ТРУДНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФЕОДОСИЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ №7

ФЕОДОСИЙСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА

АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ








Отчёт по теме самообразования:








«Трудности в преподавании английского языка»


















Учителя английского языка

Хлюбко Е.А.

I. Введение

О преимуществах и перспективах изучения английского языка написано много. Ключевой задачей в преподавании английского языка является доходчивое и понятное разъяснение материала школьникам, которые, преимущественно, ещё не обладают достаточной обрабатывающей способностью для усвоения сложных информационных нагрузок. Во многих случаях сложности в усвоении материала также обусловлены слабой способностью учащихся к запоминанию преподаваемого материала, в первую очередь нового лексического.

В этой связи, различного рода сложности преподавания и дальнейшие попытки усложнения учебного материала приводят к замедлению учебного процесса и последующей неспособности учащихся к проявлению соответствующих знаний при выпуске из школы, так и на промежуточных этапах обучения.

С точки зрения психологии известно, что многие дети, а также взрослые, в силу их высокой закомплексованности, в случае полного непонимания ими преподаваемого материала, стесняются задавать вопросы при так называемых посторонних лицах в лице их одноклассников. В виду этого, они вынуждены участвовать в пассивном учебном процессе, машинально записывая в тетрадь с трудом воспринимаемый, или невоспринимаемый вообще, материал. От этого страдает весь учебный процесс.

Методики, системы и процессы обучения английскому языку в школе должны быть значительно упрощены. То есть материал должен преподноситься доходчиво, доступно и понятно каждому школьнику. Грамматические основы должны разъясняться просто и наглядно, и в то же время вызывать естественный интерес к учёбе у самих учащихся.

Очевидно, что такой «интерес» может быть вызван простотой и доходчивостью преподавания, позволяющими учащимся планомерно усваивать материал и получать соответствующие знания.

II. Основная часть

Ученые привели немало аргументов в защиту современной методики, ориентированной на психологические и физиологичные особенности детей младшего школьного возраста. Большинство экспертов доказывают, когда ребенка знакомят со вторым языком в раннем возрасте, его шансы в изучении значительно выше. Дети лучше логически мыслят, их коммуникативные способности развиваются быстрее. Такие дети внимательнее.

Изучение иностранного языка развивает кругозор учеников. Однако утверждение "the earlier the better" не всегда отвечает действительности. Опыт работы учителей, опросы родителей свидетельствуют о трудностях, с которыми сталкиваются ученики, учители и родители во время ознакомления с языковым материалом.

Почему некоторые дети не хотят изучать язык? Что их сдерживает от активного участия в учебном процессе?

  • ощущение дискомфорта;

  • ощущение обескураженности;

  • давление учителя или одноклассников;

  • смущение от грамматических правил, которые непросто выучить и правильно употреблять;

  • виды деятельности, при которых необходимо внимании в течение длительного времени;

  • скука;

  • постоянные исправления и замечания;

  • отсутствие мотивации.

Кроме того детям, которые пропустили несколько занятий, очень тяжело, почти невозможно без помощи взрослого догнать одноклассников. Как правило, возникает пассивность и снижение заинтересованности.

На этом этапе ученики нуждаются в родительской помощи. Большинство взрослых пытается поддержать детей. Это свидетельствует об их заинтересованности. Именно родители помогают учителю объяснить ребенку важность иностранного языка в будущей жизни, мотивируют его учиться. Они помогают детям дома. Кто-то регулярно, кто-то периодически. Но со временем большинство родителей теряет интерес к выполнению домашних заданий. Они не знакомы с современной методикой, не понимают, что и как деть делают во время уроков, не представляют, какого результата они могут достичь. Использование ими неэффективных, устаревших, скучных методов приведет к снижению заинтересованности детей в изучении английского языка.

Учителям следует обеспечивать благоприятную атмосферу, которая зависит от настроения учителя, необходимые материалы, подходящую структуру занятия и практические возможности. Интерес является основной движущей силой познавательной деятельности. Основной принцип в процессе подготовки к уроку - заинтересовать учеников. Хочется, чтоб ученики сотрудничали, общались. Насколько хорошо учитель умеет общаться с детьми, настолько будет успешным процесс обучения и воспитания. На занятиях английского языка дети учатся культуре общения, узнают, как поздравить с днем рождения маму, друга; как купить игрушку, продукты; как правильно позвонить по телефону, как поздороваться со взрослыми и другом и т.п. Мне хочется, чтоб дети не только получили навыки английского языка, но и оставались чуткими, чувствительными, дружескими, искренними. Надеюсь, что уроки иностранного языка помогут их моральному развитию.

