Чтение как цель и средство обучения при подготовке к ЕГЭ по английскому языку

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чтение как цель и средство обучения

при подготовке к ЕГЭ по английскому языку

В условиях постоянно повышающихся требований к уровню овладения обучающимися иностранным языком в школе и необходимости выполнять за короткое время задания объемных контрольно-измерительных материалов Единого Государственного Экзамена основными проблемами старшеклассников становятся неумение обобщать, выделять главное и отсутствие достаточной скорости чтения. Особенно это касается обучающихся, у которых слуховая память развита лучше, чем зрительная. Поэтому так важно чтение.

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности обучающихся. В процессе этой деятельности происходит извлечение информации из печатного текста. Таким образом, существует три основные функции, которые выполняет чтение:

- является средством изучения языка и культуры;

-является средством самообразования, информационной и образовательной деятельности;

-служит для практического овладения иностранным языком.

Для всестороннего развития и воспитания обучающихся средствами иностранного языка чтение дает наибольшие возможности.

Основной целью обучения иностранному языку на сегодняшний день является иноязычная коммуникативная компетентность, которая в свою очередь состоит из языковой, речевой, социокультурной, поликультурной, лингвострановедческой и страноведческой компетенций [6]. Именно чтение обеспечит овладение обучающимися данными компетенциями.

Проблема обучения чтению иноязычной литературы рассматривалась в разных аспектах такими учеными, как Н.Д.Гальскова, В.М.Филатова, Т.В.Рогова, Л.А.Онуфриева, М.Коул и другими [1, 2, 3, 7, 4].

Несмотря на наличие большого количества публикаций, посвященных этому вопросу, все еще существуют проблемные аспекты и в отечественных и в зарубежных исследованиях. Для того чтобы понимать англоязычные тексты, как считает Н.Д.Гальскова, обучающиеся должны усвоить несколько правил работы с текстом [1]:

- читать текст на иностранном языке, не означает переводить каждое слово: здесь для понимания любого текста важную роль играет жизненный опыт, который есть у ученика;

- чтобы понимать текст, уметь спрогнозировать, о чем будет идти речь в этом тексте, необходимо обратиться за помощью к заголовку, рисункам, схемам, таблицам, сопровождающим данный текст, его структуре;

- при чтении текста следует опираться в первую очередь на знакомые в нем слова, выражения и попробовать прогнозировать содержание текста.

Умение читать - это не только фонетически правильное озвучивание текста на иностранном языке, но и извлечение содержащейся в нем информации, понимание прочитанного, оценка фактов и наконец, использование полученного материала. Поэтому формирование умений и навыков чтения - одна из важнейших целей на всех без исключения этапах обучения иностранному языку. И учителю мало просто соблюдать все педагогические требования, нужно постоянно повышать свою профессиональную грамотность и методическую компетентность, искать новые эффективные приемы и формы работы.

У чтения две стороны. С одной стороны это восприятие прочитанного, с другой - осмысление. Они неразрывно связаны между собой. Условия понимания текста напрямую зависят от качества его восприятия. Зачастую к искажению смысла приводят такие ошибки в восприятии, как уподобление похожих по форме слов, неправильное чтение слов. В свою очередь, неправильное понимание смысла наталкивает на ложное угадывание формы слова.

В целях предотвращения возникновения подобных ситуаций, следует включать в начало урока в качестве речевой разминки такие виды деятельности, как упражнения на подбор синонимов и антонимов к словам, работа с омонимами и омофонами, задания на словообразование, употребление форм неправильных глаголов и т.д. Это не только поможет подготовить обучающихся к активной работе на уроке, но и снимет массу трудностей при понимании текстов в дальнейшем.

