Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС ОО

. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения английскому языку следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое. Так...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25 пос. НОВОУЛЬЯНОВСКОГО» ГЕОРГИЕВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ


СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОО







Автор:

Шестакова Надежда Кирилловна учитель английского языка первой квалификационной категории МБОУ СОШ №25 пос. Новоульяновского Георгиевского района

Ставропольского края
















2015 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Основная часть ………………………………………………………………….4

1.Цели и задачи современного урока………………………………………….4

2.Требования к современному уроку………………………………………….6

3.Типы уроков ……………………………………………………………….….9

Заключение………………………………………………………………………11

Литература………………………………………………………………………12






Введение

«Изменения ФГОС - это назревшая необходимость, обусловленная современными социокультурными и образовательными реалиями. Новый стандарт позволил обобщить то положительное, что существовало в преподавании иностранного языка в прежние годы, и модифицировать условия для более эффективного обучения школьников в новых реалиях»

Биболетова М.З.

Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать с его помощью свои жизненные и профессиональные задачи.

Иностранный язык - один из важных и относительно новых предметов в системе подготовки современного школьника в условиях поликультурного и полеязычного мира. Наряду с русским языком и литературой он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьников, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Предмет «Иностранный язык» способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя как носителя культуры и духовных ценностей своего народа, национальной идентичности, гражданственности, норм морали и речевого поведения.

Цель работы: охарактеризовать современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС ОО.

Достижение цели будет осуществляться через решение следующих задач:

- рассмотреть цели и задачи современного урока иностранного языка;

- сформулировать требования к современному уроку в условиях ФГОС;

- охарактеризовать типы уроков;

- показать, что дифференциация обучения - это одно из условий повышения качества образования в условиях стандартизации.

Основная часть

1.Цели и задачи современного урока

Обучение английскому языку в школе, чтобы быть успешным, должно

решать следующие задачи:

-детям должно быть интересно учиться и очень важно, чтобы они с большим желанием шли на занятия.

-родители должны видеть положительные результаты работы детей.

-учитель должен получать удовольствие от каждого занятия с детьми.

По сути, происходит переход от авторитарной к личностно- ориентированной, деятельностной модели обучения.

Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребёнку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т. п.), даёт возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки.

С учётом сформулированных целей изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение следующих задач:

  • формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;

  • расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и; письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;

  • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;

  • развитие личностных качеств школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;

•духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи, как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;

• развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудио приложением, мультимедийным приложением и т. д.), умением работать в паре, в группе.





2.Требования к современному уроку

Коммуникативная направленность процесса обучения иностранному языку должна найти отражение также и в многообразии форм организации этого процесса. Ролевые игры, театрализованные постановки, проектная и исследовательская деятельность наиболее часто используются учителями иностранного языка. Как и в реальной жизни, учащиеся должны научиться использовать разные способы решения задач в зависимости от характера проблемы. Разные формы организации процесса изучения языка также помогают учителю создавать ситуации общения, максимально приближенные к действительности. Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые - не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный - это и совершенно новый и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный, что означает - важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный , современный, имеющий непосредственное 'отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. Сегодня школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель уже не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Сформированность универсальных учебных действий является залогом профилактики школьных трудностей..

Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения английскому языку следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое. Таким образом, основная педагогическая задача учителя английского языка - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Но для этого учитель должен чётко знать: чему учить и как учить.

В связи с этим, можно определить следующие требования к современному уроку:

- четкое формулирование цели;

  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока;

  • выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность,

- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует

деятельность учащихся;

  • создание условий успешного учения учащихся. Как подготовить современный урок?





3.Типы уроков

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Современный урок должен отражать владение структурой урока на фоне активного применения собственных наработок. Выделяются следующие типы уроков:

-уроки изучения нового учебного материала;

-уроки совершенствования знаний, умений и навыков;

- уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки;

-уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Моделируя урок, я придерживаюсь следующих правил:

1. Конкретно определяю тему, цели, тип урока и его место в учебной программе.

2. Отбираю учебный материал (определяю его содержание, объем, устанавливаю связь с ранее изученным , использую дополнительный материал для дифференцированной работы в домашнем задании).

При планировании практической деятельности учащихся на уроке учитываю дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы, подбираю такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также продумываю формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу я использую при создании разного рода проектов.

3.Выбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. Современный урок сегодня также невозможно построить без использования технических средств, с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. При использовании современных технологий у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

4.Определяю формы контроля за учебной деятельностью школьников.

Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы.

Более половины времени урока я стараюсь отводить на самостоятельную деятельность обучающихся. Образовательная среда также создается обучающимися: дети изготавливают учебный материал , проводят презентации.

Кроме того, не стоит забывать о таком важном моменте, как здоровьесберегающие технологии . Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка . На уроках английского языка я стараюсь создать дружественную , располагающую атмосферу . И в этом мне помогают зарядки-релаксации . Цель релаксации - снять умственное напряжение; дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции , что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры , пение, физкультурные минутки .

