Статья на тему Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении французскому языку

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Метод проектов может позволить решать дидактические задачи и соответственно пр...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении французскому языку

Автор: Баранова Людмила Валентиновна, учитель французского языка

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.

Метод проектов привлёк внимание русских педагогов (С.Т. Шацкого) ещё в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов (Дж. Дьюи , В.Х. Килпатриком). При советской власти в 1931 году постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осуждён, и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практике. Правда, элементы этого метода использовались многими педагогами: выпуск стенгазет, бюллетене, подготовка сообщений и рефератов на различные темы.

Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Метод проектов может позволить решать дидактические задачи и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором действительно решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. В основе проектов лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных связей, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.

К интеллектуальным можно отнести умение работать с информацией, с текстом, делать обобщения, анализ, выводы и т.п. К творческим умениям психологи относят прежде всего умение генерировать идеи, затем умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям относятся умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения находить компромисс, лаконично излагать свою мысль.

Содержание любого метода раскрывается через его принципы. К основополагающим принципам метода проектов, применительно к методике обучения иностранного языка, относятся:

  • связь идеи проекта с реальной жизнью;

  • интерес к выполнению проекта со стороны всех участников;

  • ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя;

  • самоорганизация и ответственность участников проекта;

  • нацеленность на создание конкретного продукта;

  • монопредметный и межпредметный характер проектов;

  • временная и структурная завершенность проекта.

Этапы разработки структуры проекта:

  • представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

  • выдвижение гипотез решения проблемы, обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

  • обсуждение методов проверки гипотез в группах, возможных источников информации;

  • работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

  • оформление проекта;

  • защита проекта (гипотез решения проблем);

  • выявление новых проблем.

Практические рекомендации учителю:

  • не следует опасаться "рабочего" шума в процессе работы над проектом;

  • не стоит избегать русского языка при обсуждении учащимися их работы, поскольку окончательный вариант готовится ими на иностранном языке;

  • категорически запрещается выполнять работу за учащихся и брать инициативу в свои руки;

  • при оценке проекта обратите внимание не только на правильное использование языка, но и на степень творчества и оригинальности учащихся при выполнении проекта.

Практическое применение метода проектов на уроках французского языка
Тема « Охрана окружающей среды»

Цели:

  • развитие коммуникативных умений и навыков учащихся;

  • использование изучаемого материала для решения практических задач.

Задачи:

  • привлечение внимания к значимости экологических проблем и необходимости их совместного решения;

  • развитие самостоятельности и творческой активности учащихся;

  • развитие у учащихся умения анализировать, обсуждать, планировать, конспектировать и опубликовывать результаты;

  • развитие умения самостоятельной работы со справочной литературой;

  • развитие у учащихся умения работать в коллективе;

  • развитие умения оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей;

  • развитие любви к природе и окружающему миру.

Ожидаемый результат:

  • достижение понимания учащимися важности исследуемой проблемы защиты окружающей среды и необходимости участия каждого в решении этой проблемы;

  • разработка программы действий "Что каждый из нас может и должен сделать для защиты окружающей среды?"

1.Организационный этап

На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, но также необходимо:

  • разумно определить временные рамки (здесь надо учесть, что школьники очень загружены в школе и быстро утомляются);

  • продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;

  • выбрать оптимальную форму презентации результатов;

  • составить и обсудить примерный план работы.

Учитель объявляет тему и вводит ребят в проблему защиты окружающей среды. Проводиться вступительная беседа "Les problèmes concernant la protection de la nature et de l'environnement». Затем предлагаются темы проектов:

1. La Terre en danger!

2. Attention ... pollution, poison!

3. La mort des animaux et des plantes.

4. Il y a les trous constatés dans la couche d'ozone.

5. La forêt c'est la poumon de la planète!

6. La voiture éléctrique est-elle pour demain?

Класс делится на группы с учетом психологической совместимости учащихся, разного уровня владения языком. Выбирается руководитель группы для контроля деятельности членов группы и оказания помощи в ходе осуществления проекта. Ребята выбирают тему для выступления на заключительной конференции и выдвигают идеи по поводу того, что можно сделать по данному проекту с обоснованием целесообразности и значимости данного вида работы. Затем учитель показывает, какие виды деятельности можно применить в работе над проектом:

  • Собрать пословицы о природе и оформить иллюстрированный альбом.

