«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»





«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В УСЛОВИЯХ ФГОС»




ИТОГОВАЯ РАБОТА


по программе курсов повышения квалификации

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

(Инвариантный блок, 72 часа)



Слушатель ________________ Г. В. Хлопкова

(подпись, дата)

Руководитель ________________ В. И. Юдин

(подпись, дата)

Самара 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

  1. Игровые технологии как условие создания мотивационной основы обучения иностранному языку

4

  1. Урок английского языка в рамках ФГОС

7

  1. Особенности применения технологии игрового обучения на уроках английского языка в условиях ФГОС

14

Заключение

20

Список использованных источников

21

Приложения

22






ВВЕДЕНИЕ

Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению английского языка.

В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.

Причина столь повышенного в настоящее время интереса к различного рода играм - это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. В этом и заключается актуальность данной работы.

Цель работы - показать особенности применения технологии игрового обучения на уроках английского языка.

Задачи работы:

  • изучить особенности технологии игрового обучения;

  • разобрать специфику преподавания предмета «Английский язык»;

  • познакомиться с требованиями ФГОС к обучению английскому языку;

  • показать применение игровой технологии при обучении различным видам речевой деятельности.



1. Игровые технологии как условие создания мотивационной основы обучения иностранному языку

Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку как средству международного общения. Он уже признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а появление компьютеров поставило использование английского языка в особое положение по сравнению с другими.

В настоящее время учителя не могут пожаловаться на отсутствие интереса у детей к изучению английского языка. И непосредственная задача состоит в том, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым.

Учитывая психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления младших школьников, в учебном процессе большое место отводится игровым формам работы. Конечно, игра - это мощный стимул к овладению языком. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра - это всегда эмоции, а там где внимание и воображение, там работает мышление.

Повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности - один из актуальных вопросов дидактики. Реальным способом поддержания познавательных мотивов является «включение деятельности по овладению иностранным языком в деятельность, имеющую для учащихся определенной личностный смысл (игра, общение, труд, познание)».
Мотивация определяет значимость того, что познается и усваивается обучающимися, их отношение к учебной деятельности и ее результатам.

Особенность иностранного языка как предмета заключается в том, что учебная деятельность подразумевает иноязычную речевую деятельность, то есть деятельность общения, в процессе которой формируются, помимо знаний, иноязычные речевые умения.

Познавательные мотивы обучающихся, содержащиеся в самой учебной деятельности, придают этой деятельности личностный смысл. Источником познавательных мотивов является осознанная познавательная потребность обучающихся. Реальные потребности изучающих иностранный язык связаны с желанием общаться на этом языке, выражать свое мнение, пользоваться языком устно и письменно, владеть им. Последнее приводит к необходимости продуманного подбора средств и приемов обучения иноязычной речевой деятельности для поддержания мотивации. В этой связи использование игровых приемов обучения иноязычному общению приобретает особую значимость.

Привлечение игры как приема обучения есть действенный инструмент управления учебной деятельностью (деятельностью по овладению иноязычным общением), активизирующий мыслительную деятельность обучающихся, позволяющий сделать учебный процесс захватывающим и интересным.

Игра - мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться.

Игра на уроке способствует выполнению важных методических задач:

  • Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

  • Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

  • Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта;

В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, кто не имеет достаточно прочных знаний в языке. Боле того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения. В игре все «понарошку», есть возможность спрятаться за маску кого-то другого, т.е. снять с себя ответственность за допущенные ошибки и представить ситуацию в свете того, что «я - это не я, а герой, которого я изображаю». В этом случае снимается часть психологического стресса при общении. Языковой материал усваивается незаметно, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения.

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

1. Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии внеучебных умений и навыков.

2. Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого общения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.

3. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а пророй и в сказочный мир.

4. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.

5. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.

6. Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности.

7. Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.

Игры на уроке иностранного языка могут быть очень полезны, но они должны учитывать целый ряд требований:

  • Быть экономными по времени и направленными на решение определенных учебных задач;

  • Быть «управляемыми»; не сбивать заданный ритм учебной работы на уроке и не допускать ситуации, когда игра выходит из-под контроля и срывает все занятие;

  • Снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;

  • Оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент;

  • Не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным;

Игра требует от каждого учащегося активности, включения в совместную деятельность. Участники должны получать удовлетворение от сознания того, что они в состоянии общаться на иностранном языке. При этом игра будет желанной и результативной, если ее будут ждать как отдыха и развлечения на фоне трудной и подчас напряженной работы. Следовательно, по времени она не должна занимать большую часть занятия.



