Проектная работа Уильям Шекспир Биография и творческий путь драматурга. Театр Глобус

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ ВПО «Академия социального управления»

Курс «Страноведение Великобритании на уроках английского языка»







Уильям Шекспир

Биография и творческий путь драматурга.

Театр "Глобус".



Выполнила: учитель английского языка

МБОУ СОШ № 4 г.Лобня

Лазаренко Наталья Георгиевна











Москва 2015

План работы

  1. Ранние годы и семья У.Шекспира.

  2. Начало деятельности У.Шекспира для театра.

  3. Театральная техника в эпоху У.Шекспира.

  4. Выводы

  5. Список литературы

Будущий драматург родился в городе Стратфорде-на-Эйвоне (Stratford-upon-Avon) в Уорикшире (Warwickshire), графстве в центре Англии. Это был первый сын в семье Джона и Мэри Шекспир (John and Mary Shakespeare), которые заключили брачный союз, по-видимому, между 1556 и 1558 годами. Мэри была младшей и любимой дочерью Роберта Ардена (Robert Arden), состоятельного землевладельца из сословия gentry (провинциального нетитулованного дворянства). Семья Арден происходила из древнего знатного рода, впоследствии утратившего своё влиятельное положение. После смерти отца в 1556 году Мэри получила в наследство имение в Уилмкоуте (Wilmcote), здания и пахотные земли, которые приносили доход. Это обстоятельство сыграло свою роль в повышении социального положения её супруга. Джон Шекспир числился в "городской росписи мистерий" по гильдии перчаточников, кожемяк и воротниковщиков. Кроме торговли шерстью, предание приписывает ему также владение городской скотобойней. Он пользовался уважением своих сограждан и избирался на почётные должности олдермена (1565) и бельифа, т.е. мэра (1568), что определило его принадлежность к социальной элите. Примерно в 1571 году Джон Шекспир подал прошение в геральдический колледж в Лондоне на получение дворянского герба. Правда, соответствующие документы ему удалось получить только в 1596 году, когда драматург Уильям Шекспир смог возобновить запрос и оплатить требуемую сумму.

Уильям стал третьим ребёнком Джона и Мэри, родившиеся до него девочки Джоан и Маргарет прожили недолго. После Уильяма в семье родилось ещё пятеро детей: Гилберт, вторая Джоан, Анна, Ричард и Эдмунд. Анна умерла в возрасте 8 лет. Все три брата ушли из жизни раньше Шекспира. Известно, что младший из них - Эдмунд, проживший только 27 лет, также был актёром. Пережила Уильяма только сестра Джоан, имевшая четверых детей. Благодаря потомкам её сына Томаса всё ещё жива единственная ветвь шекспировского рода.

Маленький Уильям обучался в бесплатной грамматической школе (King's New School). В 1569-1571 годах он посещал младшую школу, где приобрёл навыки чтения и письма, а затем поступил в среднюю, где главным образом преподавался латинский язык, давалось религиозное образование и элементарные сведения по античной истории и литературе. Полагают, что Шекспир получил также некоторое знание греческого языка, не совсем ясно - в школе или на стороне. В 1576 году пошатнувшиеся дела отца и финансовые затруднения семьи, вероятно, заставили прервать обучение подростка и занять его по хозяйству. Нельзя сказать точно, удалось ли Шекспиру закончить школу. Согласно преданию он какое-то время работал в должности помощника учителя, (возможно, у частного нанимателя), был работником в типографии и т.д. Часть жизни Шекспира, начиная примерно с 1579 года, принято называть "утерянными годами". Нет точных сведений о том, чем занимался Шекспир до 1588 или 1589 года, когда он начал свою драматическую карьеру в Лондоне. Известен только ряд фактов, относящихся к его семейной жизни.

