- Преподавателю
- Иностранные языки
- Опыт работы «Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества»
Опыт работы «Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Басырова Ю.Н. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества»
Басырова Юлия Николаевна
учитель английского языка
МБОУ«СОШ № 47» г. Троицка
Челябинской области
Адольф Дистервег в своей книге «Руководство к образованию немецких учителей» писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение. Поэтому самостоятельность - средство и одновременно и результат образования»
Одно из ведущих качеств личности - самостоятельность. Оно выражается в умении ставить перед собой определённые цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельная познавательная деятельность школьников - залог успешной учёбы и высокого качества обучения.
Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация.
С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. Доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается с возрастом школьников, т.е применение самостоятельной работы должно идти в ногу с процессом естественного развития учащихся.
Считается что в начальных классах доля самостоятельной работы должна составлять не менее 20%, в средних - не менее 50%, а в старших классах- не менее 70%.
Организация самостоятельной работы школьников немыслима в таком объеме, если нет соответствующих условий. Условия для этого может и должен создавать учитель.
Независимо от видов и форм самостоятельных работ, при их проведении ставятся следующие цели:
-
более глубокое и осмысленное усвоение всеми учащимися новых знаний;
-
выработка на основе полученных знаний прочных умений и навыков;
-
применение их в дальнейшей познавательной деятельности и жизненной практике;
-
служение расширению и углублению изучаемого материала;
-
способствование развитию индивидуальных склонностей и интереса учащихся.
При организации самостоятельных работ необходимо соблюдать соответствующие требования:
-
Любая самостоятельная работа должна иметь конкретную цель.
-
Каждый ученик должен знать порядок выполнения и владеть приемами самостоятельной работы.
-
Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям учащихся.
-
Полученные результаты или выводы в ходе самостоятельной работы должны использоваться в учебном процессе.
-
Должно обеспечиваться сочетание различных видов самостоятельных работ.
-
Содержание и ход самостоятельной работы у учащихся должен вызвать интерес.
-
Самостоятельная работа должна обеспечивать развитие познавательных способностей учащихся.
Все виды самостоятельных работ должны обеспечивать формирование привычки к самостоятельному познанию. В заданиях для самостоятельной работы необходимо предусмотреть развитие самостоятельности ученика.
Без систематической организации самостоятельных работ школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познавать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования.
Самостоятельная работа школьника представляет более широкое понятие, чем домашняя работа, которая есть выполнение заданий, данных учителем в классе на дом для подготовки к следующему уроку. Самостоятельная работа может включать внеурочную, задаваемую учителем в той или иной форме работу школьника (это могут быть и определенные исследовательские работы)
Для самого школьника самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение школьником целого ряда входящих в неё действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла, подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм занятости школьника, самоорганизацию в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в процессе выполнения и некоторые другие действия.
Какие же часто встречаемые ошибки в организации самостоятельной работы мы можем увидеть на уроке?
-
Нет системы, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме.
-
Уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям ученика, слабо выражен индивидуальный подход.
-
Самостоятельные работы однообразны, их продолжительности не оптимальна для данного класса.
-
Отсутствие четких инструкций перед самостоятельной работой.
-
Сообщения готовятся детьми не самостоятельно, а с подачи готового материала учителем, порой непосредственно перед уроком.
-
Непродуманное домашнее задание.
Итак: самостоятельная работа - это средство обучения, которое формирует у обучающихся движение от незнания к знанию, от низшего уровня мыслительной деятельности к высшему.
В своей деятельности я широко использую самостоятельную работу учащихся, т.к. считаю, что при обучении языку важным условием является контакт учащегося с иноязычными элементами: словом, фразой, текстом. Считаю, что хотя на изучение предмета в школе выделяется 3 часа в неделю, это слишком мало для выработки самостоятельных слухопроизносительных навыков. Что я могу дать за 3 урока в неделю, это, примерно за 2 часа: ознакомить с новыми словами, потренировать в чтении и диалогической речи, объяснить грамматическое явление. Поэтому главную роль в эффективном обучении я отдаю домашней работе учащихся Без домашней тренировки, не будет успехов в обучении, т.к язык нужно учить, именно учить, «зубрить» слова, фразы, выражения, грамматические конструкции.
