Статья: Помощь детям попавшим в трудную жизненную ситуацию»

Статья рассматривает социальных структур, которые непосредственно оказывают помощь семьям и детям попавшим в трудную жизненную ситуацию. Сюда относятся категории семей, где родители злоупотребляют алкогольными напитками, не работают, жестоко обращаются со своими детьми, семьи где дети бродяжничествуют, ведут антиобщественный образ жизни, многодетные семьи, семьи, где детей воспитывает один родитель. Также  в статье рассматривается работа социальных учреждений на опыте Западных стран. Дети которы...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практика организации социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию

В настоящее время более актуальной проблемой в мире, требующей первоочередного решения является проблема социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Важной задачей в западных странах (Америка, Германия, Англия) становится разграничение ответственности по защите прав ребенка. Если несовершеннолетний нуждается в государственной защите, то заключается трехстороннее соглашение между кровными родителями, службой, которую органы опеки и попечительства наделили необходимыми полномочиями и конкретным гражданином (социальным работником, патронатным воспитателем). Социальный работник может либо приходить в неблагополучную семью и помогать ей решать возникшую проблему, либо взять на какое-то время ребенка к себе и ухаживать за ним, пока в его семье не улучшиться обстановка.

В США перед учреждениями общего типа, к которым относятся детские сады (дневные и круглосуточные), группа продленного дня в школе, детские дома, центры, созданные в рамках определенных программ, федеральное законодательство ставит задачу обеспечить: полноценное обучение детей соответствующее их возрасту, интересам и способностям; полноценное питание и уход; медицинские услуги; возможности для социального и экономического развития; содействие развитию родителей; социальные услуги необходимые детям и их семьям.

Специальные учреждения социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию предоставляют следующие услуги: организация специальных групп профессионального обучения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству, обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное или вечернее время родителей, создание при городских центров здоровья служб для незамужних матерей, создание и поддержка служб защиты детей, подвергшихся насилию, работа с приемными семьями, наблюдение за адаптацией ребенка в новой семье, развитие социальных служб помощи детям в получении образования и так далее. В экстремальных ситуациях службы берут на себя заботу о детях независимо от уровня дохода семьи.

В США проводится следующая работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию: функционируют приюты и общежития, проводятся индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями, с целью возвращения ребенка в семью, оказывается помощь семьям, вновь объединившимися с детьми.

В странах Западное Европы ведущее место в социальной работе с несовершеннолетними, попавшими в трудную жизненную ситуацию занимают бюро социальных услуг, которые выполняют роль центров, координирующих деятельность, направленную на недопущение вовлечения детей противозаконные действия.

За рубежом практически в каждой школе есть школьный социальный работник, обязанностью которого, является помощь родителям и детям, они выясняют причины непосещения детьми учебных занятий, так как частое отсутствие на уроках может свидетельствовать о том, что ребенок сталкивается с какими-либо проблемами дома. После выяснения этих обстоятельств социальный работник оказывает помощь ребенку и его родителям.

В Австрии дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, принимаются в группу проживания в кризисном центре. В центре дети продолжают посещать свою обычную школу и поддерживают отношения со своими друзьями и родителями, с которыми одновременно ведется работа. Задача кризисного центра состоит в том, чтобы разработать в кризисной ситуации совместно с детьми и родителями новые пути решения конфликтов на длительное время.

Во многих западных странах существуют службы телефонов доверия, оказывающие бесплатные услуги. Специалисты проводят профилактические консультации с подростками, собирающимися сбежать из дома, предоставляют информацию о расположенных в районе проживания подростка учреждениях по оказанию неотложной социальной помощи, выступают посредниками при установлении контактов между подростками и семьей.

Важным элементом заботы о несовершеннолетних, является обеспечение подобающего местожительства, способного заменить семью. С этой целью в системе детских учреждений создана широкая сеть приютов для детей-сирот и брошенных детей, в которых воспитателями являются социальные работники. Эти учреждения функционируют на стационарной основе и выполняют функции реабилитационных центров и рассчитаны на 8-10 детей.

В Германии широко распространенны лечебно-профилактические дневные учреждения для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в которых дети пребывают с 8 до 17 часов. Данные учреждения позволяют ликвидировать дефицит в развитии ребенка, уменьшить число нарушений в его поведении, оказать благотворное влияние на атмосферу в семье посредством совета с родителями, семейной терапией.

Важным элементом в социально - педагогической работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, является профилактическая деятельность. Например, в Америке существуют с этой целью учреждения «Мост через мутный поток». Социальные работники разъезжают на специальных автобусах в места скопления детей. Устанавливая там автобусы на длительный срок, обеспечивают их витаминами, соками и др. И если кто-то из несовершеннолетних хочет изменить свою жизнь, социальные работники готовы им помочь.

В Голландии с профилактической целью создаются кафе для несовершеннолетних, клубы по интересам. В жилых домах социальные работники устраивают своеобразные этажи отдыха, где есть всё необходимое для простых занятий спортом, музыкальные установки, видеотехника.

Таким образом, при работе с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, социальный работник за рубежом должен обладать: практическими знаниями (сведения о социально-бытовых условиях района, информированность о социальных службах) и знаниями, раскрывающие смысл поведения несовершеннолетних.

Социальная работа за рубежом с несовершеннолетними строится в том направлении, чтобы защитить детей от негативного влияния окружающих. При наличии негативных факторов в семье несовершеннолетним предоставляется временное или постоянное содержание в другой семье или специальном детском доме.

Список литературы:

1. Алексеева Л. Социальная реабилитация подростков: опыт Голландии // Семья в России. - № 2. - 1994.

2. Бечки Ш. Молодежь и помощь несовершеннолетним в США. - М.: Институт молодежи, 2004.

3. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы: Сб. науч. очерков. - М.: "Флинта", МПСИ, 1998.

4. Службы помощи несовершеннолетним в Германии // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - №3. - 1997.

5. Социальная работа: теория и практика / Под ред. А. Сорвина. - М.: Аспект Пресс, 2001.

6.Социальная защита семьи и детей: зарубежный опыт. - М.: Институт социальной работы, 2000.

7. Социальное обеспечение в странах Северной Европы. - М.: МГСУ, 2004.

8. Хижный Н. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы. Издательство: ИНИОН РАН, 2006



© 2010-2022