- Преподавателю
- Иностранные языки
- Пути повышения качества ЗУН
Пути повышения качества ЗУН
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ким Ю.А. |
Дата | 17.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Выступление на педсовете
«Пути повышения качества ЗУН»
Подготовила: Ким Ю.А., учитель английского языка.
Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка провозглашается главным критерием качества образования. В наше время знание английского языка является нормой, следовательно цель обучения ИЯ в школах - формирование коммуникативной компетенции.
Обучить АЯ - значит научить чтению, диалогической, монологической и письменной речи, т.е. коммуникативным навыкам. Успех в обучении иностранному языку всего на 20% зависит от знания лексики и грамматики и на 80% - от культуры и чувства слова.
В арсенале каждого учителя должен быть целый ряд методов, приемов, способов позволяющих повысить эффективность и качество урока.
Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО - всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся.
Оптимизация учебно-познавательной деятельности учащихся - путь к повышению качества знаний. Повышение эффективности преподавания ИЯ возможно через
-
применение игровых технологий
-
применение различных форм работы (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая)
-
организацию проектной деятельности
-
организацию самостоятельной работы учащихся
-
применение ТСО и мультимедийных установок
-
нетрадиционные формы урока
-
Игровые формы актуальны на всех этапах обучения, ведь они повышают мотивацию к изучению ИЯ. Но что особенно важно - игровые методики создают вполне естественные ситуации общения между участниками. (Например: ролевая игра - тема-«Одежда» (4кл). Диалог в магазине между покупателем и продавцом. Игра-упражнение (3-6 кл) "Найди лишнее слово»: преподаватель пишет на доске группы слов, в каждой из которых есть одно лишнее слово. Задача учащихся - найти лишнее слово). Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость.
-
Проект. Цели: показать умение использовать исследовательский опыт, продемонстрировать уровень владения ИЯ, совершенствовать умение в коллективных формах работы. Тематика должна быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания. Работая над проектом, ученики используют не только тексты учебника, но и материалы журналов, аутентичные учебные пособия. Презентация проекта - это очень ответственный этап работы, проходит на ИЯ. Очень важно дать возможность детям выразить свое мнение, обменяться впечатлениями. Каждый проект заслуживает одобрение и похвалу: в него вложен большой творческий труд детей. Применение метода проекта позволяет создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развить воображение, фантазию, мышление учащихся, формировать внутренний мотив говорения. (Например: 10кл., проект «Влияние географического положения страны на людей и их образ жизни». АЯ связан с географией. Причинно-следственные связи. Знакомство с образом жизни людей страны изучаемого языка. Британия - большинство жителей занимаются садоводством, т.к. в этой стране мягкий климат.)
-
Использование новых информационных технологий (подготовка презентаций к урокам, использование интерактивной доски, использование интернет-ресурсов и цифровых образовательных ресурсов при подготовке к уроку). Например: мультфильмы на АЯ мотивирует обучающихся к изучению АЯ.
Ведение нетрадиционных форм урока:
Урок-взаимообучение (взаимообучение происходит в группах из 4-7 человек. Например, при изучении темы The Past perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: "Случаи употребления"/ "Указатели" / "Схемы". Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию. Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме: 1 группа выявляет основные случаи употребления времени- описывает действия; 2 - находит указатели, слова-помощники; 3 - составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома).
Проблемное обучение - это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. Например, при изучении темы «Конфликты» в 9 кл. я предлагаю учащимся проблемную ситуацию «Каковы причины возникновения конфликтов? И как можно избежать конфликтов?» Проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно, стимулирует личностную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно положительный результат в обучении и воспитании.
Технологии перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому школьнику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата). На основе элементов этой технологии я провожу уроки изучения нового материала с помощью консультантов и групповой формы работы. Такую работу практикую в 7-11 классах. Например, при изучении темы « Субкультуры» в 10 классе я разбила класс на отдельные группы, у каждой группы было опережающее задание. Заранее с консультантами были оговорены задачи и регламент ответов. В результате длительной подготовки и изучения дополнительной литературы урок прошел очень интересно. За короткое время урока был разобран и обобщен огромный материал самими же учениками, получены хорошие оценки.
Применение технологии критического мышления помогает учителю активизировать как слабых, так и сильных учеников, настраивает их на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей жизненной позиции. Основные методические приемы данной технологии:
-
заполнение кластеров (это способ графической организации материала. Он позволяет активизировать изучаемую лексику в речи учащихся, тренировать различные грамматические структуры. Информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре - ключевое понятие, вокруг - слова, относящиеся к данной теме. Например, 9 кл. - «Толерантность» - терпимость, уважение, понимание других культур, способность признавать отличные от собственных идеи, быть великодушным по отношению к другим, милосердие, сострадание, быть выдержанным.)
