Формативное оценивание на уроках английского языке

Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся  в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем совместно с учащимися для  улучшения результатов обучения.Компоненты формативного оценивания1. Обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися.2. Активное участие учащихся в процессе собственного учения.3. Корректировка процесса обучения с учетом ... 5. Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.  «Черный ящик: что там внутри? Оценка  знаний учащихся как способ повышения  эффективности учебно-воспитательного процесса»
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

В нашей стране с 2012 года полным ходом идет процесс реализации проекта повышения квалификации учителей, разработанного Центром педагогического мастерства, при АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Факультетом образования Кембриджского Университета. Система повышения квалификации приступила к подготовке учителей, владеющих новой философией образования и способных работать в условиях современной школы. Одним из семи модулей, изучаемых на курсах повышения -«Оценивание для обучения и оценивание обучения ». Модуль рассматривает два вида оценивания: это- формативное и суммативное оценивание.

Формативное оценивание - это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня (Руководство для учителя, страница 163)
Впервые о том, как оценивание повышает эффективность обучения и каким оно должно быть заговорила в 1999 году Группа реформы оценивания (Assessment Reform Group), работа которой опиралась на труды П.Блэка и Д.Уильяма, которые отметили, что улучшение обучения зависит от пяти ключевых условий:
- эффективной обратной связи от учителя к ученикам;
- активного включения учеников в процесс собственного учения;
- учета в преподавании результатов, полученных при оценивании;
- понимание того, как от оценивания зависит мотивация и самооценка учеников;
- способности учеников к самооцениванию.
Применение методологии формативного оценивания становится одним из важнейших критериев системы оценки работы учителя. Использование методов формативного оценивания помогло моим учащимся выработать навыки самостоятельной работы, работы в группе, у них появился интерес к учебе, повысилось чувство взаимопомощи, коллективизма.
Формативное оценивание создано для помощи учебному процессу, путем обеспечения обучаемого информацией, которая может быть использована для определения сильных и слабых мест, а значит для улучшения показателей в будущем. Формативное оценивание лучше всего подходит там, где результаты предполагается получить для внутреннего использования лицами, участвующими в процессе обучения (учащиеся, учителя, администрации школы).

Суммативное оценивание используется, прежде всего, для принятия решений о выставлении той или иной оценки или определения готовности к продвижению. Обычно, суммативное оценивание используется в конце учебной деятельности и разрабатывается для суждения об общем уровне учащихся. В дополнение к предоставлению оснований для выставления оценок, суммативное оценивание используется, чтобы донести сведения о способностях ученика до внешних заинтересованных лиц, например, администрации.

Во всех образовательных школах для учащихся чрезвычайно важен этап оценивания. Порой ученики недовольны оценками, которые ставит учитель, потому что он аргументированно не объясняет им, за что ставит ту или иную оценку.

Форма оценивания, которую применяют учителя в школах, преследует цель-фиксирование результатов знаний, письменных и контрольных работ в классных журналах, затем выставление четвертных, годовых оценок с целью перевода ученика с одного класса в другой.

При этом уважаемые учителя мало задумываются над тем, как обучается каждый ученик, интересно ли ему учиться, почему ему надоедает учеба. Все это приводит к низкой успеваемости учащихся.

В ходе своей педагогической деятельности я поняла, что причина в низкой успеваемости кроется в необъективном оценивании знании учащихся, в отсутствии стимула, мотиваций в обучении. Часто задумывалась над тем, как улучшить, какие методы, эффективные приемы применить на своих уроках.

А именно в модуле «Оценивание обучения и оценивание для обучения» мне понравилась интересная форма оценивания, где используются параметры, критерии оценивания, можно применить различные формы оценивания: взаимооценивания, самооценивания, межгрупповое оценивание. Я узнала, что этот вид оценивания исследовали и разработали восточные ученые и называется формативное оценивание или оценивание для обучения. (ОдО)

Цель кочинг-сессии такова: на основе критериального оценивания показать учителям, как можно активизировать познавательные способности и повысить успеваемость учащихся. Учителя, участвуя в роли моих учеников, получили теоретическую информацию, практически выполняя задания, научились оценивать свои работы, работы коллег, в тесном сотрудничестве. Обсуждали, какие критерии и параметры, дискрипторы к заданиям по своим предметам можно составлять, чтобы применить данную форму оценивания на уроках.