На протяжении всего периода обучения английскому языку - будь то начальный, средний или старший этап - педагоги уделяют пристальное внимание правильному произношению при чтении. Это действительно очень важно. Но мы часто забываем о факторе скорости. Зачастую при работе о объемными контрольно-измерительными материалами обучающимся не хватает времени на выполнение всех заданий из-за маленькой скорости чтения. В данном случае необходимо развивать навыки чтения про себя, что и рекомендуется делать на старшем этапе обучения английскому языку[1,2,3].

Научить школьников читать быстрее возможно при помощи методики TimedReading (Приложение 1). Подобная работа с текстами на уроке требует более тщательной подготовки от учителя и дает результаты только при условии регулярного использования. В период ознакомления с новым видом деятельности это занимает практически пол-урока, но когда обучающиеся привыкают к такому виду работы, время сокращается до 10-15 минут. Это зависит от темпа работы класса на уроке. Тексты можно брать из учебника или подбирать самостоятельно в зависимости от темы урока (Приложение2). На старшем этапе обучения текст обязательно должен быть аутентичным. Каждый обучающийся в течение учебного года ведет папку, содержащую таблицы его техники чтения, где учитель и он сам могут видеть результаты обучения (Приложение 3).

Одним из метапредметных результатов, формируемых на уроках английского языка в старшей школе, является осмысленное чтение, определение жанра и основной идеи текста, усвоение его содержания, поиск информации. Обучающиеся должны уметь выделять замысел автора, основную идею, главное и второстепенное; последовательность, причинно-следственную и логическую связь описываемых событий.В ходе тестирования 15-летних российских школьников сотрудникамиPISA (ProgramforInternationalStudentAssessment) на наличие способностей находить информацию в тексте, интерпретировать ее и давать оценку выяснилось, что обучающиеся могут передать содержание прочитанного, но далеко не всегда в состоянии дать оценкуизложенным фактам и событиям.Оказалось, что в России по-прежнему читают больше, но необходимо продолжать работу над формированием навыков осмысленного чтения.Наиболее действенным в этом случае является метод чтения в группах, разработанный американским психологом Майклом Коулом[4]. Он оптимально подходит для обучения осмысленному чтению на уроках английского языка:

- обучающиеся работают в группах, т.е. коллективный опыт переходит в собственный;

- каждый может выбрать себе задание по способностям (спрашивать о словах, которые трудно произносить, которые трудно понять; об основной идее текста; о том, что будет дальше и т.д.);

- текст обязательно делится пополам, и по первой половине обучающиеся должны предугадать концовку.

В результате даже самые слабые обучающиеся проявляют больший интерес к содержанию прочитанного.

При помощи чтения можносформировать такиеметапредметные результаты, какосознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбораоснований и критериев, установления родовидовых связей; умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое суждение,умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы. Здесь поможет применение дебатных технологий на уроках английского языка [8]. Учащиеся формируют утверждение, связанное с изучаемой темой. Например: «Животным в зоопарке лучше, чем на воле». Затем они делятся на две команды. Одна команда формирует три аргумента и доказательства к ним в защиту этого утверждения, а другая - три аргумента против. Для того чтобы сформулировать аргументы и найти им доказательства необходимо за короткий период времени найти в справочной литературе или интернете необходимую информацию, прочесть, выделить главное и продумать, какие вопросы могут задать им оппоненты, чтобы заранее их избежать, или быть готовыми на них ответить. Затем начинается обсуждение. Участники имеют право прерывать речь своего оппонента, задавая ему вопросы во время выступления.Таким образом,мы формируем у обучающихся уникальные навыки сбора и анализа информации, выявления проблем и поиска их решений, умения критически мыслить и убедительно презентовать свои идеи[5].

Чтение даже в мире продвинутых компьютерных технологий по-прежнему остается одновременно средством получения информации, обучения и воспитания. Задача учителя не просто научить получать информацию из прочитанного, а уметь ее проанализировать, обобщить и выделить главное. Тогда обучающимся будут не страшны даже самые объемные контрольно-измерительные материалы по английскому языку.



Использованные источники:

  1. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.