III. Практическая часть

III.1. Общие положения

Каждый ребенок имеет особенный способ усвоения знаний. Это комплекс разных индивидуальных факторов. Зная их, учителям и родителям будет намного легче учить учеников.

Как дети изучают иностранный язык:

  • создают ассоциации, изучая слова, структуры, фразы;

  • пытаются активно использовать выученный материал;

  • используют все свои ощущения, читая, наблюдая, общаясь;

  • ищут возможности демонстрировать свои знания;

  • исследуя, экспериментируя, допуская ошибки и исправляя их;

  • повторяя многократно одно и то же.

Одни дети оттают предпочтение рисункам и чтению слов, фраз, предложений (визуальное восприятие). Другим нравится слушать объяснение и читать вслух (восприятие на слух). Кое-кому нравится запоминать материал во время физической активности.

Имеются непоседливые коммуникативные ученики, которые учат язык быстро, потому что хотят продемонстрировать свои навыки и знания. Они не считаются с ошибками и радуются, что могут общаться, имея минимальный ресурс.

Кто-то наоборот: внимательно слушает, наблюдает, пытается осторожно и правильно воспроизвести выученный материал.

Многим детям нужно объяснять материал медленно, несколько раз. Они хотят логически объяснить правила. Таким ученикам нравится тот материал, который легко использовать в мире, где они живут.

Некоторые дети пытаются выучить что-то сами, опираясь на знакомые темы. Они задают много вопросов, зная на них ответы. Такие ученики любят рассказывать об усвоенный ими материале и желают, чтоб учитель или родители хвалили их.

Во время занятий с младшими учениками взрослые должны помнить о минутках отдыха. Дети не могут внимательно воспринимать информацию длительное время. Поэтому отдых на уроке должен быть активным, захватывающим и разнообразным.

Кто такие младшие ученики? Это дети первых, вторых, третьих и четвертых классов.

АКТИВНЫЕ - они любят двигаться как на месте, так и по комнате, не любят длительное время сидеть за партой.

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ - хотят коснуться, нажать, подержать.

МЕЧТАТЕЛИ - представляют себя взрослыми, животными, игрушками.

Перед планированием урока нужно помнить:

  • Дети не могут сидеть спокойно длительное время.

  • Дети учатся всем своим телом.

  • Дети учатся слушая, имитируя, часто повторяя.

  • Дети любят петь, перевоплощаться.

Чтоб урок был производительным:

  • Детям нужно и слышать английский язык, и разговаривать ею.

  • Изменяйте виды деятельности каждые 5-7 минут.

  • «Прокручивайте» слова несколько раз, чтоб дети запомнить их.

  • Организуйте работу так, чтобы атмосфера в классе была позитивной и дружелюбной.

  • Инструкции и команды должны звучать английской, но быть четкими и понятными.

  • Проводите игры, разыгрывайте пьесы, используйте небольшие рассказы и сказки.

  • Исправляйте ошибки, употребляя предложение без «не».

Поддерживайте интеллектуальный рост учеников:

  • Обеспечивая детей картинками и разными предметами по темам для развития умений и навыков.

  • Стимулируя учеников комментировать, что они делают.

  • Поддерживая учеников, даже если они допускают ошибки.

  • Развивая детское воображение, создавайте ситуации и выдумывайте истории вместе с ними.

  • Организуя работу разных по количеству детей групп.

  • Развивая догадку.

  • Развивая навыки сравнения и классификации (по размерам, высоте и тому подобное).

  • Используя детские навыки во время игры.

  • Драматизируя пьесы, стимулировать разговаривать английским языком.

  • Развивая навыки различения слов, опираясь на рифмовки, стихотворения и песни.

Одним из основных моментов урока является его начало.

"Warming Up" - это упражнения в начале занятия, которые проводят для того, чтобы организовать учеников для производительной работы. Это как разминка спортсмена перед соревнованиями. "Warming Up" должен пробудить внимание к уроку. Он продолжается 5-7 минут и должен быть активным и нравиться ученикам. Разминка должна опираться на выученный материал и касаться темы урока. По опыту можно сказать, что не все виды "Warming Up" нравятся детям. Ученики любят:

1. Подвижную поисковую деятельность - раздать детям рисунки предметов и цветов, времен года и явлений, начала и окончания слов, виды уроков и предметов, которые на них используются. Задание: найти пару, найти ошибку в описании, тексте на доске, вычеркнуть слово, которое является лишним в строке.

