• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Пути повышения уровня развития коммуникативных компетенций при изучении английского языка в начальной школе (педагогический проект)

Пути повышения уровня развития коммуникативных компетенций при изучении английского языка в начальной школе (педагогический проект)

Актуальность данной темы связана с требованием времени. Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в своем ежегодном послании  Федеральному собранию подчеркивал, что Россия должна обрести статус мировой державы и для этого в стране необходимо продолжать всестороннюю модернизацию.  Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Школа является крити...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

34



АННОТАЦИЯ


Проблема.

Как повысить уровень сформированности коммуникативной компетенции при обучении английскому языку?

Тема.

Пути повышения уровня развития коммуникативных компетенций при изучении английского языка.

Актуальность.

Актуальность данной темы связана с требованием времени. Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в своем ежегодном послании Федеральному собранию подчеркивал, что Россия должна обрести статус мировой державы и для этого в стране необходимо продолжать всестороннюю модернизацию.

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. А школьное обучение должно быть построено таким образом, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Существование успешного человека в конкурентном мире невозможно представить без знания английского языка - языка международного общения. Сегодня ценится свободная, развитая и образованная личность, способная творить в условиях постоянно меняющегося мира, что в свою очередь, требует полного развития личности ее коммуникативных способностей, позволяющих войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нем.

Но реальность такова, что далеко не каждый выпускник современной школы владеет высоким уровнем английского языка, необходимым для межкультурной коммуникации. Об этом свидетельствуют результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) по английскому языку.

В 2009 году в ЕГЭ по иностранному языку участвовали 83 922 выпускника, из них 91,5% сдавали экзамен по английскому языку. Но достаточно высокий уровень владения иностранным языком (вариант В2) показали только 15% участников экзамена (оценка выше 85 баллов).

Анализ результатов выполнения заданий ЕГЭ в 2009 году по иностранным языкам позволяет сделать вывод о целесообразности того, что на уроках иностранного языка необходимо уделять большее внимание:

  • использованию разных стратегий в зависимости от поставленной коммуникативной задачи;

  • использованию в процессе обучения текстов различных типов и жанров, в том числе материалов сети Интернет;

  • развитию языкового чутья, формированию умений языковой догадки;

  • развитию общей коммуникативной компетенции учащихся в части анализа информации, отбора содержательных элементов и их логической организации;

  • аргументации своего мнения, высказываемых предложений и принимаемых решений в ходе речевого взаимодействия.

Отсюда следует, что современный выпускник должен быть не просто учеником знающим, а учеником «умеющим». Такое качество обучения призван обеспечить компетентностный подход, который необходимо взять за основу педагогической деятельности. Развитие коммуникативной компетенции, культуры речи выходит на первый план при изучении иностранного языка.

Гипотеза.

Если найти оптимальный путь формирования коммуникативной компетенции, то повысится уровень готовности выпускника к межкультурному общению.

Цель.

Найти и обосновать эффективность выбранного пути развития коммуникативной компетенции при обучении английскому языку.

Задачи.

  1. Провести анализ содержания понятия коммуникативных способностей в структуре коммуникативной компетенции в психолого-педагогической и методической литературе.

  2. Определить оптимальные методы и формы работы по развитию коммуникативных навыков.

  3. Доказать целесообразность выбранного пути в развитии коммуникативной компетенции.

Методы.

  1. Проблемно-реферативный.

  2. Системно-структурный.

  3. Метод конкретных социальных исследований.

  4. Рефлексивный метод.

Основные выводы.

Изученные теоретические материалы, проведенная работа по вышеуказанной проблеме позволяют сделать вывод о том, что выстроенный комплексный путь формирования и развития коммуникативных компетенций способствует:

- качественной языковой подготовке обучающихся, развитию у них реальной готовности осуществлять иноязычное межкультурное общение;

- созданию базы для возможного использования английского языка в трудовой деятельности.

Результаты и анализ уровня сформированности коммуникативных компетенций у обучающихся среднего и старшего звена подтвердили исходную гипотезу проекта о необходимости использования комплексного пути формирования коммуникативных компетенций.

Итак, цель проекта достигнута, задачи, поставленные в работе решены.

Доказано, что организация учебного процесса в тесном взаимодействии с педагогическим, родительским сообществом, другими образовательными учреждениями способствуют формированию коммуникативных компетенций на более высоком уровне.








ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ


Проблема «Как повысить уровень сформированности коммуникативной компетенции при обучении английскому языку?» направлена на решение одного из главных вопросов в преподавании английского языка - формирование коммуникативной компетенции.

Гипотеза.

Если найти оптимальный путь формирования коммуникативной компетенции, то повысится уровень готовности выпускника к межкультурному общению.

Цель.

Найти и обосновать эффективность выбранного пути развития коммуникативной компетенции при обучении английскому языку.

Используемые методы работы.

  1. Проблемно-реферативный метод, с помощью которого проводилось изучение, описание и сопоставления ряда признаков, теоретических положений ведущих ученых страны и мира.

  2. Системно-структурный метод, с помощью которого был проведен анализ изученного материала, установлена причинно-следственная связь между методами и формами работы.

  3. Метод конкретных социальных исследований, анализ документов подтверждающих качество построенного пути формирования коммуникативной компетенции.

  4. Рефлексивный метод.

Библиография.

Брюхова В. М. «Партнерство семьи и школы» // брошюра «Управление школой» № 4 (16), 2007.

Васильева Н.А. «Европейский год языков и вариативность педагогических технологий при обучении немецкому языку как второму иностранному» // Педагогика №6, 2001.

Гальскова Н.Д. «Педагогическое сотрудничество в контексте современной модели обучения иностранным языкам» // Обучение иностранному языку как коммуникативному взаимодействию". Сб. научн. тр. Вып. 443, М., 1999.

Гильманов С.А. «Упражнения по развитию педагогической интуиции» // Методические рекомендации студентам и преподавателям педагогических факультетов // Тюмень, 1989.

Гладилина И.П. «Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе» // Журнал «Иностранные языки в школе № 3, 2003.

Зимняя И.А. «Психология обучения иностранным языкам в школе» // М.: Просвещение, 1991.

Кашина Е.А. «Ролевые и лингвистические игры»// Самара, 1992.

Коптелова И.Е. «Игры со словами» // Журнал «Иностранные языки в школе», №1-2003.

Маишева В.А. «Работа с родителями» // Пособие для учителя. Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1982.

Паукова Л.Н., Ефремов А.В. «Образование Югории» // Бюллетень №1, 2004.

Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. «Как сохранить и укрепить свое здоровье» // Психологические установки и упражнения // М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003.

Стрельникова Т.Д. «Обучение с помощью кейс-технологий»// Ж. «Справочник заместителя директора школы» №4, 2009.

Цырлина Т. В. «На пути к совершенству. Анталогия интересных школ и педагогических находок XX века» // Журнал «Директор школы №5» // М.: Сентябрь, 1997.

