Представление видов упражнений на аудирование

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аудирование как вид речевой деятельности. Система упражнений по аудированию

Обучение аудированию должно быть неотъемлемой составной частью в процессе изучения иностранного языка.

Для понимания аудиотекстов важными являются не только языковые знания, но и внеязыковые элементы (звуки, музыка), общие познания ( страноведческие знания).

Во время аудирования учащиеся учатся составлять гипотезы. Существуют различные виды аудирования. Часто достаточно понять самое главное, суть (глобальное понимание аудиотекста), но также можно сконцентрироваться и на какой-либо определенной информации (селективное понимание аудиотекста).

Существует типология упражнений по аудированию.

Различают 3 вида упражнений по аудированию:

  1. Упражнения, которые выполняются перед прослушиванием аудиотекста

  2. Упражнения, которые выполняются в процессе прослушивания аудиотекста

  3. Упражнения, которые выполняются после прослушивания аудиотекста

Разумеется, это не означает, что все упражнения по аудированию должны быть выстроены по этим критериям, так как, естественно, существуют упражнения, в которых все вышеназванные формы могут быть скомбинированы.

Рассмотрим каждый тип упражнений с примерами.


  1. Упражнения, которые выполняются перед прослушиванием аудиотекста.

-Ассоциограмма

Речь идет о так называемом «монологическом тексте».В «монологических текстах»ученикам дается возможность понять суть, главную информацию или ход событий.

Цель: подготовка к прослушиванию аудиотекста, мотивация учеников, введение в тему, актуализация имеющихся знаний.

Во время работы с ассоциограммой можно направлять процесс сбора слов, вводить новые слова.

Представление видов упражнений на аудирование

См.приложение аудиосцена №16, стр. 20

-Иллюстрация 1: отдельное изображение

Цель: визуализация представленной в аудиотексте ситуации, введение важных понятий и речевых средств, мотивация учащихся, построение ожиданий от аудиотекста (гипотез), активизация имеющихся знаний.

Шаги:1. Ученики рассматривают данную иллюстрацию и спекулируют о том, что могло произойти:Was sagt der Mann in Uniform?Was sagen die beiden Angler?

Ученики собирают возможные реплики и составляют диалог.

2. Ученики слушают текст и отвечают на вопросы

См.приложение стр.9 аудиосцена №17а, 17б,стр.20

-Иллюстрация 2: много изображений.

Несколько картинок надо разместить в нужной последовательности. Сначала можно попросить учеников разместить картинки в том порядке, который они считают верным. Это первый шаг.

Цель: визуализация представленной в аудиотексте ситуации, введение важных понятий и речевых средств, мотивация учащихся, построение ожиданий от аудиотекста (гипотез), активизация имеющихся знаний.

Второй шаг: ученики слушают текст и сравнивают свои предположения с оригиналом.

См.приложение стр.9 аудиосцена №18, стр.20

-Иллюстрация 3: текст и картинка.

Цель: введение в ситуацию, предъявление важных терминов и речевых средств, мотивация учащихся, построение ожиданий (гипотез), активизация имеющихся знаний.

См.приложение стр.10,11 аудиосцена №19,20, стр. 20

-Работа с карточками.

Цель: предварительное введение текста, введение в тематику.

См.приложение стр.11,12 аудиосцена №21,стр.20

Шаги: 1. Работа с карточками: Задание: а) Понять предложения б) Положить карточки так, чтобы получилась интересная история

2. Прослушать песню.

3. В конце собрать на доске все, что поняли учащиеся.

2 Упражнения, которые выполняются в процессе прослушивания аудиотекста

Конечно, упражнения, выполняемые перед прослушиванием аудиотекста и во время него не исключают друг друга, а в большинстве случаев комбинируются.

Упражнения, выполняемые во время прослушивания, не должны занимать много времени. Здесь различают упражнения, которые предполагают интенсивное и экстенсивное понимание аудиотекста. При интенсивном понимании важна вся информация, детали. Экстенсивное понимание подразумевает «тотальное» понимание, детали не играют важной роли. В экстенсивном понимании различаются стили прослушивания. Так, селективное прослушивание означает, что из аудиотекста нужно извлечь только определенную, интересную информацию. Глобальное прослушивание-это такой стиль прослушивания, в котором нужно понять центральную информацию текста- «красную нить».

а) Примеры интенсивного прослушивания

-Цифровое лото

Цель: интенсивное прослушивание, тренировка определенных цифр, например, от 0 до 20 , от 21 до 50 и так далее.