В возрасте 18-ти лет Уильям женится на Анне Хэтэуэй (Anne Hathaway). Их семьи были знакомы. Анна была старшей дочерью от первого брака Ричарда Хэтэуэя, зажиточного арендатора, имевшего большую ферму в посёлке Шоттери недалеко от Стратфорда. Не сохранилось её достоверных портретов, существует лишь приписываемый ей женский образ на рисунке Кёрзона (Nathaniel Curzon). Когда отец Анны умер, главной его наследницей осталась вторая жена. Анна, как и другие дети, получила от отца некоторую сумму денег. В то время ей было 26 лет, она была на 8 лет старше Уильяма. Неизвестно, как начинались их отношения, но известно, что в сентябре 1582 года была зачата их первая дочь. Такое положение потребовало скорейшего заключения брака, отсрочка которого грозила скандалом и могла привести молодых людей на "суд разврата", осуждающий добрачные отношения. По-видимому, отец Уильяма и друзья семьи Хэтэуэй помогли им с приобретением лицензии у епископа епархии Уорчестера (Worchester), которая обеспечивала ускоренную процедуру вступления в брак. С учётом даты получения лицензии, церемония бракосочетания Анны и Уильяма могла состояться 30 ноября - 1 декабря, вне Стратфорда. 26 мая 1583 года их дочь Сюзанна (Susanna) была крещена в стратфордской церкви св.Троицы, а примерно через два года родились близнецы Хэмнет / Гамнет и Джудит (Hamnet and Judith), крестины которых состоялись 2 февраля 1585 года. Судя по этим событиям, Уильям Шекспир должен был оставаться в Стратфорде всё это время. В 1588 году его имя упоминается вместе с именами его родителей в связи с судебным процессом по земельным делам. А в 1589 году он уже пишет свои первые произведения для театра в Лондоне. Возникает вопрос, каким образом и когда он сумел так преуспеть на театральном поприще, если в Стратфорде у него не было соответствующей базы для совершенствования образования и развития литературного таланта. Такие возможности мог предоставить Лондон.

Согласно распространённой биографической версии Шекспир переселился в Лондон примерно в 1587 году. Некоторые исследователи полагают, что он мог отправиться туда раньше - в 1585 году, очевидно, после крещения Гамнета и Джудит. У других биографов (к примеру, у Обри, у Жана-Мари и Анжелы Маген / Jean-Marie et Angela Maguin ) приводится ещё более ранее датирование его отъезда из Стратфорда. Предполагается, что Шекспир мог отправиться в Лондон и испытать на себе влияние театральной среды уже в возрасте 18-19-ти лет, после крещения Сюзанны (если он не был нанят ещё в Уорикшире одной из проезжавших театральных трупп). Из документов известно, что в период с 1569 по 1587 гг. комедианты побывали в Стратфорде более 20 раз, следовательно Уильям мог познакомиться с театром как таковым ещё будучи мальчиком. В случае, если Шекспир уже с 1583 года работал далеко от дома, он, безусловно, должен был наезжать в Стратфорд, где были зачаты и родились их с Анной дети-двойняшки. Появившийся в сентябре 1592 года желчный памфлет умирающего драматурга Роберта Грина из круга "академиков" (выходцев из университета), даёт знать о том, что Шекспир к тому времени уже успешно писал театральные тексты: "... только что добившийся успеха... писака этот воображает себя единственным в Англии потрясателем сцены (Shakescene), надо ему показать его место". Приступив к писательскому делу предположительно в 1590 году, Шекспир написал / переделал к 1592 году 4 пьесы (или больше, в сотрудничестве с другими драматургами). Но начинал он свою карьеру в театре актёром. Существует легенда, источником которой якобы послужил рассказ Уильяма Давенанта. По этой легенде Шекспир приобщился к театральному опыту благодаря тому, что сначала ловко управлялся с лошадьми, оставленными у входа в театр богатыми посетителями, и вскоре своей живостью и красноречием привлёк к себе внимание со стороны некоторых актёров, порекомендовавших его в театр на небольшие роли. Неизвестно, было ли всё именно так на самом деле, но в труппу он всё-таки попал. Думают, что приобщение к театральной жизни Шекспир, возможно, начинал с выполнения разного рода служебных поручений, среди них называют обязанности билетёра, помощника суфлёра и т.п.

Появление Шекспира в театре в качестве актёра, возможно, не слишком заметное, вскоре переросло в амплуа искусного писателя. На начальном этапе драматургической карьеры Шекспир переписывал, отделывал для театра старые пьесы, как это было принято в то время, не выдавая эти тексты за свои, они принадлежали труппе. Вероятно, он приступал к написанию пьес постепенно и небольшими частями, в сотрудничестве с другими авторами. Такими примерами могут являться пьесы "Тит Андроник" (Titus Andronicus) и три части "Генриха VI" (King Henry the sixth), созданные предположительно в 1592 году, а также "Ричард III" (King Richard The Third, 1592-93), где соавтором мог быть Томас Неш / Thomas Nashe. С 1590 года по 1594 год Шекспир сам или в соавторстве, написал / переделал восемь пьес. "Укрощение строптивой" (The Taming of The Shrew, 1590-91), "Два веронца" (The Two Gentlemen of Verona, 1590-91) - по комедии Грина, "Комедия ошибок" (The Comedy of Errors, 1594), "Бесплодные усилия любви" (Love's Labour's Lost, 1953? / 1594-95), "Венецианский купец" (The Merchant of Venice, 1596-97). Для своей версии "Ромео и Джульетты" (Romeo and Juliet, 1594-1596) Шекспир, возможно, использовал оставленную академиками переработку старого текста.

