Рабочая программа по внеурочной деятельности (немецкий язык) Занимательное языкознание в 6 классе

Раздел Иностранные языки
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательное языкознание» для учащихся 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:

«Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223с. (стандарты второго поколения).

Цели курса:

-развитие элементарных языковых навыков, необходимых для успешного овладения немецким языком позже. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить дополнительные;

- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством немецкого языка.

Задача курса заключается в максимальном вовлечении учащихся на занятии. Большинство заданий представлено в игровой форме. Многие упражнения предполагают опору на собственный жизненный опыт учащихся.

В соответствии с учебным планом школы, в 6 классе на изучение курса отводится 34 часа в год, 1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности при 34 неделях, предусмотренной ФГОС. Продолжительность одного занятия - 40 минут. Срок реализации- 1 год.









Общая характеристика курса

Актуальность и практическая значимость программы определяется важностью повышения не только уровня знаний учащихся, но и развития их творческих способностей и возможностей, фантазии, образного мышления, что само по себе оказывает положительное влияние на познавательные процессы. Обучение иностранному языку на основе общения, в котором задействованы интеллектуальная и эмоциональная сферы, направлено на целостное развитие личности ребенка.

Новизна программы заключается в гармоничном использовании традиционных методов обучения, учебной литературы и новых педагогических технологий, мультимедийных средств обучения и приобретении навыков работы на компьютере, использовании информационных технологий на занятиях: компьютерное тестирование, создание презентаций, слайд-шоу, организация и проведение внеклассных мероприятий на немецком языке, активная работа с аудио- и видеоматериалами. Спецификой данной программы является её ярко выраженный межпредметный характер. Используемые современные педагогические технологии дают возможность формировать компетентности. Использование мультимедийных средств обучения учит детей работать с информацией, коммуникативная компетентность формируется через возможность слышать живую речь носителей языка. Использование на занятиях внеурочной деятельности изготовления газеты, поделок, презентации, выступление с концертом перед младшими школьниками помогает процессу социализации личности, умению сотрудничать.

Направленность: интеллектуально-познавательная.

Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях. Он узнаёт, что немецкие слова произносятся иначе, чем слова родного языка, что перед названиями предмета нужно обязательно ставить маленькие словечки - артикли. Ребёнок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами. Основной и главной формой воспитательного часа является игра. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности этого возраста для овладения иностранным языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения. Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы. Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в трудовые отношения в будущем. Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков. Занятия будут способствовать осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей страны.

Формы проведения занятия: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.).

Место проведения занятий: кабинет немецкого языка, спортивный зал, кабинет изобразительного искусства и музыки, актовый зал, библиотека и игровая площадка (в зависимости от вида деятельности на занятии).

Формы подведения итогов работы: выступление перед учениками начальной школы, проведение конкурса на лучшего знатока немецкого языка и страны, кроссворды, викторины, создание презентаций, выпуск газеты, инсценирование песни, изготовление поделок.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Предметные:

- формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

- формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

- создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.

-познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.); -способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения; -познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;

-формировать некоторые универсальные лингвистические понятия,

-наблюдаемые в родном и иностранном языках;

-способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

-развивать мотивацию к дальнейшему овладению немецким языком и культурой; -развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком; -приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;

-формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;

-развивать технику речи, артикуляцию, интонации;

-развивать двигательные способности детей через драматизацию;

-познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.

Личностные:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

-способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
-приобщать к общечеловеческим ценностям;

-способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);

-обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок;

-прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данной ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной. Формируется и совершенствуется умение представлять себя, свою страну, ее культуру средствами немецкого языка в условиях межкультурного общения.

Таким образом, рабочая программа нацеливает на обучение детей в 6 классе всем видам речевой деятельности параллельно, при условии, что говорение и аудирование на занятиях проводятся в игровой форме.






Содержание курса внеурочной деятельности

Программа состоит из шести разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности обучающихся и направлен на решение своих собственных педагогических задач.

Заочное путешествие по Германии.- 8 часов

Работа над чтением и драматизацией литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям учащихся 5 класса, способствует развитию творческого воображения учащихся, расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, креативности, повышению их эмоциональной отзывчивости, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащению внутреннего духовного мира ученика.