2. Урок английского языка в рамках ФГОС

Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка также претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности.

Требования стандарта нового поколения

Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения английскому языку:

1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.

2. Развитие личности учащихся.

3. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:

1. Предметные результаты.

2. Личностные результаты, такие как:

- формирование мотивации изучения языка; формирование коммуникативной компетенции и общекультурной и этнической идентичности;

- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка и стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

- стремление к лучшему сознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;

- толерантное отношение к проявлениям иной культуры и готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

3. Метапредметные результаты включают в себя:

- развитие коммуникативной компетенции и исследовательских учебных действий;

- умение четко определять области знаемого и незнаемого;

- умение определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать действия, прогнозировать результаты, анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.

ФГОС второго поколения наряду с результатами учебного процесса предполагают также:

- социализацию;

- расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;

- освоение правил речевого поведения и лингвистических представлений, необходимых для овладения устной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

- формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором.

Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности. Поэтому появилась необходимость рассмотреть урок с позиции требований стандарта нового поколения. Тогда станет понятно, что нужно изменить в деятельности учителя и ученика при подготовке современного урока.

От традиционного к современному

Любой урок - имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Что означает - важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

И сегодня школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель уже не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.

Формирование универсальных учебных действий

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении «универсальные учебные действия» - саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком УУД - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения английскому языку следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

Таким образом, основная педагогическая задача учителя английского языка - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Но для этого учитель должен чётко знать: чему учить и как учить.

Требования к современного уроку в условиях стандарта второго поколения

Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло лишь смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Ведь ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

В связи с этим, можно определить следующие требования к современному уроку:

- четкое формулирование цели;

- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока;

- выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность,

- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

- создание условий успешного учения учащихся.

Как подготовить современный урок

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.

Выделяются следующие пять типов уроков:

  1. уроки изучения нового учебного материала;

  2. уроки совершенствования знаний, умений и навыков;

  3. уроки обобщения и систематизации;

  4. комбинированные уроки;

  5. уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Моделируя урок, современному учителю следует придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

Рождение любого урока нужно начинать с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов.

  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

Современный урок сегодня также невозможно построить без использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. При использовании современных технологий у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Так, можно предложить ребятам использовать листочки разного цвета («зеленый» - у меня все получилось; «желтый» - у меня получилось выполнить задание, но с ошибками; «красный» - SOS, я не смог выполнить задание). Показ листочка сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет выбран. Учащиеся размещают выбранные листочки на доске при помощи магнитов, и, таким образом, строят так называемое дерево успеха, которое наглядно демонстрирует уровень личных достижений. При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на английский). В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.

  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

  • Продумать форму подведения итогов урока.

Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Этот этап на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке.

Таким образом, современный урок будет результативным, если

  1. На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.

  2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся и их мотивацию к учебной деятельности.

  3. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  4. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.

  5. Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.

  6. Учитель обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.

  7. Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие успехи.

  8. На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками.

«Высшим пилотажем» в проведении урока и идеальным воплощением новых стандартов на практике будет урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать традиционный урок, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать современный урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.






3. Особенности применения технологии игрового обучения на уроках английского языка

В игре есть таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность учащегося, что толкает его на поиск ответа.

Нет такого ребёнка, который пришёл бы на свой первый урок английского языка без тайной мечты «научиться красиво говорить, как этот наш новый учитель». Но, тем не менее, перед педагогами часто встаёт проблема пробуждения у детей активности на уроке, повышения мотивации к предмету. Если в начальной школе сама методика предполагает проведения «уроков - праздников», то в подростковом возрасте выбор увлекательных приёмов обучения становится более сложным. Часто возникают ситуации, когда традиционные формы работы не способствуют включению учащихся в деятельность на уроке и возникновению у них познавательного интереса.

Решением данной задачи, по нашему мнению является применение игрового метода на уроках английского языка.

