Внеурочная деятельность по дисциплине «Язык саха»

 Одной из величайших достижений гуманистической мысли прогрессивного человечества в XX веке можно считать признание абсолютной ценностью  родной язык и культуру любого этноса.  Еще во второй половине XIX века выдающийся педагог К.Д. Ушинский в своей статье «Родной язык» написал: «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. И нет насилия более невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями его отживших предков. Отнимите у н...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Громова Надежда Николаевна, преподаватель дисциплины «Язык саха» ГБПОУ РС (Я) Якутский сельскохозяйственный техникум.



Внеурочная деятельность по дисциплине «Язык саха»





Одной из величайших достижений гуманистической мысли прогрессивного человечества в XX веке можно считать признание абсолютной ценностью родной язык и культуру любого этноса.

Еще во второй половине XIX века выдающийся педагог К.Д. Ушинский в своей статье «Родной язык» написал: «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. И нет насилия более невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями его отживших предков. Отнимите у народа все - и он все может воротить; но отнимите язык - и он никогда более создаст его; новую родину даже может создать народ, но языка никогда: вымер язык в устах народа - вымер и народ. Но если человеческая душа содрогается перед убийством одного недолговечного человека, то что же должна бы чувствовать она, посягая на жизнь многовековой исторической личности народа - этого величайшего из всех созданий божьих на земле?»

Сегодня в мире по разным оценкам насчитывается от 6000 до 7000 языков, и половина из них находится на грани исчезновения. И перед мировым сообществом стоит задача- сохранить языковое и культурное разнообразие. По сравнению с другими признаками этноса как культура, уклад жизни и т.д. родной язык считается самым уязвимым признаком. Любой язык, не выполняющий своих основных функций, может исчезнуть за 20-30 лет.

В связи с этим, в современных условиях, система образования многонационального государства несет ответственность за сохранение и развитие родных языков и национальных культур народов, проживающих на его территории. Образование сегодня одновременно является средством обеспечения и отражением языкового и культурного разнообразия.

13 февраля 2012г. на торжественном вечере «Родные языки: единство в многообразии», посвященном ко Дню родного языка и письменности Президент Республики Саха (Якутии) Егор Афанасьевич Борисов в свое выступлении отметил: «Якутский язык должен изучаться и в профессиональных учебных заведениях, находящихся на территории республики, возможно, с акцентом на направления будущей профессиональной деятельности студентов.»

В рамках реализации Поручения Президента РС(Я) от 6 марта 2012 года №257-А-1 вышел приказ министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС(Я) «О внедрении изучения якутского языка в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования».

Учебная дисциплина « Язык Саха» введен в учебную программу Якутского сельскохозяйственного техникума с сентября 2012 года по всем специальностям по 36 часов, как обязательная аудиторная учебная нагрузка и 18 часов - для самостоятельной работы обучающегося.

Для повышение мотивации к обучению дисциплины «Язык Саха» третий год планово проводим разные формы внеурочных мероприятий. Так в 2013 году и 2014 году провели в техникуме «Декаду родного языка и письменности.»

Декада родного языка, как одна из форм внеурочной работы призвана призывать интерес и любовь к родному языку.

Внеурочная работа определяется как деятельность студентов, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности. Поэтому стоит задача сочетания различных составляющих ее элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности студентов и педагогическому замыслу преподавателя.

План декады родного языка должен содержать только то, что осуществимо и может быть доведено до конца.

Мероприятия, которые мы включили в декаду родного языка - это олимпиада по якутскому языку, кураторские часы, конкурсы стенгазет, викторины, конкурс чтецов, беседы приглашенных гостей, творческий конкурс «Айар тыл абылана»

В 2014 году впервые провели олимпиаду по якутскому языку в техникуме. Участвовало 20 студентов. Было 10 заданий на 60 баллов. Особое внимание здесь уделяется на правильное использование литературного языка, культуре речи.

Олимпиада является своего рода проверкой работы учителя с одной стороны, а с другой стороны помогает выявить студентов в совершенстве владеющих всем богатством родного языка.

Кураторские часы проводим с участием представителей общественности, с известными поэтами и журналистами. Так, пригласили главного редактора журнала «Уйэ» Кривошапкина Н.Н, журналиста, поэтессу Корякину О.Н. - Умсуура, главного редактора издательства «Бичик» Луковцева В.Н. Студенты с интересом слушали их выступления и задавали много вопросов о развитии современной якутской литературы.

Студенты по специальности «землеустройство» встретились с кандидатом филол. наук Ивановым Ньургуном Михайловичем на тему «Алаас ааттаах, дойду сурахтаах», узнали много о топонимике, о происхождении тех или иных названий населенных пунктов и местностей своих улусов.

При составлении плана проведения декады мы обязательно включаем юбилейные даты представителей творческой интеллигенции.

