Активизация деятельности учащихся при обучении грамматике английского языка в начальной школе

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активизация деятельности учащихся при обучении грамматике английского языка в начальной школе

Организацию процесса обучения на деятельностностной основе неоднократно рассматривали в своих работах известные психологи: Л. С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец и другие. Методисты: А. А. Миролюбов, И.Л. Бим, М.З. Биболетова, М.А. Давыдова, Е.Н. Негневицкая и другие.

Построение курса обучения в деятельностной методике осуществляется на основе деятельностной концепции учения, представленной теорией поэтапного формирования умственных действий, которую разработал П.Я. Гальперин и его сотрудники. Теория поэтапного формирования умственных действий представляет собой психологическую теорию управления учением,построенную с учётом закономерностей процесса усвоения.

По мнению методистов, деятельностный подход к обучению иностранным языкам открывает большие возможности. Он позволяет по-новому построить процесс обучения языку. Преимущество деятельностного подхода заключается в том, что на его основе обеспечивается сознательное и управляемое овладение языковым содержанием обучения.

Чтобы обучение английскому языку в школе было более эффективным необходимо активизировать процесс обучения на уроках при минимальных энергетических затратах учащихся, т. к. английский язык является одним из самых трудных предметов в школе.

Активизация учебного процесса на уроках английского языка происходит за счет использование разнообразных методов обучения, которые активизируют деятельность учащихся, развивают их мышление, социальную зрелость, навыки самостоятельной работы, воспитывают коммуникабельность, инициативность, что позволяет преодолеть однообразие на уроках.

Обучение детей английскому языку на ранней этапе обучения является надежной базой для изучения английского языка на последующих ступенях обучения, т. к. формирует коммуникативность, как свойство личности, лингвистической наблюдательности, самостоятельности, самоконтроля, произвольности внимания и запоминания.

При обучении детей важное место занимает деятельностный подход, который предполагает включение учащихся в активную деятельность на уроке. По мнению методистов деятельностный подход к обучению иностранному языку дает большие возможности. Он помогает по- новому создать процесс обучения языку, т. к. на его основе обеспечивается сознательное и управляемое овладение языковым содержанием обучения.

Приведу пример из опыта работы использования деятельностного подхода в обучении грамматике английского языка.

В качестве основного мотивирующего приема используется сказка. Чтобы вызвать больший интерес у детей к изучаемому материалу, с самого первого занятия дети вовлекаются в сюжет сказки об удивительной стране Грамматики английского языка, о необычном путешествии с посещением островов Хвастунов, Неумеек, Мечтателей, Командиров и т. д. По мере развития сюжета сказки учащиеся узнают о жителях этих островов. Слушая сказку, дети не замечают, как оказываются во власти вымысла, и каким интересным для них становится всё. Вместе с тем, вымысел помогает нам раскрыть коммуникативные намерения героев сказок и средства их выражения.

Например, жители острова Командиров всегда" приказывают",любимым словом острова Хвастунов является слово Can -Могу, а острова Неумеек- Cannot -Не могу и т. д. Многие из них ворчат и жалуются, но есть и очень дружелюбные и гостеприимные, которые учат вежливым словам, приветствиям, любят отдохнуть и поиграть с детьми в игры в кругу, в прятки.

Ориентировочная основа деятельностного подхода в обучении грамматике задается в виде «овеществленного» грамматического материала, т. к. ребенку не достаточно только смотреть и размышлять, ему необходимо взять предмет в руки. Например, для введения грамматических структур используются кубики, которые легко переставлять и тем самым усвоить вопросительные и отрицательные формы предложений.

Таким образом, сказка выступает не только в качестве мотивирующего приема, она также является источником познания, т. к. через сказку дети знакомятся с определенными грамматическими структурами, пополняют свой лексический запас.

Для раскрытия сущности грамматических понятий и объяснения абстрактных грамматических отношений в раннем обучении английскому языку используется легенда. В данном случае она представляет собой не нравоучительный рассказ, а что-то невероятное, выдумку различных персонажей, которые помогают изучать английский язык. Например, строгий Mr. Rule появляется на уроках и знакомит детей с правилами, новыми грамматическими структурами.

Мудрый Mr. Book знает ответы на все вопросы. Пчелка Помогалка помогает не делать ошибок при письме. А Король грамматики -глагол To Be,который чаще других глаголов употребляется в языке и несомненно является самым главным, часто предстает перед детьми в своем парадном костюме: на голове трехэтажная корона с тремя личными формами времени Present Simple, на плечах красуются эполеты из форм времени Past Simple.Третья форма глагола прикреплена к мундиру в виде медали. Это все для того, чтобы дети лучше ориентировались в его разнообразных формах и знали, что он очень сердится, когда его игнорируют и пропускают в речи. А если он очень злится, то издает свой королевский указ о снижении оценки.