Щуркова Н.Е. «Классное руководство: теория, методика, технология» // М.: Педагогическое общество России, 2000.

zam.resobr.ru/archive/year/articles/5195/

dissercat.com/

fos.ru/pedagog/9726_3.html

roman.by/r-39647.html

nekrasova1908.narod.ru/p28aa1.html

festival.1september.ru/articles/516717/






НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Глава I Обзор теоретического материала


  1. Мировое сообщество и обучение иностранному языку

В настоящее время в связи с приобретением иностранным языком статуса средства мирового общения, проблема оптимизации обучения иностранному языку и определения ведущих целей, задач, а также средств их реализации является одной из наиболее актуальных. В апреле 1997 года Советом Европы была одобрена последняя редакция документа, получившего название «Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция» ("Modern Languages. Learning, Teaching, Assessment. А Common European Framework of reference"). Возникшая в 1991 году идея создания и необходимость появления такого документа объясняются изменившимися геополитическими условиями. Концепция новой Европы - Европы без границ, в которой значительно расширяются сферы межнационального сотрудничества, - требует обратить особое внимание на проблемы, связанные с изучением иностранных языков, поэтому 2001 год был объявлен «годом языков».

«Общеевропейская компетенция» не ставит задачу пропаганды единой методики обучения иностранным языкам. Функция этого документа заключается в том, чтобы помочь всем заинтересованным лицам (обучающимся, учителям, авторам учебных материалов, специалистам по контрольно-оценочной деятельности, родителям, работодателям и т.д.) сориентироваться в выборе того или иного пути овладения иностранными языками, а также предоставить им возможность эффективного обмена информацией, относящейся к сфере обучения.

Таким образом, на общеевропейском уровне было отмечено, что не существует универсального метода формирования коммуникативной компетенции, так как эффективность того или иного метода всегда зависит от целей и условий обучения, от категории обучающихся и от многих других причин. Следовательно, речь может идти о комплексных, интегративных методах, вобравших в себя элементы разных методов или о вариативных технологиях.

Рассмотрим категории прагматического и педагогического планирования. Если взять за основу обучающую цель, «способность к коммуникации на иностранном языке», то категории традиционного описания языка (грамматика, словарный запас, произношение, правописание и т.п.) будут недостаточными. Важнее функциональный аспект языковой системы.

Например:

  • стратегии понимания (что, сколько и с какой целью нужно понять?);

  • речевые намерения (оценка речевой ситуации и выбор языковых средств);

  • виды текстов (какие виды текстов характерны для понимания? Как готовить их к занятиям?);

  • неязыковые средства (жесты, мимика, ударение и интонация как "несущие значение" дополнительные факторы).

Прагматически планировать - это значит признавать, что занятия в лучшем случае могут подготовить обучающегося к практическому употреблению языковых средств. Поэтому важны все коммуникативные намерения, возникающие на занятиях. Сюда относятся не только важные для занятий речевые акты (например, спросить, аргументировать и т.д.), но и, прежде всего, благодаря чтению - переработка информации (структурирование, упорядочивание и т.д.).

Обучение иностранным языкам даже при условии языкового совершенства не может не признавать факта, что требуемая «коммуникативная компетенция» рассчитана на коммуникацию живых людей из различных культур. И поэтому понимать другого и делать так, чтобы понимали тебя, будет возможно только тогда, когда будет иметь место факт включения социокультурных элементов в структуру уроков.

«Страноведение» и попытки преодоления предвзятых стереотипов опять стали темой дидактики.

Как уже отмечалось выше, эффект в обучении должен выражаться не только в количестве выученных слов и структур, но и в развитии личности. Педагогу следует спросить себя, как изучение иностранного языка может способствовать «приращению» жизненного опыта, который обучаемые привносят в процесс обучения. В сравнении своей и чужой культуры они узнают что-то важное для себя, то, что после окончания обучения будет значить для них больше, чем выученные наизусть слова и правила. Немаловажную роль играет изменение роли учителя: в меньшей степени он «передает знания», а скорее «помогает развиваться». Меняются и формы работы. Наиболее предпочтительной в личностно-ориентированной парадигме является работа в парах и в малых группах.

Вариативность способов обучения иностранному языку обсуждалась на международной конференции «Современные методы преподавания и изучения иностранных языков». Дж.Дьюк (США) отметил, что эффективность методов обучения зависит как от особенностей и уровня профессиональной подготовки учителя, так и от разных индивидуальных особенностей учащихся (не только от коэффициента их интеллектуальности - IQ). Основываясь на работах Л.С.Выготского, Дж.Ашера, Г.Гарднера, он указал на комплексную структуру способностей человека овладевать новым языком. В эту структуру включаются компоненты: вербальный (лингвистический), музыкальный, логический (математический), пространственный (зрительный), моторный (кинетический), межличностный (социальный) и внутриличностный (самоанализ). Выбор преподавателем методов и приемов обучения во многом зависит от того, какой компонент структуры способностей у конкретных учащихся развит сильнее. Дж. Дьюк представил тест, позволяющий установить наиболее развитые группы способностей у каждого учащегося, и с учетом этого варьировать различные способы группового и индивидуального обучения.

Для того, чтобы создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду, преподавателям необходим высокий уровень общей и педагогической культуры.

Обучение с использованием личностно-ориентированных технологий возможно при создании особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса, что включает в себя:

  • устранение внутренних препятствий творческим проявлениям обучаемых;

  • показ возможностей использования метафор и аналогий;

  • поддержка воображения и фантазии.

Критериями эффективности будут являться критерии гуманизации и понятия «творчество»:

  • открытие чего-либо, ранее для данного субъекта неизвестного;

  • умение видеть проблему;

  • самостоятельность поиска ее решения;

  • создание в процессе движения к цели нового продукта;

  • развитие критического мышления (считать свое мнение не единственно значимым, а опосредованным другими мнениями и ориентациями);

  • умение интерпретировать любую информацию на индивидуально личностном уровне.

Известно, что в основе познавательной направленности личности лежит система мотивов, которая порождается познавательной потребностью. Познавательная потребность - это субъективное отражение объективной потребности в знаниях. Одним из стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, повышения познавательной активности является интерес.

Технологии личностно-ориентированного образования должны отвечать ряду требований: быть диалогичны, носить деятельностно-творческий характер, быть направленными на поддержку индивидуального развития обучаемого, предоставлять ему необходимое пространство свободы для принятия самостоятельного решения, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Таким образом, применение современных технологий, а также попытка использовать интегративные методы в преподавании иностранных языков, направлены на реализацию практического решения коммуникативных задач на иностранном языке. Достижение данной цели возможно только при качественном формировании коммуникативной компетенции, которая является одним из основных средств реализации иностранного языка как средства мирового общения и взаимопроникновения культур.