-
интерактивная стратегия «знаем - хотим узнать - узнали» (этот приём я применяю при чтении. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: "Знаем /хотим узнать / узнали". В колонку "Знаем" заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы). В колонку " Хотим узнать" заносятся спорные идеи и вопросы и всё, что учащиеся хотят узнать по данной теме. В колонку " Узнали" учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку. - «Образование в англо-говорящих странах», 7 кл.),
-
синквейн (синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Слово "синквейн" происходит от французского, означающего - пять. Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Каждому учащемуся даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн, затем он повернётся к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию. Правило написания синквейна: В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвертая строка - фраза из четырех строк, показывающая отношение к теме Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. «Стихийные бедствия. Землетрясение» - 8 кл.). Эти приемы особенно эффективны в работе над текстами лингвострановедческой и культуроведческой направленности, когда ученикам необходимо активизировать ту или иную информацию о каких-то событиях, фактах, реалиях, личностях.
-
Метод "Brain Storming"(Мозговой штурм). Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя - роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения. (Например, 5кл - «Профессии», 3кл - «Праздники».)
Предметная (лингвистическая) неделя. Развитие творческого потенциала учащихся. (КВН, «Праздник алфавита», «Своя игра», кроссворды). Повышение мотивации к изучению языка.
Интересной формой активизации познавательной деятельности учащихся является, на мой взгляд, написание письма. Этот приём начинаю использовать с 3 класса, пока на элементарном уровне, а далее задание усложняется, так как этот вид речевой деятельности введен в экзамен по английскому языку в 9 и 11 классах. При изучении тем много интересной информации остаётся не применённой. И ученики пишут письма друг другу, учителю, вымышленному адресату, учитывая правила написания личного письма. Чтобы интерес к этой работе не ослабевал, необходимо брать как можно более обширную тематику писем.
Для совершенствования слухо-произносительных навыков учащихся, формирования у них интонационных и лексико-грамматических навыков и умений устной речи на английском языке и одновременно как средство воздействия на эмоциональную сферу учащихся, их эстетического воспитания, развития речевого и музыкального слуха я использую на уроке песенный материал (2-4 кл). В зависимости от поставленной методической задачи отдельного этапа обучения иностранному языку предлагаемый песенный материал может быть использован:
1) для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
2) на этапах введения и закрепления лексического и грамматического материала;
3) на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений;
4) как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.
Сегодня в повышении качества обучения иностранному языку преобладают способы, основанные на творческом подходе к усвоению иностранного языка. Примеры творческих упражнений:
1) упражнение «Собираем ребенка в школу». Учащиеся разбиваются на две группы: мама и ребенок. И в игровой форме воспроизводят лексику по теме «Учеба». Например, перечисляют школьные принадлежности, говорят о том, как вести себя в школе.
2) упражнение «Дискуссии». Например, по темам: как интереснее путешествовать, где лучше знакомиться и т. д.
3) упражнение с применением семантических полей. Выбираются предметы по теме и не по теме. Сначала в быстром темпе читаются слова на русском языке, затем - на английском языке. Ученики определяют, какие слова не по теме.
4) упражнение «Языковая практика с носителем языка». Прослушивание диалога, понимание его, для этого преподаватель дает перевод новых слов, которые ученик запоминает за счет повтора.
Следующим способом повышения качества обучения является использование коммуникативных опор:
1) изобразительно-смысловые опоры: диафильмы, кинофильмы (ставится задача); серия рисунков (не более 3-4), объединенных по теме;
2) словесно-смысловые опоры: логико-синтаксические схемы. Например, я хотел бы..., но, к сожалению,…, дело в том, что… ;
3) опоры на уровне формирования умения. Например, ты неправ…, потому что…, в прочем, все зависит от… .
Для проверки знаний учащихся к каждому уроку я использую практические задания для закрепления грамматического и лексического материала: кроссворды, загадки, пословицы и поговорки, что позволяет сделать занятия более интересными, насыщенными, а так же использовать для дифференцированного обучения. Задания и тесты для контроля знаний составляются по уровням сложности. Причем один и тот же вопрос усложняется на различных уровнях. Получив задание, ученик сам решает, какое задание он может выполнить, в зависимости от качества усвоенного им материала.
Таким образом, необходимыми условиями для повышения качества обучения иностранному языку являются:
- совокупность педагогических условий, воздействующих на обеспечение качества образования учащихся;
- создание положительной мотивации на всех видах и типах учебных занятий;
- обеспечение развивающей, психологически комфортной интеллектуально-информационной среды;
- создание на учебных и внеклассных занятиях условий, способствующих проявлению потребности в саморазвитии и самореализации учащихся в деятельности, напрямую связанной с применением на практике знаний и умений.