По мнению А.В. Конышевой, он делает учебный процесс более содержательным и более качественным, так как:

  • игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;

  • обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящей характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90 % информации;

  • игра - свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;

  • игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;

  • в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;

  • обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;

  • состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках иностранного языка и усиливает желание изучать предмет;

  • в игре всегда есть некое таинство, неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа

Игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Ученики, естественно, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего, - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и иностранного языка. Но значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения; ученик может уже говорить наравне со всеми.

Игра важна для развития личности также и потому, что в ходе её развития на уроке создается ситуация переживания, когда ученик, вовлеченный в соревнование, очень хочет помочь своей команде, старается найти верный ответ, проявляет активность. Как показывает опыт, подобные ситуации позволяют проявить себя не только сильным, но и слабым ученикам. Весьма часто учащиеся, не отличающиеся хорошей успеваемостью, могут показать здесь себя совершенно с другой стороны и стать активными участниками игры, способствовать победе своей команды. Использование игр с этой точки зрения может стать важным фактором успешности для слабых детей, пробудить у них интерес к предмету, стать основой для их последующих успехов в его изучении.

В играх учащиеся достигают целей различных уровней:

На первом уровне происходит удовлетворение от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

На втором уровне достигается функциональная цель, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжетов, ролей.

На третьем уровне учащиеся достигают педагогическую цель, решая игровые задачи. Именно на этом уровне происходит усвоение новых слов иностранного языка, использование лексики в речи.

Решая игровые задачи, учащиеся достигают педагогическую цель, которую часто не осознают.

Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Но все зависит от конкретных условий работы учителя, его темперамента и творческих способностей. Здесь следует отметить, что при всей привлекательности и эффективности игрового метода необходимо соблюдать чувство меры, иначе игры утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Успех использования игр зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками этого процесса. Доверительность и непринужденность общения учителя с учащимися, возникающие благодаря общей игровой атмосфере, располагает школьников к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций, так как урок иностранного языка - это не только игра. Опыт убеждает, что использование игрового метода обучения способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. Игра несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим и коллективным. Ведь цель игрового метода обучения - способствовать развитию речевых навыков и умений. Возможность проявлять самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков - характерные качества речевого умения - могут быть проявлены во время проведения игр.

Помимо определения места игры в рамках урока важно учитывать возрастные особенности детей. Для учащихся начальной и средней школы свойственны различные интересы в области игр. Младшие школьники предпочитают играть с мячом, игрушками, картинками, любят загадывать и отгадывать слова, петь песни и т.д. Впрочем, и на данном возрастном этапе целесообразно вводить игры-упражнения (викторины, кроссворды), игры с элементами драматизации (разыгрывание сценок, сказок), командные игры. Старшим школьникам более интересны игры-соревнования, викторины, ролевые игры, групповые формы работы. Их привлекает возможность показать свои способности и возможности, проявить лидерские качества, выразить свою собственную точку зрения. Как показывает опыт, игра становится более интересной в том случае, если учитель задействует материал, выходящий за рамки учебника, привлекает междисциплинарные связи.

Существует несколько групп игр, каждая из них служит определенной цели, имеет собственную специфику. Некоторые группы игр могут использоваться на уроке иностранного языка.

1 группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.

2 группа - творческие игры, сюжетно-ролевые игры. Применяются на уроках иностранного языка. Данные игры делятся на ролевые и симуляции (воображаемые ситуации). Первые считают низшим, а вторые - высшим уровнем этого вида учебной деятельности. В ролевой игре о каждой роли дается четкая информация и определенная ролевая позиция, а в симуляции дается задача, которую необходимо решить, что напоминает опыт из собственной жизни. Ситуация может быть и не совсем реальной, однако передается не ролевое, а собственное отношение к проблеме. Этот вид игровой деятельности особенно эффективен на продвинутой стадии обучения иностранному языку, так как предполагает спонтанные высказывания в рамках воображаемой ситуации.

3 группа - интеллектуальные игры. Активизируют познавательную деятельность школьника, имеют проблемный характер решения задач. Могут применяться на уроках иностранного языка.

4 группа - технические, конструкторские игры.