  1. Определение понятия «коммуникативная компетенция»

Компетенция (в переводе с латинского competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Коммуникативная компетенция - «способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определённой сферы деятельности. [Балыхина Т.М., Игнатьева О.П. Словарь терминов и понятий лингводидактической теории ошибки. - М.:Из-во РУДН, 2006, с.41]. Овладение коммуникативной компетенцией предполагает овладение иноязычным общением в единстве его функций: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной, этикетной (А.В.Хуторской, докт. пед. наук, зам. дир. ИОСО РАО).

При изучении иностранного языка в основной школе в центре внимания находится последовательное и систематическое развитие у школьников всех составляющих коммуникативной компетенции в процессе овладения различными стратегиями говорения, чтения, аудирования и письма.

Обучение направлено на изучение иностранного языка как средства международного общения посредством:

- формирования и развития базовых коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности;

- коммуникативно-речевого вживания в иноязычную среду стран изучаемого языка (в рамках изучаемых тем и ситуаций); развития всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции;

- социокультурного развития школьников в контексте европейской и мировой культуры с помощью страноведческого, культуроведческого и лингво-культуроведческого материала;

Ведущим компонентом в коммуникативной компетенции являются речевые (коммуникативные) умения, которые формируются на основе:

а) языковых знаний и навыков;

б) лингвострановедческих знаний;

в) страноведческих знаний.

В коммуникативную компетенцию включаются следующие важнейшие умения:

  • читать и понимать несложные, аутентичные тексты (с пониманием основного содержания и с полным пониманием);

  • устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, культурной, бытовой сфер;

  • в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, пересказать, выразить мнение, оценку.

  • умение письменно оформить и передать элементарную информацию (письмо).

В процессе речевой коммуникации люди пользуются средствами языка - его словарём и грамматикой - для построения высказываний, которые были бы понятны адресату. Однако знание только словаря и грамматики недостаточно для того, чтобы общение на данном языке было успешным: надо знать ещё условия употребления тех или иных языковых единиц и их сочетаний.

Также в процессе общения имеет место ориентация на социальные характеристики речевого партнёра: его статус, позицию, ситуационную роль, что проявляется в выборе альтернативных речевых средств со стратификациями и речевыми ограничителями.

На основе вышесказанного коммуникативная компетенция может быть определена как «средства, необходимые для контроля и формирования речевой ситуации в социальном контексте» (Bang J.Ch., 1979).

Цель формирования коммуникативной компетенции - состоявшийся коммуникативный акт.

Средства достижения этой цели - составляющие коммуникативной компетенции (языковые знания и навыки, речевые умения, лингвострановедческий компонент содержания обучения).

Из множества современных педагогических технологий более пристальное внимание следует уделить игровым, проектным и информационно-коммуникативным технологиям, так как с их помощью достигаются наилучшие результаты по формированию коммуникативной компетенции.





1.3 Формирование коммуникативной компетенции через ролевые игры

О важности игры и ее роли в обучении ребенка в своих трудах говорил В.А.Сухомлинский: « Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Данное утверждение верно и при формировании коммуникативной компетенции учеников, так как одним из эффективных приёмов стимулирования интереса учащихся к английскому языку является применение игровых технологий, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, особенно у младших школьников.

Ролевая игра - это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаётся. С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, её учебный характер чётко осознаётся учителем. Она обладает большими обучающими возможностями.

1. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, так как она подражает действительности в самых существенных чертах и в ней, как и в жизни переплетается речевое и неречевое поведение партнёров.

2. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана.

3. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через своё собственное «я», но через «я» соответствующей роли и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого он играет.

4. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности.

5. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнёрства. Ведь её исполнение предполагает охват группы учащихся, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции товарищей, помогать друг другу. При этом удачно найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой. В результате учащимся с более слабой подготовкой удаётся преодолеть робость, смущение и со временем полностью включиться в игру.

6. Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Учитель должен побуждать их заботиться о простом реквизите. Поощряется всякая выдумка, так как в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются большие просторы.

Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.

Ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. Поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой.









  1. Формирование коммуникативной компетенции через развитие исследовательских навыков при использовании проектной деятельности и информационно-коммуникативных технологий

Китайская мудрость гласит: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь». Это высказывание находит оправданное подтверждение в применении исследовательской деятельности с элементами проектной методики при обучении английскому языку. Так как ученик активно вовлекается в процесс самостоятельного поиска, обработки информации, а затем применения ее в разных ситуациях речевого общения направленного на формирования коммуникативной мотивации.

Исследовательская деятельность - процесс комплексный, оказывающий благотворное влияние на формирование всех видов речевой деятельности, который подразумевает использование проектной методики. В основе метода проектов лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и других американских ученых.

Метод проектов является одним из востребованных методов при обучении школьников английскому языку. Как правило, учитель владеет теоретической информацией, но практическое применение данного метода вызывает многочисленные вопросы и трудности.

Существуют несколько этапов проектной деятельности.

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя.

Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

  1. Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

  2. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.

  1. Завершается работа коллективным обсуждением, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.

Краткая характеристика проекта: частично-исследовательский прикладной монопроект с открытой координацией.

Дидактическая база урока: иллюстрации, ватман для практической работы учащихся, карточки с заданиями.

Техническое оснащение: аудио магнитофон, видеомагнитофон, ИКТ.

Учебная цель: развитие речевых умений на основе творческого применения усвоенного ранее лексико-грамматического материала в новых ситуациях общения; сопутствующая задача - скрытый контроль уровня сформированности речевых умений.

Развивающая цель: развитие способности осуществлять продуктивные речевые действия - к подбору речевых средств, адекватных цели и ситуации, к импровизации, к планированию своего высказывания, воображению.

Воспитательная цель: воспитание творческого потенциала личности учащегося, культуры общения во время работы в микро группах, самостоятельности.

В ходе такого вида учебной деятельности можно добиться, прежде всего, не только изучения материала, но и его глубокого осмысления. Систематическая работа по анализу изучаемого материала с привлечением дополнительной литературы, самостоятельная постановка целей, выдвижение гипотез, подведение итогов приводит к развитию способности анализировать и синтезировать информацию, умение работать с текстом на английском языке (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в англоязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы.

Основные требования к использованию метода проектов это:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования различных праздников в англо-говорящих странах - St.Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи…).

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке английского языка.

4. Структурирование содержательной части проекта.

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы.

Специфика международных проектов заключается в том, что они в большинстве своем межпредметны в том смысле, что какую бы проблему мы не взяли, все обсуждение будет вестись на английском языке.

Речь идет о создании языковой среды и создании условий для формирования потребности в использовании английского языка как средства реального общения в процессе межкультурного взаимодействия.

При обсуждении на уроках информации по любому проекту учитель английского языка, естественно, должен подсказывать нужную лексику. Все обыгрывается на уроке английского языка, в процессе работы над проектом, если его проблема соответствует изучаемой теме.