Учителя поняли, что данные, полученные в результате оценивания, не будут иметь эффекта, если не объяснить и не проанализировать вместе с учеником его оценку. Необходимо дать ему понять, что привело его к такому результату, четко объяснить критерии оценивания, что необходимо ему сделать для достижения следующего уровня.

Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.

Компоненты формативного оценивания

1. Обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися.

2. Активное участие учащихся в процессе собственного учения.

3. Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.

4. Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.

5. Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно. «Черный ящик: что там внутри? Оценка знаний учащихся как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» П. Блэк и Д. Уильям.

Особенность техник формативного оценивания заключается в том, что это оценива- ние, которое используется в повседневной практике на каждом уроке, а это означает, что учитель и ученики могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения. Кроме того, формативное оценивание применяется в таком виде, который приемлем как для учащихся, так и для учителя.

В процессе обучения объектом оценки является деятельность ученика для достижения цели обучения. Следовательно, разработка цели обучения является основой всех видов оценивания и оценок.

Цель обучения является основной частью урока, и вся деятельность учителя и учеников направлена на достижение этой цели. Цель обучения определяет процесс урока, методы и средства обучения и оценивания.

Кроме того, в настоящее время система образования страны находится на этапе перехода от знаниевой парадигмы к компетентностной. Соотвественно, внимание учителя должно быть направлено на формирование у учащихся таких приемов мыслительной деятельности как:

. анализ (разбиение информации на части);

. синтез (составление целого из отдельных частей);

. критическая оценка результатов деятельности.

Формативное оценивание - это бесконечный поток обратной связи учителя с учащимися и внесение корректив в деятельность учителя и учащихся с целью улучшения процесса обучения.

Обратная связь дает представление учителю о том, как идет процесс обучения, информирует его о достижениях и проблемах учащихся.

Обратная связь бывает двух видов: устная и письменная.

Вне зависимости от вида обратной связи учителю следует:

отметить то, что выполнено учениками хорошо;

при наличии ошибок предоставить ученикам конкретные рекомендации по

улучшению своих работ.

Обратная связь:

для ученика - это получение информации, помогающей осознать собственные достижения и пробелы в учении, и конкретные рекомендации для продвижения вперед;

. для учителя - это получение информации, помогающей осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.).

Одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у

школьников умений оценивать свои результаты, видеть свои ошибки, знать требования к работам разного вида. Для достижения этой цели необходимо использовать методы самооценивания и взаимооценивания.

Самооценивание - один из видов оценочной деятельности, связанный не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Оно более всего связано с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего - с баллами.

Учитель может рекомендовать ученикам следующий алгоритм самооценивания (вопросы, на которые отвечает ученик):

1. Что нужно было сделать в задании ? Какова была цель? Что нужно было получить в результате?

2. Удалось ли получить результат? Найдено ли решение, ответ?

3. Справился с заданием полностью правильно или с ошибкой? Если не справился, то какие ошибки допущены, в чем имеются затруднения? Для ответа на этот вопрос ученику нужно:

либо получить эталон правильного ответа задания и сравнить с ним свой ответ; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственный ответ исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.

4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-либо помощью (кто помогал, в чем)?

5. Какие умения развивались при выполнении задания?

Взаимооценивание учащихся

Оценка одноклассниками является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме того, взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг друга.

Преимущество взаимооценивания состоит в том, что учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс.

Техника формативного оценивания «Две звезды и желание» (взаимооценивание и предоставление обратной связи) может применяться при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе.

Техника заключается в следующем:

Учитель предлагает каждому ученику проверить работу своего одноклассника. При этом учащийся комментируя другую работу не оценивают ее, а лишь определяет два положительных момента и отмечают звездочкой («две звезды»), и один момент, который, по его мнению, заслуживает доработки («желание»). Обратная связь учащихся может быть озвучена или представлена в письменной форме.