5 группа - дидактические игры. Игры с готовыми правилами, которые служат для решения учебных задач. В эту группу входят собственно лингвистические игры, в которые играют на уроках иностранного языка. Лингвистические игры по количеству участников подразделяются на индивидуальные, парные и групповые. При этом к индивидуальным относят кроссворды, анаграммы, а к парным и групповым - игры типа бинго, совмещение аналогичных картинок и их нахождение с помощью вопросов, заполнение плана квартиры, диктант «в картинках».

На уроке иностранного языка можно использовать игровые элементы («warming-up activity» через создание проблемных воображаемых ситуаций, работа с игровыми упражнениями для повторения лексики по теме и другие). Весь урок может быть представлен в виде игры (проведение ролевой, интеллектуальной игры по теме, проведение игры на материале по страноведению и другие).

Для создания игровых ситуаций широко используют рисунки, описание ситуаций, инструкции, ТСО, тексты художественных произведений.

Игра « Pictures».

После изучения темы «Colors» и «Count» можно предложить детям следующее игровое упражнение «Pictures» .

Каждому ребенку распечатка картинки с заданием - прочитать правильно цвета в рамочках, раскрасить рамочки в соответствии с написанным в них цветом. После этого, прочитать примеры по-английски, например: «one plus two is three» и в зависимости от полученной цифры раскрасить картинку цветными карандашами.

Игра « Animals».

Эта игра может быть использована как для обработки лексики по теме «Body parts» и «Animals» ,так и для повторения possessive form и глагола «look like».

На доске учитель пишет названия животных следующим образом:

MON-KEY, LI-ON, E-LE-PHANT, TI-GER, ZEB-RA, CRO-CO-DILE

и раздаёт учащимся распечатки. Дети разрезают распечатку по горизонтали и вертикали. Учитель даёт задание: Make your own funny animal. For example,

look at my animal E-LI-GER-PHANT.

Дети создают своих животных и дают им имена , которые вслух говорят учителю. Учитель записывает все имена на доске. На следующем этапе, учитель вызывает двух учеников с заданием одному из них собрать новое животное, дать ему имя и попросить другого ученика собрать такое же животное. Партнёр должен быстро собрать нужное животное. Например: один ребёнок собрал ZEB-KEY-DILE. Другой ребёнок должен найти нужные части картинок, выбрав голову зебры туловище обезьяны и ноги

крокодила и рассказать:

It has got a zebra's head.

It has got a monkey's body.

It has got a crocodile's legs.

Можно предложить детям другой вариант игры.

Учащиеся собирают своих животных и описывают их внешний вид, перепутав порядок, например ученик говорит:'My animal looks like a monkey, an elephant and a lion'.

Его соседи должны догадаться от какого животного какая часть тела:

Has it got a monkey's head?-Yes, it has.

Has it got a lion's body?-No, it hasn't.

Можно повторить цвета, если перед игрой заранее попросить детей раскрасить животных.

«Has it got brown ears?-Yes, it has.

«Has it got a grey tail?-Yes, it has.

Выигрывает тот, кто правильно соберёт животное.

Игра «Who is who?» и «Where is he now?» аналогичны по проведению, это игры типа «Морского боя», который так любят дети. Эти игры направлены на тренировку форм глагола «to be» в Present Indefinite.Игра « Who is who?» также знакомит детей с новыми лексическими единицами-национальностями, а игра «Where is he now?»- с предлогами места и тренирует в их употреблении.

«Часики»

Дети вместе с учителем садятся в круг, таким образом, они образуют циферблат. Учитель занимает позицию цифры «12». Затем учитель начинает передавать мяч по кругу по часовой стрелке, рядом сидящему ученику, а он в свою очередь своему соседу. Итак, мяч передаётся по кругу. Учитель задаёт вопрос: "What's the time?". Ученик, у которого оказался мяч отвечает: «It's 4 o'clock". Дети по хлопку учителя меняются местами.

«У кого предмет»

Все игроки кроме водящего выстраиваются в круг. Они стоят лицом к водящему, который находится в середине круга.