В следующие два года, в разгар эпидемии чумы, когда все театры были закрыты (с небольшим перерывом в зимнее время), Шекспир создал поэмы "Венера и Адонис" (Venus and Adonis, 1593) и "Обесчещенная Лукреция" (The Rape of Lucrece, 1954). Обе поэмы посвящены Генри Райотсли, графу Саутхэмптону (Henry Wriothesley, third Earl of Sauthampton), его покровителю. "Венера и Адонис" стало первым произведением Шекспира, напечатанным под его собственным именем. Возможно (согласно распространённому мнению), что большая часть знаменитых сонетов написана Шекспиром между 1593 и 1598 годами, хотя предлагают и более позднюю датировку, учитывая факт их издания в 1609 году. Эти небольшие поэмы особого стихотворного размера представлены в определённом порядке и развивают темы юности и красоты, женитьбы и отцовства, любви и дружбы, верности и измены, соперничества, старости и смерти, силе поэзии и т.п. Многие стихи посвящены прекрасному молодому человеку, близкому другу поэта (его имя не установлено). Ряд сонетов посвящён так называемой смуглой даме, загадочной любовнице поэта (Mary Fytton / Мэри Фиттон ?,фрейлине королевы). Не исключают, что уже в 1593 году, в период эпидемии, могла появиться пьеса "Бесплодные усилия любви", задуманная для частного представления в аристократическом кружке Саутхэмптона в его поместье Тичфилд (Titchfield). Драматургическая деятельность Шекспира продолжала успешно развиваться. "Комедия ошибок" (моделью для которой послужила пьеса древнеримского комедиографа Тита Макция Плавта / Titus Maccius Plautus), возможно, стала первой пьесой, представленной им к открытию театров по окончании эпидемии чумы в декабре 1594 года.

Имя Уильяма Шекспира обнаруживается среди имён актёров-пайщиков (пайщики имели определённый доход) театральной компании Джеймса Бёрбежда"Слуги лорда-камергера" (Chamberlain's Men) в 1594 году, но не вполне ясно, где именно он начинал свою работу. Труппа "Слуги Лорда-Камергера" была сформирована в результате реорганизации трёх различных трупп: "Слуги лорда Хансдона", "Слуги лорда Стренджа" и "Слуги Дерби". Шекспир мог принадлежать к одной из них. Также выдвигались предположения, что поначалу он служил в труппах "Слуги Пембрука" или "Слуги Королевы". Принадлежащая Елизавете труппа "Слуги Королевы" (The Queen's Men) была создана в 1583 году и действовала по 1594 год. Она имела преимущественный статус среди других работающих в Лондоне трупп до появления "Слуг лорда-адмирала" и "Слуг лорда-камергера", которые стали лидирующими соперниками в последние десять лет 16 века. Труппа, прославившаяся под именем "Слуги Лорда-камергера", была создана ещё в 1564 году, но до 1590 года она давала представления в провинции под именем "Слуги Лорда Хансдона". Двойственность названия объясняется тем фактом, что покровителями труппы были Генрих Кэри, первый лорд Хансдон, главный камергер, умерший в 1596 году, а также его сын Джордж Кэри (1547-1603), второй лорд Хансдон, тоже главный камергер. Находясь в составе труппы Бёрбеджа как минимум с 1594 года, Шекспир должен был знать подмостки"Театра" (The Theatre) и "Куртины" (The Curtain, 1577-1627), основанной Генри Лэнманом (Henry Lanman), прежде чем он стал совладельцем"Глобуса" (The Globe).

