- Преподавателю
- Иностранные языки
- Рабочая программа по внеурочной деятельности (немецкий язык) Занимательное языкознание в 6 классе
Рабочая программа по внеурочной деятельности (немецкий язык) Занимательное языкознание в 6 классе
Раздел | Иностранные языки |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сверчкова С.С. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательное языкознание» для учащихся 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:
«Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223с. (стандарты второго поколения).
Цели курса:
-развитие элементарных языковых навыков, необходимых для успешного овладения немецким языком позже. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить дополнительные;
- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством немецкого языка.
Задача курса заключается в максимальном вовлечении учащихся на занятии. Большинство заданий представлено в игровой форме. Многие упражнения предполагают опору на собственный жизненный опыт учащихся.
В соответствии с учебным планом школы, в 6 классе на изучение курса отводится 34 часа в год, 1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности при 34 неделях, предусмотренной ФГОС. Продолжительность одного занятия - 40 минут. Срок реализации- 1 год.
Общая характеристика курса
Актуальность и практическая значимость программы определяется важностью повышения не только уровня знаний учащихся, но и развития их творческих способностей и возможностей, фантазии, образного мышления, что само по себе оказывает положительное влияние на познавательные процессы. Обучение иностранному языку на основе общения, в котором задействованы интеллектуальная и эмоциональная сферы, направлено на целостное развитие личности ребенка.
Новизна программы заключается в гармоничном использовании традиционных методов обучения, учебной литературы и новых педагогических технологий, мультимедийных средств обучения и приобретении навыков работы на компьютере, использовании информационных технологий на занятиях: компьютерное тестирование, создание презентаций, слайд-шоу, организация и проведение внеклассных мероприятий на немецком языке, активная работа с аудио- и видеоматериалами. Спецификой данной программы является её ярко выраженный межпредметный характер. Используемые современные педагогические технологии дают возможность формировать компетентности. Использование мультимедийных средств обучения учит детей работать с информацией, коммуникативная компетентность формируется через возможность слышать живую речь носителей языка. Использование на занятиях внеурочной деятельности изготовления газеты, поделок, презентации, выступление с концертом перед младшими школьниками помогает процессу социализации личности, умению сотрудничать.
Направленность: интеллектуально-познавательная.
Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях. Он узнаёт, что немецкие слова произносятся иначе, чем слова родного языка, что перед названиями предмета нужно обязательно ставить маленькие словечки - артикли. Ребёнок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами. Основной и главной формой воспитательного часа является игра. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности этого возраста для овладения иностранным языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения. Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы. Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в трудовые отношения в будущем. Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков. Занятия будут способствовать осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей страны.
Формы проведения занятия: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.).
Место проведения занятий: кабинет немецкого языка, спортивный зал, кабинет изобразительного искусства и музыки, актовый зал, библиотека и игровая площадка (в зависимости от вида деятельности на занятии).
Формы подведения итогов работы: выступление перед учениками начальной школы, проведение конкурса на лучшего знатока немецкого языка и страны, кроссворды, викторины, создание презентаций, выпуск газеты, инсценирование песни, изготовление поделок.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Предметные:
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
- формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
- создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
-познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.); -способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения; -познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
-формировать некоторые универсальные лингвистические понятия,
-наблюдаемые в родном и иностранном языках;
-способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
-развивать мотивацию к дальнейшему овладению немецким языком и культурой; -развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком; -приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
-формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
-развивать технику речи, артикуляцию, интонации;
-развивать двигательные способности детей через драматизацию;
-познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
Личностные:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
-способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
-приобщать к общечеловеческим ценностям;
-способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
-обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок;
-прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данной ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной. Формируется и совершенствуется умение представлять себя, свою страну, ее культуру средствами немецкого языка в условиях межкультурного общения.
Таким образом, рабочая программа нацеливает на обучение детей в 6 классе всем видам речевой деятельности параллельно, при условии, что говорение и аудирование на занятиях проводятся в игровой форме.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа состоит из шести разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности обучающихся и направлен на решение своих собственных педагогических задач.
Заочное путешествие по Германии.- 8 часов
Работа над чтением и драматизацией литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям учащихся 5 класса, способствует развитию творческого воображения учащихся, расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, креативности, повышению их эмоциональной отзывчивости, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащению внутреннего духовного мира ученика.
