Статья «Английский язык как средство духовно-нравственного воспитания подростков»

"Я преподаю иностранный язык (английский) и думаю, что мои коллеги согласятся со мной, что предмет Иностранный язык обладает поистине неисчерпаемым потенциалом для реализации эстетического воспитания. Изучая достопримечательности, культуру, музыку, литературу, традиции, обычаи англоговорящих стран, учащиеся сами невольно приобщаются к красоте. Эту проблему помогают решить яркие, привлекательные презентации. Все впечатления, знания, представления, которые учащиеся получили на уроке английского яз...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Крупень Юлия Владимировна,

учитель английского языка

МОУ Досатуйская СОШ

Приаргунского района

Забайкальского края

Английский язык как средство духовно-нравственного воспитания подростков

Не секрет, что в современном мире уже давно превалируют материальные ценности в ущерб духовным. Люди заняты повседневными заботами и забывают о том, что не хлебом единым жив человек. По моему мнению, эстетическое воспитание школьников - одна из самых насущных и первостепенных задач обучения. Особенно это касается подростков. Э. Шпрангер [4] назвал подростковый возраст «возрастом врастания в культуру», поэтому мне представляется важным в своей педагогической практике обращаться к предметам и явлениям культуры, которые помогают ощутить красоту и гармонию мира и осознать своё место в нём. Мне хочется напомнить слова В.А.Сухомлинского: «Задача школы - делать так, чтобы уже в годы отрочества человек жил в мире красоты».

Красота - эта первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Красота, если она одухотворена, очеловечена, несёт в себе добро. Встреча с добром и красотой дарят ребёнку радость. А там, где кончается ощущение красоты жизни и природы, начинается цинизм, неоправданная жестокость, духовный распад личности.

Для достижения этой цели - воспитание красотой - сегодня используется весь арсенал педагогических средств: видеоматериалы, красочные учебники и наглядность, презентации.

По собственному опыту знаю, что страноведческий материал на уроке английского языка, представленный в традиционной форме (обычно в виде текста и нескольких картинок), с трудом усваивается, учащиеся часто пытаются просто выучить его наизусть, не понимая, о чём говорят[2]. Эту проблему помогают решить различные презентации, несомненным достоинством которых является их наглядность и привлекательность для учащихся. Все впечатления, знания, представления, которые учащиеся получают на уроках английского языка при изучении страноведческого материала, закрепляются благодаря презентациям, используемым на уроке. Они проходят через сердце и душу ребёнка, становятся его собственными знаниями, его точкой зрения, его мыслями, убеждениями, его отношением к добру и злу, прекрасному и безобразному, что и определяет нравственную позицию человека.

В своей практике я часто использую презентации на уроках страноведения с целью не просто показать яркую и запоминающуюся картинку, а сформировать толерантное отношение к культуре страны изучаемого языка, уважительное отношение к её традициям и обычаям, истории, людям. Я думаю, что со мной согласятся мои коллеги, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Словами трудно передать красоту или значимость какого-либо явления культуры, трудно сформировать представление о нём. Но если рассказ сопровождается показом презентации, то детям становится намного легче понять и представить себе то, о чём идёт речь. Например, при изучении темы «Достопримечательности Лондона» нельзя, используя только слова, передать всё величие Вестминстерского Аббатства и красоту Букингемского дворца или, изучая тему «Традиции и обычаи», невозможно одними словами сформировать полное представление о том, как празднуют Хэлллоуин в Великобритании и Америке. Здесь обязательно нужно показать яркие, красочные фотографии, которые и будут способствовать духовно-нравственному воспитанию подростков.

Сегодня основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции. Умение общаться - это не только умение правильно говорить, но и умение слышать и слушать, переживать и сопереживать. Достигнуть этого, не затрагивая эмоциональной сферы учащихся, невозможно, и в этом смысле урок иностранного языка близок к предметам эстетического цикла: музыке, изобразительному искусству. Общение - это слово, которое объясняет взаимодействие с другими людьми. Мы общаемся не только с помощью слов, но и с помощью оттенков своего голоса, с помощью своего тела: поз, жестов и выражения лица. Можно передать какое-то сообщение, даже если вы не говорите ничего и сохраняете молчание. Слова - лишь малая часть того, что мы пытаемся сообщить другому человеку. Общение со сверстниками у подростков столь же эмоционально, что и увлечения. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на внеучебные занятия.

Эту особенность подросткового возраста я стараюсь учитывать при подготовке к своим урокам и часто на своих уроках использую парную и групповую формы работы. На уроках иностранного языка подросткам приходится не просто общаться, а общаться на иностранном языке. Это вдвойне сложнее, поскольку не все обладают необходимыми для этого навыками и умениями и именно на уроках иностранного языка у подростков формируются многие качества, необходимые для общения. Например, при составлении различных диалогов подростки учатся слышать и слушать своих партнёров. Участвуя в дискуссиях, подростки учатся терпеливо выслушивать различные точки зрения и уважительно относится к ним. Работая над проектами, подростки учатся работать в команде. Общаясь друг с другом, они учатся терпению, умению договариваться и избегать конфликтов, умению идти на компромисс.

В.А.Сухомлинский писал: «Через красивое - к человечному - такова закономерность воспитания». Воспитание эстетических взглядов, эстетического вкуса, культуры общения не только поможет достичь цели обучения иностранному языку, но и сформирует полноценную, эстетически развитую личность.

Литература

  1. Википедия: Подростковый возраст (электронный ресурс)

  2. Газета "English" №6, 2010

  3. Мир детства: Подросток \ Под ред. А.Г.Хрипковой. М. 1982

  4. Шпрангер Э. «Психология юношеского возраста», М.-Л., Литература,1931



© 2010-2022