В начале правления Елизаветы (Elizabeth I of England, 1533-1603), взошедшей на престол в 1558 году, комедианты всё ещё не имели обособленных построек для показа своих спектаклей, в этих целях использовались постоялые дворы, залы учебных заведений и частные дома. Но в 1576 году Джеймс Бёрбедж (James Burbage, 1530-1597) - антрепренёр, начинавший актёром в труппе "Слуги графа Лестера", построил за городской стеной на окраине Шордич (Shoreditch) первое в Лондоне специальное здание для театральных представлений - The Theatre. В 1597 году Джеймс Бёрбедж умер. К этому времени истёк срок аренды участка, на котором располагался The Theatre, и владелец земли отказался продлить контракт. Было решено демонтировать "Театр" и на плоту перевезти его разобранные части на другой берег реки. Там на основе этого материала был возведён театр "Глобус", открывшийся в начале 1599 года. В течение двух лет (с момента закрытия "Театра" и до открытия "Глобуса") представления труппы проходили в расположенном неподалёку театре "Куртина". Земля под строительство нового театра была взята в аренду на 30 лет. Сыновья Бёрбеджа Катберт и Ричард (Cuthbert Burbage and Richard Burbage, 1567-1619) стали главными акционерами предприятия, владельцами половины здания, остальную часть стоимости они предложили разделить между несколькими пайщиками из состава труппы. Так Шекспир стал одним из совладельцев "Глобуса". Первый театр с названием "Глобус" открылся в 1599 году, но в 1613 году он сгорел до основания (во время представления "Генриха VIII" вспыхнула соломенная кровля). Через год на том же месте был построен "второй Глобус" ("The second Globe"), на этот раз c черепичной крышей. Половину стоимости работ взяли на себя Бербеджи, остальная сумма была оплачена пайщиками. Неизвестно, участвовал ли Шекспир в финансировании этой реконструкции. (В 1642 году правительство Кромвеля запретило театральные спектакли, второй "Глобус" был закрыт и к 1644 году разрушен. В 1996 году шекспировский театр "Глобус" был отстроен заново неподалёку от его прежнего местонахождения, что осуществилось во многом благодаря инициативе и многолетним заботам американского актёра, режиссёра и продюсера Сэма Ванамейкера / Sam Wanamaker, 1919-1993, основавшего в 1970 году Трастовый Фонд Шекспировского Глобуса).

«Глобус» заполняли лондонские ремесленники, солдаты, матросы, то, что называется лондонской толпой. В театре могли появляться и аристократы, могли появляться и люди ученые, гуманисты, но это были крохи. Для кого написаны пьесы Шекспира? Они написаны - и в этом вся его загадка - и для образованных людей, и одновременно для этой самой толпы. Что эта толпа елизаветинцев, эта толпа полуграмотных или просто неграмотных ремесленников могла понять в гамлетовской философии? Тем не менее «Гамлет» имел успех в шекспировское время. Причем имел успех у всех: и у ученых людей, и у толпы, потому что каждый из них воспринимал пьесу на том уровне, который был ему доступен.

В период пребывания в Лондоне Шекспир неоднократно менял место жительства, каждый раз арендуя жильё. В первые годы он, вероятно, проживал где-то в районе Шордич, что было дешевле и удобнее, имея также в виду сосредоточие там нескольких театров. С 1595/1596 года он жил в приходе церкви св. Елены, около Бишопсгейт (Bishopsgate), довольно респектабельном квартале между двумя театральными районами. В 1599 году он снимал жилище на южном берегу Темзы, поблизости от недавно построенного театра "Глобус". Лет через пять Шекспир перебрался с прибрежной территории, известной своей сомнительной атмосферой, ближе к центру Лондона. Известно, что между 1602 и 1604 годами Шекспир нанимал жилое помещение у семьи французского эмигранта гугенота Кристофера Монжуа, мастера дамских шляп, в квартале Криплгейт (Cripplegate) недалеко от собора св. Павла. Квартира располагалась на углу Монквелл-стрит и Силвер-стрит, и дорога до "Глобуса" занимала около получаса. Первой недвижимостью, приобретённой Шекспиром в Лондоне, стал дом привратника бывшего монастыря Доминиканцев (в 1613 году).

Годы с 1595 по 1601 явились периодом активного развития и взлёта писательской карьеры Шекспира, что обеспечило славу его произведениям и труппе. Репертуар "Слуг лорда-камергера" пополнился двенадцатью пьесами Шекспира. В елизаветинскую эпоху в Лондоне работало несколько заметных драматургов и существовало несколько театров, конкурирующих друг с другом. В 1587 году на южном берегу Темзы предприниматель Филипп Хенслоу (Philipp Henslowe, 1550-1616) построил театр "Роза" (The Rose, 1587-1605). В 1595/96 году в той же местности Фрэнсис Лэнгли (Francis Langley, 1548-1602) открыл театр "Лебедь" (The Swan, 1595-1632). Были и другие театральные площадки. В театре "Роза" играли соперничающие с труппой Бёрбеджа "Слуги лорда-адмирала" (Admiral's Men), звездой которых был выдающийся трагик Эдуард Аллен (Edward Alleyn, 1566-1626). (Уйдя в 1597 году со сцены, Аллен в 1600 году участвовал вместе с Хенслоу в строительстве в Шордиче на северной стороне реки театра "Фортуна", в ответ на успех "Глобуса". Театр сгорел в 1621 году). В Театре "Роза" представляли все пьесы Кристофера Марло (Christopher Marlowe, 1564-1593), одного из самых талантливых поэтов и драматургов - предшественников Шекспира, по-видимому, начинавшего здесь свою драматургическую карьеру. Марло, несомненно, оказал влияние на Шекспира в начале его творчества. Он был из числа драматургов - так называемых "университетских умов", или "академиков", имевших дипломы Оксфорда или Кембриджа. В этот круг входили также Роберт Грин (Robert Greene, 1558-1592), Джон Лили (John Lyly, 1554-1606), Томас Неш (Thomas Nashe, 1567-1601), Джордж Пиль (George Peele, 1556-1596) и Томас Лодж (Thomas Lodge, 1558-1625). Рядом с "академиками" вносили свой вклад в развитие елизаветинской драмы литераторы, которые, по-видимому, не заканчивали университета: Томас Кид (Thomas Kyd, 1558-1594), автор ранней пьесы о Гамлете, Джон Дей (John Day, 1574-1638?), Генри Портер (Henry Porter, died 1599). Под влиянием пьесы Портера "Две мегеры из Абингдона" (The Two Angry Women of Abingdon) Шекспир создавал свою комедию "Виндзорские насмешницы" (The Merry Wives of Windsor, 1597-1602).