Еще одним аспектом проектной деятельности является формирование исследовательских личностных навыков через применение кейс-технологий.

В переводе с английского Case означает:

1. Портфель, чемодан, сумка, папка (в нашем варианте - пакет документов для работы учеников);

2. Ситуация, случай, казус, в ряде случаев - их сочетание (в нашем варианте - набор практических ситуаций, которые должны изучаться учениками).

Кейс-метод или кейс-технологии (обучение на примере конкретных случаев). Сущность этого способа обучения заключается в том, что учащимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности. Процесс обучения с использованием кейс-метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения.

Учебный материал подается в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов. Разумеется, кейс-метод используют и при коммуникативно-ориентированном обучении языку, когда школьникам предлагают для анализа те или иные коммуникативные ситуации. При этом исследуется и анализируется аутентичное использование языка, случаи фразеологии и идиоматики, механика обмена репликами и др. Этот метод очень эффективен для формирования представлений о том, как реально функционирует английский язык.

Другим важным аспектом в исследовательской деятельности является системное использование ИКТ при подготовке проектов. Если мы обратимся к «Словарю методических терминов» (авторы: Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин), то мы найдем следующее определение: информационные технологии - это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи». Поэтому, использование компьютера в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, активизирует речемыслительную деятельность и позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока. Одним из ведущих преимуществ применения ИКТ в школе является содействие индивидуализации обучения, позволяющее ученику развиваться в соответствии с его способностями и особенностями.

Важную роль играет применение ИКТ при проведении исследовательской деятельности, так как ИКТ помогают в поиске информации, оформлении конечного результата.

Учащиеся используют возможности Всемирной сети для отбора материалов (текстовая информация, фотографии, видеоролики), представляют свой проект в виде презентации в формате Microsoft Power Point. Учитель выступает в роли консультанта (указывает полезные ссылки, делится опытом, корректирует добытую информацию), реже в роли источника информации.

В результате у учащихся возрос интерес к видам работы, предполагающим творчество, самостоятельность, и в целом к дисциплине «Иностранный язык». С каждым разом расширяется спектр используемых ресурсов и методов. Появляется соревновательный эффект, когда команды или отдельные ученики пытаются превзойти соперника в конечном результате. Обогащается словарный запас за счет привлечения дополнительных источников информации. Повышается значимость иностранного языка для личности отдельного ученика. Происходит вовлечение слабых учащихся в более активную деятельность на уроке и в иноязычном общении, так как проектная методика позволяет каждому ученику проявить себя в той сфере, в которой он силен. Так, ребенок, которому плохо дается рисование или выступление перед аудиторией, успешнее готовит компьютерную презентацию.

Использование ИКТ в сочетании с проектной методикой способствует главному: повышению мотивации учащихся к изучению дисциплины «Иностранный язык», а, следовательно, нацеливанию учеников на качественное владение иностранным языком. ИКТ также помогают учащимся развивать самоконтроль и чувство ответственности за выполненную работу, выходить на уровень международного общения, стимулировать их к самостоятельному поиску дополнительной информации, создавать возможности творческого саморазвития личности. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность.







  1. Развитие коммуникативной компетенции в свете требований образовательных стандартов второго поколения

Обучение английскому языку в современной школе осуществляется в соответствии со стандартом основного общего образования по иностранному языку и направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций.

В процессе обучения развивается устная речь. Ученики овладевают новыми языковыми средствами в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, приведенными в «Примерных программах по иностранным языкам», осваивают знания о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языках.

В письменной речи развиваются умения делать выписки из текста, писать короткие поздравления (с днем рождения, другим праздником), выражать пожелания; заполнять формуляр (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес); писать личное письмо по образцу/без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.

Для выполнения этих задач предусмотрена разработка проекта «Друг по переписке» и общение по предложенной к изучению тематике с реальным носителем языка из США с помощью электронной почты. Это огромный стимул для учеников в изучении английского языка, который помогает развить письменную речь, умение логично выстраивать ход мыслей.

Развиваются общие и специальные учебные умения соответственно возрасту и способностям учащихся. Учащиеся осваивают доступные способы и приемы самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

Развивается понимание у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Развивается стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Развитие перечисленных выше навыков призван обеспечить учебно-методический комплекс по английскому языку Enjoy English под редакцией М.З. Биболетовой.

УМК "Enjoy English" включает: учебники, книги для учителя, рабочие тетради, аудиокассеты, видеокассеты (для 5-6 и 7-8 классов), книги для чтения Reading Comprehension 1-4 (для 5-9 классов).

Вывод

Так как каждый учащийся в отдельности, и все наше государство в целом заинтересованы сегодня в практическом овладении иностранным языком, обеспечивающем выход на мировой рынок, приобщение к мировой культуре, поэтому в качестве приоритетной цели выступает формирование коммуникативной компетенции. В то же время иностранный язык - это только средство, с помощью которого можно приобретать и демонстрировать свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, оценивать чужую мысль, чужое творчество.

Поэтому из числа способов овладения иностранными языками предпочтение отдается тем, которые обладают развивающим потенциалом: будят мысль, оттачивают средства и выражения, обогащают чувства, образные представления, совершенствуют общую культуру общения и социального поведения в целом.








Глава II Выстраивание оптимального пути развития коммуникативной компетенции на основе личного опыта

2.1 Формирование коммуникативной компетенции в урочное время

Формированию высокого уровня коммуникативной компетенции способствует коммуникативная мотивация. Стимул в обучении самый важный компонент для развития любви к иностранному языку, желанию общаться на английском языке. Поэтому коммуникативная мотивация связана с удовлетворением, получаемым учащимися от пользования языком как средством общения.

Обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:

  • доброжелательная обстановка на уроке;

  • положительный эмоциональный климат;

  • доверительный отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.

В процессе обучения иностранному языку также учитываются личностные качества учащихся:

  • темперамент;

  • способности;

  • навыки самообразовательной деятельности;

  • жизненный опыт учащихся;

  • сфера интересов;

  • мировоззрение;

  • эмоционально-чувствительная сфера;

  • статус личности в коллективе;

  • наличие коммуникативной мотивации.

Все перечисленные выше критерии помогают создать комфортную обстановку на уроке. Помогают ученику раскрыться полностью как личности и быть успешным в обучении, не бояться говорить на английском языке, даже если он делает ошибки. Развитие коммуникативной компетенции это долгий процесс, требующий постоянной работы, как со стороны ученика, так и со стороны учителя.

Кроме вышеуказанного метода работы формированию коммуникативной компетенции способствует ролевая игра. Это важный фактор поддержания интереса к английскому языку который развивает умение адекватно вести себя в нестандартной ситуации.

Игры предназначены для решения следующих методических задач:

  • создание психологической готовности детей к речевому общению;

  • обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

  • тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;

Игры на уроках иностранного языка также используются для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом учитывается, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.