2. Интервью.

3. Творить. Задание: закончить предложение, рифмовку, диалог, рисунок, изменить внешность куклы, клоуна, разложить рисунки по темам, стать в алфавитном порядке (каждому перед этим раздать букву), описать рисунки, одноклассников, погоду, деятельность.

3. Песни и стихотворения.

Младшие ученики - это дети от 6 до 12 лет. Они очень разные.

Детям 6-7 лет нужно:

  • учиться работать вместе;

  • запоминать фразы, например 'thank you very much', 'have а nice day', 'piece of chalk', не анализируя их;

  • слушать;

  • иметь мотивацию для изучения языка;

  • учиться и развлекаться;

  • двигаться;

  • получать удовольствие от повторения;

  • учить песни и рифмовки.

Если дети изучают названия животных, они показывают, как животные двигаются, если предметы школьного употребления - показывают их, если явления природы - озвучивают. Готовятся для детей чистые листы бумаги, на которых одна группа рисует домашних животных, друга - диких, третья - игрушки и тому подобное. Это способствует повторению и развивает моторику. Во время работы с историями в рисунках детям дается возможность «оживлять» картинки.

Ученики 8-9 лет начинают:

  • анализировать язык и логически мыслить;

  • развивают навыки чтения и письма;

  • учатся высказывать свои мысли и описывать действия;

  • любят песни и рифмовки и выдумывают что-то свое;

  • создают мини-проекты, которые основываются на модели учителя (обязательно показать работы всему классу).

Школьники 10-12 лет:

  • относятся к обучению серьезнее;

  • в этом возрасте они намного внимательнее;

  • четко выделяют разные подходы и интересы к изучению иностранного языка;

  • любят игры.

Младшего школьника обычно отличают познавательная деятельность, интерес ко всему новому. Но удовлетворение его познавательных потребностей средствами иностранного языка является достаточно сложной проблемой из-за противоречий между ограниченной языковой базой младшего школьника и стремительным расширением круга познавательных интересов современного ребенка. Преодолению этих проблем должны способствовать такие методические факторы:

І. Качество учебного материала:

1) соответствие содержания учебного материала определенному возрастному периоду;

2) его возможность удовлетворять базовые потребности учеников;

3) перспективность.

ІІ. Формирование у учеников способности ориентироваться в предлагаемых заданиях.

Учитель, который обучает иностранному языку младших школьников, должен быть актером, певцом, должен красиво двигаться во время исполнения песен и стихотворений с движениями. Для учителя начальных классов профессионально важным является владение элементами художественного труда.

III.2. Трудности в обучении чтению на английском языке.

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение выполняет различные функции: служит для практического овладения иностранным языком, является средством изучения языка и культуры, средством информационной и образовательной деятельности и средством самообразования. Как известно, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности. Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников средствами иностранного языка.

При обучении чтению на начальном этапе важно научить школьника правильно читать, то есть научить его озвучивать графемы, извлекать мысли, то есть понимать, оценивать, использовать информацию текста. Эти умения во многом зависят от того, с какой скоростью читает ребенок. Под техникой чтения мы понимаем не только быстрое и точное соотнесение звука и буквы, но и соотнесение звукобуквенной связки со смысловым значением того, что ребенок читает. Именно высокий уровень овладения техникой чтения позволяет достичь результата самого процесса чтения - быстрого и качественного извлечения информации. Однако, это невозможно, если школьник недостаточно владеет языковыми средствами, не умеет или неправильно воспроизводит звуки.

При обучении чтению важно и привитие интереса к чтению. Потребность в чтении на иностранном языке будет обеспечена тогда, когда содержание предлагаемых учащимся текстов будет соответствовать их познавательным и эмоциональным запросам, уровню их интеллектуального развития. Тексты должны быть информативны, разнообразны по жанру и тематике, что в свою очередь является важным фактором успешного овладения этим видом речевой деятельности.

Обучение чтению по УМК Карпюк О.Д. «English 2» происходит фактически со второго урока, когда дети знакомятся с первой английской буквой, запоминают ее название, осознавая тот факт, что читается она отлично от названия в алфавите. Знакомство с буквами и буквосочетаниями происходит в течение последующих уроков и завершается разучиванием песенки "the ABC".

