наклонение.






Таблица №2

Примерное содержание различных типов игр

Типы игр/ их особенности

Разновидности игр

Игры типа «Лото» /

Необходим раздаточный материал - индивидуальные карточки-лото с фрагментами нужной информации для каждого участника игры, а также карточка с текстом для учителя (ведущего).

Суть игры - первому игроку нужно заполнить/ закрыть все фрагменты своей карточки на основе теста ведущего.

- Называние времени. Учитель называет время, участники соотносят время с текстом и в случае совпадения, закрывают фишкой совпавшее изображение. Тот, кто первый закроет, кричит «Bingo».

-Числительные. Карточки участников содержат различные цифры - от 0 до 100.

-Телефонные номера. На карточках написаны различные варианты телефонов (стационарных и сотовых).

-Предлоги. На карточках написаны предложения, в которых пропущены предлоги. Ведущий называет предлоги, учащиеся закрывают пропуски.

Союзы. Аналог предыдущей игры, только пропуски содержат союзы.

-Ответы на вопросы. На карточке написаны ответы на вопросы, ведущий зачитывает вопросы. Далее процедура игры остается такой же. Вопросы могут быть разного характера: от вопросов по тексту книги до вопросов по истории и культуре стран изучаемого языка.

Игры, основанные на использовании «информационного пробела» /

Эти игры направлены на отработку языковых навыков, страноведческих знаний и речевых умений. В них можно играть вдвоем и целой группой, можно соревноваться, а можно просто наслаждаться процессом, без выявления победителя

Игры на отгадывание. Можно загадывать животных, людей, книги, страны. Местонахождение различных предметов, отдельные слова. Сложность игр может варьироваться от А1 до уровня С2.

- Выбери нужное - из нескольких имен/фотографии людей или мест, событий, исторических картин и т. д. Им предлагается выбрать любой из предложенных фрагментов информации, описать его и дать ему свою оценку, не называя его напрямую. Другие участники игры должны отгадать описываемый фрагмент. Для усложнения задания можно подбирать тематически близкие фрагменты информации, например, только неизвестных, случайных людей; исторические события одного и того же периода и т.д.

- Поиск и обмен информацией (trivia search). Каждый участник получает карточку с указанием определенной информации, а также той информации, которую участнику «хочется» или «надо» получить. Суть игры - в скорейшем получении недостающей информации в ответ на запрос других участников.

- Социологические игры - провести опрос нескольких игроков и подвести определенный итог своей работы.

- Задай верный вопрос. Участник берет из колоды карточек одну, на которой написано слово или цифра (например, Джон Леннон, 1812 г.). Он должен придумать вопрос, в ответе на который будет использоваться данное слово.

-Верно-неверно. Составляются утверждения, часть из которых верна, некоторые верны лишь частично, некоторые неверны совсем. Учащиеся знакомятся с утверждениями индивидуально или в группах, определяют степень достоверности и подводят итог.

- Игры-головоломки - используются при формировании языковых навыков, рецептивных умений чтения, контроле страноведческих знаний.

- Составь пары и цепочки. В различных колодах можно собрать карточки: с транскрипцией слов, визуальными изображениями, синонимами и антонимами и т.п. Задача участников - составить как можно большее количество пар или цепочек с использованием отдельных карточек из разных колод.

-Составь предложение. На отдельных карточках написаны фрагменты предложений. Задача учащихся - составить как можно больше предложений из этих фрагментов.

-Сложи текст- аналог предыдущего задания, только целью являются не отдельные предложения, а связанный текст

Игры с использованием драматизации

К данным играм можно отнести:

а) проигрывание заученных диалогов с элементами видоизменения исходной ситуации
б) воспроизведение прочитанных текстов/ сюжетов книг

в) импровизированные спектакли/интервью по заданной теме или проблеме;

г) различные ролевые игры, с заданной речевой ситуацией;

д) шарады и т.д.

2.3. Описание творческих игр

Творческие игры способствуют развитию речевых умений.
а) Аудитивные игры - могут помочь достижению следующих целей аудирования:

  • научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;

  • выделять главное в потоке информации;

  • распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;

  • развивать слуховую память учащихся;

  • развивать слуховую реакцию.

    Аудитивные игры целесообразно проводить с помощью магнитофона. Это создаёт дополнительные трудности восприятия речи на слух, но вместе с тем повышает эффективность тренировки. Одним из примеров такой игры является игра «Съедобное-несъедобное». Ученикам даётся установка, что при произнесении учителем продуктов питания они хлопают в ладоши, а при произнесении других существительных - нет. Класс весело аплодирует, следя за теми, кто допускает ошибки. Здесь присутствует само и взаимоконтроль, учитель выступает в роли союзника.

    б) Речевые игры способствуют осуществлению следующих задач:

  • научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности;

  • практически и творчески применять полученные речевые навыки;

  • обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.
    Классическим примером речевых игр являются ролевые игры «В магазине», «На почте», «В кассе театра или ж/д вокзала» и другие. После того, как дети освоили необходимые речевые образцы и выучили учебные диалоги, им предлагается разыграть неподготовленный диалог по теме. Для этого готовятся декорации, подбираются картинки и другие принадлежности. Если детям удаётся осуществить процесс общения, значит, речевые навыки сформированы.
    Проведение речевых игр требует определённой подготовки учителя и учащихся, к их организации необходимо приучать детей постепенно, шаг за шагом, укрепляя их уверенность в себе, в своих силах. Таких уроков с нетерпением ждут ученики, к ним тщательно готовятся, потому что общеизвестно, что гораздо проще выучить любой текст наизусть, чем пытаться вести беседу. Зато как приятно почувствовать, что ты понимаешь иноязычную речь и можешь действительно говорить на иностранном языке.
    в) Ролевые игры - выступают одновременно речевой, игровой и учебной деятельностью, в которой учащиеся выступают в различных ролях. С позиции учителя ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению.

Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями, поскольку она:

  1. создает точную модель общения, т.к. подражает действительности в самых существенных чертах и в ней, как и в жизни, переплетается речевое и неречевое поведение партнеров.

  2. обладает большими речевыми возможностями мотивационно-побудительного плана;

  3. предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему;

  4. способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала;

  5. способствует формированию учебного сотрудничества.

Работа над ролью у разных учащихся протекает по-разному. Можно использовать индивидуальную, парную и групповую форму подготовки. Существует множеством типов упражнений для подготовки ролевой игры, которые можно выбрать в зависимости от опыта учащихся:

а) для неуверенных в себе учащихся можно использовать «разогревающие» упражнения пантономического характера для того, чтобы ученики могли почувствовать себя свободней в кругу сверстников. Это могут быть упражнения типа:

- представьте себе, что вы гуляете по очень глубокому снегу; покажите классу, что вы пытаетесь поднять тяжелые гири; как бы вы почистили утром зубы без зубной щетки.

б) можно усложнить ситуации, которые помогут развить спонтанность и выразительность в поведении. Учитель дает инструкции поэтапно, по мере развития действия. Например, вы купили понравившуюся картину и в процессе того, как вешали её на стену, поранили палец.

После «разогревающих» упражнений можно перейти к проблемным ситуациям, в которых ученикам нужно решить ту или иную задачу. Например, твой друг пригласил тебя кататься на коньках, но мама говорит, что ты должен остаться дома. Ты не хочешь обидеть друга. Мама стоит рядом.

По завершению ролевой игры следует мотивированная оценка учителем участия каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности, учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативность ребят на всех этапах работы.

Виды ролевых игр: а) контролируемая ролевая игра; б) свободная ролевая игра.

Контролируемая ролевая игра - наиболее простой вид, и может быть простроена на основе диалога или текста. В первом случае учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем совместно с учителем они обсуждают содержание диалога, прорабатывают нормы речевого диалога и необходимую лексику. После этого учащимся предлагается составить свой план диалога, опираясь на базовый диалог, и используя на доске опоры. Новый диалог должен быть похож на базовый, но в нем необходимо использовать другое наполнение, другую форму вопросов и ответов; диалог этот может быть короче или длиннее базового.

Вторым видом контролируемой ролевой игры является ролевая игра на основе текста. В этом случае после знакомства с текстом учитель может предложить одному из участников сыграть роль какого-либо персонажа из текста, а другим ученикам - взять у него интервью. Потом ученики-репортеры могут задавать не только те вопросы, ответы на которые есть в тексте, но и любые другие, их интересующие, а ученик, исполняющий роль персонажа, может проявить свою фантазию при ответах на эти вопросы. Как и в первом случае, учитель может давать инструкции учащимся по ходу игры.

При проведении свободной игры, учащиеся сами должны решать, какую лексику им использовать и как будет развиваться действие. Учитель задает тему ролевой игры, а затем просит учащихся составить различные ситуации, затрагивающие разные аспекты темы. Учитель может разделить класс на группы и предложить каждой группе выбрать ситуацию и дать время на подготовку. Если потребуется, он может помочь учащимся распределить роли, обсудить, что может быть сказано по выбранной ситуации, или оказать какую-либо другую помощь.

Заключение

Приобщение школьника с помощью иностранного языка к иной культуре позволяет, с одной стороны, осознать себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности людей, а с другой - воспитывает в нем уважение и терпимость к другому образу жизни.

Применение активных методов обучения повышает у учащихся, во-первых, готовность к сотрудничеству и открытию, консолидации с группой; во-вторых, способствует развитию творческой активности, а также стремлению регулировать свое поведение и влиять на других.

Важной формой обучения иностранному языку является игра. Общение на чужом языке - всегда условность, всегда «как будто», и чем точнее здесь будет соблюдаться условия игры, тем эффективнее будет иноязычное общение.

Для ребенка игра - увлекательное взаимодействие с педагогом и сверстниками, в котором высказывания определенного типа диктуются внутренними потребностями игры.

Игра - очень перспективная форма обучения, т.к. она способствует созданию благоприятному психологическому климату на уроке, мотивирует и активизирует деятельность учащихся, дает возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в различных ситуациях.

Литература:

  1. Методики обучения иностранным языкам в средней школе. Модернизация общего образования - СПб - Каро - 2010.

  2. Русина П. И. Обучение немецкому языку младших школьников/ Иностранные языки в школе - 2004- №2 -с. 36-38.

  3. Семёнова Т. В., Семёнова М. В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам/ Иностранные языки в школе - 2005- №1 - с. 16-18 .

  4. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс - М. - 2010- с. 214-226.

1 Цит. По Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс. - М. - 2010- с. 216.

2 Этот период должен быть минимально коротким.

18


© 2010-2022