При планировании уроков и подборе к ним различных игр целесообразно учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях - опору на родной язык.

Эффективны следующие виды игр:

  • игры по аудированию;

  • лексические, орфографические игры;

  • грамматические игры;

  • психотехнические игры для обучения навыкам и умениям лексико - грамматического оформления речевых высказываний (Приложение 1).

Основными функциями психотехнических игр в обучении иностранному языку являются создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определенной ситуации, реализация дидактической основы в форме учебной задачи для синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке, а также интенсивная тренировка употребления усваиваемого лексического и грамматического материала.

Например, очень эффективна и интересна для детей игра «ЛЕС» (Приложение 2).

В этой игре ученик задействует мыслительные процессы одновременно с физическими действиями и с речью на английском языке. Он вживается в ситуацию, становится участником происходящей ситуации. В результате этих действий ученик учится применять знания и коммуникативные умения в практической ситуации.

Опыт применения ролевых игр доказал эффективность их использования для развития коммуникативной компетенции так как для успешного проведения ролевых игр, детям необходимо овладеть хотя бы минимумом диалогических единств на английском языке, которые развиваются в процессе выполнения упражнений.

Прежде чем ввести данный приём в учебный процесс, проводится большая работа. Нельзя забывать о том, что у младших школьников нет навыков не только иноязычного, но и русскоязычного общения на уроке. Следовательно, чтобы организовать общение в рамках ролевой игры необходимо сформировать эти навыки в условиях учебного процесса. Для достижения этих целей были использованы:

1. а) упражнения на тренировку выражений этикетного характера;

б) упражнения, направленные на развитие навыков ведения разговора по телефону.

2. Упражнения на тренировку школьников в составлении микродиалогов в парах в рамках предложенной ситуации.

3. Учащимся предлагается диалог-образец, который является основой для составления их собственного диалога. Работа проводится поэтапно:

  • чтение диалога по ролям, обращая внимание на реплики, подлежащие усвоению;

  • чтение диалога, с целью восстановить пропущенные реплики;

  • инсценировка диалога с воспроизведением реплик по ролям;

  • самостоятельное составление диалога, аналогичного данному, но в другой ситуации общения.

Работа с диалогическими единствами протекает более эффективно в том случае, если реплики снабжены зрительными опорами (картинками, схематическими рисунками, кроки, символами), указывающими на вид коммуникативного намерения.

Результат применения ролевых игр на уроке английского языка показывает, что материал качественнее и лучше усваивается, успешно развивается умение правильно вести себя в разных ситуациях общения. Таким образом, использование ролевых игр как прием овладения коммуникативной компетенцией на уроке английского языка отражает эффективный процесс формирования навыка общения.

Следует выделить технологию проектной деятельности как наиболее эффективный способ формирования коммуникативной компетенции.

В основе исследовательской деятельности, а значит и развития коммуникативной компетенции лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Цель подобной деятельности не просто научить, а научить учиться.

Результаты выполнения исследовательских работ с применением проектной методики, показывают, насколько они важны и интересны ученикам. Занятия выходят на практические действия обучаемых, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся. О чем свидетельствует следующий перечень выполненных проектов:

6 класс

  1. "Dressing for different activities" («Стиль одежды для событий»)

  2. "My dream clothes" («Одежда моей мечты»)

  3. "Useful rules" («Полезные правила») (Приложение 3)

  4. "A season tourist guide" («Путеводитель для туристов по временам года»)

  5. "The life in this country in the 22nd century" («Жизнь в нашей стране в XXII веке)(Приложение 4)

  6. "Tell the story of you family" («История твоей семьи»)

7 класс

  1. "My Dream School" («Школа моей мечты) (Приложение 5)

  2. "My Ideal School Day" («Мой идеальный школьный день»)

  3. "Small Business" («Небольшой бизнес»)

  4. "One Person's Trash Is Another Person's Treasure" («Не все то золото, что блестит»)

  5. "An Ideal Friend" («Лучший друг»)

  6. "People I'm Proud Of" («Пример для подражания») (Приложение 6)

  7. "My Ideal Day Out" («Мой лучший выходной день»)

8 класс

  1. "My Country at a Glance" («Моя страна на первый взгляд»)

  2. "Welcome to the … 2014 Olympic Games in Russia" («Добро пожаловать в Россию на олимпийские игры 2014 года») (Приложение 7)

9 класс

  1. "The Way We Learn About the World" («Пути познания мира»)

  2. "Facts and Myth About Your Health" («Факты и мифы о моем здоровье»)

10-11 класс

  1. "The Influence of Geography on People and Their Lifestyles" («Влияние географического положения страны а людей их образ жизни»)

  2. "Welcome to Russia" («Добро пожаловать в Россию»)

  3. "A Subculture I'd Like to Create" («Субкультура которую я хотел бы создать»)

  4. "Rating System in Russia" («Система оценивания фильмов в России») (Приложение 8)

  5. "Making a Remake" («Создадим римейк»)

  6. "Top 10 - The Most Famous Films in the World" («Десятка лучших - самые известные фильмы в мире») (Приложение 9)

За период работы над проектной методикой совместно с учениками старших классов разработаны критерии оценивания проектов. Проект оценивается учениками, но решение остается за учителем. По каждому критерию ученик выставляет балы, которые затем суммируются, и выводится максимальный бал. Если появляются разногласия, доказывается объективность оценки.

Презентации проекта осуществляется, как правило, в устной форме, при этом учитываются: содержательная сторона выступления, умение реагировать на вопросы оппонентов защиты, оформление работы. При рассмотрении оформления принимается во внимание:

1) грамотность;

2) логичность изложения материала, умение анализировать;

3) аккуратность;

4) наличие наглядной, иллюстративной части (Приложение 10).

Форму презентации ученики выбирают сами. Оценка результатов осуществляется с точки зрения уровня креативности и индивидуального вклада. Исходя из логики создания ситуации успеха, нельзя оценивать только языковой материал и ошибки. Безусловно, в работе над проектом возникают свои сложности, такие как шум, большие временные затраты, использование родного языка и разный уровень языковой компетенции, но все они снимаются достигаемой результативностью деятельности и положительными изменениями во всех аспектах развития личности.

Таким образом, работа над проектом позволяет сделать следующие выводы:

1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.

2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.

3. Проектная работа приобщает учеников к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых и лексические навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволяет реально оценивать свои языковые возможности.

4. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.

В работе над проектами необходимо использовать учебно - методический комплекс под редакцией В.П.Кузовлева, так как данное учебное пособие мотивирует учащихся на исследовательскую деятельность. Выполнение проектов хороший стимул в изучении языка, стимулирует как устную, так и письменную речь.

