• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Материал для выступления по теме самообразования Формирование и совершенствование коммуникативных навыков обучающихся в процессе обучения английскому языку

Материал для выступления по теме самообразования Формирование и совершенствование коммуникативных навыков обучающихся в процессе обучения английскому языку

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Начало формы




Формирование и совершенствование

социально-коммуникативных навыков
у обучающихся в процессе обучения английскому языку



Выполнила:

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

И.В. Массарова



Формирование и совершенствование социально-коммуникативных навыков
у обучающихся в процессе обучения английскому языку

Актуальность проблемы: В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.

Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их языковой подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение АЯ как средство общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов.

Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих:

  • речевой компетенции - совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);

  • языковой компетенции - систематизации ранее изученного материала;

  • развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

  • социокультурной компетенции - увеличения объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

  • компенсаторной компетенции - дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

  • учебно-познавательной компетенции - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

Главной целью моей педагогической деятельности является: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития лингвистических способностей каждого ученика, формирование и развитие коммуникативной компетенции.

При организации занятий у учащихся формирую следующие общеучебные умения и универсальные учебные действия:

-приемы работы с текстом, опираясь на умения, приобретенные на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т.п.);

- общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише;

-поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; умения самоконтроля, самооценки; умения самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера.

Сущность представляемого опыта: формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, необходимой и достаточной для общения в пределах порогового уровня. Коммуникативная компетентность учащихся целенаправленно формируется на уроках и во внеурочное время (факультативах, внеклассных мероприятиях) через разнообразные формы, методы и приемы работы.

Теоретическая база опыта: В своей работе я опираюсь на интегрированный подход к обучению АЯ, особенно в области развития культуры речи, т.е. развитие таких компетенций, как коммуникативно-стратегическая, дискурсивная, социокультурная и др.

Условия применения опыта: опыт по формированию и развитию коммуникативных навыков учащихся применяю на уроках и во внеурочной работе.

Для успешной реализации опыта необходимы:

1. Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач.

2. Социальная активность и креативность.

3. Занятия по самообразованию и самовоспитанию.

4. Иметь в наличии учебно-методическую базу (методическую и справочную литературу, дидактический материал).

5. Предметная компетенция в сфере учительской специальности.

6. Профессиональная самореализация.

7. Иметь в наличии аудио и видеоматериалы, мультимедийные диски.

Система работы

Мною создана эффективная, организационная, методическая система формирования и развития коммуникативных навыков учащихся.

Элементы системы:

1 Отбор дополнительного теоретического материала;

2 Расширение полученных знаний через использование межпредметных связей;

3 Использование регионального компонента;

4 Направленность приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса на активизацию познавательной и практической деятельности учащихся;

5 Внеклассная работа как средство активизации познавательного интереса школьников.

Отбор теоретического материала

Современные принципы коммуникативного обучения АЯ требуют учета соответствующих дидактических принципов «доступности», «возрастных и индивидуальных особенностей учащихся», «последовательности и систематичности в обучении». В своей работе руководствуюсь следующими положениями, характерными для коммуникативного обучения общению на АЯ: о коммуникативной направленности обучения всем видам речевой деятельности и средствам языка, о стимулировании речемыслительной активности учащихся, об индивидуализации обучения, о новизне и информативности учебного процесса (И. Л. Бим, Е. И. Пассов).

Так в 6 классе при введении лексики по теме «Профессии» узнаю какими профессиями обладают родители учащихся и кем бы они хотели стать в будущем, а в 9 классе по теме «Моя будущая профессия» учащиеся уже готовы вести дискуссию, высказывать свою точку зрения, предполагаемые позитивные и негативные стороны выбранной карьеры.

Межпредметные связи

Уроки английского языка - это благодатная почва для реализации межпредметных связей. Русский язык, литература, история, география, ИЗО, музыка, биология - это предметы, содержание которых в той или иной мере находит отражение в тематике программы по АЯ. В практику работы вошли интегрированные уроки с информатикой (готовят презентации по различным темам), русский язык, МХК, ОБЖ, биология и др.

Применение новых информационных (компьютерных) технологий использую в развитии навыков логического мышления (составления кроссвордов, решения лексических ребусов, составления диалогических реплик), навыков использования лексико-грамматических структур в изучении видовременных глагольных форм, интеллектуальном марафоне. Интерактивный курс обучения для 2-х классов, мультимедийные диски «Профессов Хиггинс: Английский без акцента», электронные пособия разноуровневого характера используются мною на всех уровнях обучения.

Знания по страноведению и истории языка, полученные учащимися на уроках АЯ применяются на уроках географии, истории, литературы. Вопросы экологического воспитания находят свое дальнейшее отражение и на уроках английского языка при изучении темы «Защита окружающей среды», «Наша планета в опасности» и целый ряд других тем.

На уроках русского языка при выполнении упражнений используются тексты англоязычной направленности, употребление заимствованных английских слов (саммит - встреча на высшем уровне, массмедиа - средства массовой информации, Интернет-сеть).

Развитие познавательного интереса

В основу развития познавательного интереса к экологическим проблемам были положены следующие виды работ. Использование материалов, средств и информационных ресурсов Интернета на уроках в подготовке к конференции по теме «Проблемы экологии» в 8 классе, класс делится на группы, от каждой выбирается выступающий и два-три корреспондента, представляющие различные газеты и журналы. Они задают, острые, актуальные вопросы докладчикам и берут интервью у участников конференции и вносят свои предложения по сохранению и защите окружающей среды.

  • Проведение насыщенных по содержанию и видам учебной деятельности уроков с использованием различных методов и приемов развития интереса к явлениям природы.

