Внеурочная работа как способ повышения мотивации в изучении иностранного языка в начальной школе

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочная работа как способ повышения мотивации в изучении иностранного языка в начальной школе

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, упорядочение для достижения цели. Мотивация является поэтому «запускным механизмом» (И.А.Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или понимание.

Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения, навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Внешние мотивы, лежащие вне учебной деятельности, могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные мотивы обусловлены чувством долга перед своими близкими, представлениями об обучении как о дороге к освоению больших ценностей культуры, к получению образования. Отрицательные мотивы вызываются угрозой, наказанием, выговором, порицанием, плохой оценкой.

Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация младших школьников - это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»

Можно выделить еще пять типов мотивации:

1. Целевая мотивация - хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.

2. Мотивация успеха - если предмет «удается», то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.

3. Страноведческая мотивация - язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.

4. Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие.

5. Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ.

Можно рассмотреть мотивацию по важным функциям:

1. Развлекательная (игры, творчество)

2.Эстетическая (оформление)

3.Самоконтроль (возможность видеть свой успех)

4. Релаксационная (песни, стихи, рифмовки)

Возникают вопросы о том, почему один ребёнок учиться с радостью, а другой - с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответом на эти вопросы является решение проблемы мотивации учения школьника.

Формирование мотивации - это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Среди разнообразных мотивов школьника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных.

В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придает деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать все новое и новое. При такой мотивации учащийся с большой легкостью справляется с трудностями.

Следует признать, что психологические закономерности развития мотивационной сферы вообще и познавательной мотивации в частности изучены явно недостаточно. Остаются не исследованными вопросы о закономерностях формирования познавательной мотивации, о соотношении внутренних и внешних факторов ее развития, о методике ее формирования.

В результате форсированного обучения дети порой, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут безынициативными и учатся подчиняться взрослым.

Актуальность данной проблемы, обусловленна поиском путей пополнения средств обучения иностранному языку на основе пересмотра компонентов содержания обучения с целью их оптимизации в целом.

Младший школьный возраст является самым благоприятным для формирования и сохранения в дальнейшем положительной мотивации к изучению английского языка.

Не секрет, что 7-8 летние дети будут заниматься только тем, что им понятно, доступно, интересно и увлекательно. Игровые методики на уроках английского языка в начальной школе - основной способ формирования мотивации. При этом важно помнить, что игра на уроке проводится не ради игры, она всегда должна иметь определённую цель и результат на выходе, то есть, формировать у учеников конкретные речевые навыки (фонетические, лексические, грамматические, восприятие и понимание речи на слух, диалогическую и монологическую речь). Нужно стремиться к тому, чтобы все упражнения, используемые на уроке для отработки учебного материала, носили речевую, коммуникативную направленность. И в этом огромное значение имеют сюжетно-ролевые игры.

  • конкурсы и олимпиады по предмету;

  • внеурочная работа по английскому языку;

Внеурочная работа по английскому языку - дополнительный источник формирования мотивации и пробуждения интереса к изучению иностранного языка. Проведение недель иностранного языка, праздников, тематических вечеров помогает выявить способности школьников, дает возможность примерить накопленные знания и умения.

  • нестандартные формы проведения уроков;

Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее неустановленную структуру. Существуют разнообразные формы проведения нестандартных уроков. Наиболее распространенными типами нестандартных уроков для учеников младшего школьного возраста являются уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки творчества, уроки - ролевые игры, уроки-конкурсы, уроки-викторины. Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые можно классифицировать как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Нестандартные формы проведения уроков повышают интерес и мотивацию учеников к учебной деятельности.
рок - экскурсия

В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока

Урок - спектакль. Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы

Урок-праздник. Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации

Урок - интервью. Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью - это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.

В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: «Мои увлечения», «Планы на каникулы», «Расскажи мне о себе» и т.д.

Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией.

Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы.

Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

Урок-эссе. Современный подход к изучению английского языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского "я".

Такая форма урока развивает психические функции учащихся, логические и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить на иностранном языке

  • использование коллективных форм учебной работы;

Формированию положительной мотивации к изучению иностранного языка способствует мотивация совместной учебной деятельности. В коллективной учебной работе ребенка интересует возможность так организовать свое взаимодействие с партнером по совместной работе (взрослым или сверстником), чтобы овладение материалом, знаниями и умениями произошло наиболее эффективно. Таким образом, мотивация совместной учебной деятельности влияет на формирование внешней мотивации к изучению иностранного языка.

  • использование компьютерных технологий

В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. В роли такой наглядности можно использовать мультимедийные презентации. Методическая сила мультимедиа как раз состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета. Это позволяет построить урок таким образом, чтобы добиться максимального успеха.

  • организация дифференцированного и индивидуального подхода


В индивидуальной работе с учеником следует опираться на его зону ближайшего развития. Ученику предлагаются такие задачи, которые на данном этапе он не может решить самостоятельно, но в сотрудничестве с учителем, при совместном поиске у него раскрываются потенциальные возможности и возрастает вера в собственные силы.

  • создание проблемных ситуаций


Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

  • создание ситуации успеха


Похвала учителя стимулирует ученика лишь в том случае, когда задание ощущается им как достаточно трудное и в поощрении учителя ученик «прочитывает» высокую оценку своих возможностей и способностей. И напротив, похвала учителя за легкое задание может снизить мотивацию ученика, ибо он будет склонен думать, что учитель невысоко оценивает его возможности. Одним из эффективных способов формирования и сохранения положительной мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение перечисленных методов и приёмов на уроках иностранного языка способствует развитию широких познавательных мотивов в младшем школьном возрасте, формирует положительную мотивацию младших школьников к изучению иностранного языка.