Драматизация, как никакой другой приём, может помочь учителю преодолеть сопротивление ребёнка изучению иностранного языка, делая процесс изучения немецкого языка увлекательным, приносящим удовольствие; ставя перед учеником реалистичные цели, успешно достигая которых, он будет хотеть двигаться дальше; связывая опыт ребёнка по изучению языка с его жизненным опытом.
Мир песен, рифмовок, стихотворений.- 6 часов
На данном этапе в игровой форме идет развитие всех видов речевой деятельности, но особое внимание уделяется расширению лексического запаса, чтению простых и интересных детских стихов. Как средство активизации и мотивации познавательной активности младших школьников на уроках немецкого языка игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности.
Хорошо подобранная игра содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, радость победы и радость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность на ее участников. В игре особенно полно и, порой неожиданно, проявляются способности.
Бытовой немецкий.- 9 часов
Творчество детей бытовой деятельности проявляется в трех направлениях: как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета); исполнительское (речевое, двигательное); оформительское (декорации, костюмы и т.д.).
«В мире сказки».- 6 часов
Сказка - замечательное средство приобщения детей к культуре народов, к развитию речи. Сказки на немецком языке превращают процесс обучения ребенка в привлекательную игру. Чтение формирует интеллект, обостряет чувства, способствует развитию познавательных интересов, а также общей культуры школьников. Каждый ученик может развиваться в языке в соответствии со своими способностями. При распределении ролей большие, со сложными текстами отдаются детям с лучшей языковой подготовкой, более слабые ученики получают роли с небольшим количеством реплик. Однако все ученики получают большую пользу от участия в пьесе и удовлетворение от своей работы, ведь каждая роль значима для успешного представления пьесы.
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
«Немецкая национальная кухня»-5 часов
При наличии постоянной обратной связи учитель может более тщательно планировать стратегию для эффективного обучения.
Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Именно драматизация помогает детям «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер.
Итоговый урок - 1 час
Обучение немецкому языку в урочной деятельности - очень ответственный и, с нашей точки зрения, самый сложный в курсе обучения немецкому языку. Основной задачей является овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также
коммуникативными умениями говорения и аудирования. На смену игровой деятельности на уроке все больше приходит учебная.
Тематический план
№ п/п
Название темы
Количество часов
Теория
Практика
1
Заочное путешествие по Германии.
7
6
1
2
Мир песен, рифмовок, стихотворений.
6
3
3
3
Бытовой немецкий.
9
7
2
4
«В мире сказки».
6
2
4
5
Немецкая национальная кухня.
5
3
2
6
Итоговый урок.
1
1
0
Итого:34 часа
Тематическое планирование
№ п/п
Разделы, темы
Количество
часов
Деятельность учащихся
Дата
проведения
План
Факт
Заочное путешествие по Германии
8
-работают по карте Германии;
-знакомятся с бытом немецких детей;
-ведут беседу о Германии;
-работают над проектами;
-составляют рассказ;
-заучивают и разыгрывают диалог;
-формируют словарь через заучивание рифмованного материала;
1
Федеральные земли и их столицы.
1
07.09.
2
Достопримечательности Берлина.
1
14.09.
3
Достопримечательности Бонна.
1
21.09.
4
Нравы и обычаи немцев
1
28.09.
5
Традиции страны изучаемого языка
1
05.10.
6
Проектная работа «Моё знакомство с Германией
1
12.10.
7
Проектная работа «Моё знакомство с Германией
1
19.10.
8
Что мы знаем о Германии?
1
26.10.
Мир песен, рифмовок, стихотворений
6
-учат рифмовки, считалки, песенки, стихи;
-слушают и понимают слова песни;
-применяют в речи считалки, песенки, рифмовки;
-формируют словарь через заучивание рифмованного материала;
9
Песенки, рифмовки, считалки по теме «Я учу немецкий»
1
09.11.
10
Фразы и жесты приветствия
1
16.11.
11
Фразы и жесты прощания
1
23.11.
12
Разучивание песен «Dir Mama», « Adventslied»
1
30.11.
13
Музыкальные игры «Die Eisbahn, die Eisbahn», «Wunderinstrument
1
07.12.