Драматизация, как никакой другой приём, может помочь учителю преодолеть сопротивление ребёнка изучению иностранного языка, делая процесс изучения немецкого языка увлекательным, приносящим удовольствие; ставя перед учеником реалистичные цели, успешно достигая которых, он будет хотеть двигаться дальше; связывая опыт ребёнка по изучению языка с его жизненным опытом.


Мир песен, рифмовок, стихотворений.- 6 часов

На данном этапе в игровой форме идет развитие всех видов речевой деятельности, но особое внимание уделяется расширению лексического запаса, чтению простых и интересных детских стихов. Как средство активизации и мотивации познавательной активности младших школьников на уроках немецкого языка игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности.

Хорошо подобранная игра содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, радость победы и радость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность на ее участников. В игре особенно полно и, порой неожиданно, проявляются способности.

Бытовой немецкий.- 9 часов

Творчество детей бытовой деятельности проявляется в трех направлениях: как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета); исполнительское (речевое, двигательное); оформительское (декорации, костюмы и т.д.).

«В мире сказки».- 6 часов

Сказка - замечательное средство приобщения детей к культуре народов, к развитию речи. Сказки на немецком языке превращают процесс обучения ребенка в привлекательную игру. Чтение формирует интеллект, обостряет чувства, способствует развитию познавательных интересов, а также общей культуры школьников. Каждый ученик может развиваться в языке в соответствии со своими способностями. При распределении ролей большие, со сложными текстами отдаются детям с лучшей языковой подготовкой, более слабые ученики получают роли с небольшим количеством реплик. Однако все ученики получают большую пользу от участия в пьесе и удовлетворение от своей работы, ведь каждая роль значима для успешного представления пьесы.

Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

«Немецкая национальная кухня»-5 часов

При наличии постоянной обратной связи учитель может более тщательно планировать стратегию для эффективного обучения.

Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Именно драматизация помогает детям «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер.

Итоговый урок - 1 час

Обучение немецкому языку в урочной деятельности - очень ответственный и, с нашей точки зрения, самый сложный в курсе обучения немецкому языку. Основной задачей является овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также

коммуникативными умениями говорения и аудирования. На смену игровой деятельности на уроке все больше приходит учебная.


Тематический план

п/п

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

1

Заочное путешествие по Германии.

7

6

1

2

Мир песен, рифмовок, стихотворений.

6

3

3

3

Бытовой немецкий.

9

7

2

4

«В мире сказки».

6

2

4

5

Немецкая национальная кухня.

5

3

2

6

Итоговый урок.

1

1

0

Итого:34 часа














Тематическое планирование


п/п

Разделы, темы

Количество

часов

Деятельность учащихся

Дата

проведения

План

Факт

Заочное путешествие по Германии

8

-работают по карте Германии;

-знакомятся с бытом немецких детей;

-ведут беседу о Германии;

-работают над проектами;

-составляют рассказ;

-заучивают и разыгрывают диалог;

-формируют словарь через заучивание рифмованного материала;

1

Федеральные земли и их столицы.

1

07.09.

2

Достопримечательности Берлина.

1

14.09.

3

Достопримечательности Бонна.

1

21.09.

4

Нравы и обычаи немцев

1

28.09.

5

Традиции страны изучаемого языка

1

05.10.

6

Проектная работа «Моё знакомство с Германией

1

12.10.

7

Проектная работа «Моё знакомство с Германией

1

19.10.

8

Что мы знаем о Германии?

1

26.10.

Мир песен, рифмовок, стихотворений

6

-учат рифмовки, считалки, песенки, стихи;

-слушают и понимают слова песни;

-применяют в речи считалки, песенки, рифмовки;

-формируют словарь через заучивание рифмованного материала;

9

Песенки, рифмовки, считалки по теме «Я учу немецкий»

1

09.11.

10

Фразы и жесты приветствия

1

16.11.

11

Фразы и жесты прощания

1

23.11.

12

Разучивание песен «Dir Mama», « Adventslied»

1

30.11.

13

Музыкальные игры «Die Eisbahn, die Eisbahn», «Wunderinstrument

1

07.12.

14

Немецкие народные песни

1

14.12.

Бытовой немецкий

9

- понимают реплики и реагировать на них;

15

Составление рассказа о себе

1

21.12.

