Сборник Из опыта работы

Актуальность технологии – реализация права учащихся нашей школы на получение гуманитарного образования в рамках иностранного языка (английского) повышенного уровня за счет дифференциации обучения, которая способствует развитию индивидуальных творческих способностей и продолжению образования в высших учебных заведениях с профилирующим предметом – английский язык.        Преимущества  данной технологии заключаются в том, что она: -          ориентирует на обязательные результаты обучения; -      ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








































Областной Интернет-конкурс-2013

«Выставка-ярмарка педагогических идей»

Сборник Из опыта работы



Сборник Из опыта работы



















Куксов А. С., учитель английского языка

МОУ «Мамоновская ООШ»

Пронского района Рязанской области



Сборник Из опыта работы

/тезисы/




Мамоново 2013















































Куксов А. С., учитель английского языка

МОУ «Мамоновская ООШ»

Пронского района Рязанской области






Сборник Из опыта работы











Мамоново 2013













































Дипломом участника награжден Куксов Александр Семёнович, учитель английского языка МОУ "Мамоновская ООШ" Пронского района Рязанской области

Сборник Из опыта работы



Сборник Из опыта работы

Основу современного российского образования составляют социокультурные и духовные потребности человека. В связи с этим дальнейшее развитие системы образования должно осуществляться в интересах формирования творческой личности, как ведущего фактора экономического и социального прогресса общества.

Приоритетный национальный проект «Образование» ориентирует учителей на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современной жизни. Это требует от школы:

- во-первых, формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве;

- во-вторых, создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.

3

Основные направления национальной инициативы «Наша новая школа» определяют социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В этом свете важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны. А от решений этой задачи во многом зависит, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию изберут, и где будут работать.

Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности

ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.

Содержание образования на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связано с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал (принцип). Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Дифференциация обучения учителем - самый низкий уровень индивидуального подхода к учебному процессу. Поэтому роль учителя здесь определяющая. Имеется в виду отношение учителя к индивидуализации, мотивации этой деятельности и реальному ее осуществлению. Это утверждение имеет силу лишь в том случае, если нам, учителям, созданы условия для этой деятельности. Какие условия? Например, наличие элементов открытого обучения: возможность часть предусматриваемого программой времени использовать по своему усмотрению, свободно выбирать методику и методические средства; наличие дидактических средств, способствующих индивидуализации; информация о личности, домашних условиях учащегося, о его социальном статусе. Если названные условия созданы, то уже от самого учителя, его личности и мотивации зависит то, в какой степени они будут использованы

4






















в реальной учебной работе.

В нашей школе контингент учащихся в классах самый различный, а также состав классов многонациональный: большой процент переселенцев,

следовательно, имеют место существенные различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способности самостоятельно применять усвоенные знания.

Поэтому уровень математической деятельности класса и отдельных учащихся полностью зависит от деятельности учителя, от применяемой им технологии.

Современные требования к процессу обучения иностранному языку, современные тенденции в его совершенствования доказывают необходимость дифференциации обучения, применения индивидуальных программ, выбор форм, методов и средств обучения. Это расширяет возможность выбора путей достижения не только обязательного для учащихся базового уровня, но и более высоких уровней, в том числе достаточных для обучения в высших и средних специальных учебных заведениях.

Актуальность технологии - реализация права учащихся нашей школы на получение гуманитарного образования в рамках иностранного языка (английского) повышенного уровня за счет дифференциации обучения, которая способствует развитию индивидуальных творческих способностей и продолжению образования в высших учебных заведениях с профилирующим предметом - английский язык.

Преимущества данной технологии заключаются в том, что она:

  • ориентирует на обязательные результаты обучения;

  • устанавливает четкие границы «зоны возможностей учащихся»;

  • постоянно поддерживает определенный уровень обучения;

  • позволяет при возникновении познавательного интереса перейти на более высокие уровни обучения на любом этапе.

Основу технологии составляет развивающие методы обучения в рамках проектное обучение и проблемное обучения.

Цели технологии:

  • обеспечить обучение каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей,

  • обеспечить достижение всеми школьниками базового уровня подготовки,

  • дифференцировать, а в некоторых случаях индивидуализировать процесс обучения,

  • оказать целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуально развитого человека.

5

Первоочередные задачи:

  • развивать и использовать в обучении индивидуальные качества личности учащегося,

  • развивать и использовать в обучении познавательные интересы каждого учащегося,

  • развивать интеллектуальные способности и таланты учащихся,

  • готовить учащихся к сознательному выбору профессии,

  • развивать у каждого учащегося навыки самостоятельной учебной деятельности.

Особенности технологии:

  1. Методы обучения - развивающие. Обучение ориентированно на развитие каждого ученика.

  2. Выявление уровня развития каждого ученика на каждом этапе обучения.

  3. Применение разнообразных методов, средств и форм обучения.

  4. Применение общеклассных, групповых и индивидуальных форм учебной работы.

  5. Создание специальных средств - развивающих заданий, которые формируют рациональные умения умственного и письменного труда.

  6. Применение следующих типов уроков: усвоения новых знаний, проблемного изложения знаний (лекции, семинары); формирования знаний, умений и навыков (беседа, практикум, консультация); применения знаний, умений и навыков (тесты, самостоятельные работы); обобщения и систематизации (игра, соревнование, контрольные работы, итоговые контрольные работы).

  7. Весь процесс обучения строится на отношениях партнерства и сотрудничества.

Оценивая эффективность дифференцированного подхода к процессу обучения, необходимо учитывать состояние уровня знаний, умений и навыков выпускников, т.е. учащихся 11 классов. Исходя из полученных статистических данных, можно сделать вывод, что у выпускников наблюдается:

  • устойчивый интерес к предмету;

  • способность к проектно-исследовательской деятельности;

  • умение применять теоретические знания на практике;

  • понимание необходимости знания английского языка;

  • владение устной и письменной речью, аудированием;

6























  • настойчивость, целеустремленность, организованность, самодисциплина и другие положительные человеческие качества.

Технологическая сторона дифференцированного обучения основана на принципах сотрудничества и сотворчества.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность

учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.

На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.


7

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.

Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.

Дифференцированный подход к процессу обучения английскому языку в рамках развивающего обучения.

Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные стороны, например, четкая организация учебного процесса, систематический характер обучения, воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на уроке. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения.

В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  • ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

  • самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

  • грамотно работать с информацией;

  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных

ситуациях, предотвращать или умело выходить из любых конфликтных ситуаций;

  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

8






















При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям.

В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий. Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.

Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.

Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные методы.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Среди разнообразных направлений наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии и дифференцированный подход к обучению.

Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

Сборник Из опыта работы












9


Основные принципы, формы и методы работы с учащимися на уроках английского языка


Основная задача технологии: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.

Обучение в сотрудничестве

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

  • развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти;

  • актуализируются полученные опыт и знания;

  • каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

  • повышается ответственность за результат коллективной работы;

  • совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.

Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя, или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.

При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более "слабых" в этом отношении учащихся.

Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.

10






















Обучение в сотрудничестве с использованием информационных и коммуникационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением с помощью услуг Интернета. Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы.

Дифференцированный подход к обучению

Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

Сборник Из опыта работыОсновная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.

Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

11



Областной Интернет-конкурс-2013

«Выставка-ярмарка педагогических идей»


Куксов А. С., учитель английского языка

МОУ «Мамоновская ООШ»

Пронского района Рязанской области



Сборник Из опыта работы








Сборник Из опыта работы

/тезисы/



© 2010-2022