14
Немецкие народные песни
1
14.12.
Бытовой немецкий
9
- понимают реплики и реагировать на них;
15
Составление рассказа о себе
1
21.12.
16
Проектная работа по теме «Моя семья»
1
11.01.
17
Диалог «В библиотеке»
1
-ведут диалогическую речь в ситуациях;
-развивают навыки поведения в коллективе через проведение коллективных игр;
-развивают самостоятельность, уважение друг к другу;
18.01.
18
Диалог «На улице»
1
25.01.
19
Диалог «В магазине»
1
01.02.
20
Диалог «Чем займёмся в выходные?»
1
08.02.
21
Национальные традиции празднования Рождества в Германии и России
1
15.02.
22
Национальные традиции празднования Нового года в Германии и России
1
22.02.
23
Пасха в Германии
1
29.02.
«В мире сказки»
6
-формируют личностный смысл учения, развивают навыки сотрудничества;
-развивают творческие способности;
-проявляют интерес к изучению немецкого языка через проведение спектаклей;
24
Сказки братьев Гримм
1
07.03.
25
Сказочные места Германии (город Бремен)
1
14.03.
26
Сами себе режиссёры.
Постановка сказки «Die goldene Gans»
1
21.03.
27
Презентация спектакля
1
04.04.
28
Сами себе режиссёры.
Постановка сказки «Die zwolf Monate»
1
11.04.
29
Презентация спектакля
1
18.04.
Немецкая национальная кухня
5
-знакомятся с сервировкой стола в России и Германии;
-интересуются культурой Германии;
-развивают умение общаться на немецком языке
30
Традиционные блюда и напитки немцев
1
25.04.
31
Рождественский стол
1
02.05.
32
Поведение и общение за столом
1
15.05.
33
Игра «Немецкий завтрак», игра «Приятного аппетита».
1
23.05.
34
Итоговый урок
1
30.05.
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
1. Бим И.Л., Л.В.Садомова., Л.М.Санникова. Немецкий язык. 6 класс.Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч. (Академический школьный учебник).M.:Просвещение,2013 г.
2. Бим И.Л., Л.В.Садомова., Л.М.Санникова. Аудиокурс к учебнику немецкого языка. 6 класс.
3. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).
4. Гальскова Н.Д. Нем. язык: учебник для 2-3 кл школ с углубл. изучением нем.яз., лицеев, гимназий и ст. групп дет. Садов Просвещение, 2008. - 160с.: ил.
5. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках иностранного языка: Методическое пособие. [Текст] / В. В. Копылова - М.: Дрофа, 2004. - 96 с.
6. Галай О.М.. Занимательный немецкий для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. [Текст] / В.Г. Кулиш - Д.: «Сталкер», 2001. - 320с., ил.
7. Кирись В.Н. Игры на уроках немецкого языка: Метод.пособие. [Текст] /Кирись В.Н.- М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 78 с.
Учебно-иллюстративный материал:
-слайды, презентации по темам; -видеоматериалы по темам;-аудиоматериалы по темам; -иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;-наглядные пособия (игровые таблицы, атрибуты); -натурные объекты: реквизит к спектаклям, театральным постановкам.
Материально-техническое обеспечение
Ноутбук, экран, сканер, принтер, игровые средства обучения: набор кубиков, мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок, сценическая ширма (сцена, зал);
-видеокамера;
-элементы театральных декораций;
-персональный компьютер, оснащенный звуковыми колонками, для обработки сценарного и музыкального материала, экран.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
«Занимательное языкознание»
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
-
Знать/понимать:
-особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
-имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка);
-наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
-названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
-
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
-наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
-применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
-составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
- читать и выполнять различные задания к текстам;
- уметь общаться на немецком языке с помощью известных клише;
- понимать на слух короткие тексты;
-
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-понимать на слух речь учителя, одноклассников;
-понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера ) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
-выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
-расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
-инсценировать изученные сказки;
-сочинять оригинальный текст на основе плана;
-соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В результате занятий у учащихся могут быть развиты:
-толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
-познавательная, творческая, общественная активность;
-самостоятельность ( в т.ч. в принятии решений);
-умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
-коммуникабельность;
-уважение к себе и другим;
-личная и взаимная ответственность;
-готовность действия в нестандартных ситуациях.