- Преподавателю
- Иностранные языки
- Обобщение педагогического опыта на тему Игровые технологии
Обобщение педагогического опыта на тему Игровые технологии
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зотова О.А. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование игровых технологий на уроке
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, монотонную деятельность по запоминанию, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и прочее.
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игровые технологии как вид педагогических технологий.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Педагогические технологии по преобладающему методу различаются на:
1. Игровые.
2. Догматические, репродуктивные.
3. Объяснительно-иллюстративные.
4. Развивающие.
5. Проблемные, поисковые.
6. Программированные.
7. Диалогические.
8. Творческие
9. Саморазвивающие.
10. Информационные (компьютерные).
В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
- развлекательную (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;
- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Значение игры в обучении.
Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность игры педагогической в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игра посильна практически каждому ученику. Случается так, что слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: сообразительность и находчивость здесь оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения.
Игровые технологии всегда приносят радость и учителю, и детям. Для меня -это одна из любимых педагогических технологий. И дети их ждут тоже.
1. Игра выступает главным и самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.
2. Игра для детей есть самая свободная форма их деятельности, с помощью которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
3. Игра - первая ступень деятельности ребенка, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.
4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
5. Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
6. Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
Игры на уроке иностранного языка должны быть очень полезны, организовать их и просто, и сложно, мы должны учитывать целый ряд требований:
- быть экономными по времени и направленными на решение определенных учебных задач;
- быть «управляемыми»-тигра не должна выходить из-под контроля учителя;
- снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;
- не оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент;
- не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным.
Игровые технологии - это педтехнологии, которые относятся к здоровьесберегающим. Известно, что одним из условий здоровья ребенка является успешность его деятельности. Основная деятельность детей в школе - учение. Именно успешность в учении способствует благополучному самочувствию ребенка в школе, а это достигается через создание для каждого возможности развиваться соответственно своим индивидуальным особенностям.
Часто на уроках учащиеся играют роль учителя на разных этапах урока. Например:
- загадываю слово по заданной теме, тот кто отгадал, встаёт на моё место и ведет дальше это упражнение;
- дают друг другу команды по выполнению различных действий на уроке: «Open\ close your books!", "Stand up\ sit down!", "Come to me!", "Clean the blackboard!" и т.д.
- рассказывают друг другу стихи и сами оценивают их;
- сами по очереди начинают и заканчивают урок.
Если тема урока близки к жизненной реалии, то часто разыгрываем ситуации: продавец- покупатель; посетитель- официант; врач- больной и т.д.
При изучении темы «Глагол» всегда использую физкультминутку с выполнением движений: "Run, please", "Jump, please"
При изучении темы «Продукты питания» играем в игру «Съедобное\несъедобное».
При изучении темы «Школьные принадлежности» собираем свой или чужой портфель.
Уделяя особое внимание профилактике перегрузок и для снятия усталости детей, повышения их работоспособности на уроке, я включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.
Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
Видами релаксации могут быть физкультминутки, игровые паузы, пение, мультфильмы, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным.
Какие же приемы должен использовать учитель на уроке, чтобы сохранить и укрепить здоровье учащихся:
1.положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию успеха) ;
2.одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» ит. д.;
3.пальчиковая гимнастика (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи);
4.физкультминутка, динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики);
5.смена видов деятельности (разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д., направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости);
6.игра, игровые моменты (преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир);
7.оптимальный темп ведения урока;
подача материала наиболее доступным рациональным способом;
8.музыкальное сопровождение;
9.индивидуальный, групповой и парный методы обучения;
10.соблюдение гигиенических норм
Исходя из вышесказанного, можно подвести следующий итог, применяя на уроках эту технологию и разные методы и приёмы учащиеся начальной школы любят уроки иностранного языка, выполняют домашние задания и с радостью бегут на урок. Текущие, триместровые и годовые оценки этих учащихся в основном «хорошо» и «отлично».