В английской театральной среде того времени привычной нормой считалось "одевать старые драмы в новые одежды". Новые пьесы создавали, как правило, переделывая и дополняя тексты предшественников, порой соединяя, переплавляя один источник с другим, перелагая прозу на стихи и т.п. Использовалось всё занимательное и впечатляющее, фабулы и интриги, которые могли быть обнаружены в печатных изданиях, в переводной литературе. Успешность результата зависела в большей степени от чутья и таланта переработчика, чем от оригинальности сюжета. Шекспир в своём творчестве также прибегал к подобным приёмам, мастерски осваивая и совершенствуя материалы из разных источников. При написании римских трагедий он обращался к переводу Томаса Норта (Thomas North) 1579 года "Жизни замечательных людей" Плутарха (Plutarch's Lives), для драм из английской истории искал материал у в "Союзе двух благородных и знатных семей Ланкастеров и Йорков" Эдуарда Холла (Hall's Chronicle, 1542) и "Хрониках Англии, Шотландии и Ирландии" Рафаэля Холиншеда (Raphael Holinshed's Chronicles of England, Scotland and Ireland, 1577). Шекспир также пользовался переводами европейских ренессансных новелл, "Метаморфоз" Овидия (Ovid's Metamorphoses), "Римской истории" Тита Ливия (Titus Livius' Roman History), обращался к произведениям Джефри Чосера (Chaucer Geoffrey, 1343-1400) и многим другим источникам, включая Библию. В качестве литературной основы для своих драм Шекспир использовал также предыдущие театральные пьесы: античные и современные, часто анонимные, не дошедшие до нашего времени, среди которых были ранние версии текстов о короле Лире, Ричарде III, Генрихе V, принце Гамлете, и прозу, к примеру, роман "Розалинда" (1590) Томаса Лоджа, переработанный в комедии "Как вам это понравится" (As You Like It, 1599-1600). Кроме этой пьесы, Шекспир написал для открывшегося в 1599 году театра "Глобус" "Юлия Цезаря" (Julius Caesar), "Гамлета" (Hamlet, Prince of Denmark, 1599? 1600-01), "Двенадцатую ночь, или Что угодно" (Twelfth Night; or, What You Will, 1601) - для выступления при дворе в Уайт-холле по случаю праздника Богоявления. Основным ее источником является история об Аполлонии и Силле из "Прощания с военным делом" (Farewell to Military Profession, 1581) Барнаби Рича (Barnabe Rich, 1540-1617).

В 1596-97 годах была создана пьеса "Король Джон" (The Life and Death of King John), затрагивающая историю брата Ричарда Львиное Сердце, которая уже не раз разрабатывалась предшественниками Шекспира. В своей версии он произвёл, скорее, компоновку материалов из нескольких источников. Примерно в те же годы появилась авторская тетралогия из исторических пьес, включающая "Ричарда II" (King Richard The Second, 1596), "Генриха IV" ч.1, 2 (King Henry The Forth, parts 1 and 2, 1597-98) и "Генриха V" (King Henry The Fifth, 1598-99). Елизавета довольно болезненно отнеслась к сопоставлению ее с Ричардом II, и труппа Шекспира вызвала ее неудовольствие, сыграв одноименную пьесу накануне бунта Эссекса в 1601 г. В "Генрихе IV" вышел на сцену один из ярчайших шекспировских персонажей - сэр Джон Фальстаф, история которого продолжена в комедии "Виндзорские насмешницы", написанной, как считается, по заказу королевы Елизаветы. Сцена смерти Фальстафа описана в "Генрихе V".

