Концепция интеллектуального развития учащихся

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Концепция интеллектуального развития учащихся.

Доклад для педагогического совета по теме:

«Интеллектуальное развитие учащихся»

подготовлен учителем английского языка Королевой О.Ю.



МБОУ гимназия № 30 г. Ульяновска

Концепция интеллектуального развития учащихся.

В качестве научной основы концепции предметно-интеллектуального развития школьника был принят личностно-деятельностный подход в образовании, утверждающий личностно-ориентированную организацию учебной деятельности и управление ею учителем при решении учащимся специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную и коммуникативную компетентность учащегося, но и его самого, как личность. В учебном процессе учащийся проявляет свои интеллектуальные способности в ходе восприятия учебной информации, ее переработки и применения на практике. При этом он пользуется четырьмя видами речевой деятельности: чтением, восприятием на слух (слушанием), письмом и устной речью (говорением). Иными словами, практически всё интеллектуально-активное время учебы на уроках в школе и время самостоятельной работы в библиотеке или дома занято речевой деятельностью. В процессе любого вида предметно-речевой деятельности школьника проявляются четыре способности:

  • Способность запоминать, удерживать в памяти и вспоминать (производя извлечение из памяти во всех видах: спонтанное воспроизведение информации в нужном месте и в нужное время, принудительное припоминание информации на основе поставленного вопроса или сформулированной проблемы, узнавание информации в массиве). Способность внимать (быть внимательным) (проявляя все аспекты внимания: устойчивость, переключаемость, критичность, избирательность, концентрируемость, масштабность).

  • Способность создавать или восстанавливать образы или образные представления, изменять образы в уме (используя статическое и динамическое воображение).

  • Способность осмысливать и переосмысливать информацию. Так как эти способности проявляются в предметно-речевой деятельности, а при проявлении чего-либо принято говорить о качествах («проявилось качество»), то в нашем случае целесообразно говорить о памяти, внимании, мышлении и воображении, как о качествах. Поскольку данные четыре качества имеют психическую природу, то можно говорить о психических качествах.

  • От степени развитости этих качеств зависит успешность предметно-речевой деятельности, и, следовательно, степень развитости памяти, внимания, мышления и воображения учащегося определяет продуктивность его работы на уроках и во время самоподготовки. В предметно-речевой деятельности при проявлении предметно-ориентированных качеств учащийся использует предметный тезаурус - вложенный в активную память (а не в память вообще) набор предметных понятий (описываемых с помощью слов, словосочетаний или фраз) с привязанными к каждому понятию (на нейрофизиологическом уровне) семью компонентами (условное деление).
    Пять компонентов для каждого понятия тезауруса являются обязательными:

  • графическая оболочка каждого элемента тезауруса (написание слова, словосочетания, формулы, символа и пр.),

  • звуковая оболочка (произношение слова или словосочетания, словесное описание формулы или образа, иное озвучивание понятия),

  • толкование понятий (причем, если есть разные контексты, то нужны разные толкования и признаки контекстов),

  • используемые при толковании понятий признаки (с помощью которых признаются понятия - понимаются),

  • соответствующие толкованиям образы понятий (в которых фиксируются обязательные признаки). Кроме того, каждое понятие тезауруса в активной памяти может быть связано еще с 2-мя компонентами (необязательными): каждое понятие из тезауруса может быть связано с каким-либо чувством и с каким-либо ощущением.

Таким образом, успешность в усвоении школьной программы и успешность в личностном развитии школьника зависят от степени развитости предметно-интеллектуальных способностей: 4-х предметно-речевых навыков, 4-х предметно-ориентированных психических качеств и сформированных тезаурусов по каждой изучаемой предметной области.

Концепция интеллектуального развития учащихся.

Программа развития интеллектуальных способностей взаимосвязана с программами изучения базовых предметов и реализуется с учетом трех положений:

1-е положение: Актуальность интеллектуальных способностей.

На каждом этапе интеллектуального развития учащимся предлагаются упражнения, развивающие именно те интеллектуальные способности, которые будут востребованы на уроках по данной учебной дисциплине в ближайшие 1-2 недели при изучении определенных тем.

2-е положение: Содержательность интеллектуальных способностей.

Развивающие задания и тесты выполняются учащимися на информации из печатных текстов (иногда с рисунками, формулами и графиками) и из произносимых учителем текстов. Вся эта информация относится к учебному материалу. Учебный материал берется из учебников или из дополнительной литературы.

На каждом этапе интеллектуального развития выполнение развивающих упражнений и диагностика уровня развитости интеллектуальных способностей производится на учебном материале, который изучался немного позднее или будет изучаться в скором будущем (только если ещё не изученный материал будет понятен учащимся).

3-е положение: "Инерционность" развития интеллектуальных способностей.

Развитие различных интеллектуальных способностей, проявляющихся в одной предметной области, протекает с различной скоростью для одного какого-либо учащегося. Так, например, если избирательность внимания конкретного ученика к конкретным орфограммам развивается 2-3 недели, то устойчивость его внимания при применении этих орфограмм достигается за неделю.

Учителям разных предметов приходится затрачивать на развитие одной и той же интеллектуальной способности одного ученика разное время.

Учитывая эту особенность в развитии интеллектуальных способностей, планы развивающих занятий в рамках одной предметной области выстраиваются так, что:

  • одни интеллектуальные способности развиваются задолго до того, как они оказываются востребованными в учебном процессе(упражнения выполняются несколько недель подряд);

  • другие интеллектуальные способности развиваются на протяжении года малыми порциями (одно и то же упражнение выполняется по одной неделе 2 раза в полугодие);

  • третьи интеллектуальные способности развиваются непосредственно в период изучения какой-либо учебной темы данной дисциплины.

Динамика развития интеллектуальных способностей выявляется с помощью диагностических тестов. Диагностика проводится в начале и конце периода применения развивающих заданий (в течение 2-х недель, четверти, полугодия, года). Если развитие происходит в течение длительного времени (года), то проводится промежуточная диагностика (в конце 1-ого полугодия или начале второго).





© 2010-2022