Далее происходит овладение техникой чтения. Некоторые слова уже известны учащимся, т.к. в процессе знакомства с буквами детям предлагалось списывать слова с соответствующими буквами с доски, учебника, прописи. Для усвоения правил чтения водятся знаки международной транскрипции. Выработка умения читать знаки транскрипции, которое необходимо для дальнейшего пользования словарем, является одной из задач начального этапа. Однако, на мой взгляд, в учебники Карпюк не поставлена четко эта задача.

Овладение техникой чтения ведется неразрывно с работой по овладению умением извлекать информацию из прочитанного. На это нацеливают и задания к упражнениям для чтения. Это очень важно для осознания учащимися коммуникативной функции чтения.

Овладение умением чтения вслух и про себя происходит параллельно. Недостаточно предусматриваются особые задания для контроля этих умений, например такие как:

1) чтение вслух:

- прочитай и ответь на вопрос,

- прочитай советы и определи, кому они предназначены и т.д.

2) чтение про себя:

- прочитай про себя,

- выбери неправдоподобное предложение и прочитай его вслух,

- прочитай рассказ про себя и угадай имя героя,

- прочитай про себя описания картинок, назови номера и прочитай вслух соответствующие им описания и т.д.

На втором-третьем году обучения учащиеся продолжают овладевать техникой чтения, знакомятся с правилами чтения некоторых буквосочетаний и с соответствующими знаками транскрипции. Важным методическим приемом, позволяющим совершенствовать технику чтения, продолжает оставаться чтение вслух или громкое чтение. Роль чтения вслух объясняется тем, что и «слушание речи, и чтение про себя сопровождаются проговариванием воспринимаемого материала в форме внутренней речи, которая становится полной развернутой речью при чтении вслух» (А.П.Соколов). При чтении вслух учащийся слышит себя, может проконтролировать правильность собственного чтения, как в отношении артикуляции звуков, так и в плане интонационного оформления речи, которое очень важно для понимания текста.

Совершенствование техники чтения ведется неразрывно с работой над чтением как коммуникативным умением. Предусматривается овладение тремя видами чтения: просмотровым, ознакомительным и изучающим.

Поисково-просмотровое чтение направлено на получение самого общего представления о содержании текста. Учащийся ищет в тексте лишь интересующую его информацию (English 3, Unit 6, упр.3 с.130 - угадай о каком животном идет речь).

Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации из текста, получение общего представления об основном содержании, понимание главной идеи текста.

Изучающее чтение отличается точным и полным пониманием содержания текста, воспроизведением полученной информации в пересказе, реферате и т.д.

В качестве материала для чтения в учебнике "English 2,3,4" предлагаются несложные тексты различных жанров (письма английских школьников, доступные по трудности стихи английских авторов, объявления, адаптированные диалоги). Тексты отражают особенности жизни и культуры страны изучаемого языка, соответствуют тематике учебника. Обучение чтению тесно связано с обучением устной речи. Вся информация, извлекаемая в процессе чтения, вплетается в устную речь с помощью послетекстовых заданий.

Однако в процессе формирования навыков чтения необходимо преодолеть массу трудностей.

Трудности в обучении чтению на иностранном языке:

1. Отсутствие достаточно прочных слухо-речемоторных образов лингвистического материала, которые имеются, например, у младших школьников при обучении чтению на родном языке. Считается, что преодолеть эту трудность можно, если осуществлять так называемое устное опережение (изучение и накопление лексики).

Суть устного опережения сводится к тому, что учащиеся приступают к чтению тогда, когда у них отработана артикуляция звуков, слогов, слов и даже небольших фраз. Также устный вводный курс обозначает предварительную устную отработку учебного материала, помогает снимать часть трудностей, препятствующих пониманию содержания. Устное опережение помогает в содержательном плане, то есть учащиеся должны понимать то, что они читают, но практически не помогает в процессуальном плане. Таким образом, проведение устного вводного курса еще не гарантирует успешного овладения техникой чтения на иностранном языке.

2. Необходимость овладения системой графических знаков, отличных от графических знаков родного языка, и формирование навыков соотнесения их с иноязычными звуками.