Сказка, легенда, игра лежит в основе обучения иностранному языку на начальном этапе, но не являются самоцелью, а служат для того, чтобы дети получили прочные знания в интересной для них форме.

Для активизации процесса обучения используем в своей работе различные педагогические технологии.

Например: технологию интерактивного обучения (обучение во взаимодействии)

Основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместных решений коммуникативных задач.

Например: работа над грамматическим материалом при изучении временных групп.

Использование проектной технологии активизирует самостоятельную деятельность учащихся.

Учащиеся работают в группах, они выбирают подтему общей темы, которую изучают всем классом. В группе эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных учеников. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместно составляется единый доклад, который подлежит презентации на уроке перед всем классом. Проекты могут быть не только групповые, но и индивидуальные. Класс выслушивает проект, задает вопросы по проекту, высказывает свои отзывы по проекту. В конце четверти проводится смотр - конкурс проектов, где выбирается лучший проект, в конце года выбирается проект года.

Технология деятельностного подхода дает возможность выявить разные по уровню подготовки, по способностям группы учащихся и создать разнообразные условия обучения для этих групп с учетом их особенностей. Применение технологии дифференцированного обучения помогает вызвать интерес обучаемых к изучению предмета, развивает их способности, необходимые навыки и умения и активизирует речемыслительную деятельность. Известно, что ученики с высоким уровнем обученности обладают повышенной работоспособностью, цепкой памятью, организованностью. Это помогает им успешно выполнять задания повышенной трудности, высвободить время для выполнения дополнительных заданий, творческих заданий.

Уроки с элементами соревнования, например, Brainring помогают максимально повысить активность детей на уроке.

Элементы игры при изучении грамматического материала помогают детям облегчить процесс усвоения трудных грамматических явлений и при этом являются увлекательным занятием. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости- все это благотворно сказывается на результате обучения.

Детям легко запомнить то, что им интересно, поэтому стараемся подобрать интересный материал для фонетической зарядки: стихи, цитаты, афоризмы, загадки.

Например, детям интересно знать в какие приметы верят англичане, когда принято стричь ногти, чтобы быть богатым, здоровым и т. д.

Изучение песен на английском языке помогает привить интерес к изучаемому предмету, пополняет лексический запас, помогает отследить различные грамматические явления на материале песен. Поэтому песни берем на уроке и на фонетическую зарядку и на минутку отдыха, когда спокойная, красивая мелодия помогает расслабиться, отдохнуть. Песня является общепризнанным средством обучения иностранному языку, так как это эффективный способ повышения мотивации, обогащения лексического запаса, активизации грамматических навыков и совершенствования произношения.

Американские методисты отмечают большое значение песен при изучении иностранного языка:"Songs are important aspect of culture representing the history, folklore and current idiom. They have universal appeal and can provide enjoyment, relaxation and a sense of community. Singing can build students' confidence by allowing them to enjoy a degree of fluency in English before they have achieved it in speaking. Songs can also serve as memory aids for learning vocabulary."

Целями и задачами использования песен является расширение лексического запаса, языковой компетенции учащихся путём введения новых лексических единиц. Развитие речевых и языковых умений.

Отдохнуть можно и в движении, сопровождая различные движения стихами, песнями.

Смена видов работы помогает учащимся сохранять внимание на протяжении всего урока. Поэтому на уроке имеют место все виды коммуникативной деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо. На смену работе с учебником приходит работа в тетради или прослушивание текста в записи и т. д.

Внеклассная работа служит не только сильным фактором привития интереса к предмету английского языка, но и является способом реализации творческих способностей детей. Готовясь к различным мероприятиям на английском языке, дети изучают дополнительную литературу, учат стихи, песни, знакомятся с традициями и обычаями стран изучаемого языка.

Все это помогает активизировать процесс обучения английскому языку в школе.

Именно эти усилия помогают добиться определенных результатов в работе например: 100 % - успеваемости, успешное участие детей в олимпиадах, поступление выпускников на факультет иностранных языков.

Как показали исследования психологов, не всегда осознаётся то, что находится в поле восприятия, то на что, казалось бы, направлено внимание. Действительный предмет осознания зависит исключительно от активности воспринимающего, от его деятельности. Единственный способ удержать в качестве предмета своего сознания какое-либо содержание состоит в том, чтобы действовать по отношению к этому содержанию. Единство деятельности и сознания - один из основных принципов психологической теории деятельности, и он становится основным методологическим принципом теории обучения языку

Использование деятельностного подхода к обучению грамматике иностранного языка обеспечивает значительно более высокие показатели эффективности учения, качества и прочности умений и навыков оформлять сообщаемое.