Шаги: 1) демонстрация цифр

  1. первая тренировка цифр

  2. ученики рисуют квадрат с 9-ю полями

  3. ученики пишут 9 любых цифр (например, от 0 до 20 ), не повторяя их

  4. прослушивание текста, во время которого учащиеся зачеркивают в своем квадрате те цифры, которые они слышат. Первый, кто зачеркнет все свои цифры, кричит: «Bingo!» и является победителем.

См.приложение аудиосцена №23 а б,стр.21

-Слово из цифр

Ограничиваемся теми цифрами, которые тренируются в настоящий момент.

Шаги: 1) Ученики получают рабочий лист.

2) прослушивается текст, ученики соединяют цифры в верной последовательности. Тот, кто верно услышал и соединил цифры, сможет прочесть зашифрованное слово.

См. приложение стр.12 аудиосцена №24,стр.21

-Лото из цифр

Цель: интенсивное прослушивание аутентичного текста. Тренировка цифр от 0 до 49.

Шаги: 1) презентация цифр от 0 до 49

  1. первая тренировка цифр

  2. объяснение хода работы: зачеркнуть 6 цифр от 0 до 49 в лотерейном билете.

  3. Ученики играют в лото: они трижды зачеркивают 6 цифр на лотерейном билете

  4. Прослушивание цифр. Ученики обводят каждую названную цифру в кружок

  5. Кто выиграл? У кого одна зачеркнутая цифра в кружке, у кого две…?

См.приложение стр.13 аудиосцена №25, стр.21

-Визуальный диктант

Цель: тренировка предлогов и наречий места

Шаги: 1) презентация предлогов и наречий места, которые надо выучить

2) первая тренировка новых предлогов и наречий

3) учитель рисует на доске предметы, например:

Представление видов упражнений на аудированиеПредставление видов упражнений на аудированиеПредставление видов упражнений на аудированиеПредставление видов упражнений на аудированиеПредставление видов упражнений на аудированиеПредставление видов упражнений на аудирование

Представление видов упражнений на аудированиеПредставление видов упражнений на аудированиеПредставление видов упражнений на аудированиеПредставление видов упражнений на аудирование

Представление видов упражнений на аудированиеПредставление видов упражнений на аудированиеПредставление видов упражнений на аудированиеПредставление видов упражнений на аудирование

Представление видов упражнений на аудированиеПредставление видов упражнений на аудирование

Представление видов упражнений на аудирование

der Tisch der Stuhl die Flasche der Mann das Fenster

  1. затем учитель диктует, где должны стоять предметы, например (Перед столом стоит стул и т. п.)

  2. в конце учащиеся могут обменяться своими рисунками и внести исправления, в то время, как текст прослушивается еще раз или показывается

см. приложение аудиосцена №28 а, b, c,d,стр.21

Вот еще одна картинка, которая может послужить прекрасным примером визуального диктанта. Важную роль здесь играет словарный запас, который тренируется в процессе описания картинки, прослушивания аудиотекста и рисования. Важна и мотивация учащихся.

См. приложение аудиосцена №30,стр.21

Шаги: 1. Прослушайте описание картинки на кассете. Попробуйте нарисовать в процессе прослушивания рисунок. Запись можно останавливать, чтобы получше изобразить услышанное.

Эту картинку можно использовать и для работы в паре или в группе, например, ученик описывает картинку для других. Рисующие ученики могут задавать вопросы. Ученику, описывающему картинку, можно дать перечень лексических единиц.

См. приложение стр.13,14

- Ориентировка в плане города

С планом города можно работать разными способами. «Спросить, как куда-нибудь пройти» - наиболее часто встречаемое действие, при котором тренируется понимание аудиотекста. При этом интенсивное прослушивание и страноведческая информация связываются с реальной ситуацией.

Цель: тренировка направлений: links, rechts, geradeaus. Также хорошо тренируются такие важные понятия как Kreuzung, abbiegen, weitergehen, sich befinden и другие важные речевые средства: Die Strasse uberqueren, Wie komme ich zum …? Также важное значение имеет разбор плана города, чтение названий улиц.

Шаги:

До аудирования:

  1. Повторение направлений, глаголов для описания дороги.

  2. Карта Германии - рабочий лист №1.

См. приложение стр.14

  1. Картины города Бохума - рабочий лист №2.

См. приложение стр.15

Учащиеся рассматривают рабочий лист. Им задается вопрос, куда они хотели бы пойти, куда можно пойти в Бохуме.

Во время аудирования:

  1. План города - рабочий лист №3.

См. приложение стр.15

- Чтение плана города соответствует аутентичной ситуации. Ученики тренируются ориентироваться в незнакомой обстановке при помощи указателей.

