Статья Развитие грамотности на уроках иностранного языка

  Каждый учитель хочет, чтобы его учащиеся писали грамотно и содержательно. Как это сделать, ведь процесс обучения письму на иностранном языке осложняется расхождением между звуковыми и графическими планами выражения мысли? Как это сделать, если при небольшом жизненном опыте учащиеся просто не знают о чем им писать. Процесс формирования и развития навыков письма будет успешным, если создать методическую систему, все компоненты которой направлены на достижение конкретного результата: орфографиче...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зайцева Светлана Александровна

МБОУ «ОСШ № 3» г. Нягань, ХМАО - Югра

Развитие грамотности на уроках иностранного языка

Каждый учитель хочет, чтобы его учащиеся писали грамотно и содержательно. Процесс обучения письму на иностранном языке осложняется расхождением между звуковыми и графическими планами выражения мысли. Но процесс формирования и развития навыков письма будет успешным, если создать методическую систему, все компоненты которой направлены на достижение конкретного результата.

Для развития орфографической грамотности практический каждый урок я начинаю с небольшого диктанта, когда ученики записывают в тетради несколько предложений. Предложения содержат лексику, грамматический материал, актуальный этой теме. Затем ученики проверяют себя с помощью слайда. При проверке тетрадей я отслеживаю успехи, как отдельного ученика, так и грамотность класса по конкретной теме. В конце раздела я провожу словарный диктант.

Письмо на английском языке, как и монолог, для многих учащихся является серьезной проблемой. Для обучения написания сочинений - рассуждений, эссе я применяю технологию «критического мышления».

В технологии «критического мышления» выделяют три стадии: стадия вызова, стадия осмысления новой информации и стадия рефлексии.

При вводе новой темы я использую - стадию вызова. На этой стадии учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию, составляют кластеры. (Разбивка на кластеры - эта педагогическая стратегия, которая требует выделения лишь тех структур (слов), которые ассоциируются с этой темой.) Учащиеся работают индивидуально или в парах. Затем учителем составляется общий кластер на доске. Учащиеся высказываются, и учитель записывает все идеи без исключения.

Вторая стадия - стадия осмысления, задача которой - получение новой информации, ее осмысление и соотнесение с собственными знаниями.

Заключительная стадия - стадия размышления (рефлексии). Основные задачи деятельности на этой стадии: соотнесение старых и новых представлений, присвоение и обобщение полученной информации. На этой стадии учащиеся возвращаются к кластеру и корректируют его.

Выработка собственного отношения к изучаемому материалу излагается в виде сочинения-рассуждения, эссе на определенную тему. Тема записывается на доске (она формулируется с постановкой проблемы), и учащиеся заполняют таблицу в своих тетрадях:

Да, потому что…

Нет, потому что…

После обсуждения и фиксирования учителем всех идей на доске, учащиеся дополняют таблицу.

С помощью этой таблицы учащиеся могут выбрать и аргументировано доказать свою точку зрения (даже если первоначально у них не было никаких идей). Этот прием хорошо срабатывает и на выпускном экзамене в формате ЕГЭ, когда учащиеся ограничены во времени, и нет возможности излагать задание С-2 на черновике.

В каждом УМК есть эмоционально окрашенные темы. Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - это рефлексия. В таких темах я использую написание синквейна. Синквейн пишется в стиле «белый стих» по определенным правилам, с чем может справиться любой ученик.

Работа по развитию грамотности в системе дает положительные результаты: дети пишут более грамотно, содержательно, развивается их творческий потенциал, задания С-2 не вызывает у них особых трудностей на экзамене при итоговой аттестации. Более того, ученики становятся активными субъектами образовательного процесса, что дает, с одной стороны, возможности выразить свою точку зрения, не боясь быть отвергнутым, с другой стороны терпимо относиться к мнению других людей.

С помощью этой технологии учащиеся учатся рассматривать проблемы с разных сторон, находить несколько возможных решений. Приемы ТКМ помогут учащимся выражать свои мысли как в письменной речи, так и в монологической.



Регистрационная карта участника

Фамилия, имя, отчество (полностью)*

Зайцева Светлана Александровна

Соавторы (Ф.И.О., полностью)* (при наличии)

-

Количество приобретаемых сборников*

1

Наименование статьи (тезисов)*

Развитие грамотности на уроках иностранного языка

Номер и название секции

№ 2. Гуманитарные науки

Почтовый адрес для отправки сборника*

(включая почтовый индекс и область)

628181 ХМАО-Югра, г. Нягань, 1 микрорайон, д.47, сек. 3 к. 6

Телефон мобильный*

8 904 450 28 22

Телефон домашний*

-

E-mail*

[email protected]

Откуда Вы узнали про конференцию*

От руководства учебного заведения

Место работы

МБОУ «ОСШ № 3»

Должность

Учитель английского языка

Ученая степень, звание (при наличии)

-

Слово синквейн происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы двумя прилагательными.

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя глаголами.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним, который повторяет суть темы.

Как это делать:

Название (существительное)

Описание (прилагательное)

Действия (глагол)

Чувство

Повторение сути

Мама

Любимая, нежная

Воспитывает, выслушивает, помогает

Мама-самый главный человек на свете

Жизнь

Дети с удовольствием пишут синквейны. Такая работа, кроме выражения эмоциональности учащихся, позволяет работать с лексикой, выделяя разные части речи, используя способы словообразования.

Систематическая работа приносит результаты: дети пишут более грамотно, содержательно, психологически они готовы к экзамену в форме ЕГЭ.

няется. Многие учащиеся, осознавая важность языка в своей будущей профессии, выбирают для итоговой аттестации «Иностранный язык». Для сдач В методике над письмом понимается овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации речевого и языкового материала в целях его лучшего запоминания и качестве помощника овладении устной речью и чтением.

и экзамена в формате ЕГЭ необходимо владеть навыками написания аргументированного эссе, высказав мнения по теме «за» и «против».

Напишите под диктовку всего лишь одно предложение:

На дощатой террасе близ конопляника веснушчатая Агриппина исподтишка потчевала винегретом и прочими яствами коллежского асессора Викентия Аполлоновича под аккомпанемент виолончели.



© 2010-2022