Играющие держат руки за спиной. Учитель даёт одному из учащихся ластик, и дети передают его из рук в руки. По команде учителя дети начинают передавать ластик друг другу до тех пор пока учитель не скажет «Стоп». Ластик остаётся в руке одного из игроков. Водящий задаёт вопрос: "Have you got the rubber?" Ученик, к которому обратился водящий, показывая руки, отвечает: «Yes, I have / No, I haven't. Если водящий угадал, тогда водящим становится ученик, у которого в руке ластик.

Структуры "I can.. / I can't.."

Учащиеся становятся по кругу. В данной игре используется мячик. В середине круга находится ведущий. Ведущий бросает мяч участникам игры со словами "I can… I can't…"

Ученик, которому брошен мяч, должен поймать и произнести глагол.

«Отгадай моё слово»

Учитель ставит на стол коробку. В данной коробке лежат картинки с изображением различных действий. Учитель вызывает к своему столу ученика и просит его достать картинку, посмотреть на неё, не показывая её всему классу, а потом изобразить движениями действие на картинке.

Ученик показывает глагол движениями. Дети угадывают глагол.

Игра «Спаси Винни-Пуха от пчёл!». На доске - рисунок с изображением Винни-Пуха, летящего на шарике. Рядом изображены пчёлы, каждая из которых пронумерована в произвольном порядке. Чтобы «спасти» Винни-Пуха от пчёл, участникам команд нужно «выстрелить» в них - то есть назвать правильный номер каждой пчелы. Кто называет больше правильных номеров, тот «спасает» Винни-Пуха


Заключение

Очевидно, что одна из важных проблем, существующих в методике обучения иностранным языкам - это проблема организации обучения с использованием игровой методики. Использование игры на уроках иностранного языка имеет значение для приобретения новых представлений или формирования новых умений и навыков. Игра имеет большое значение для развития мотивационно-потребностной сферы учащегося.

Таким образом, педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения. Использование различных игровых приемов на уроке также способствует формированию дружного коллектива в классе, так как каждый ученик в игре имеет возможность взглянуть на себя и своих товарищей со стороны. Для учителя же главное помнить, что игра - лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока.




















Список использованных источников

Литература:

  1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева - М.: Просвещение

  2. Выгодский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка

  3. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез - М.: Издательский центр « Академия», 2005.

  4. Жукова, И. В. Дидактические игры на уроках английского языка / И. В. Жукова // Первое сентября. Английский язык, 2006.

  5. Конышева А.В. Игра в обучении иностранному языку: теория и практика. - Минск, 2008

  6. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1985.

  7. Соловова, Е. В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. В. Соловова - М.: Просвещение, 2005.

  8. Степанова, Е. Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е. Л. Степанова // ИЯШ. - 2004.

  9. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин - М.: Просвещение, 1984.

  10. Хайдаров, Ж. С., Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии / В. М. Филатов, П. И. Пидкасистый - М., 1996.

  11. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1987.

Интернет-ресурсы

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: fgos.isiorao.ru/

  2. Основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: интернет-конференция [Электронный ресурс]. URL: omskedu.ru/conferens/

  3. ФГОС второго поколения // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества [Электронный ресурс]. URL: openclass.ru/blogs/61808

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: standart.edu.ru

Приложение

Методическая разработка урока английского языка с применением игровых технологий (5класс)

Тема «Our school life»

Данный урок разработан в соответствии с требованиями Нового образовательного стандарта. В ходе урока формируются все виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Ключевую роль в их формировании играет создание учебного материала, используемого на уроке.

По типу урок является уроком обобщения и систематизации предметных знаний. Он включает в себя 9 этапов, которые ведут к достижению основной цели урока.

1 этап. Организационный момент, целью которого является введение обучающихся в атмосферу иноязычного общения, сообщения темы урока (установка).

2 этап. Речевая зарядка - подготовка обучающихся к общению на иностранном языке.

3 этап. Активизация изученного лексического материала.

4 этап. Динамическая пауза-снятие напряжения, релаксация.

5 этап. Активизация изученного грамматического материала.

6. этап. Совершенствование диалогической речи

7 этап. Совершенствование монологической речи (проектная деятельность)

8. этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке - подведение итогов урока, оценивание работы учащихся, награждение победителей

9 этап. Инструктаж по домашнему заданию.

Технологическая карта урока.

Тема

"Our school life".