- Ученики слушают, как верно произносятся названия улиц.

Данные упражнения можно выполнять в паре или группе.

- Работа со словами.

Цель: тренировка интенсивного аудирования: ученики должны понять встречающиеся в тексте названия предметов обстановки в комнате. Подчеркивая предметы на рабочем листе, они называют то, что поняли.

Шаги: 1. Учеников вводят в контекст (In dem folgenden Text horen wire in Madchen. Es heist Meike und wohnt in einem kleinen Dorf im Norden von Deutschland. Meike ist 11 Jahre alt. Sie beschreibt ihr Zimmer? Versuchen Sie sich vorzustellen, wie das Zimmer aussieht.)

2. Можно показать ученикам фото Майки и собрать на доске идеи по обстановке ее комнаты.

3. Прежде, чем учащиеся услышат интервью, с ними надо рассмотреть список слов и объяснить задание: Einige dieser Gegenstande werden im folgenden Text genannt, aber nicht alle. Kreuzen Sie bitte die Gegenstande an, die Meike erwahnt.

Затем ученики прослушивают интервью.

См. приложение стр.16 аудиосцена №33,стр.22

б) Примеры экстенсивного прослушивания.

Для экстенсивного прослушивания особенно подходят тексты и задания, побуждающие ученика что-либо сделать, т.е. ученикам дается определенное поручение, которое можно исполнить вербально и невербально.

- Вербальные задания: внесение информации в таблицу.

Цель: Ученики должны услышать определенную информацию текста и внести ее в таблицу во время прослушивания текста.

См. приложение стр.17,18 Рабочий лист№1 (Иллюстрация школьного образования в Германии), Рабочий лист №2 (Тексты для чтения), рабочий лист №3 (Таблица).

Шаги: 1. Вместе с учениками рассматриваем систему школьного образования в Германии и читаем тексты.

2. Объясняем, как заполнять таблицу.

3. Прослушиваем первое интервью.

4. Текст можно проиграть несколько раз. При этом ученики концентрируются на важных моментах.

5. Также работаем и со следующим интервью.

См. приложение стр.17,18 аудиосцена №37 а,в,с,стр.22,23

- Невербальные задания: выполнить поручение.

Игра-поиск - игровая форма тренировки экстенсивного аудирования. Задание - найти сокровище. Описание пути дано на кассете.

Цель: Процесс экстенсивного аудирования поддерживается за счет того, что учащиеся распознают информацию, помогающую найти сокровище, и прослеживают путь на рисунке.

Шаги: 1. Рассмотр плана острова на рабочем листе: Was ist dse fur eine Insel?Was kann man auf der Insel machen?Таким образом вводится новая лексика.

2. Объяснение задания. Сначала прослушивается текст с указанием мест, направлений. Задание заключается в нахождении предмета, название предмета - ключ к разгадке.

3. Каждый ученик пишет свое ключевое слово и имя на листке. Листки кладутся в конверт и вытягиваются по очереди.

См. приложение стр.18 аудиосцена № 38,стр.23

- 3) Упражнения, которые выполняются после прослушивания аудиотекста.

Данным аудиотекстам не предшествует подготовительная фаза. Ученики должны быть в состоянии отделить главное от второстепенного.

Существуют задания, которые должны быть сделаны после прослушивания аудиотекста вербально.

- Вербальные задания: 6 W -вопросов.

Цель: Ученики концентрируются на тексте, полном действий, а 6 W - вопросов оказывают им помощь. Именно в них сконцентрирована главная информация. См. приложение аудиосцена №40,стр.23

Шаги: 1.Объяснение таблицы.

2. Прослушивание аудиотекста.

3. Обработка таблицы.

Beantworten Sie die 6 W-Fragen. Beginnen Sie mit: Wer hat was gesagt?

Wer?......................................................

hat

Was?......................................................

Wann?....................................................

Wo?........................................................

Wie?.......................................................

Warum?..................................................

gemacht?

4.Сравнение своих ответов с ответами соседа.

Схема 6 -W выполняется как по отдельности, так и в парах. Результат можно обсудить в классе ( в группе).

- Невербальные задания. Это могут быть комиксы или истории в картинках.

Цель: Установить верную последовательность событий.

См. приложение стр.19

К упражнениям, которые выполняются после аудирования, относятся также: сопоставить выражения, подходящие друг другу ( текст-текст, картинка-картинка, картинка-текст); верно-неверно (короткие аудиотексты); да-нет (короткие аудиотексты).




8

© 2010-2022