  • Составить ребусы, кроссворды по теме.

  • Провести анкету: "Что можно сделать из использованных материалов?"

  • Составить тематический словарь.

  • Участвовать в конкурсе плакатов.

  • Собрать материал по важным проблемам экологии, составить сборник текстов на французском языке по данной теме.

  • Оформить собранный материал в графиках, таблицах, картинках.

  • Подготовить материал для выступления на конференции.

  • Подготовить фотоматериалы.

  • Подготовить компьютерную презентацию по проблеме.

Каждая группа составляет свой план работы. Роль учителя на данном этапе: наблюдает, направляет, консультирует, координирует деятельность учащихся.

2. Выполнение проекта

Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом - это сбор информации - обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.

Именно здесь происходит основная работа учителя со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед французским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы французского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося. Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса.

На данном этапе происходит предъявление и закрепление коммуникативных речевых клише для ведения дискуссии.

  • A mon avis ...

  • Je crois que ...

  • Je ne pense pas que ...

  • Je suis d'accord avec ...

  • Je ne suis pas d'accord tout à fait avec vous ...

  • Vous avez raison , mais ...

  • On peut dire que , je n'en pense pas ...

  • Je ne sais pas si c'est vrai, mais ...

Листок с речевыми клише раздается каждому ученику.

Ученики приступают к выполнению проекта. Ведется поиск и сбор необходимой информации: вырезки из журналов и газет, фотографии, таблицы, диаграммы, тексты. Используются Интернет, экскурсии по городу, библиотеки школы и города, телевизионные передачи. Затем в группах происходит обсуждение собранной информации, комбинирование ее и составление доклада для конференции, а также оформление собранной информации.

Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий французско-русских и русско-французских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

3.Презентация

Представление конечных результатов деятельности учащихся. Презентация проекта всей группе. Конференция "En accord avec la nature".

Представители каждой группы выступают с подготовленным докладом по одной из проблем. Участники конференции задают уточняющие вопросы, могут добавить дополнительную информацию по теме выступления, обсуждают, что уже делается для решения данной проблемы, что еще нужно сделать, и что могут сделать сами школьники. Роль учителя: поддерживать и стимулировать активность учащихся на конференции.

Экспертная комиссия, состоящая из учителя и учащихся старших классов, оценивает выступления по следующим параметрам:

  • качество представленного материала;

  • построение доклада;

  • полнота раскрытия темы;

  • аргументированность;

  • наглядный материал;

  • глубина знаний по теме;

  • культура речи (поощряется использование речевых клише и оценочных реплик при высказывании своего мнения);

  • ответы на вопросы.

В результате работы конференции вырабатывается единая программа действий "Что школьники могут сделать для защиты окружающей среды в микрорайоне, городе, в местах проведения летнего отдыха".

4.Практическое использование результатов проекта. Связь с реальной жизнью.

Выступление с докладами в других классах, изучающих французский язык.

Выставка плакатов с целью привлечения внимания учащихся школы к экологическим проблемам.

В составе летней трудовой бригады ребята будут участвовать в озеленении пришкольного участка, сажать деревья, цветы на клумбах, в субботниках по уборке территории.

Ребята предполагают также использовать богатый собранный материал для создания наглядных учебных пособий по данной теме.

Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект - это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

Литература:

  1. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.

  2. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе.-2003.-№5

  3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностр. языки в школе. - 2000.- №2.

  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2004. - 280 с.




7


© 2010-2022