Живя в Лондоне, Шекспир часто наезжал в Стратфорд, поддерживая связь со своими родными. В 1596 году по неизвестной причине умер его одиннадцатилетний сын Хэмнет. В том же году он, наконец, получил дворянский герб, возобновив давнее прошение своего отца, и стал именоваться Уильямом Шекспиром, джентльменом. В следующем 1597 году Шекспир приобрёл для своей семьи New Place - один из самых больших и красивых домов в Стратфорде (он был разобран в1759 году, но сохранились остатки фундамента и соседнее здание Nash House, принадлежавшее первому мужу Элизабет, внучки Шекспира, Томасу Нэшу / Thomas Nash). Новая резиденция, состоявшая из многих комнат, была очень просторной для собственного семейства Шекспиров, и через несколько лет Анна Шекспир приняла в дом племянника мужа Томаса Грина, его жену и двоих детей. (В 1602 году Уильям Шекспир присоединил к своим владениям небольшой дом и сад напротив Нью Плэйс, где ныне располагается школа). В 1601 году умер Джон Шекспир, отец Уильяма. В отсутствии завещания родительский дом на Хенли-стрит перешёл к старшему сыну. Мать Уильяма Мэри Шекспир оставалась в этом доме до конца своей жизни (она скончалась в 1608 году.)

В 1602-04 годах Шекспир написал ряд пьес, традиционно называемых комедиями, которые, в отличие от предыдущих воздушных и искрящихся радостью творений, таких как "Сон в летнюю ночь" (1595) или "Много шума из ничего" (1598), окрашены в более мрачные тона. Это "Троил и Крессида" (Troilus and Cressida,1602), черпающая историю любви заглавных героев из одноимённой поэмы Чосера (1385). "Мера за меру" (Measure for Measure, 1603) - в основу комедии легла пьеса в двух частях драматурга Джорджа Уэтстона (George Whetstone, 1544? - 1587?) "Промос и Кассандра" (The Rare Historie of Promos and Cassandra, 1578), использующая сюжет новеллы Чинтио. "Всё хорошо, что хорошо кончается" (All's Well that Ends Well, 1603-04) - сюжетной основой комедии стала история из "Декамерона" Боккаччо. (Последняя пьеса даже была отнесена издателями "ин-фолио" 1623 года к разделу трагедий.) За этими по сути драмами, последовали три, не считая уже упомянутого "Гамлета", знаменитые трагедии: "Отелло" (Otello, The Moor of Venice 1603-04), "Король Лир" (King Lear, 1605-06) и "Макбет" (Macbeth, 1606). Сюжет "Отелло" был подсказан одной из новелл итальянского литератора Джиральди Чинтио, или Чинцио (Giambattista Giraldi Cinzio, 1504-1573), для разработки своего "Короля Лира" Шекспир, вероятно, использовал текст одноимённой анонимной пьесы, изданной в 1605 году. Названные великие трагедии создавались, когда звезда Елизаветы I уже закатилась, и новая пьеса "Макбет" должна была понравиться новому королю, происходившему из Шотландии.

В начале февраля 1603 года "Слуги лорда-камергера" в последний раз играли перед королевой Елизаветой. После её смерти, последовавшей в конце марта, Лорд Хансдон был отстранён от должности главного камергера, и в мае 1603 года знаменитая лондонская труппа перешла под личное покровительство короля Англии Якова I (Jacob / James I, 1566-1625), получив название "Слуги Короля" (The King's Men). Полагают, что "лакеи покоев Его Величества" ежегодно давали при дворе примерно 12 представлений, в два раза больше, чем при Елизавете. В августе 1608 года братьям Бёрбеджам удалось осуществить проект, когда-то не удавшийся их отцу, - открыть театральный зал в бывшем Доминиканском монастыре (Blackfriars). Шекспир стал одним из семи партнёров, т.е. владельцем седьмой части здания. В отличие от "Глобуса" это была крытая сценическая площадка, удобная для представлений в холодное время года, а также позволявшая в ходе спектаклей создавать "ночь", для чего закрывали ставни. В зале было предусмотрено только 700 мест, но более комфортабельных, чем в открытом "Глобусе". Представления давали в обоих театральных зданиях. (Театр Blackfriars был разрушен в 1655 году.)