Цель

Систематизировать и обобщить знания, формировать общие учебные умения в условиях решения учебных задач с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов средних школьников.

Задачи

Образовательные:

1.Активизировать лексику по теме «Our school life»

2. Активизировать грамматический материал по теме «Настоящее, прошедшее, будущее времена глаголов англ. языка»

3. Развитие навыков диалогической речи

4. Развитие навыков монологической речи

5. Развитие навыков письменной речи

Развивающие:

1. Развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью обучающихся. Развитие памяти, мышления, внимания.

2.Развитие умения переносить сформированные навыки в новую ситуацию.

Воспитательные:

1. Формирование толерантного отношения к представителям англоговорящих стран.

2. Формирование потребности пользования английским языком как средством общения.

3. Прививать навыки умения работать в команде

4. Укреплять чувство дружбы.

УУД

Личностные УУД:

Формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»

Регулятивные УУД:

Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Коммуникативные УУД:

Работа в группе в соответствии с нормами общения, взаимопонимания, правилами поведения и этикета.

Познавательные УУД:

Обучающиеся выделяют необходимую информацию; осознанно строят речевое высказывание в устной форме; находят ответы на вопросы; делают выводы в результате совместной работы группы, класса и учителя; овладевают при поддержке учителя учебно-организационными, учебно-информационными и учебно-коммуникативными умениями.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать:

Употребление настоящего, прошедшего и будущего времени

Уметь:

Разыгрывать диалог по ролям с опорой на образец

Рассказывать о любимом школьном предмете, объясняя свой выбор, о школьной жизни

Употреблять новую лексику по теме «Our school life»

Личностные:

Осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка.

Метапредметные :

Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение.

Оборудование

доска, магнитофон, раздаточный материал

Формы работы

индивидуальна, групповая

Форма урока

игра-соревнование





Ход урока

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Организационный этап

Мотивирование к учебной деятельности

-Good morning, children.

Приветствие:

It's time to say "Hello!" -

It's time to say "Hello!" -

It's time to say "Hello!" -

And start our lesson.

Sit down, please.

Установка: Today we are going to finish topic «Our school life». I would like to check your knowledge. We are going to work in teams, doing different tasks. There are 3 teams today, let's start our competition!

We are in a "Magic School" today, where there is a "magic timetable" (only one lesson a day). Учитель обращает внимание учащихся на доску, где оформлено «волшебное расписание уроков», таблица, которая будет служить для отражения и подсчета результатов соревнования (оформление доски - приложение 1)

-Good morning, teacher.

"Hello!"

"Hello!"

"Hello!"

2мин

2

Речевая разминка

Task 1

Игра «Аукцион», тема «Школьные предметы», команды по очереди называют школьные предметы, выигрывает та команда (получает «5» в своем учебном расписании на доске), которая называет школьный предмет последней

Установка: one by one name the school subjects, the last one will be the winner and get "5"

Команды по очереди перечисляют

школьные предметы

3мин

3

Активизация изученного лексического материала

Task2

Фонетическое задание на знание транскрипционных значков, выдается на карточках, надо вписать пропущенные звуки и прочитать правильно слова

Установка: write the missing sounds, read the words (приложение 2)

Task 3

Задание на знание лексического материала, составить слова по теме из предложенных букв

Установка: make up the words, these things you use at school (приложение 3)

Task 4

Задание на знание лексического материала, решить кроссворд

Установка:solve the crossword and you'll know what pupils like most of all (приложение 4)

Команды выполняют задание на карточке, «5» получает команда, выполнившая задание без ошибок и быстрее всех

Команды выполняют задание на карточках

Команды разгадывают кроссворд, находят ключевое слово

3мин

3мин

5мин

4

Динамическая пауза

-Установка: sing a song "At our school" (приложение 5) команды поют по куплету, припев поет весь класс вместе

-Игра «Крокодил» показать при помощи жестов и мимики заданное слово

Установка: show the word without using a word (приложение 6)

Pupils sing a song "At our school"

Участник каждой команды показывает заданное слово (по 2 слова для каждой команды) своей команде, задача которой слово отгадать и верно назвать его по-английски

