Реализация идеи самоорганизации учащихся на уроках французского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

Мечта каждого учителя - иметь ученика с познавательной мотивацией. Однако познавательная мотивация не может возникнуть сама собой. Для этого необходимы соответствующие условия. Одним из таких условий является реализация синергетического подхода в образовательном процессе.

С синергетической точки зрения процедура обучения, а лучше сказать изучения предмета, это ситуация открытого диалога в результате разрешения проблемных ситуаций, взаимодействие учителя и ученика на партнерских условиях. Благодаря совместной активности учитель и ученик начинают функционировать с одной скоростью, жить в одном темпе.

Синергетическая педагогика основывается на ряде принципов: принцип антропоцентризма, принцип целостности, принцип индивидуализации, принцип гуманизма, принцип содружества, сплочения коллектива и многие другие. Реализация данных принципов ориентирована на развитие самоорганизующейся личности, способной к автопоэзису.

Самым продуктивным, если рассматривать формы и методы эффективного образования, с позиции синергетики является метод проектов.

Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Любой учитель, применяющий метод проектов, работает по своему собственному алгоритму, выверенному временем.

В своей практике, с учениками мы делали творческие, информативные, фантастические проекты. Предлагаю рассмотреть алгоритм работы над проектом в 11 классе в рамках темы «Спасем нашу планету! Что зависит от нас?!»

  1. В самом начале была запланирована работа по определению проблем и целей проекта, в результате которой всем классом мы выделили подтемы, например, Загрязнение воды, Исчезновение лесов, Загрязнение воздуха, Парниковый эффект и т.д. Все эти проблемы взаимосвязаны, поэтому при работе над одной из них, ученики изучали все аспекты глобальной проблемы.

  2. Затем вводилась новая лексика по теме, отрабатывались необходимые лексико-грамматические упражнения.

  3. Далее учащиеся приступили к сбору информации: причем во время работы ребята использовали не только ту информацию, которая была предоставлена в учебнике, но добывали новые знания из курса географии, биологии. При таком пересечении предметных областей у учащихся формировалось целостное видение проблемы. Они просматривали газеты и журналы, слушали новости в поисках примеров последствий экологических проблем. Затем они обменивались полученной информацией.

  4. Далее учащиеся объединились в группы, в каждой из которых были распределены следующие роли: кто-то следил за активностью в группе, кто-то отслеживал культуру общения и взаимопомощь внутри группы. Это очень важные роли, и их ученики выполняли наряду с выполнением академических заданий. Именно такая форма работы обеспечивает успешный результат. Каждая группа рассматривала следующие вопросы: существует ли проблема, каковы ее причины и каковы ее последствия.

  5. На каждом уроке формирование тех или иных речевых навыков (говорения, аудирования, чтения, письма) связывалось с соответствующими аспектами проекта, постепенно подводящими ребят к обобщающему проекту. Соревнования между группами не было, т.к. все работали над одним общим проектом. С самого начала ученики были ориентированы на то, что итоговая оценка будет зависеть от усилий каждого.

  6. На заключительном уроке ребята, защищая свой собственный проект, затрагивали все стороны проблем окружающей среды. В итоге из лучших иллюстраций был составлен общий плакат, цель которого привлечь внимание учащихся к проблемам окружающей среды и призвать соблюдать элементарные правила поведения для ее сохранения.

Работа над проектом, безусловно, невозможна на каждом уроке. Ей предшествует работа над монологом, диалогом, письменной речью. Однако в данном случае следует индивидуализировать и дифференцировать работу. Для этого на уроках использую дифференцированность в выполнении заданий.

Согласно принципам антропоцентризма, гуманизма центром всей образовательной системы является личность ребенка, следовательно, методическую основу обучения представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Опираясь на собственный опыт, предлагаю следующие виды заданий:

  • карточки с дифференцированными заданиями (на оценку 3, 4, 5);

  • карточки, состоящие из 2-х частей: 1 часть - инвариантная, общая для всех, содержащая задания необходимого минимального уровня знаний по теме; 2 часть - вариативная, содержащая задания по выбору в зависимости от преобладающего вида речевой деятельности ученика (например, подготовить устный рассказ, написать письмо, прочитать и проанализировать текст, прослушать аудиозапись);

  • задания в словесном, графическом или предметно-иллюстративном решении в зависимости от преобладающей сенсорной системы (например, в лексический контроль необходимо включать задания на аудирование слов, на их графическое изображение, а также на их зрительный образ);

  • карточки с заданиями трех уровней сложности (простые задания - 2 балла, задания средней сложности - 3 балла, сложные - 5 баллов). Оценивание проводится по сумме баллов. Таким образом, даже ученик с низкой мотивацией может получить положительную оценку, сделав множество простых, посильных для него заданий.

Во всех вышепредставленных формах контроля ученики вправе выбрать какое-либо одно задание и могут рассчитывать на успех, что, естественно, усиливает их учебную мотивацию.

Также следует отметить, что овладение иностранным языком требует автоматизации некоторых основных структур. Учащимся необходимо освоить и довести до автоматизма элементарную базовую структуру, матрицу языка, объем информативности которой не превышает объем таблицы умножения. По статистике, 90% лексики, которую мы используем в речи, независимо от языка, нашего образования, профессии и возраста, не превышает 300-400 слов. Из них 50-60 - самые употребительные глаголы. К ним добавляются также союзы и местоимения, предлоги, вопросительные и служебные слова. Надо эти элементы освоить и уметь свободно комбинировать. Для этого в начале каждого урока провожу экспресс-опрос по временам глагола:

  1. быстро, не задумываясь, проспрягать какой-либо глагол в определенном времени;

  2. трансформировать одно и то же предложение в различные времена;

  3. задать вопрос к каждому члену предложения.

Благодаря подобным упражнениям учащиеся могут свободно комбинировать иностранные слова, образуя из них грамматически-правильную структуру.

Работая в рамках синергетического подхода необходимо уделять внимание не только обучению предмету как таковому, а формировать триединство «обучение-воспитание-развитие». Поэтому каждое задание, каждый проект следует наполнять этическим смыслом. Например, при работе с текстом учащиеся должны не только прочитать, перевести текст и отработать все предложенные лексико-грамматические задания, но и задаться вопросом почему, для чего существует данная реалия во французском языке. Важным условием при изучении любого иностранного языка является осознание его не просто как иной системы знаков, а как новый способ отражения действительности. Нужно научить учащихся мыслить на языке, воспринимать и продуцировать иноязычную речь грамматически- и этически-правильную. И для достижения этой цели синергетический подход в обучении является одним из самых действенных способов.

Таким образом, правильный отбор и структурирование содержания уроков приводит к новой организованной структуре учебного процесса, повышению интереса к изучаемым учебным предметам, к будущей самообразовательной работе учащихся. На подобных уроках ученики работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

© 2010-2022