Отмечено следующее: проекты в учебниках начинают предлагаться для выполнения учащимся с 6 класса. Проекты в основном краткосрочны; в 6-7 классах предлагаются лишь как итог изучения раздела, в последующих классах обучающиеся выполняют проекты в течение изучения разделов. Каждая ступень обучения проектной деятельности на уроках английского языка имеет свои особенности.

В каждом из тематических блоков УМК гибко используются индивидуальные и групповые проекты, имеются рекомендации по формированию конечного продукта представленного на занятии в виде постеров, буклетов, различных докладов обучающихся.

Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее применение в практике преподавания. Причин тому несколько:

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений

  • актуальность широких человеческих контактов,

  • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы.

Одну из ведущих ролей в формировании коммуникативной компетенции занимает информационно - коммуникативные технологии.

Наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы и развитию коммуникативных навыков, является ИКТ.

Компьютер в обучении используется многопланово: как обучающее устройство, как тренажер, репетитор, как средство аудио и визуальной наглядности, как типография, для создания раздаточного материала.

В центре внимания обучения с использованием информационных технологий стоит ребенок. Появление компьютера на уроке мотивирует учеников на участие в учебном процессе. Дети находят практическое применение знанию иноязычной речи, что повышает мотивацию изучения иностранного языка.

Такой метод открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами, на разных шагах обучения, с детьми разного возраста. Такая организация учебной деятельности дает возможность каждому ребенку проявить себя, показать свои умения, знания и навыки и при этом получить положительную оценку, т.е является антистрессовой и здоровьесберегающей.

Использование компьютера и интернет ресурсов облегчает учителю процесс подготовки к занятиям, делает его разнообразным и интересным, так как средства компьютерной телекоммуникации обеспечивают доступ к информационным ресурсам ведущих зарубежных электронных газет, журналов, энциклопедий.

Интернет - важное и интересное для ребенка место виртуальных путешествий. На уроке можно погулять по Великобритании, Шотландии, Озерному краю, Лондону, Вашингтону, Нью-Йорку (никаким рассказом нельзя заменить эти впечатления). Просмотр и чтение англоязычных сайтов помогает совершенствовать навыки чтения и учит детей ориентироваться в информационном потоке. На сегодняшний день очень актуально налаживание переписки с подростками из других стран по электронной почте.

О качестве владения ИКТ и Интернета старшеклассниками можно судить по активности использования ИКТ и интернет ресурсов для подготовки и представления проектов. Были качественно выполнены следующие проекты на английском языке при помощи ИКТ:

"Welcome to the … 2014 Olympic Games in Russia" (8 класс) («Добро пожаловать в Россию на олимпийские игры 2014 года») (Приложение 11)

"The Way We Learn About the World" (9 класс) («Пути познания мира»)

"The Influence of Geography on People and Their Lifestyles" (10 класс) («Влияние географического положения страны а людей их образ жизни»)

"Rating System in Russia" (11 класс) " («Система оценивания фильмов в России»)

"Making a Remake" (11 класс) («Создадим римейк»)

"Top 10" - the most famous films in the world (11 класс). («Десятка лучших - самые известные фильмы в мире»)

В развитии коммуникативной компетенции немалую роль играет создание здоровой, эмоционально комфортной среды, которая требует использования здоровьесберегающих технологий.

Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости учащихся, происходит смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, "мозговой штурм", необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Здоровезберегающих технологий много, но существуют наиболее любимые школьниками. Например, в младших классах для смены деятельности выполняется игровое упражнение «Вместе походим». Детям предлагается вместе выполнить зарядку, сопровождая ее словами на английском языке. В старших ученикам можно предложить «Две минуты на шум». Дается возможность переключить деятельность учащихся на свободные темы и предоставить возможность им подвигаться, подняться размяться. Но делать это нужно исключительно на английском языке.

Так же ученикам нравятся минуты эмоциональных разрядок. Например, «Метод комической ситуации на уроке». Учитель пишет на доске предложение, заведомо содержащее ошибку: «Я подошел к калитке с огромным лаем, навстречу мне выбежала собака». Возникает шум и смех, возбуждение - нормальная реакция учеников, позволяющая им отдохнуть, расслабиться, дающая эмоциональный заряд и заставляющая более внимательно относиться к выполнению заданий.

Школьникам очень нравятся «Психологические паузы». Эффективный способ расслабиться на уроке - это возможность посидеть, расслабившись и закрыв газа, под тихую спокойную музыку. Такой одной паузы достаточно, чтобы организм отдохнул, и ученик смог эффективно работать. Моментом релаксации можно также считать песни на английском языке. На уроках актуально использовать пение под караоке.

Важно, чтобы подобные занятия носили систематический характер.

Создание доброжелательной атмосферы на уроке сохраняет здоровье личности. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Поэтому, каждый урок важно приветствовать ребят доброжелательной улыбкой. Урок интересно начинать с вопроса «Как у тебя дела?», но на английском языке. Ребята с удовольствием рассказывают о своем настроении, совместно с педагогом, старшим товарищем, возможно найти положительные моменты даже в самых трудных ситуациях. Когда негатив снят, урок проходит в атмосфере тепла, дружелюбия и комфорта. Что способствует качественному усвоения материала и сохранению психологического здоровья личности.

Кроме соблюдения игровых пауз и упражнений на эмоциональную разгрузку, важно развивать в учениках любовь к здоровому образу жизни. В учебниках нового поколения, особенно для учащихся старших классов, авторы ввели много тем, связанных с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством для развития навыков изучения языка. Они помогают учащимся узнать много интересного и полезного для того, чтобы подольше оставаться здоровыми, содержится информация о вредных и полезных для здоровья привычках, о том, как в других странах мира люди сохраняют свою форму, чем отличаются русские в своих привычках в отношении здоровья от других народов, о питании, диете и т.д. При похождении подобных тем, обучающимся предлагается написать сочинение о важности здоровья на английском языке. Большое значение для усвоения детьми представлений о здоровом образе жизни имеют их собственные разработки по этой теме. Темы сочинений можно выбирать самые разные, некоторые из них предлагают сами ребятами. Например:

 «Здоровье - основа личного счастья и успеха в жизни»

 «Здоровье и питание»

 «В здоровом теле - здоровый дух!»

 «Почему лучше быть здоровым и богатым, чем больным и бедным»

 «Как вырасти здоровым и умным».

Культура общения, умение слушать и слышать, умение ясно изложить суть проблемы и свои мысли по этому поводу одни из ведущих аспектов при взаимодействии с детьми и создании здоровой атмосферы в классе. Но есть и другие аспекты здоровьесберегающих технологий, которые учителю необходимо учитывать как классному руководителю класса.

Закон об образовании говорит, что из школы должен выходить человек здоровый физически, психически, здоровый социально, знающий себе цену, способный любить, понимать, общаться. Поэтому в процессе работы для оздоровления классного коллектива необходимо выделить главные аспекты процесса: оздоровление психическое, физическое, социальное.

