- Преподавателю
- Иностранные языки
- Учебная программа по немецкому языку
Учебная программа по немецкому языку
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зинина Е.А. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНое БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Гимназия»
УтверждЕНО
приказом директора МОУ «Гимназия»
№ 77 от 6.03.2012
РАССМОТРЕНО
на заседании КНМЦ
протокол № 7 от 20.02.2012
Программа по учебному предмету
Немецкий язык
5-9 класс
Абакан, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является составляющей частью основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия».
Основное назначение предмета «Иностранный язык» состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Иностранный язык - один из важных и относительно новых предметов в системе подготовки современного и полиязычного общества. Наряду с русским языком и литературным чтением он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках - это важнейшая задача современной школы, успешное осуществление которой во многом зависит от основ, заложенных в начальной школе.
Цель:
- развитие коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычные межличностное и межкультурное общение с носителями языка , в совокупности её составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной, а именно:
• речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
• языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях
изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
• социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
• компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
• учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
- развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие
национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Задачи:
-
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
-
направленность не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что способствует формированию мотивации обучения, реализации способностей, возможностей, потребностей и интересов ребенка.
-
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
-
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
-
формирование основ филологического образования школьников.
-
личностное развитие познавательных способностей, интеллектуальных умений и ценностных ориентаций, системы личностных отношений;
-
формирование личности и её социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира;
-
толерантное отношение к проявлениям иной культуры.
Общая характеристика учебного предмета
Программа основного общего образования по немецкому языку составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, с учетом преемственности программы начального общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. Отличительной особенностью обучения на данном этапе является направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий. Учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию.
На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую формы учебной деятельности, что обусловливает развитие познавательных исследовательских универсальных учебных действий (умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи).
Требования к сформированности названных способностей определяются системой требований к личностным и метапредметным действиям и программой формирования УУД. Ключевую роль в их формировании играет содержание предмета «Немецкий язык» и способы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества, определяемые программой.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение немецкого языка (как второго) в 5-9 классах отводится 2 часа в неделю. В процессе реализации ФГОС в 5-9 классах планируется формирование УУД, что отражено в календарно-тематическом планировании и в разделе «Основное содержание обучения». Реализация программы на ступени 5-9 предполагает широкое использование межпредметных связей, инновационных технологий национального, регионального и этнокультурного компонента.
Место учебного предмета в Учебном плане МБОУ «Гимназия»
В учебный план МБОУ «Гимназия» в основной школе отводится 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения. Распределение учебного времени учитель определяет с учетом учебного плана, календарного учебного графика и расписания уроков МБОУ «Гимназия».
Результаты освоения немецкого языка за курс основной школы
Личностные:
-
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа, края, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий с учетом познавательных интересов на основе формирования уважительного отношения к труду;
-
формирование целостного мировоззрения.
Метапредметные:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией и т.д.
Предметные:
-
формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур
-
формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, расширение и систематизация знаний о языке, лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
-
достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
-
создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения немецким языком.
Основное содержание
Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и характеристики человека. (60 ч)
Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода. Покупки. (60 ч)
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание. (40 ч)
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года. (55 ч)
Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее. (40 ч)
Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Транспорт. (50 ч)
Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет). (30 ч)
Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. (60 ч)
Итого 395 ч (инвариантная часть), что составляет 75% от 525 ч, выделяемых на
немецкий язык с 5 по 9 класс.
Говорение
Диалогическая речь
Дальнейшее совершенствование диалогической' речи при более вариативном содержании и более разнообразном языковом оформлении: умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог - побуждение к действию, диалог - обмен мнениями и комбинированные диалоги. Объем диалога-от 3 реплик (5-7 классы) до 4-5 реплик (8-9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога-2,5-3 мин (9 класс).
Монологическая речь
Дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения), рассуждение (характеристика) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию. Объем монологического высказывания - от 8-10 фраз (5-7 классы) до 10- 12 фраз (8-9 классы). Продолжительность монолога - 1,5- 2 мин (9 класс).
Аудирование
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, публицистические.
Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания текстов для аудирования - до 1 мин.
Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов для аудирования - до 2 мин.
Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования - до 1,5 мин.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Объем текстов для чтения - 600-700 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации осуществляется на несложных аутентичных текстах разных жанров и предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся. Объем текста для чтения - около 350 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации. Объем текста для чтения - около 500 слов.