Процесс раннего обучения грамматике иностранного языка строится, как правило, на основе вовлечения детей в игровую деятельность, которая считается ведущей деятельностью детей дошкольного и младшего школьного возраста, а сама методика обучения языку основывается на теории эмпирического мышления.

Однако деятельность ребёнка в процессе обучения не должна и не может ограничиться лишь вовлечением его в игровую деятельность. Дети, придя в школу, не только играют, они начинают выполнять учебную деятельность по овладению знаниями и умениями. Кроме того, говоря о деятельной основе обучения грамматике, важно отметить, что деятельностная основа может быть не только речевой, но и предметно - символической.

Необходимость вовлечения детей в учебную деятельность в процессе овладения грамматической стороной иноязычной речи объясняется тем, что целью освоения грамматики иностранного языка является не просто овладение набором грамматических конструкций на уровне имитации, а прежде всего, выработка умения передавать средствами изучаемого языка желаемое содержание. То есть деятельность ребёнка в процессе усвоения заключается не в пассивном отношении его к усваиваемому материалу, а в активном овладении грамматическими структурами, их преобразованием. Это означает, что большое место должно быть отведено аналитической работе с языковым материалом и эта работа должна быть управляемой.

По мнению Негневицкой Е. И., «целью обучения языку является выработка умения учиться языку. Научить учиться языку означает научить ребёнка искать те способы, которыми этот язык отражает действительность, а значит сформировать у ребёнка достаточный для способности построить элементарные высказывания объём теоретических знаний, которые являются содержанием учебной деятельности».

Потребность в учении и умение учиться могут быть сформированы у детей именно в младшем школьном возрасте.

Для того чтобы правильно организовать деятельность учащихся, нужно помнить структуру деятельности и сущность её составляющих.

Психологическая теория деятельности выделяет в деятельности три стороны: мотивационную, целевую и исполнительную.

В методике раннего обучения иностранному языку в качестве основного мотивирующего приёма используется проблемная история, мы в своей работе используем сказку. Чтобы вызвать больший интерес у детей к изучаемому материалу, с самого первого занятия вовлекаем учащихся в сюжет сказки об удивительной стране «Грамматике английского языка», о необычном путешествии с посещением островов Хвастунов, Неумеек, Мечтателей, Командиров.

По мере развития сюжета сказки учащиеся узнают о жителях этих островов. Слушая сказку, дети не замечают, как оказываются во власти вымысла, и каким интересным для них становится всё. Но вместе с тем, вымысел помогает нам раскрыть коммуникативные намерения героев сказок и средства их выражения. Например, жители острова Командиров всегда приказывают, любимым словом острова Хвастунов является слово "Can" -могу, а острова Неумеек -"cannot" не могу. Многие из жителей островов ворчат и жалуются, но есть и очень дружелюбные и гостеприимные, которые учат вежливым словам и приветствиям :Good morning! Glad to see you! You are welcome! Etc. Любят отдохнуть и поиграть с детьми в игры: "Hide and Seek ", " Who has gone away?" и так далее.

Таким образом, сказка выступает не только в качестве мотивирующего приёма, но и является источником познания.

В деятельности учащихся при обучении языку необходимо ставить перед детьми определённые цели. Ребёнок должен представлять тот результат, которого необходимо достигнуть. В противном случае можно не получить полноценной деятельности. При этом важно помнить, что всякая цель должна объективно существовать в некоторой предметной ситуации. Конечная цель учащихся при знакомстве с удивительной страной Грамматики английского языка - отправиться в путешествие по этой стране. Но прежде чем дети отправятся в путешествие, они должны научиться говорить на языке жителей этой страны, а чтобы добраться до этой страны, они должны построить себе паровозик-предложение, у которого слова - вагончики должны быть правильно соединены, иначе он не сможет отправиться в путешествие.

Единство цели и условий её достижения представляет собой учебную задачу, выполнение которой предполагает анализ услышанных высказываний и обнаружение в них общего и различий, выявление закономерностей высказываний жителей конкретного острова, а также построение на этой основе собственных высказываний.

Учебная деятельность в своей основе нацелена на то, чтобы учащиеся осуществляли самостоятельный поиск решения учебной задачи, чтобы знания передавались им не в готовом виде, а приобретались детьми в процессе самостоятельной познавательной деятельности.

Действия, выполнение которых приводит к решению учебной задачи, также как и учебная задача, являются необходимыми составляющими деятельности. Действие - это процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть, достигнут, т. е. процесс, подчиненный цели.

Исполнительная сторона представляет собой процесс выполнения учащимися определённого действия.