  • Организация самостоятельной работы учащихся с учебной дополнительной литературой.

  • Использование на уроках упражнений с использованием таких элементов, как образные сравнения, пословицы, поговорки фразеологические обороты повышает мотивацию обучаемого, (загадках, народных приметах, легендах, поверьях, стихах, песнях).

Так как последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к АЯ как средству международного общения. АЯ признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а появление компьютеров поставило использование АЯ в особое положение с другими языками, поэтому я, как учитель, работаю над задачей поддержания постоянного, устойчивого познавательного интереса.

  • Учитываю психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления учащихся 2-4, 5-6 классов, в учебном процессе отвожу большое место игровым формам работы, развивающим логическое мышление, эмоции, активность, воображение, догадку.

  • Апробирую собственные элементы педагогической технологии поддержания интереса, заключающиеся в роли и месте эмоционального фактора, в этом случае происходит усвоение материала на уровне трех сфер: эмоциональной; когнитивной; психомоторной.

Так на примере учебного материала по теме «Проблемы молодежи» в 9 классе формируются ассоциативные связи с внутренними, эмоциональными переживаниями в сравнении какой я был в возрасте 6 лет и какой я сейчас - подросток, с другими привычками и увлечениями.

В 5 классе по теме «Времена года» я отвожу особую роль музыке, что объясняется способностью музыкально-акустических стимулов вызывать определенные эмоциональные состояния, учащиеся аргументировано высказывают свою точку зрения и могут пояснить, почему выбранное время года они называют любимым. Учащиеся поют под фонограмму известны им песни, демонстрируют движения, называемые ими предполагаемые по содержанию текста. Коллаж (соединение речи и картинок в фото) используется в теме «Внешность», учащиеся получают большое количество картинок с героями, какие они были в детстве и сейчас, описывают внешность, характер или получают фото современной знаменитости страны изучаемого языка. Учащиеся составляют фотобиографию: периоды детства, юности, зрелости, начало карьеры. Юмор и ирония поощряются. Подобная форма работы вызывает у каждого учащегося живой эмоциональный отклик и желание принять непосредственное участие.

Эмоциональное насыщенное усвоение АЯ, в целостном обучении учащегося АЯ носит деятельностный характер (особенно в начальном звене), что обеспечивается взаимодействием речевых и неречевых действий, а также движений, зрительных, слуховых и кинестетических представлений. И в целом успешно развивает познавательный интерес и творческие способности учащихся.

Организация самостоятельной работы

В своей работе я ставлю такие задачи в организации самостоятельной деятельности учащихся, которые позволяют в дальнейшем успешное специализированное доучивание, дающее возможность осуществлять самообучение АЯ с целью поддержания и совершенствования достигнутого уровня коммуникативной компетенции.

При формировании самоконтроля действуют принципы посильности и доступности:

1) дается установка на контроль одного из аспектов языка: грамматики, лексики, фонетики;

2) затем усложняется задача включением в контроль двух аспектов и в конечном результате контроль учащихся направляется не только на языковое оформление, но и на содержание продукта речевой деятельности.

Неотделима оценка и самооценка, так при изучении темы «Увлечения» в 9 классе учащиеся пользуются схемой: оценка учителя - взаимооценка - самооценка.

Важный аспект в работе - больше времени отводить на организацию и осуществление группового. Контроль в группе мотивирует и стимулирует учащихся к самоконтролю. Групповое взаимодействие обогащает знаниями и умениями, как специальными, так и общими учебными действиями, служит формированию целеполагания, самоконтроля и самооценки.

Нетрадиционные формы уроков.

Системы обучения АЯ в урочное и внеурочное время включают разнообразные мультимедийные средства, в том числе сеть Интернет, переводчики, электронные словари и т. д. На уроках используются, кроме традиционного, такие формы построения учебно-воспитательного процесса, как

  • урок-лекция («Традиции и обычаи проведения праздников в Британии»);

  • урок-путешествие («Путешествия различными видами транспорта»);

  • урок-игра («Путешествие по зоопарку»);

  • урок-соревнование («Что вы знаете о Великобритании?»);

  • урок-викторина («Занимательная грамматика»);

  • видео-урок («Путешествие по англоязычным странам»);

  • урок-конференция («Система образования в России и Великобритании»);

  • урок - брейн-ринг («Достопримечательности Лондона»);

  • урок-разговор по душам («Внешность»)

  • урок-защита проекта («Средства массовой информации»)

  • урок-зачет («Планы на будущее»)

  • урок-экскурсия («Мое село. Где находится....?», «Покупки»)

Внеклассная работа.

В основу обучения положен принцип коммуникативно-ориентированного обучения. Поэтому внеклассная работа направляется на усвоение как языкового, так и информативного материала, формирование определенных коммуникативно-познавательных действий, учет индивидуальных способностей каждого учащегося. Для этого проводятся конкурсы, игры, викторины, интеллектуальные марафоны. В рамках декады иностранных языков проводила открытые уроки и внеклассные мероприятия для учителей нашей школы.

Игры в начальных классах, приучающие детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогают воспитывать целенаправленность (игры: репортер, да-нет-ка, горное эхо, угадай-ка, умный попугай, исчезающая карточка, морской бой, кошки-мышки, запоминалка, неоконченный рисунок, имитация, рождественский чулок, маскарад, вопрос вслепую, сделай сам, живой алфавит, чтение мыслей и др.).

Обобщение и распространение своего опыта помогает мне анализировать, систематизировать, а в дальнейшем и программировать свою деятельность. Это способствует умению выбрать те педагогические приемы, которые продуктивно влияют на достижение целей обучения и воспитания, помогает оценить себя как учителя.

© 2010-2022