- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья: Помощь детям попавшим в трудную жизненную ситуацию»
Статья: Помощь детям попавшим в трудную жизненную ситуацию»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кушнарева Т.С. |
Дата | 04.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Практика организации социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию
В настоящее время более актуальной проблемой в мире, требующей первоочередного решения является проблема социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Важной задачей в западных странах (Америка, Германия, Англия) становится разграничение ответственности по защите прав ребенка. Если несовершеннолетний нуждается в государственной защите, то заключается трехстороннее соглашение между кровными родителями, службой, которую органы опеки и попечительства наделили необходимыми полномочиями и конкретным гражданином (социальным работником, патронатным воспитателем). Социальный работник может либо приходить в неблагополучную семью и помогать ей решать возникшую проблему, либо взять на какое-то время ребенка к себе и ухаживать за ним, пока в его семье не улучшиться обстановка.
В США перед учреждениями общего типа, к которым относятся детские сады (дневные и круглосуточные), группа продленного дня в школе, детские дома, центры, созданные в рамках определенных программ, федеральное законодательство ставит задачу обеспечить: полноценное обучение детей соответствующее их возрасту, интересам и способностям; полноценное питание и уход; медицинские услуги; возможности для социального и экономического развития; содействие развитию родителей; социальные услуги необходимые детям и их семьям.
Специальные учреждения социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию предоставляют следующие услуги: организация специальных групп профессионального обучения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству, обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное или вечернее время родителей, создание при городских центров здоровья служб для незамужних матерей, создание и поддержка служб защиты детей, подвергшихся насилию, работа с приемными семьями, наблюдение за адаптацией ребенка в новой семье, развитие социальных служб помощи детям в получении образования и так далее. В экстремальных ситуациях службы берут на себя заботу о детях независимо от уровня дохода семьи.
В США проводится следующая работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию: функционируют приюты и общежития, проводятся индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями, с целью возвращения ребенка в семью, оказывается помощь семьям, вновь объединившимися с детьми.
В странах Западное Европы ведущее место в социальной работе с несовершеннолетними, попавшими в трудную жизненную ситуацию занимают бюро социальных услуг, которые выполняют роль центров, координирующих деятельность, направленную на недопущение вовлечения детей противозаконные действия.
За рубежом практически в каждой школе есть школьный социальный работник, обязанностью которого, является помощь родителям и детям, они выясняют причины непосещения детьми учебных занятий, так как частое отсутствие на уроках может свидетельствовать о том, что ребенок сталкивается с какими-либо проблемами дома. После выяснения этих обстоятельств социальный работник оказывает помощь ребенку и его родителям.
В Австрии дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, принимаются в группу проживания в кризисном центре. В центре дети продолжают посещать свою обычную школу и поддерживают отношения со своими друзьями и родителями, с которыми одновременно ведется работа. Задача кризисного центра состоит в том, чтобы разработать в кризисной ситуации совместно с детьми и родителями новые пути решения конфликтов на длительное время.
Во многих западных странах существуют службы телефонов доверия, оказывающие бесплатные услуги. Специалисты проводят профилактические консультации с подростками, собирающимися сбежать из дома, предоставляют информацию о расположенных в районе проживания подростка учреждениях по оказанию неотложной социальной помощи, выступают посредниками при установлении контактов между подростками и семьей.
Важным элементом заботы о несовершеннолетних, является обеспечение подобающего местожительства, способного заменить семью. С этой целью в системе детских учреждений создана широкая сеть приютов для детей-сирот и брошенных детей, в которых воспитателями являются социальные работники. Эти учреждения функционируют на стационарной основе и выполняют функции реабилитационных центров и рассчитаны на 8-10 детей.
В Германии широко распространенны лечебно-профилактические дневные учреждения для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в которых дети пребывают с 8 до 17 часов. Данные учреждения позволяют ликвидировать дефицит в развитии ребенка, уменьшить число нарушений в его поведении, оказать благотворное влияние на атмосферу в семье посредством совета с родителями, семейной терапией.
Важным элементом в социально - педагогической работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, является профилактическая деятельность. Например, в Америке существуют с этой целью учреждения «Мост через мутный поток». Социальные работники разъезжают на специальных автобусах в места скопления детей. Устанавливая там автобусы на длительный срок, обеспечивают их витаминами, соками и др. И если кто-то из несовершеннолетних хочет изменить свою жизнь, социальные работники готовы им помочь.
В Голландии с профилактической целью создаются кафе для несовершеннолетних, клубы по интересам. В жилых домах социальные работники устраивают своеобразные этажи отдыха, где есть всё необходимое для простых занятий спортом, музыкальные установки, видеотехника.
Таким образом, при работе с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, социальный работник за рубежом должен обладать: практическими знаниями (сведения о социально-бытовых условиях района, информированность о социальных службах) и знаниями, раскрывающие смысл поведения несовершеннолетних.
Социальная работа за рубежом с несовершеннолетними строится в том направлении, чтобы защитить детей от негативного влияния окружающих. При наличии негативных факторов в семье несовершеннолетним предоставляется временное или постоянное содержание в другой семье или специальном детском доме.
Список литературы:
1. Алексеева Л. Социальная реабилитация подростков: опыт Голландии // Семья в России. - № 2. - 1994.
2. Бечки Ш. Молодежь и помощь несовершеннолетним в США. - М.: Институт молодежи, 2004.
3. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы: Сб. науч. очерков. - М.: "Флинта", МПСИ, 1998.
4. Службы помощи несовершеннолетним в Германии // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - №3. - 1997.
5. Социальная работа: теория и практика / Под ред. А. Сорвина. - М.: Аспект Пресс, 2001.
6.Социальная защита семьи и детей: зарубежный опыт. - М.: Институт социальной работы, 2000.
7. Социальное обеспечение в странах Северной Европы. - М.: МГСУ, 2004.
8. Хижный Н. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы. Издательство: ИНИОН РАН, 2006