Ну и, конечно же, вы меня спросите, а что же остается учителю на уроке? Какова его роль? Чему я учу на уроке? Я отвечу - способам самостоятельной работы с элементами языка:
-
Способам чтения слов.
Порой трудность у учащихся вызывает не трудное запоминание слова, а неумение его правильно прочитать. Чтоб решить эту проблему еще во 2м классе я привожу такие рифмовки:
Нас, дружок, не забывай. Мы зовемся E I Y
Если слева С стоит, она весело свистит (ceiling - потолок, cinema - кино, bicycle - велосипед).
После С когда нас нет, кашель слышится в ответ (cat - кот)
Такие рифмовки быстро запоминаются, и до 11 класса ребята их помнят и редко делают ошибки в подобных словах. Но это еще не все, главное, чтоб ребенок научился использовать это маленькое забавное правило на практике. На уроке эта рифмовка разучивается, закрепляется при помощи упражнений, а на дом даются слова, например: cat, City, centre, bicycle, captain, cook. Эти слова дети самостоятельно переводят по словарю, и делят на два столбика, по чтению буквы С.
-
Способам построения предложений (схемы предложений)
Пока у ребят еще плохо развита речь, умение передавать мысль посредством другого языка. Я учу строить предложения по аналогии, по схеме. Зная схему построения предложения, учащиеся легко могут без посторонней помощи самостоятельно строить свои высказывания.
-
Способам перевода.
Я не ориентирую детей на точный перевод, т.к. в основе любого высказывания лежит идея, главное чтоб учащийся понял идею предложения, абзаца, текста. Хотя в учебниках есть разнообразные тексты для перевода, но они чаще всего вызывают у учащихся такие реплики, как «опять текст». Поэтому, чтоб мотивировать учащихся, я выбираю тот материал, который интересен им, а именно песни или как они любят называть «попсу» и выбираю современных исполнителей, иногда даже по предпочтению учащихся(7-9 классы). Этим я убиваю сразу нескольких зайцев: мотивация+ жизненный материал. Дети убеждаются в том, что английский язык, это не что-то там сверхъестественное, а то, что они в реальном времени, если чуточку постараться, смогут внести в свою жизнь как устойчивое умение. Конечно же материал мною предварительно просматривается, чтоб не создать на уроке щекотливые ситуации.
Как я еще воспитываю самостоятельность у учащихся?
В учебниках Кауфман, которые мы используем, есть большие возможности для проектной деятельности по значимым для учащихся темам. Например, в 5 классе «Моя домашняя страничка», в 6 «Домашние питомцы», в 7 - «Окружающая среда» и т. д.
Такую работу провожу в 3 этапа:
-
Подготовительный. Этот этап самый длительный, он совпадает с изучением темы, раздела. Здесь идет изучение лексики, страноведческого материала и т.д.
-
Работа над проектом. Он заключается в определении цели, задач, и плана работы. Он совпадает с уроком в учебнике. Ребята начинают работу над проектом на уроке на черновиках. Я на уроке, не столько учитель, сколько консультант и советчик. Дети не стеснятся подходить ко мне за помощью. Дома работа продолжается, и здесь у них есть все возможности для творчества.
-
Заключительный. Презентация своей работы, обсуждение (примеры работ учащихся)
Важность самостоятельной работы школьников, с точки зрения воспитательной и чисто дидактической, не подлежит никакому сомнению. Действительно, если ученик в учебно-воспитательном процессе пассивен и не проявляет самостоятельности, знания его будут формальны и, как правило, не получат выхода в жизнь. Самостоятельная работа школьников в реализации новых целей образования занимает одно из основных мест.