Орфографическая система английского языка использует 26 букв, 146 графем (буквосочетаний), которые передают 46 фонем. Из 26 пар английских букв (заглавных и строчных) только четыре можно считать похожими на соответствующие буквы русского алфавита по значению и форме. Это K, M, T. Буквы A, B, C, E, H, O, P, Y, X, имеют место и в том и в другом языке, но читаются по-разному, следовательно, являются самыми трудными. Остальные буквы совершенно новые.

Дети испытывают трудность при чтении гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, читающихся по-разному: Например, breakfast - meat; why - who; this-think, her-farmer, corn - doctor; like-live; window-cow.

Учащихся следует научить читать слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково: sun-son, two-too, write-right, sea-see и др.

В то же время многие слова в английском языке читаются не по правилам, что в целом обрекает учащихся на заучивание чрезмерно большого количества правил чтения и исключений из них, а также на многократное повторение учебного материала. К тому же само восприятие и озвучивание графических знаков является результатом выбора и сличения их с теми эталонами, которые уже имеются в долговременной памяти ученика. Сам факт выбора, предусматривающий припоминание нужного правила и (или) звукобуквенного соответствия, требует определенного, порой значительного времени, что, в конечном счете, замедляет темп чтения, вернее, не позволяет ученику быстро и точно устанавливать звуко-буквенные соответствия и тем самым овладевать техникой чтения в достаточно высоком темпе.

3. Последующий переход к чтению про себя, который должен быть специально организован, а не проходить стихийно. Перед прочтением текста желательно выполнить упражнения на отработку лексики представленной в тексте, что поможет снять трудности для понимания (отработка отдельных слов (послушать и повторить), а затем чтение диалога).

4. Незнакомые лексические явления. Если в тексте встречается незнакомое слово/слова, оно, как правило, вынесено в начале. Кроме того, приводится транскрипция для тех слов, которые, несомненно, вызовут затруднение при чтении.

Некоторые приёмы снятия трудностей при чтении текстов в младшей средней школе:

- для успешного овладения техникой чтения следует проводить фонетическую зарядку на каждом уроке (проводить упражнения на звуко-буквенные соответствия, разучивать небольшие рифмовки, стишки для тренировки сложных звуков)

- проводить тренировочные упражнения с новыми словами на основе изученного материала (прочитай новое слово по аналогии с уже знакомым, прочитай слова с тем или иным звуком, соедини рифмующиеся слова, соедини слова с соответствующим звуком или полностью транскрипцией).

- перед прочтением того или иного текста следует предварительно отработать представленную в нем лексику (в виде тренировочных упражнений, устного диалога).

- обучать навыку чтения про себя, построенного на процессах внутренней речи, протекающей со скрытой артикуляцией.

- необходимо формировать у детей механизмы прогнозирования, догадки, идентификации, учить анализировать, находить языковые опоры в тексте, пользоваться при необходимости словарём.

- обучать технике чтения надо на хорошо усвоенном лексическом и грамматическом материале.

- тексты должны быть подобраны на основе программы соответствующей определённому периоду обучения.

- подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся, их интересами;

- объем текстов не должен превышать допустимый;

- тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета, быть доступными с точки зрения языковых трудностей, отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей, содержать проблему.

V. Заключение

Большинство исследователей рассматривают современные технологии обучения как один из способов реализации на занятиях личностно-ориентированного подхода, где учащиеся выступают как активные творческие субъекты учебной деятельности. Необходимо добавить, что в современные технологии обучения входят следующие формы личностно-ориентированного подхода: обучение в сотрудничестве, проектные технологии, центрированное на учащихся обучение, дистанционное обучение, использование языкового портфеля, тандем-метод, интенсивные методы обучения, применение технических средств. Технологии обучения будут способствовать развитию коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний по предмету и раскрытию творческих способностей ребёнка, т.е. созданию креативной среды в процессе обучения.

Преподавание иностранного языка немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения, целью которых является формирование знаний, умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников.

В процессе формирования навыков чтения необходимо преодолеть массу трудностей, основной из которых является обучение технике чтения. Под техникой чтения понимается не только умение быстро и правильно читать, но и умение извлекать информацию из текста. Обучение технике чтения на иностранном языке должно осуществляться на хорошо известном лексическом материале, уже усвоенном в устной речи. Таким образом, обучение чтению на начальном этапе должно стать базой для дальнейшего изучения предмета и опорой в обучении чтению на последующих этапах.


© 2010-2022