Ближе к концу первого десятилетия 17 века Шекспир снова обратился к Плутарху в переводе Томаса Норта, результатом чего явились три новые пьесы драматурга, развивающие античные сюжеты: "Тимон Афинский" (Timon of Athens, 1605?), "Антоний и Клеопатра" (Antony and Cleopatra, 1606?) и "Кориолан" (Coriolanus, 1608). Возможным соавтором Шекспира в пьесе "Тимон Афинский" был Томас Мидлтон (Thomas Middleton, 1580-1627).

Начиная с 1607 года драматургическая деятельность Шекспира становилась менее активной: теперь он создавал одно произведение в год вместо двух. В этом году была создана драма "Перикл" (Pericles, Prince of Tyre, 1607). Источниками истории принца из Тира послужили поэтический рассказ "Confessio Amantis" / "The Lover's Confession" / "Исповедь влюблённого" Джона Говера (John Gover, 1330-1408) и прозаическая версия Лоренса Твайна (Lawrence Twine) The Patterne of Painful Adventures / "Образчик тягостных приключений". В тексте пьесы есть доля участия другого драматурга, возможно, Джорджа Уилкинса (George Wilkins, died in 1618). Пьеса не была включена в первое фолио, и появилась в издании 1663 года. После написания "Зимней сказки" (The Winter's Tale, 1609, по роману Грина "Пандосто" / Pandosto), "Цимбелина" (Cymbeline, 1610) и "Бури" (The Tempest, 1611) Шекспир сотрудничал с другими драматургами. Совместно с Джоном Флетчером (John Fletcher, 1579-1625) им были созданы пьесы "Карденио" (Cardenio, 1612-1613 - ныне утерянная), "Два благородных родича" (The Two Noble Kinsmen, 1613-1614) - основанная на истории Чосера "Рассказ рыцаря" / The Knight's Tale - возможно, сыгранная первой по открытии восстановленного "Глобуса", в 1679 году включённая во второе фолио Бомонта и Флетчера (the Beaumont and Fletcher's Folio), и "Генрих VIII" ( King Henry the Eighth / All is True, 1613), написанный, как полагают, в сотрудничестве с третьим автором - Фрэнсисом Бомонтом (Francis Beaumont, 1581-1616).

Во время представления пьесы "Генрих VIII" случился пожар в "Глобусе". Неизвестно, был ли Шекспир в это время в Лондоне. Предположительно в 1610 году или чуть позже Шекспир вернулся в Стратфорд, но продолжал бывать в Лондоне до начала 1613 года, т.к. всё ещё оставался пайщиком труппы, а также должен был в торжественных случаях находиться при Его Величестве будучи слугой королевских покоев. По дороге в Лондон и обратно Шекспир останавливался в Оксфорде у Давенантов (Jane Shepherd Davenant and John Davenant), хозяев гостиницы "Корона", сына которых Уильяма (в последствии ставшего поэтом-лауреатом и драматургом) он крестил в 1606 году, некоторые считали мальчика его сыном. В 1612 году Шекспир проходил в Лондоне свидетелем по делу Бэллота против Монжуа (владельца квартиры в Криплгейт). В 1613 году он приобрёл дом привратника бывшего монастыря Blackfriars, который сдавал в аренду вплоть до 1616 года. Несомненно, он учитывал удобное расположение этого помещения относительно обоих театральных залов, но случившийся в "Глобусе" пожар мог повлиять на его первоначальные планы, когда он продал свою долю в театре. В этом же году вместе с Ричардом Бёрбеджем он разработал эмблему с девизом графу Ретленду для турнира по поводу восшествия на престол Якова I. Документы следующих лет запечатлели участие Шекспира в разных делах в родном Стратфорде. В 1612 и 1613 годах Шекспир потерял своих братьев Гилберта и Ричарда, прожившего, по-видимому, всю свою жизнь в Стратфорде. Гилберт был владельцем галантерейной лавки в Лондоне. В феврале 1616 года дочь Шекспира Джудит вышла замуж, не совсем удачно - у её мужа Томаса Куини (Thomas Quiney) была сомнительная репутация, к тому же супруги вступили в брак во время Поста, без специального разрешения, и поэтому их отлучили от церкви. Трое родившихся в этом браке детей прожили очень мало. Джудит умерла в 1662 году, семь лет спустя после смерти мужа. В самом начале 1616 года Шекспир составил завещание. Его первоначальный текст был переправлен в марте того же года, в частности в отношении Куини, супруга Джудит, - он был исключён из числа наследников. В середине апреля умер Уильям Харт (William Hart), муж Джоаны, сестры Шекспира, а 23 апреля ушёл из жизни и он сам, по причине тяжёлой болезни. Через два дня Уильям Шекспир был похоронен в алтаре церкви св. Троицы. Анны Шекспир не стало в августе 1623 года, она упокоилась в той же церкви, рядом с супругом. Там же в 1635 и 1649 годах похоронили Джона Холла и Сюзанну, зятя и дочь Шекспира, и в 1647 году - Томаса Неша, первого мужа внучки Шекспира Элизабет (сама она покоится в Эбингтоне / Abington, где жила со своим вторым мужем Джоном Бернардом / John Bernard). Захоронение его другой дочери - Джудит (в 1662 году на стратфордском кладбище) со временем затерялось.

