Ассоциации как метод запоминания латинской лексики Электронные методические рекомендации для студентов медвузов

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ассоциации как механизм запоминания латинской лексики.

Профессия врача, как известно тесно связана с латинским языком. В какую отрасль медицины мы бы не обратились, в каждой основная часть узкоспециальных терминов имеет латинское происхождение. Студентам первокурсникам, начавшим свое обучение в медицинском ВУЗе с первых дней, ещё не имея представления о латинском языке, необходимо запоминать и понимать слова «врачебного» языка. Кому- то легко удается все выучить, но чаще всего студенты испытывают трудности. А информация, которую будущие медики получают на первом курсе, является теоретическим фундаментом их профессиональной компетентности. Поэтому возникает необходимость в качественном усвоении получаемой информации. В данном случае - знаний предоставляемых на занятиях по латинскому языку. Одним из способов, позволяющих качественно запомнить что- либо, является ассоциативный метод. Умение правильно использовать этот метод окажется полезным для работы с латинской терминологией и позволит избежать механического заучивания, что весьма актуально для современных студентов. Целью работы выявление значимости ассоциативного метода, как механизма запоминания латинской терминологии. Задачи, способствующие достижению основной цели: показать преимущества данного метода; выявить эффективность использования ассоциаций в процессе запоминания; выяснить популярность данного метода среди студентов. Материалом исследования послужила медицинская лексика, представленная в учебных пособиях. Методом исследования стало анкетирование. Результаты исследования с их последующим обсуждением будут представлены в форме научного доклада на 47-й ежегодной Всероссийской конференции «Актуальные проблемы теоретической, экспериментальной, клинической медицины и фармации» в рамках секции «Лингвистические аспекты терминологического и речевого общения». Один из способов запомнить факт - ассоциировать его с каким-либо другим фактом. В психологии ассоциация (от лат. associatio - соединение) - возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого. Предположим, студенту необходимо выучить, новый лексический минимум. Первокурснику необходимо настроиться на то, что запоминание должно быть только действием, ведущим к достижению какой-либо цели. Приведем примеры и особенности технологии запоминания, на основе ассоциативного метода. Попробуем выучить три слова на латинском языке: Pituita, ae f - слизь, мокрота. Sebaceus, a, um - сальный. Scala, ae f - лестница.

Pituita, ae f. У студентов это слово вызвало следующие ассоциации со словами пить, питье, питание возникла связь у 30,43 %, не вызвало никаких ассоциаций у 21, 74%, у остальных с такими словами: путаница, питомец, петля, пингвин, пипетка. Мало кто был близок в своих фантазиях к значению данного слова. Но если обратить внимание на то, что данные ассоциации возникают в результате сходного звучания со знакомыми русскими словами, то тогда можно поступить следующим образом: прочитать данное слово, его перевод и связать свои ассоциации с его истинным значением, такая цепочка Pituita, ae f - питание - слизь, мокрота - мокрота выделяется в ротовую полость. Получается: мокрота, рот - питание (Pituita, ae f). Sebaceus, a, um. Со словом собака у 26% студентов, Себастьян( имя) - 17, 4%, не ответили - 13, 04%, у остальных возникли ассоциации со словами соус, Сибирь, сироп. В данном случае слово прилагательное, тогда: Sebaceus, a, um - сальный - собака, Себастьян. Собака любит жирную пищу, или у Себастьяна засаленные рукава, он не опрятен. Сальный - пища - собака (Sebaceus, a, um). Scala, ae f. У 87% процентов студентов оно вызвало ассоциации со словом скала. У остальных скальп, школа, трипептид. Студент представляет себе скалу, со скалы можно спуститься, подняться, как по лестнице. Цепочка: скала (Scala, ae f)- поднимаемся, спускаемся - лестница. Не надо надеяться, что совпадения по звучанию, позволит эффективно запомнить. В большинстве случаев факт сходного звучания «выветривается» из головы и можно остаться без подсказки. Нужно обязательно подобрать промежуточное слово, составить образ, на основе того, что вам уже известно. Поначалу это кажется не удобным: сколько же времени займет составление этих образов, цепочек? На то она и техника - её сначала нужно освоить, потом вы будете делать это не сознательно, то есть не задумываясь. Со временем качество и скорость запоминания будут расти. Данный анализ позволил подтвердить возникновение ассоциаций, на основе близкого созвучия с известными студентам словами русского языка. Так же, на вопрос: «Используете ли Вы, ассоциации, в качестве механизмов запоминания латинской терминологии?», положительный ответ дали 70% опрошенных, отрицательный - 9%, редко, иногда, не всегда - 21%, а на вопрос: « Как Вы считаете, эффективен ли данный метод?», 83% ответили: « Да», 9% ответили: «Возможно», 8% дали отрицательный ответ. На основе анализа анкет и изученных материалов мы пришли к выводу: ассоциативный метод является наиболее удобным и эффективным механизмом запоминания латинской терминологии, так как не требует от студента специальных знаний; благодаря ему можно избежать механического заучивания и сократить количество времени, требуемого для изучения латинской терминологии; он позволяет развивать образное и творческое мышление; кроме того, пользуется широким применением среди студентов.

© 2010-2022