16

Проектная работа по теме «Моя семья»

1

11.01.

17

Диалог «В библиотеке»

1

-ведут диалогическую речь в ситуациях;

-развивают навыки поведения в коллективе через проведение коллективных игр;

-развивают самостоятельность, уважение друг к другу;

18.01.

18

Диалог «На улице»

1

25.01.

19

Диалог «В магазине»

1

01.02.

20

Диалог «Чем займёмся в выходные?»

1

08.02.

21

Национальные традиции празднования Рождества в Германии и России

1

15.02.

22

Национальные традиции празднования Нового года в Германии и России

1

22.02.

23

Пасха в Германии

1

29.02.

«В мире сказки»

6

-формируют личностный смысл учения, развивают навыки сотрудничества;

-развивают творческие способности;

-проявляют интерес к изучению немецкого языка через проведение спектаклей;

24

Сказки братьев Гримм

1

07.03.

25

Сказочные места Германии (город Бремен)

1

14.03.

26

Сами себе режиссёры.

Постановка сказки «Die goldene Gans»

1

21.03.

27

Презентация спектакля

1

04.04.

28

Сами себе режиссёры.

Постановка сказки «Die zwolf Monate»

1

11.04.

29

Презентация спектакля

1

18.04.

Немецкая национальная кухня

5

-знакомятся с сервировкой стола в России и Германии;

-интересуются культурой Германии;

-развивают умение общаться на немецком языке

30

Традиционные блюда и напитки немцев

1

25.04.

31

Рождественский стол

1

02.05.

32

Поведение и общение за столом

1

15.05.

33

Игра «Немецкий завтрак», игра «Приятного аппетита».

1

23.05.

34

Итоговый урок

1

30.05.








Учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя:

1. Бим И.Л., Л.В.Садомова., Л.М.Санникова. Немецкий язык. 6 класс.Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч. (Академический школьный учебник).M.:Просвещение,2013 г.

2. Бим И.Л., Л.В.Садомова., Л.М.Санникова. Аудиокурс к учебнику немецкого языка. 6 класс.

3. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).

4. Гальскова Н.Д. Нем. язык: учебник для 2-3 кл школ с углубл. изучением нем.яз., лицеев, гимназий и ст. групп дет. Садов Просвещение, 2008. - 160с.: ил.

5. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках иностранного языка: Методическое пособие. [Текст] / В. В. Копылова - М.: Дрофа, 2004. - 96 с.

6. Галай О.М.. Занимательный немецкий для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. [Текст] / В.Г. Кулиш - Д.: «Сталкер», 2001. - 320с., ил.

7. Кирись В.Н. Игры на уроках немецкого языка: Метод.пособие. [Текст] /Кирись В.Н.- М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 78 с.

Учебно-иллюстративный материал:

-слайды, презентации по темам; -видеоматериалы по темам;-аудиоматериалы по темам; -иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;-наглядные пособия (игровые таблицы, атрибуты); -натурные объекты: реквизит к спектаклям, театральным постановкам.

Материально-техническое обеспечение

Ноутбук, экран, сканер, принтер, игровые средства обучения: набор кубиков, мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок, сценическая ширма (сцена, зал);

-видеокамера;

-элементы театральных декораций;

-персональный компьютер, оснащенный звуковыми колонками, для обработки сценарного и музыкального материала, экран.


Планируемые результаты внеурочной деятельности

«Занимательное языкознание»


В результате реализации данной программы учащиеся должны:

  • Знать/понимать:

-особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;

-имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка);

-наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);

-названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;

  • Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

-наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;

-применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;

-составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;

- читать и выполнять различные задания к текстам;

- уметь общаться на немецком языке с помощью известных клише;

- понимать на слух короткие тексты;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-понимать на слух речь учителя, одноклассников;

-понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера ) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;

-выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;

-расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;

-инсценировать изученные сказки;

-сочинять оригинальный текст на основе плана;

-соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;

-участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В результате занятий у учащихся могут быть развиты:

-толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;

-познавательная, творческая, общественная активность;

-самостоятельность ( в т.ч. в принятии решений);

-умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

-коммуникабельность;

-уважение к себе и другим;

-личная и взаимная ответственность;

-готовность действия в нестандартных ситуациях.




























© 2010-2022