В 2013г. м 115-летию поэта А.А. Иванова - Кундэ, в 2014г. к 120-летию П.А.Ойунского провели тематические беседы и конкурсы чтецов.

В 2014г. на конкурсе чтецов пригласили студентов колледжа культуры и искусств. Они выступали со своей литературной композицией. Преподаватель колледжа Федорова Сардана Николаевна дала ценные советы по декларированию художественного произведения.

Два года проводится литературный конкурс «Айар тыл абылана». На творческом конкурсе участвовало около 100 студентов. Творческая активность студентов побудила организовать литературный кружок «Толон». Название кружка выбрали сами студенты.

Кроме этого, каждая учебная группа выпускает свою литературную стенгазету.

В рамках декады провели фольклорный вечер «Таптыыр сахам тылынан», где провели разные конкурсы и национальные игры.

Также организуется такие культурно - познавательные мероприятия, как посещение театров и музеев г. Якутска.

Главной целью культурно - познавательного выезда является воспитание ценностного отношения к искусству, театру, пробуждение интереса к театральному искусству.

Важно заинтересовать студентов, мотивировать на посещение культурных центров. Посещение Якутского драматического театра им. П.А.Ойунского, театра оперы и балета, театра юного зрителя ориентировано на духовно - эстетическое воспитание (кэрэ5э уhуйуу, угуйуу, умсугутуу). Студенты через игру актеров заново воспринимают и знакомятся с произведениями якутских классиков. Происходит личное восприятие ранее прочитанных произведений посредством театрального искусства, через игру актеров.

Посещение музеев г. Якутска для студентов призваны пробуждать любовь к родному краю, ее истории, ее людям. Особенность человеческой памяти заключается в том, что только через свой жизненный опыт человек приобретает новые знания. В этом плане посещение музеев является неоценимым опытом в познании мира. В этом году при посещении музея им. Ем. Ярославского студенты 1 курса с удивлением обнаружили на стендах музея своих земляков, родственников, воевавших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.

Таким образом в сознании молодых людей происходит процесс включения личного участия в культуру.

В 2014г. с 7-12 апреля по плану проводили мероприятия к 100-летию со дня рождения Р.А. Кулаковского. Библиотека техникума организовала выставку и обзор книг писателя. Провели литературный час «Ийэ тыл иитэр суолтата». Пригласили Председателя Союза писателей Якутии, поэта и коллекционера И.В. Мигалкина. Студенты с большим интересом слушали его выступления о Р.А. Кулаковском, о якутской литературе, Якутии. Провели кураторские часы по группам к 100-летию со дня рождения Р.А. Кулаковского. В рамках недели провели конкурс докладов и рефератов о жизни и творчестве писателя (всего 40 работ студентов). Посетили спектакль «Сыгый Кырынаастыыр» в Саха театре. Студенты и преподаватели техникума участвовали в торжественном собрании, посвященном 100-летию со дня рождения Р.А. Кулаковского. Некоторые группы студентов посетили литературный музей.

В октябре студенты 2-х курсов участвовали в юбилейном мероприятии к 60-летию народного поэта Якутии И.В. Мигалкина в театре Оперы и балета им. Суорун Омоллона.

Одним из направлений внеурочной деятельности является посещение библиотеки. По предмету «Язык саха» организовано сотрудничество с библиотекой техникума и библиотекой «3Д» (филиал городской библиотеки им. Белинского). Третий год вместе проводим разные мероприятия. В библиотеке техникума проводим мероприятия по юбилейным датам якутских писателей, видных общественных деятелей.

13 ноября 2014г. в библиотеке «3Д» приняли участие в общегородской мероприятии «Хомус алыптаах абылана» .

27 ноября 2014года наш литературный кружок примет участие в литературном вечере «В сердцах наших розы цветут, пока сердце матери бьется», посвященный ко Дню Матери. В мероприятии студенты будут представить стихи собственного сочинения о матери и будут прочитать их на вечере. Из собранных стихотворений будет выпущено печатное издание, сборник стихов.

Такие библиотечные дни вызывают интерес к библиотекам и пробуждают читательский интерес студентов.

Таким образом, проведение мероприятий по внеурочной деятельности студентов это:

  • Привитие интереса и любви к родному языку, родной культуре

  • Углубление знания по предмету

  • Имеет очень большое значение, как средство патриотического,гражданского и духовного воспитания студентов.

Свое выступление заканчиваю словами ИЛ Дархана Республики Саха (Якутии) Е.А. Борисова из обращения к своим избирателям:

«Культура - это наш главный инструмент защиты от глобальных процессов. Любые малочисленные народы могут легко ассимилироваться и исчезнуть как нация. Поэтому очень важно, чтобы дети знали свой язык, свою культуру, традиции. Тогда наш народ будет более устойчивым. Зная родной язык и культуру, легче воспринимать другие».



© 2010-2022