В обучении грамматике иностранного языка уместно говорить о действиях по оформлению высказываний, посредством которых осуществляется сознательное и постепенное овладение грамматическими средствами.

Ориентировочная основа действия в раннем обучении грамматике задаётся в виде «овеществленного» грамматического материала, т. к. ребёнку недостаточно только смотреть и размышлять, ему необходимо взять предмет в руки.

Поэтому для введения грамматических структур на начальном этапе обучения используются кубики.

В последствии используются схемы-модели речевых образцов, которые учащиеся рисуют, вырезают из бумаги грамматические символы, конструируют их. Дети получают задание по схемам: расшифровать речь жителей острова Хвастунов, выявить самого хвастливого хвастуна и так далее.

Учащиеся легко усваивают по схемам отрицательные и вопросительные формы.

Когда дети научатся писать, приобретенный на начальном этапе навык, поможет им избежать ошибок в постановке вопросов, поможет правильно составить отрицательное предложение и уже в среднем звене детям предлагается самостоятельно заполнить временные таблицы, отметить случаи употребления времени, указатели времени, составить схемы предложений в положительной, отрицательной, вопросительной формах.

Для формирования умственных действий учащихся с абстрактным грамматическим материалом недостаточно вовлечения детей в речевую деятельность. При всех возможностях речевой деятельности формирование умений самостоятельно строить высказывания на основе простого речевого общения у детей младшего школьного возраста невозможно. Поэтому ученик должен не только общаться, но и активно действовать с грамматическим материалом, «овеществленном» в предметном мире, знания о котором он должен усвоить и реализовать в речевой деятельности. Необходимость «овеществления» грамматического материала вызвана незнанием детьми грамматических понятий, необходимых им для описания способов построения высказываний, а также неготовностью ребенка абстрактно рассуждать о грамматических явлениях изучаемого языка. Чем меньше ребенок, тем больше учебный процесс должен опираться на его практические действия, поэтому при объяснении грамматического материала учащимся следует выйти за пределы абстрактного грамматического рассуждения в плоскость практических взаимоотношений, в реальной действительности, а именно игровой деятельности.

Являясь важнейшей морфологической и синтаксической единице речи, глагол имеет в английском языке большую глубину и наполненность, чем в русском. Именно этот факт - отсутствие взаимно-однозначного соответствия между глаголом в родном и английском языке - представляет одну из главных трудностей при формировании у учащихся коммуникативной компетенции (как основной цели обучения иностранным языкам в современной школе).

Построение курса обучения грамматике английского языка в начальной школе осуществляется на основе деятельностной концепции формирования умственных действий, а умственные действия являются отражением внешних действий. Единство деятельности и сознания дает положительный результат в обучении, делает процесс обучения наиболее эффективным.

Сравнив полученные результаты с первоначальнымимы пришли к выводу, что деятельностный подход повышает уровень овладения грамматического материала по английскому языку на начальном этапе обучения при реализации следующих условий:

в образовательном процессе применять активные формы и методы обучения;

- использовать образовательные технологии соответствующие возрастному уровню младших школьников.

Следовательно, использованные речевые ситуации, основанные на решение определённой грамматической проблеме, обеспечивают активизацию умственной и коммуникативной деятельности учащихся. В данной работе были рассмотрены такие методы, как игра, метод разучивания песен, рифмовок и стихотворений. Суть этих методов заключается в том, чтобы сделать учеников активными участниками образовательного процесса, повысить их мотивацию, заинтересовать их изучаемым предметом. Как показывает практика, все это приводит к повышению уровня овладения иностранным языком, что в настоящее время особенно важно, в связи с возросшими требованиями к выпускникам. От умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективности учебного процесса. Современному педагогу трудно не потеряться в приёмах и средствах обучения и наиболее важной задачей для него является выделение самых эффективных, творчески-направленных. Яркость, образность, фантазия в стихах для детей пробуждают у них интерес к иностранному языку. Разучивание стихов - активный прием пополнения словарного запаса детей. Ритмический и мелодический рисунок стихов, четкая рифма и повторяемость языковых единиц значительно облегчают и ускоряют усвоение и закрепление лексики. В ходе написания работы мы подробно изучили проблему использования игровой деятельности и использование сказки на уроках английского языка в младшем школьном возрасте, выявили её положительное влияние на усвоение, отработку и повторение учебного материала. Рассмотрели различные требования к играм, сказкам выявили необходимость учета возраста детей, их интересов, а также правильность подхода по вовлечению каждого ребенка в игру, знакомство с сюжетной линией сказок. Кроме того, мы рассмотрели различные виды классификаций, и убедились на практике, что существует огромное количество разнообразных методик, которых порой трудно классифицировать по одному какому-либо признаку.



© 2010-2022