- Преподавателю
- Иностранные языки
- Использование проектной методики при обучении иностранному языку в средней школе
Использование проектной методики при обучении иностранному языку в средней школе
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сафонова И.В. |
Дата | 15.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Городского округа город Фролово
ДОКЛАД
На тему: «Использование проектной методики при обучении иностранному языку в средней школе»
Подготовил:
учитель английского языка
Сафонов А.В.
Фролово, 2014 г.
План доклада.
-
Метод проектов в обучении языку. Виды проектов при обучении иностранному языку.
-
Этапы работы над проектом и требования, предъявляемые к его проведению
-
Применение метода проектов в обучении иностранному языку.
-
Список использованной литературы
-
Метод проектов в обучении языку
Наиболее активно метод проектов стал применяться в обучении иностранному языку в конце 80-х годов 20 века. В России метод проектов используется с конца 90-х годов 20 века, и на данный момент получает все более широкое распространение. Самое пристальное внимание уделяется так называемым телекоммуникационным проектам.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться
вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем
или иным образом1; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Проекты, используемые для обучения иностранному языку, имеют общие для всех проектов черты, но в то же время имеют и свои уникальные особенности, среди которых главными являются следующие:
-
использование языка в различных ситуациях общения, которые максимально приближены к условиям реального общения;
-
упор на самостоятельную работу учащихся, как индивидуальную, так и групповую;
-
выбор темы, представляющей интерес для учащихся и сочетающейся с условиями, в которых выполняется проект;
-
подбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы, соответствующих теме и цели проекта;
-
представление результата в наглядном виде.
Виды проектов при обучении иностранному языку.
Метод проектов становится «интегрированным» компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Кроме того, метод проектов поддерживает становление новых подходов к организации педагогического управления, является одним из эффективных средств построения личностно - ориентированной педагогической системы. Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины и в воспитательной работе. Для типологии проектов предлагаются различные типологические признаки.
В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:
1. По методу, доминирующему в проекте
-
исследовательские
-
творческие
-
приключенческие, игровые
-
информационные
-
практико-ориентированные
2. По характеру координирования проекта
-
с явной координацией
-
со скрытой координацией
3. По характеру контактов
-
внутренние (региональные)
-
международные
4. По количеству участников
-
личностные (индивидуальные)
-
парные
-
групповые
5. По продолжительности проведения
-
краткосрочные
-
средней продолжительности
-
долгосрочные
-
Этапы работы над проектом и требования, предъявляемые к его проведению
В зарубежной методической литературе выделяются следующие этапы работы над проектами:
-
Определение темы проекта.
-
Определение проблемы цели и проекта.
-
Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.
-
Презентация необходимого языкового материала и предкоммуникативная тренировка.
-
Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
-
Работа в группах.
-
Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.
-
Анализ собранной информации, координация действий разных групп.
-
Подготовка презентации проекта - выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления, школьного праздника и т.д.
-
Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).
-
Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, который может проводиться в традиционной форме теста, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, работы учителя и т.д.
Кроме того, чтобы работа считалась проектом, к ней должны предъявляться следующие требования:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проведение общешкольного мероприятия и пр.).
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых
результатов (например, доклад в соответствующие службы о
демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это
состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы;
совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий;
охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность
учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных
результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих
определенную последовательность действий:
-
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
-
выдвижение гипотез их решения;
-
обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
-
обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
-
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
-
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
-
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
-
Применение метода проектов в обучении иностранному языку.
Рассматривая возможности интеграции проектов в процесс обучения языку, можно выделить три основных подхода. Проект может
-
использоваться как одна из форм внеаудиторной работы,
-
служить альтернативным способом организации учебного курса,
-
интегрироваться в традиционную систему обучения языку.
Примерами проектов по иностранному языку, использующимися как форма внеаудиторной работы, могут служить всевозможные конкурсы, викторины; участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями в жизни класса, группы, учебного заведения, города; подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, отчетных мероприятий на иностранном языке и т.п.
Телекоммуникационные проекты, получающие все большее распространение в практике обучения иностранным языкам, как правило, выполняются во внеаудиторное время.
Проект как альтернативный способ организации учебного курса исключает традиционные принципы планирования и организации обучения языку. Достижению цели проекта подчиняются все действия, производимые учащимися и преподавателем: изучение необходимых лексических и грамматических единиц, поиск источников информации, отбор нужных сведений, оформление и представление результатов. Результаты проделанной работы могут быть наглядно представлены в виде стенда, брошюры, радиопрограммы, видеофильма, театрального представления - в зависимости от поставленной цели.
Курс обучения, в основе которого лежит проектная работа, строится как цепочка проектов, тематически связанных между собой и реализующих принцип преемственности и постепенного усложнения языкового материала. Примерами успешной реализации такого подхода могут служить учебные пособия по английскому языку D.Phillips, S.Burwood, H.Dunford "Projects with Young Learners" (Проекты для детей) и C. Turkenik «Choices» (Обучение письменной речи на основе проектов).
Проекты, интегрированные в традиционный учебный процесс, предполагают выполнение творческих и/или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса. Наиболее типичным является использование мини-проектов как одного из заданий аудиторного занятия или заключительного задания урока учебника. Примерами подобной интеграции проектов в учебный курс могут служить проекты в учебных пособиях по английскому языку "Generation 2000" и "Project English" и т.п. Подобные проекты призваны выполнять функцию коммуникативных заданий на трансфер, в которых знания, полученные в процессе изучения раздела или курса, применяются для выполнения учебно-коммуникативных или реально-коммуникативных задач.
Литература:
-
Полат Е.С. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.
-
Полат Е.С. Метод проектов. Статья на сайте журнала "Вопросы
интернет образования". -
Полат Е.С Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.
-
Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа-№4, 1997
-
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2.
-
Пахомова, Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. [Электронный ресурс] /Московский институт открытого образования. Методическая лаборатория информационной поддержки развития образования/ schools.keldysh.ru
-
Симоненкова, Т.Д. Проектная деятельность учащихся [Текст] / Завуч. Управление современной школой. Москва. - 2007. - №8. - с. 3-6.
-
Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [Текст]: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. - 54 с.
-
Якиманская, И.С. Технология личностно - ориентированного образования [Текст] /Журнал «Директор школы». - 2000. - № 7. - 145 с.
1 Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат - М., 2000.