2 мин

5мин

5

Активизация изученного грамматического материала

Task 5

Задание на знание грамматического материала, выбрать правильный вариант ответа

Установка:choose the correct answers (приложение 7)

Учащиеся выполняют грамматическое задание

6мин

6

Совершенствование диалогической речи

Task 6

Задание на развитие диалогической речи, составить интервью, используя предложенные вопросы

Установка:we have a guest today, he/she is a correspondent of our school paper, answer the questions, please (приложение 8)

Два ученика каждой группы составляют и представляют интервью с опорой на схему (пока учащиеся составляют диалог-интервью остальная группа выбирает лучший проект)

5 мин

7

Проектная деятельность

Task 7

Задание выполнялось учащимися дома по определенной схеме на тему «My school life», в каждой группе выбирается лучший проект (грамотный и красочно оформленный) и представляется перед всем классом одним из учеников (схема проекта приложение 9)

Установка: represent your project, please

-

Ученик от каждой команды представляет проект

5мин

8

Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Our competition is over, do you like it? Let's look at our timetable and see who is the winner today (команда получившая больше «5» выигрывает)

Награждение команды-победителя

Рефлексия.

А теперь ребята, я хочу посмотреть, как вы оцениваете свою работу на уроке. Выберете в каждой команде одного, самого активного и результативного ученика.

Установка: who is the best pupil in your team?

We think …. ….is the best pupil in our team (награждаются лучшие ученики каждой команды)

5 мин

9

Инструктаж

по домашнему

заданию

- Now, open your diaries and write down your home work. You homework is - repeat the words of the topic " Our School life"

Our lesson is over. Good bye, children

Good bye, teacher.

1мин





Приложение 1

Оформление доски

Timetable

Team

Lesson

1

2

3

1.Monday

A Phonetic lesson

2.Tuesday

A Lexical lesson

3. Wednesday

A Musical lesson

4. Thursday

A Grammar lesson

5.Friday

A Drama lesson

6.Saturday

A Creative lesson

Score

Приложение 2 (Task2)

Put the missing sounds, read the words:

1, [ ni__neim]

2. [ t__mteibl]

3. [h__lidei]

4. [s__bdзikt]

5 [ju:nif__m]

Приложение 3 (Task3)

Make up the words (the things you use at school):

ulrer

ainpst

tcmouper

beburr

oobkextt

Приложение 4 (Task4)

Solve the crossword and find the key word:

Школа

Школьная форма

Класс, урок

Карандаш

Парта

Расписание уроков

1

S

c

h

o

o

l

2

u

n

i

f

o

r

m

3

c

l

a

s

s

4

p

e

n

c

i

l

5

d

e

s

k


6

t

i

m

e

t

a

b

l

e

7

c

i

t

y


8

u

s

s

i

a

n

Город (большой)

Русский язык (школьный предмет)

Приложение 5 (песня)

At our school

In the playground

We have lots of fun

We play, we talk,

We jump, we run.

At our school,

At our school,

At our school.

On the sports field

We do P.E.

We play sports together

You and me

At our school,

At our school,

At our school.

3.In the art room

We paint and draw,

We put our pictures

On the walls.

At our school,

At our school,

At our school.

4.In the computer room

We look and hear,

We put the headphones

On our ears.

At our school,

At our school,

At our school.

Приложение 6 (игра «Крокодил»)

Teacher

Break

Computer

Sharpener

Ruler

Приложение 7 (Task5)

Choose the correct answer:

Last September my mother and I ………..to the sea.

went b) go c) will go

Sam ………football with his friends tomorrow.

plays b) played c) will play

I …….a pupil of the fifth form.

am b) is c) do

My sister often ………… books in the evening.

read b)reads c) will read

We ……………..not at school yesterday.

Are b) was c) were

Приложение 8 (Task6)

Take an interview, use these questions:

1.Hello! What is your name?

-Hello! My name is…….

2. Where are you from?

- I am……

3. How old are you?

-I am…..

4. Are you in the fifth form?

-……….

5. What subjects do you study at school?

-We study……..

6. What is your favorite subject? Why?

-My favorite subject is……. because I like to……..

Приложение 9 (Task7)

Схема проекта «My school life»:

1. Do you like to go to school? Why?

2. Your favorite subject at school.

3. The things you want to be changed.



© 2010-2022