Новый стандарт , предъявив новые требования к результатам обучения , дал мне возможность по-новому взглянуть на урок, воплотить новые творческие идеи . Но это не значит , что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе , наряду с современными технологиями .

Личностные результаты обучающихся начальных классов формировались при изучении иностранного языка , были следующие : мотивация к изучению иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык» ; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; стремление к развитию таких качеств, как воля, целеустремленность , креативность , инициативность, трудолюбие, дисциплинированность; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран ;толерантное отношение к проявлением иной культуры ; осознание себя гражданином своей страны и мира .

Таким образом , обучающиеся формировали общекультурную и этническую идентичность как составляющих гражданской идентичности личности .

Для того чтобы ребёнок достиг подобных личностных результатов я стараюсь выбирать и подбирать такие учебные материалы , которые воспитывают в нем доброжелательность , отзывчивость, сопереживание другим , пробуждают эстетические потребности и чувства .Ученики начальных классов очень любят праздники и с удовольствием обыгрывают этикетные диалоги-поздравления : с днем рождения , с Новым годом . Со старанием изучают и запоминают формы благодарности , используют их затем в речевых ситуациях .

Среди метапредметных результатов при изучении иностранного языка в начальных классах можно выделить следующие : развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение ; развитие коммуникативной компетенции , включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельности. Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.

Предметным результатам стали следующие: научиться кратко высказываться о фактах, событиях, используя такие типы речи, как описание, повествование, сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения; научиться выражать свое отношение к прочитанному (услышанному) тексту. Высказываться, на заднюю тему с опорой на ключевые слова, план, вопросы. Обучающиеся начальных классов научились понимать основное содержание кратких текстов, выделять нужную информацию.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Для самопроверки учащихся предлагаю тесты, которые позволяют им самостоятельно оценить степень освоения пройденного материала при проведении итогов четверти до проведения контрольной работы.

Кроме того, требования нового образовательного стандарта предполагают обязательный анализ урока. В качестве опорной схемы я использую следующее:

Организация деятельности

Организация деятельности обучающегося

Содержание наблюдения

Оценка

Содержание наблюдения

Оценка

1.Умение ставить цели и задачи урока

1. Умение настроиться на урок

2.Умение подбирать адекватные поставленным целям и задачам технологии, методы и формы работы

2.Умение определять приоритеты обучения

3. Умение адекватно оценивать результаты обучения

3.Работоспобность обучающихся

4.Умение анализировать свою деятельность.

4.Умения оценить свои возможности и способности, вера в свои силы

5.Формирование УУД(универсальных учебных действий) на каждом уроке

5.Позитивное отношение к предмету. Мотивация на изучение предмета

6.Организация самостоятельной деятельности обучающегося

6.Умение анализировать ситуацию

7.% доминирования учителя на уроке

7.Организация самостоятельной деятельности

8.Владение программным материалом

8.Результаты работы

9.Темп работы

9.Умение адекватно реагировать на требования учителя

10.Учет индивидуальных психологических и интеллектуальных особенностей обучающихся

10.Активость обучающегося на уроке

11.Умение взаимодействовать с коллективом

11.Прочность знаний

12.Рациональное использование времени на уроке

12.Владение УУД

13.Умение видеть и слышать каждого обучающегося в классе

13.Умение работать индивидуально и в группе

14.Использование здоровьесберегающих технологий на уроке

14.Умение продуцировать идеи

15.Комфортность обучающихся на уроке

15.Умение добиваться результата усвоения темы (серьезность отношения к обучению как процессу)

16.Умение продуктивно переключать обучающихся с одного вида деятельности на другой

16.Отношение к учителю, предмету

17.Настроение, уверенность учителя на уроке

17.Принятие учителя как партнера

18.Продуктивность (эффективность) урока

18.Умение продвигаться к цели, планировать свою учебную деятельность

Заключение.

Таким образом, современный урок будет результативным, если:

  1. На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.

  2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся и их мотивацию к учебной деятельности.

  3. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  4. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.

  5. Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.'

  6. Учитель обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.

  7. Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие успехи.

  8. На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками.

• Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя,, которое позволяет ему либо давать традиционный урок, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать современный урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Литература

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. / Под ред. Асмолова А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя,- (Стандарты второго поколения), - М.: Просвещение, 2010

  2. Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку. - Ижевск: Удмуртский университет. 2000

3. Ольшевская М.В. Деятельностный подход в коммуникативно-ориентированном обучении иностранному языку, Минск, 2010

4. ПолатЕ.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. М.: Иностранные языки в школе, 2000, № 2. •

5.Штарина А.Г. -Английский язык. Компетентностный подход в преподавании. Издательство «Учитель», Волгоград, 2011.


© 2010-2022