Каждый ученик получает свою работу с комментариями. Для доработки «желания» предоставляется им время (например, 2-3 дня). Следующую проверку проводит учитель, после которого может выставить отметку.

Анализ

Один из важнейших этапов оценивания - это проведение анализа результатов оценочных работ. Учитель должен уметь анализировать результаты оценивания/ наблюдения на протяжении всей учебной деятельности. Анализ результатов проверочных работ позволит выявить:

. группы детей, для которых определенные задания представляют сложность;

. отдельных учеников, испытывающих проблемы по теме, разделу;

. наиболее трудные, проблемные для учеников вопросы, задания.

Анализируя результаты проверочных работ класса в целом, учителя могут определять темы, под темы и задачи, где ученики проявили себя хорошо и те моменты, которые требуют дальнейшего улучшения в обучении.

Результаты аналитической работы должны влиять на принятие решений.

Формативное оценивание устанавливает тесную связь между учеником - учителем - учеником (III глава). Ученик постепенно приходит к тому, что перестает бояться оценивания, более четко и правильно выполнять задание, потому что знает, учитель сначала предоставит рекомендации по улучшению работы (не ставя отметок).

Кроме того, используются методы самооценки и взаимооценки, которые позволяют учащимся почувствовать свою ответственность за свое обучение (V глава).

Основным элементом образовательного процесса был и остается урок.

Хочу немного поделиться опытом оценивания из своей практики. Готовясь к урокам, я находилась в постоянном поиске, старалась найти такие методы оценивания, чтобы реализовать концепцию «Оценивание для обучения и обучения для оценивания». Хотелось, чтобы учащиеся видели результаты своей работы и свои оценки на разных этапах урока. Я использовала такие виды оценивания, как «Ромашка», «Светофор», «Две звезды и одно желание» итд. В конце урока нужно было подвести итоги урока. Я раздавала ученикам листы для обратной связи. Например:

Сауалнамалық

1.Сабақта мен -

белсенді жұмыс істедім/белсенді болмадым

2.Мен өз жұмысыма -

қанағаттандым/қанағаттанбадым

3.Маған сабақ-

қысқа болған сияқты/ ұзақ болған сияқты

4.Сабақтан мен -

шаршамадым/ шаршадым

5.Сабақтағы берілген материал маған-

түсінікті/түсінікті емес

пайдалы/ пайдасыз

қызықты/ қызықты емес

6.Үй тапсырмасы менің ойымша-

жеңіл/ қиын

қызықты/ қызықты емес

Также на уроках я использовала взаимооценку, самооценку. Эти виды оценивания удобны при проверке домашнего задания, а также при проверке усвоения материала, рассмотренного на уроке. Проверка и оценивание проводились по эталонам и критериям, данным мною на доске. Хочу здесь отметить, что при самооценке не все ученики оценивали себя объективно, часто оценки были завышены и не соответствовали данным критериям. Потому что в первое время ученики не хотели при оценивании обидеть своих друзей. После урока я перепроверяла работы учащихся, находила несоответствия, доводила эти факты до учеников. После поняв свои ошибки, школьники стали подходить к данному заданию более объективно. Самооценка и взаимооценка еще удобны и тем, что экономят время на уроке. Оценивая работу школьников в стратегии «дуэль» или «аквариум», то здесь все учащиеся класса становились наблюдателями и оценщиками их работы. Такая форма оценивания являлась формативной, помогала ученикам увидеть и оценить результаты своей работы.

Используя все формы оценивания, я научилась видеть каждого ученика в процессе . Понимая всю важность и значение оценивания в учебном процессе, я, вовлекала своих учеников в процесс оценивания самих себя и одноклассников. В своей работе при планировании урока буду применять формы формативного оценивания;

Использованная литература:

1. Формативное оценивание на уроках математики. Практическое пособие для

учителя/ Сост. Р.Х. Шакиров, М.Ф. Кыдыралиева, Г.Н. Сахарова, А.А. Буркитова. - Б.: «Билим»,

2012. - 76 с.

3. Руководство для учителя, 2012 г.



© 2010-2022