Театральная техника в эпоху Шекспира

Гостиничные дворы того времени обычно представляли собой здание, обнесенное по второму этажу открытым ярусом-балконом, по которому располагались комнаты и входы в них. Бродячая труппа, въехав в такой двор, у одного из прямоугольников стен его устраивала сцену; во дворе и на балконе располагались зрители. Сцена устраивалась в виде дощатого помоста на козлах, часть которого выходила на открытый двор, а другая, задняя, оставалась под балконом. С балкона опускалась завеса. Сцена покрывалась крышей и представляла собой три площадки: передняя - впереди балкона, задняя - под балконом за завесой и верхняя - самый балкон над сценой. Этот же принцип положен и в основу переходной формы английского театра XVI, начала XVII веков.

Гостиничный двор выступает в роли зрительного зала. Такой открытый, не имеющий крыши зрительный двор, обносился галереей или двумя галереями.

Передняя часть сцены вклинивалась почти на треть в зрительный двор - стоячий партер (осуществлявший таким образом буквально свое название «par terre» - на земле). Наполнявшая партер демократическая часть публики густым кольцом окружала подмостки сцены. Более привилегированная, аристократическая часть публики располагалась, - лежа и на табуретках, - по краям самой сценической площадки. История театра этого времени отмечает постоянную вражду и перебранку, иногда переходившую даже в драку, этих двух групп зрителей. Классовая вражда ремесленного и рабочего партера к аристократии сказывалась здесь довольно шумно. Вообще, той тишины, какую знает наш зрительный зал, в эпоху Шекспира не было.

Передняя площадка была главной сценой, ей же пользовались для излюбленных тогда в театре шествий, процессий, для показа чрезвычайно популярного тогда фехтования (сцена в последнем акте «Гамлета»). Здесь же выступали клоуны, жонглеры, акробаты, развлекавшие публику между сценами основной пьесы (антрактов в шекспировском театре не было). Впоследствии при позднейшей литературной обработке шекспировских драм часть этих клоунад-интермедий и шутовских реплик была включена в печатный текст.

Задняя часть сцены отделялась раздвижным занавесом. Там обычно исполнялись интимные сцены (например, в спальне Дездемоны), там же играли, когда нужно было сразу быстро перенести действие в другое место и показать действующее лицо в новом положении (например, в драме Марло «Тамерлан» есть ремарка: «занавес отдёрнут, и Зенократа лежит в постели, Тамерлан, сидящий возле неё», или в «Зимней сказке» Шекспира: «Полина отдёргивает занавес и открывает Гермиону, стоящую в виде статуи»).

Верхняя сцена употреблялась, когда действие должно было изображаться логикой событий наверху, например, на стенах крепости («Кориолан»), на балконе Джульетты («Ромео и Джульетта»). В таких случаях в сценарии имеется ремарка «наверху». Практиковалась, например, такая планировка - верх изображал крепостную стену, а отдёрнутый внизу занавес задней площадки означал одновременно городские ворота, открываемые перед победителем.

Выводы:

Доступность театра для всех слоев населения сделала его общенародным и обусловила создание разнообразного репертуара. Все эти особенности имели огромное значение для развития английской драматургии. Сюжеты для своих произведений Шекспир, как и многие авторы того времени, заимствовал из уже существующих источников. Однако он, в отличие от других, с великим мастерством сочетал эти источники, углубляя и разрабатывая их сюжеты. Перенимая известное, он превращал это в традицию национальной культуры.

Трудно переоценить его вклад в развитие театральных традиций, именно он открыл новую эпоху драматической литературы, и впоследствии его произведения переросли свой век и сохранили актуальность и интерес до наших дней.

Литература:

  1. Литературная энциклопедия 1929-1939, СССР

  2. Шекспировская энциклопедия - С.Уэллс. Статистические сведения и интересные факты

  3. Георг Брандес, «Шекспир. Жизнь и произведения», Москва, 1899 г.

  4. Александр Аникст. «Театр эпохи Шекспира», 2006 год

  5. История английской литературы. М., 1945. Т. 1. Вып. 2

  6. Хрестоматия по истории западноевропейского театра / Сост. С. Мокульский. Т. 1

© 2010-2022