  2. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учеб.пособ. [для студ. пед. колледжей] / под ред. В.М. Филатова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 416 с.

  3. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.

  4. М. Коул. «Культурные механизмы развития» [электронный ресурс]psychology-online.net/articles/doc-1126.html

  5. Мороз О.А. «Дебатный клуб для старшеклассников как метод формирования метапредметных результатов по английскому языку» [электронный ресурс]infourok.ru/debatnyy_klub_dlya_starsheklassnikov_kak_metod_formirovaniya_metapredmetnyh_rezultatov_po-477235.htm

  6. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ.пособ. /[Е.А. Маслыко, И.K.Бабимская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова]. 9-е изд., стер.Мн.: Высш. шк., 2004. - 522 с.

  7. Онуфрієва Л.А. Психологічніособливостіформуванняіншомовноїкомунікативноїкомпетенції у студентів-майбутніхвипускниківнемовнихспеціальностей ВНЗ / Л.А. Онуфрієва // Проблемисучасноїпсихології: зб. наук.працьКам'янець-Подільського нац. Унів-ту іменіІванаОгієнка, Інститутупсихологіїім. Г.С. Костюка НАПН України / за ред. С.Д. Максименка, Л.А. Онуфрієвої. - Кам'янець-Подільський: Аксіома, 2011. - Вип. 12. - 739с.

  8. Robert Trapp TheDebatabase Book. : IDEA Press Books, 2007. 240с.









Приложение 1

TimedReading

Инструкция

Мы читаем с разными целями: удовольствие, учеба, поиск информации и т.д. Для каждого вида чтения необходима своя скорость.

  • Менее 100 слов в минуту - медленное, очень внимательное чтение. Эта скорость необходима для детального анализа текста.

  • От 100 до 250 слов в минуту - работа с учебником.

  • От 251 до 400 слов в минуту - для повседневного чтения или чтения с целью извлечения информации.

  • Свыше 400 слов в минуту - ускоренное чтение. Такая скорость необходима для того, чтобы прочитать что-либо важное очень быстро.

Цель:

Ваша цель - постепенно увеличить скорость чтения до 350-400 слов в минуту. Чтобы увеличить скорость чтения, потребуется время и регулярные тренировки. Не стоит ожидать, что скорость чтения увеличится в разы за несколько недель. Но в течение года вы заметите свой прогресс.

Методика обучения:

  1. Обозрение текста

а) Прочитайте название.

О чем оно вам говорит?

Как вы думаете, о чем этот текст?

б) Посмотрите на картинки или изображения.

О чем они вам говорят?

Как вы думаете, о чем этот текст?

  1. Как только услышите слово «начали»,читайте так быстро, как только можете. Учитель будет следить за временем. Когда закончите, посмотрите на доску, чтобы узнать свое время.

  2. Запишите время на линии под текстом.

  3. Ответьте на вопросы после текста. Вы можете заглядывать в текст, но не пользоваться словарем.

  4. Проверьте свои ответы и запишите количество правильных.

  5. Подсчитайте свою скорость чтения и запишите в таблицу в ваших папках.

  6. Посмотрите на вопросы, которые вы пропустили и попробуйте найти на них ответы в тексте.

  7. Воспользуйтесь словарем, но ищите только те незнакомые слова, которые помогут вам правильно ответить на вопрос.

  8. Если вы что-то не понимаете, учитель вам объяснит. В таких случаях всегда задавайте вопросы.


Приложение 2

Reading Level 1Чтение как цель и средство обучения при подготовке к ЕГЭ по английскому языку

Text Number 1

Lions

1. Have you ever seen a real lion? If yes, where?

2. How are lions different from other cats?

3. How are lions the same as other cats?

4. Where do lions live?

Match each word with the best meaning.