Психическое здоровье - отрасль определяющая. Чтобы чувствовать себя здоровым, важно быть счастливым, особенно в детстве. Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в жизни, особенно у ребенка.

Первым этапом работы с классом определяется освоение и совершенствование методик психического оздоровления. Это предполагает изменение отношений между учителем и учениками, детьми и родителями, детьми разного пола, возраста. Методические рекомендации можно взять из курса «Познай себя». Он не только несет в себе новые знания, но и является конкретным примером удачного подхода к формированию новых принципов обучения и воспитания. Результаты прошлого года показали, что процент качества успеваемости повысился на 9% по сравнению с 2009/2010 учебным годом. Улучшились показатели физического развития, снизилось количество уроков по болезням (Приложение 12).

Результат применения вышеперечисленных технологий виден в формировании мотивации на ведение здорового образа жизни, сохранение психического и социального здоровья. У учеников сохраняется желание учиться, они способны к общению.





2.2 Формирование коммуникативной компетенции через взаимодействие с родителями, учителями разных предметов, образовательными учреждениями

В создании комфортных условий для развития коммуникативной компетенции играет взаимодействие с родителями и учителями разных предметов.

Родители учеников способны создать эмоциональный комфорт, в котором учителю легко осуществлять работу по развитию коммуникативной компетенции. Поэтому с родителями учеников нужно активно взаимодействовать разными способами. Это и выступление на родительских собраниях, индивидуальные беседы и консультации по оказанию помощи обучающимся, фиксирование учебных достижений в дневниках. Один день в неделю предназначен для посещения школы родителями, индивидуальные консультации.

Современный учитель идет в ногу со временем, поэтому актуально использовать все современные средства связи для контакта с родителями: телефон, SMS-сообщения, электронный журнал, интернет.

Очень популярны такие формы вне учебной деятельности как походы на каток всем классом, включая родителей; просмотр фильмов на английском языке совместно с родителями, где роль переводчиков выполняют дети; организация конкурсной программы, инсценированные музыкальных произведений во время праздников так же на английском языке («Хэллоуин», «День благодарения», «Рождество», «День матери», «День Святого Валентина» и т. д.), где родители принимают активное участие в качестве сценаристов, декораторов, художников, костюмеров, музыкантов. И все они вместе выполняют роль самых заинтересованных зрителей. Взаимопонимание и умение общаться с родителями облегчает работу с детьми.

Особе внимание нужно уделить такой форме работы с родителями, как групповые встречи, тренинги, направленные на развитие родительской интуиции. Это необходимо делать, так как родители должны научиться адекватно реагировать на успех и неудачи своего ребенка.

Интуиция - это непосредственность, внезапность, быстрота нахождения решения при неосознанности мыслительного процесса, потому что во взаимоотношениях взрослых и детей на раздумье порой нет времени, нужны немедленные анализ и грамотные действия, чтобы не нарушить комфортной среды.

Ведущую роль в этом процессе играет общение как один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.

В результате работы по развитию родительской интуиции появляется взаимопонимание и доверительность между родителем и ребенком, что укрепляет комфортную, образовательную среду школьника.

Развитие родительской интуиции должно быть заложено в саму систему работы с родителями. Часть такой работы необходимо проводить через использование методов, развивающих интуитивные компоненты мышления родителей:

  1. развитие образно - эмоциональную сферы, чувства юмора;

  2. развитие эмпатических проникновений в другую личность, умения учитывать особенности своего ребёнка;

  3. формирование интуиции в условиях родительского дефицита времени. (Приложение 13)

Еще одна эффективная форма взаимодействия с родителями - это «приглашение - визит». Группа родителей из пяти - шести человек приглашается в школу, они проводят в школе несколько часов, посещают уроки, наблюдают за детьми в свободном общении. Каждую неделю группа меняется. Это делается с таким расчетом, чтобы ежедневно или один раз в неделю, в школе появлялась новая группа родителей и в течении года все они могли познакомиться с деятельностью школы. Цель подобных встреч родителей оказать посильную помощь ребенку в развитии его коммуникативных навыков.

Взаимосвязь родителей с учителями предметниками это условие качественного развития коммуникативной компетенции, как учеников, так и самих родителей.

В процессе работы по созданию комфортного взаимодействия родителей и учителей эффективны следующие формы работы:

  • Встречи родителей с учителями-предметниками (беседы, консультации);

  • посещение родителями открытых уроков, проводимых в классе;

  • приглашение учителей-предметников на родительские собрания или групповые встречи;

  • педагогические консилиумы.

Эффективная педагогическая деятельность, направленная на развитие личности способной к адаптации в обществе, возможна только в результате тесного и плодотворного сотрудничества учителей.

Отслеживание успешности используемых методов и форм работы дает возможность учителю проводить рефлексию своей деятельности. Роль экспертов выполняют учителя методического объединения. Учителя методического объединения иностранного языка также работают над развитием коммуникативной компетенции. В соответствии с программой проводятся взаимопосещение уроков, предметные недели, конференции для учителей иностранного языка не только своей школы, но и учителей города. Оказывается посильная помощь молодым специалистам по развитию коммуникативной компетенции учеников, на уроках используются информационно - коммуникативные технологии. Такая форма работы необходима, чтобы не уйти с намеченного пути.

На формирование педагогического опыта оказывает влияние взаимодействие с коллегами и учителями различных предметов. Как результат появляется хороший запас знаний, появляется опыт работы с учениками и их родителями, что положительно сказалось на результатах работы и накоплении педагогического опыта.

Чтобы достичь поставленной цели, учителю необходимо вести работу по повышению собственной коммуникативной компетенции через взаимодействие с образовательными учреждениями.

Обладание высокой культурой общения и умением правильно себя преподнести, открывает большие перспективы для саморазвития и самореализации, предоставляет возможность участвовать в международных образовательных проектах. Но для этого необходимо четко скоординировать свои действия и наметить план мероприятий.

При реализации поставленных целей актуально сотрудничество с Ассоциацией преподавателей ВУЗов города Челябинск. Данная программа курсов по английскому языку предусмотрена для старшеклассников с использованием учебников "Solutions", издательство Оксфордского университета (Приложение 14). Курсы направлены на развитие навыков и умений, необходимых для успешной сдачи выпускных экзаменов выпускников. Данные курсы имеют практическую ценность для педагога, так как позволяют освоить новую методику преподавания.

Для развития умения грамотно себя преподносить эффективно участие в конференции учителей иностранного языка, предусматривающее выступление с докладом. Выступление перед аудиторией позволяет развить навыки ораторского мастерства, это хорошая практика английского языка и применения ИКТ и Интернета, так как доклад предоставляется в сопровождении презентации выполненной в программе Power Point. Информация для доклада подбирается при помощи интернета. Полученный опыт важно передать своим ученикам при подготовке проектов с компьютерной поддержкой.

Хорошие возможности для развития коммуникативной компетенции дают международные программы.