Урок, пусть даже самый удачный, имеет один недостаток: он ограничен по времени и не допускает отвлечений, даже когда класс остро интересуется каким-либо вопросом, поскольку есть установленный план занятия.

Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации. Это составная часть учебно-воспитательной работы, цель которой - формирование развитой, гармоничной личности ребенка.

Внеклассная работа помогает раскрыть индивидуальные способности и творческий потенциал учащегося, а также его умения и навыки, которые не всегда можно рассмотреть на уроке. Проведение подобных мероприятий направлено, в первую очередь, на удовлетворение интересов школьников, приобретение опыта в общении и других сферах деятельности. Кроме того, внеклассная работа - это эффективное средство для сплочения детей, развития таких социальных качеств, как коммуникативность, умение руководить или подчиняться, стремиться жить в мире друг с другом. Все это не только углубляет и расширяет знание языка, но и способствует формированию духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов, развитию культурного кругозора, и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

Внеклассную работу по английскому языку можно определить как систему неоднородных по содержанию, назначению, методике проведения и формам воспитательно-образовательных внеурочных мероприятий, которые выходят за пределы учебных образовательных программ.

Работа строится на следующих принципах:

─ принцип связи с жизнью;

─ принцип коммуникативной активности учащихся;

─ принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности с уроками английского языка;

─ принцип учета возрастных особенностей обучающихся;

─ принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;

─ принцип межпредметных связей в подготовке и проведении мероприятий, что обогащает внеклассную работу по английскому языку и способствует повышению интереса к ней.

Нельзя не учитывать и следующие условия: добровольность участия, сочетание инициативы с направляющей ролью учителя, занимательность и новизна содержания, форм и методов работы, эстетичность всех проводимых мероприятий, четкая организация, гласность, методы педагогического стимулирования.

Среди разнообразных форм внеклассной работы по английскому языку можно выделить следующие:

*культурно-массовые (вечер-праздник, концерт, спектакли).

*состязательные (различные конкурсы, игры, олимпиады);

*информационные (стенгазеты, рисунки, радиопередачи);

Начальный этап организации внеклассной работы (2-4 классы) строится таким образом, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от достигнутых результатов. Внимание родителей и всего коллектива школы к изучению английского языка имеет огромное значение и во многом определяет отношение к предмету. Многие участвуют в дистанционных конкурсах и олимпиадах, предназначенных для определенной ступени обучения. Какие бы мероприятия ни проводились, главное, чтобы дети сказали: «Внеклассная работа - это самый лучший урок!»

Активизируя познавательную деятельность учащихся, используя сотрудничество и индивидуальный подход в обучении, добиваюсь позитивной мотивации в освоении учебного материала. 11 учащихся четвертых классов в 2012/2013 учебном году приняли решение участвовать в заочной Олимпиаде «Олимпус» (английский язык, зимняя сессия) и проявить себя. Задания были получены из Института Развития Школьного Образования (ИРШО) города Калининграда. Все учащиеся получили Сертификаты участников, набрав от 30 до 48 баллов. В 2013/2014 учебном году также приняли участие в данной Олимпиаде 10 учеников четвертого класса.

10 учащихся приняли участие в дистанционной Олимпиаде «Инфоурок». 2 ученика получили дипломы I степени, 2 ученика получили дипломы II степени, 5 учеников - дипломы III степени, 1 ученик - сертификат участника.В 2013/2014 году 7 учеников 4 класса приняли участие в международной дистанционной Олимпиаде по английскому языку «The British National Corpus» Британской языковой школы «Seven Lions». Все участники получили дипломы I степени.

В 2014/2015 году учащиеся продолжают принимать участие в дистанционных олимпиадах - «Инфоурок», «Вот задачка», «Видеоурок», «Британский бульдог». А во время проведения недели английского языка всех ребят ждали викторины и соревнования. Также была проведен конкурс проектов и рисунков. Подводя итоги, скажу, что:

- Очень важна установка на успех.

- Помогает смена форм организации занятий(классно-урочная-экскурсия-пикник-ток-шоу и т.д.).

- Неплох встать на одну ступень с теми, кого обучаю (если у доски отвечает ученик - займите его место за партой, послушайте «из народа».

- Приношу на урок хорошее настроение и оптимизм - они передаются учащимся и помогут сформировать у них мотивацию на успех.

Использованная литература:

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (Энциклопедический словарь педагога). М.,2000.

2. Пономарева Е.В. English For Kids. СПб,1999.

3. Зайцева, М.В. Мотивация и некоторые пути её повышения / М.В. Зайцева // Первое сентября. - 2003. - № 1. - С. 2-4.

4. Ляховицкий, М.В. Методика обучения иностранного языка в средней школе/ М.В.Ляховицкий. - М.: Высшая школа, 1982. - 154 с.

5.Рогова, Г.В., Никитенко, З.Н. О некоторых путях повышения мотивации изучения иностранного языка у школьников IV - VII классов \ Г.В. Рогова, З.Н.Никитенко // Иностранные языки в школе. - 1982.- № 6. - С.37.

6.Талызина, П.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / П.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. - 136 с.



© 2010-2022