1. including A. to keep safe

2. a collar B. not to have something

3. a female C. to also have or be part of

4. a male D. the part of a shirt or dress which is around the neck

5. to be without E. plants, animals and places that are not controlled by humans

6. long ago F. a girl or woman

7. a hunter G. a boy or man

8. to be wild H. a human or animal that is completely grown up

9. to be central I. a person who looks for animals to kill

10. to protect J. many years before now

11. an adult K. to be in the middle

Long ago, lions lived in southern Europe, southern Asia, and all over Africa. A hunter killed the last lion in North Africa in the 1930s. Today there are only 300 wild lions in India and 200,000 in central and southern Africa. Lions also live in zoos. Almost every zoo around the world keeps a few lions.

It is very easy to see the difference between male and female lions. Lions are the only kind of cat that show a clear difference between males and females. Male lions have a mane, a large collar of hair around the lion's face. The mane protects the male lion's throat when he is fighting. Females do not have manes. Male lions are also larger than females. Adult male lions are usually about four feet (122 centimeters) tall at the shoulders and eight and a half feet (260 centimeters) long, including the tail. They usually weigh more than 200 kilograms (440 pounds). Adult females are much smaller. They usually weigh less than 140 kilograms (300 pounds).

Lions live in large family groups. These family groups are called prides. Lions are the only cats that do this. Each pride has a different size and organization, but a pride usually has two males, seven females and some cubs, baby lions. The females are usually sisters or cousins. When males are two and a half to three years old, they must leave the pride. The older males come from other prides.

Three or four cubs are usually born at one time. Only one in five cubs will live for more than a year. When there is no food, the youngest die first. Wild lions live for 15 to 18 years. Lions in zoos live for 25 to 30 years.

Lions are very strong. They eat many different kinds of medium and large-sized animals, but they like wildebeest best. Both male and female lions have very strong mouths. They can break the necks of other animals with one bite. One adult lion will usually kill from 10 to 20 large animals each year for food. They also steal food from other animals.

Female lions do most of the hunting. They work together to catch other animals. Males often eat the animals that the females catch.

Lions can live in Africa because they can live without water for almost one month. They have no trouble during the dry times.

Reading Time:

Total Words: 400

Recalling Facts

1.Lions used to live in

a. Africa.

b. southern Europe and Asia.

c. both a and b.

2.Today, wild lions are found

a. in zoos.

b. India and Africa.

c. Europe, India, and Africa.

3.How are lions different from

other cats?

a. Male and female lions hunt.

b. Male and female lions look

different.

c. Male lions hunt.

4. Male lions

a. are bigger than females.

b. have manes.

c. both a and b.

5. Groups of lions are called

a. prides.

b. cubs.

c. adults.

Understanding the Passage

6. Prides usually have about

a. 15 adult lions.

b. 9 adult lions.

c. 5 adult lions.

7. Outside of zoos, lions live about

a. 17 years.

b. 27 years.

c. 30 years.

8. Adult lions usually kill about

a. 15 animals a year.

b. 5 animals a year.

c. 25 animals a year.

9. The number of lions in the world has

a. increased.

b. decreased.

c. stayed about the same.

  1. Female lions

a. hunt more than male lions.

b. need to hunt every day.

c. need to drink water every day.

Приложение 3

Timed Reading Name:

Progress Chart Class:

Date





Level #/Reading

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

Score





400 Words

*WPM





Time/ wpm





1:00/400

350





1:10/345

300





1:20/300

290





1:30/265

280





1:40/240

270





1:50/220

260





2:00/200

250





2:10/185

240





2:20/170

230





2:30/160

210





2:40/150

200





2:50/140

190





3:00/135

180





3:10/125

170





3:20/120

160





3:30/115

150





3:40/110

140





3:50/105

130





4:00/100

120





4:10/ 95

110





4:20/ 92

100





4:30/ 89

90





4:40/ 85

80





4:50/ 83

70





5:00/ 80

60





5:10/ 77

50





5:20/ 75

40





5:30/ 73

30





5:40/ 71

20





5:50/ 69

10





6:00/ 67

0





* WPM - слов в минуту


© 2010-2022