Программа педагогического мастерства "Teaching Excellence and Achievement Program (TEA)" для учителей владеющих английским языком. (Приложение 15) Организаторы проекта Государственный департамент США, Бюро образовательных и культурных программ совместно с посольством США в Российской федерации.

Программа направлена на исследование инновационных способов преподавания изучаемого предмета, изучение современной методологии, технологий, способов разработки поурочного планирования. Программа предусматривает обмен опытом между учителями США и учителями других стран. Участие в данной программе отличная возможность осуществления межкультурного общения, изучения особенностей речевого этикета, практики английского языка.

Программа Международных визитов, которая координируется и управляется Отделом Международных Визитов бюро образовательных и культурных программ Государственного департамента США. Призвана способствовать росту взаимопонимания путем общения на личном профессиональном уровнях. Участники программы - лидеры или потенциальные лидеры из разных стран, работающие в сфере государственного управления, политики, средств массовой информации, образования, экономики, охраны правопорядка и борьбы с наркотиками, экологии и т. д. За 60 лет существования программы сотни бывших ее участников заняли высокие посты в своих странах (Приложение 16).

Взаимодействие с вышеперечисленными образовательными организациями это хороший показатель саморазвития человека компетентного в совершенстве владеющего средствами и культурой общения, т. е. коммуникативной компетенцией.










Глава III Общие выводы

С 2008 года установлена и укрепляется сотрудничество с Ассоциацией преподавателей ВУЗов города Челябинска.

Укреплены профессиональные взаимосвязи с учителями-предметниками, способствующие решению задач развития коммуникативной компетенции. Результат взаимодействия с учителями виден по эффективности работы методического объединения:

  • в марте 2010 года организована содержательная часть городской конференции для учителей иностранного языка общеобразовательных учреждений города Мегиона по теме «Обобщение и распространение педагогического опыта через создание портфолио учителя иностранного языка»;

  • создан архив из выпусков методического вестника, по результатам работы методического объединения;

  • ежегодно проводятся предметные и методические недели, направленные на поиск эффективного способа формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка;

  • выстроена работа с учителями разных предметов по созданию условий для развития коммуникативной компетенции обучающихся.

Повышен собственный профессиональный уровень:

  • 2010 год, выступление с докладом на конференции учителей иностранного языка «Инновационные методы обучения английскому языку», г. Ханты - Мансийск;

  • 2009 - 2010 год, участие в программе педагогического мастерства "Teaching Excellence and Achievement Program (TEA)", г. Москва. Имею сертификат полуфиналиста;

  • 23 октября - 13 ноября 2010 года участник Программы Международных Визитов по приглашению Государственный департамент США, Тема программы: «Молодежь Америки: воспитание гражданской активности», г. Вашингтон. Имею диплом.

В результате всего вышеперечисленного создана эмоционально-комфортная среда для развития коммуникативной компетенции обучающихся.

Намеченный и реализованный путь развития коммуникативной компетенции помог достичь следующих учебных результатов:

  1. 20 учеников 5-х, 11-х классов в 2009 - 2010 учебном году принимали участие во всероссийской дистанционной олимпиаде по английскому языку "British Bulldog".

Итоги олимпиады:

Класс

Количество человек

Балл

Место

в школе

Место

в регионе

1.

5 класс

2

87

1

5

4

81

2

6

5

78

3

10

2.

11 класс

1

84

1

5

2

81

2

6

3

78

3

8


  1. За период с 2008 по 2009 год выпускной экзамен в 9-х классах сдавали 5 человека. Все выпускники получили оценку «отлично». За этот же период ЕГЭ сдавали 3 человека. Два выпускника получили 84 бала, один выпускник получил 76 баллов. Оптимальный уровень необходимый для поступления в ВУЗы требующие знание английского языка. Многие мои учащиеся ежегодно принимают участие в школьной и городской олимпиаде и получают призовые места (Приложение).

  2. У 20 обучающихся сформированы навыки общения с носителями языка по переписке с применением ИКТ и Интернета, развиты навыки письменной речи. Налаживается переписка по электронной почте с учениками США.

  3. сформированы умения самостоятельно получать знания, создавать проекты на английском языке, работать с интернет ресурсами для поиска и обработки информации. Учащиеся качественно готовят презентации, выполненные в Power Point, активно используют информационно-коммуникативные технологии при защите проектов. Создано 18 проектов.







Список использованных источников:


Брюхова В. М. «Партнерство семьи и школы» // брошюра «Управление школой» № 4 (16), 2007.

Васильева Н.А. «Европейский год языков и вариативность педагогических технологий при обучении немецкому языку как второму иностранному» // Педагогика №6, 2001.

Гальскова Н.Д. «Педагогическое сотрудничество в контексте современной модели обучения иностранным языкам» // Обучение иностранному языку как коммуникативному взаимодействию" . Сб. научн. тр. Вып. 443, М., 1999.

Гильманов С. А. «Упражнения по развитию педагогической интуиции» // Методические рекомендации студентам и преподавателям педагогических факультетов // Тюмень, 1989.

Гладилина И.П. «Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе»// Журнал «Иностранные языки в школе № 3, 2003.

Зимняя И.А. «Психология обучения иностранным языкам в школе»// М.: Просвещение, 1991.

Кашина Е. А. «Ролевые и лингвистические игры»// Самара, 1992.

Коптелова И.Е. «Игры со словами» // Журнал «Иностранные языки в школе», №1-2003.

Маишева В. А. «Работа с родителями» // Пособие для учителя. Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1982.

Паукова Л. Н., Ефремов А. В. «Образование Югории» // Бюллетень №1, 2004.

Синягина Н. Ю., Кузнецова И. В. «Как сохранить и укрепить свое здоровье» // Психологические установки и упражнения // М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003.

Стрельникова Т.Д. «Обучение с помощью кейс-технологий»// Ж. «Справочник заместителя директора школы» №4, 2009.

Цырлина Т. В. «На пути к совершенству. Анталогия интересных школ и педагогических находок XX века» // Журнал «Директор школы №5» // М.: Сентябрь, 1997.

Щуркова Н. Е. «Классное руководство: теория, методика, технология» // М.:Педагогическое общество России, 2000.

zam.resobr.ru/archive/year/articles/5195/

dissercat.com/

fos.ru/pedagog/9726_3.html

roman.by/r-39647.html

nekrasova1908.narod.ru/p28aa1.html

festival.1september.ru/articles/516717/

Пути повышения уровня развития коммуникативных компетенций при изучении английского языка в начальной школе (педагогический проект)Пути повышения уровня развития коммуникативных компетенций при изучении английского языка в начальной школе (педагогический проект)Пути повышения уровня развития коммуникативных компетенций при изучении английского языка в начальной школе (педагогический проект)

Грищенко МОУ «СОШ №1»

Мария

Викторовна


© 2010-2022