Письменная речь
Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений:
-
писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объемом 30-40 слов, включая адрес);
-
заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
-
писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо). Объем личного письма - около 100-110 слов, включая адрес;
-
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.
Языковые навыки
Орфография
Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.
фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритми-ко-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематики основной школы, в том числе наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка; основные способы словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия.
Грамматическая сторона речи
Знание признаков нераспространенных и распространенных простых предложений, безличных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, использования прямого и обратного порядка слов. Навыки распознавания и употребления в речи перечисленных грамматических явлений.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного и страдательного залогов, модальных глаголов и их эквивалентов, существительных в различных падежах, артиклей, относительных, неопределенных/неопределенно-личных местоимений, прилагательных, наречий, степеней сравнения прилагательных и наречий, предлогов, количественных и порядковых числительных.
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
-
знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
-
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
-
употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространенными образцами фольклора (скороговорками, поговорками, пословицами);
-
представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
-
умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику);
- умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Тематическое планирование
Основное содержание
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Я и мои друзья. Домашние животные в нашей жизни. Семья. Покупки (канцтоваров, сувениров). Квартира. Дом. Помощь по дому. Семейные традиции. Празднование дня рождения.
Приветствовать людей; представляться и говорить, где живут; заполнять анкету; произносить имя по буквам; говорить, что они любят, говорить о животных; проводить интервью в классе; понимать тексты о животных; описывать животных; называть цвета, описывать картинку; рассказывать о семье; понимать тексты о семье; говорить о профессиях, рассказывать о семейных традициях и праздниках.
Воспоминания о летних каникулах. Распорядок дня. Еда. Внешность. Досуг. Хобби. Как для всего найти время?
Покупки. Одежда.
Называть числа от 0 до 1000; диктовать телефонные номера; говорить о людях и предметах; говорить, что они любят, а что нет, называть дни недели и время суток; описывать свой распорядок дня; говорить о хобби; договариваться о встрече; говорить, что они умеют, а что нет; спрашивать разрешения; читать и описывать статистические данные, называть цену; говорить, что они хотели бы купить; рассказать о том, что им нравится, а что нет; находить информацию в тексте.
Что мы учимся делать в школе и дома. Что мы делаем охотно (неохотно), чем увлекаемся.
Мы изготовляем поделки и комментируем свои действия. Начало учебного года. Всюду ли оно одинаково? Немецкие школы. Какие они? Любимые и нелюбимые учебные предметы. Коллективные поездки по своей стране - одна из традиции немецкой школы.
Чтение - вот лучшее учение.
Понимать и составлять тексты о школе, рассказывать о своих увлечениях, говорить о немецких школах и о любимом предмете.
Старый типичный немецкий город. Что в нем?
Жители города, их занятия.
Мой город (мое село). Что можно показать немецким гостям? Некоторые экологические проблемы города (села). Природа (зимой, весной). Праздники (Рождество, Новы год).Самые начальные сведения о Германии: название столицы государства и столиц федеральных земель, некоторые общие сведения о каком-либо конкретном немецком городе (ориентировка в городе по фрагменту плана города).
Некоторые общие сведения о странах изучаемого языка, их природе. Наиболее крупные города этих стран, их достопримечательности. Что понимают немецкие и российские школьники под словом «Родина»? О чем рассказывают письма из Германии, Австрии, Швейцарии.
Описывать свой и чужой город, рассказывать о достопримечательностях, оперировать информацией о Германии, федеральных землях и их столицах, крупных городах; высказываться о своей Родине.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
- Доска с магнитами;
- Компьютер
- Учебные фонетические, лексические и грамматические таблицы,
- Наглядные материалы (тематические картинки)
- Географические карты (Германия, Австрия, Швейцария),
- Грамматические справочники,
- Алфавит,
- Фотографии достопримечательностей и исторических памятников.
Планируемые результаты
Выпускник научится понимать:
-основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний; основные способы словообразования;
-особенности структуры простых и сложных предложений; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
-признаки изученных грамматических явлений;
-основные нормы речевого этикета;
-роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
в области говорения:
-начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
-расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико- грамматический материал;
-рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране изучаемого языка;
-делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
использовать перефраз, синонимичные средства в процессе устного общения.
в области аудирования:
-понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, выделять значимую информацию, определять тему и выделять главные факты;
в области чтения:
-читать аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
-читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации.
в области письменной речи:
-заполнять анкеты и формуляры;
-писать поздравления, личные письма с опорой на образец.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка;
-создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире;
-приобщение к ценностям мировой культуры через иноязычные источники.
-ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя.
12