Использование проектной методики при обучении иностранному языку в средней школе

План доклада.   1.     Метод проектов в обучении языку. Виды проектов при обучении иностранному языку.   2.     Этапы   работы   над   проектом   и   требования, предъявляемые к его проведению   3.     Применение метода проектов в обучении иностранному языку.   4.     Список использованной литературы    План доклада.   1.     Метод проектов в обучении языку. Виды проектов при обучении иностранному языку.   2.     Этапы   работы   над   проектом   и   требования, предъявляемые к его проведению   3.     Применение метода проектов в обучении иностранному языку.   4.     Список использованной литературы      План доклада.   1.     Метод проектов в обучении языку. Виды проектов при обучении иностранному языку.   2.     Этапы   работы   над   проектом   и   требования, предъявляемые к его проведению   3.     Применение метода проектов в обучении иностранному языку.   4.     Список использованной литературы
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Городского округа город Фролово



ДОКЛАД



На тему: «Использование проектной методики при обучении иностранному языку в средней школе»













Подготовил:

учитель английского языка

Сафонов А.В.


Фролово, 2014 г.

План доклада.


  1. Метод проектов в обучении языку. Виды проектов при обучении иностранному языку.


  1. Этапы работы над проектом и требования, предъявляемые к его проведению


  1. Применение метода проектов в обучении иностранному языку.


  1. Список использованной литературы










  1. Метод проектов в обучении языку

Наиболее активно метод проектов стал применяться в обучении иностранному языку в конце 80-х годов 20 века. В России метод проектов используется с конца 90-х годов 20 века, и на данный момент получает все более широкое распространение. Самое пристальное внимание уделяется так называемым телекоммуникационным проектам.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться

вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем

или иным образом1; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Проекты, используемые для обучения иностранному языку, имеют общие для всех проектов черты, но в то же время имеют и свои уникальные особенности, среди которых главными являются следующие:

  • использование языка в различных ситуациях общения, которые максимально приближены к условиям реального общения;

  • упор на самостоятельную работу учащихся, как индивидуальную, так и групповую;

  • выбор темы, представляющей интерес для учащихся и сочетающейся с условиями, в которых выполняется проект;

  • подбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы, соответствующих теме и цели проекта;

  • представление результата в наглядном виде.


Виды проектов при обучении иностранному языку.


Метод проектов становится «интегрированным» компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Кроме того, метод проектов поддерживает становление новых подходов к организации педагогического управления, является одним из эффективных средств построения личностно - ориентированной педагогической системы. Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины и в воспитательной работе. Для типологии проектов предлагаются различные типологические признаки.

В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:

1. По методу, доминирующему в проекте

  • исследовательские

  • творческие

  • приключенческие, игровые

  • информационные

  • практико-ориентированные

2. По характеру координирования проекта

  • с явной координацией

  • со скрытой координацией

3. По характеру контактов

  • внутренние (региональные)

  • международные

4. По количеству участников

  • личностные (индивидуальные)

  • парные

  • групповые

5. По продолжительности проведения

  • краткосрочные

  • средней продолжительности

  • долгосрочные


  1. Этапы работы над проектом и требования, предъявляемые к его проведению

В зарубежной методической литературе выделяются следующие этапы работы над проектами:

  • Определение темы проекта.

  • Определение проблемы цели и проекта.

  • Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.

  • Презентация необходимого языкового материала и предкоммуникативная тренировка.

  • Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

  • Работа в группах.

  • Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.

  • Анализ собранной информации, координация действий разных групп.

  • Подготовка презентации проекта - выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления, школьного праздника и т.д.

  • Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).

  • Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, который может проводиться в традиционной форме теста, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, работы учителя и т.д.

Кроме того, чтобы работа считалась проектом, к ней должны предъявляться следующие требования:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проведение общешкольного мероприятия и пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых
результатов (например, доклад в соответствующие службы о
демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это
состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы;
совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий;
охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность
учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных
результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих
определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

  • выдвижение гипотез их решения;

  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.


  1. Применение метода проектов в обучении иностранному языку.

Рассматривая возможности интеграции проектов в процесс обучения языку, можно выделить три основных подхода. Проект может

  • использоваться как одна из форм внеаудиторной работы,

  • служить альтернативным способом организации учебного курса,

  • интегрироваться в традиционную систему обучения языку.

Примерами проектов по иностранному языку, использующимися как форма внеаудиторной работы, могут служить всевозможные конкурсы, викторины; участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями в жизни класса, группы, учебного заведения, города; подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, отчетных мероприятий на иностранном языке и т.п.

Телекоммуникационные проекты, получающие все большее распространение в практике обучения иностранным языкам, как правило, выполняются во внеаудиторное время.

Проект как альтернативный способ организации учебного курса исключает традиционные принципы планирования и организации обучения языку. Достижению цели проекта подчиняются все действия, производимые учащимися и преподавателем: изучение необходимых лексических и грамматических единиц, поиск источников информации, отбор нужных сведений, оформление и представление результатов. Результаты проделанной работы могут быть наглядно представлены в виде стенда, брошюры, радиопрограммы, видеофильма, театрального представления - в зависимости от поставленной цели.

Курс обучения, в основе которого лежит проектная работа, строится как цепочка проектов, тематически связанных между собой и реализующих принцип преемственности и постепенного усложнения языкового материала. Примерами успешной реализации такого подхода могут служить учебные пособия по английскому языку D.Phillips, S.Burwood, H.Dunford "Projects with Young Learners" (Проекты для детей) и C. Turkenik «Choices» (Обучение письменной речи на основе проектов).

Проекты, интегрированные в традиционный учебный процесс, предполагают выполнение творческих и/или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса. Наиболее типичным является использование мини-проектов как одного из заданий аудиторного занятия или заключительного задания урока учебника. Примерами подобной интеграции проектов в учебный курс могут служить проекты в учебных пособиях по английскому языку "Generation 2000" и "Project English" и т.п. Подобные проекты призваны выполнять функцию коммуникативных заданий на трансфер, в которых знания, полученные в процессе изучения раздела или курса, применяются для выполнения учебно-коммуникативных или реально-коммуникативных задач.


Литература:


  1. Полат Е.С. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика // Иностранные языки в школе.  2000.  № 2, 3.

  2. Полат Е.С. Метод проектов. Статья на сайте журнала "Вопросы
    интернет образования".

  3. Полат Е.С Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.

  4. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа-№4, 1997

  5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2.

  6. Пахомова, Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. [Электронный ресурс] /Московский институт открытого образования. Методическая лаборатория информационной поддержки развития образования/ schools.keldysh.ru

  7. Симоненкова, Т.Д. Проектная деятельность учащихся [Текст] / Завуч. Управление современной школой. Москва. - 2007. - №8. - с. 3-6.

  8. Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [Текст]: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. - 54 с.

  9. Якиманская, И.С. Технология личностно - ориентированного образования [Текст] /Журнал «Директор школы». - 2000. - № 7. - 145 с.


1 Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат - М., 2000.


© 2010-2022