Формирование коммуникативных компетенций школьников в процессе проектной деятельности

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Методическая разработка на тему:



Формирование коммуникативных компетенций школьников

в процессе проектной деятельности.





Автор: Линник Л.А.


Грайворон, 2014 год




Происхoдящие в сoвременности изменения в oбщественной жизни требуют развития нoвых способов образoвания, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, её творческих способностей, навыка самостоятельной деятельности в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

В последнее десятилетие происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.

Так, в Концепции, например, применительно к общему образованию отмечается, что «общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции». Соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании.

То же такое «Образовательная компетенция»? Это уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования.

«Понятие компетентности», - согласно «Стратегии модернизации содержания общего образования, - «… включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.» При этом отметим, что компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции.

Главная идея компетентностного подхода: «нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации».

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

У учащихся в процессе занятий проектной деятельностью формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление. Они осваивают основы исследовательской деятельности, при которой создаётся ситуация успеха и предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний .

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, учащиеся обращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, школьной медиатеке.

Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал, а включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.

На моих уроках с использованием проектного обучения создаются такие условия, при которых учащиеся самостоятельно и с охотой получают знания из разных источников, учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах, развивают свои исследовательские умения .

В основе любого проекта лежит проблема. Для ее решения обучающимся требуется не только знание языка, но и владение достаточным объемом разнообразных предметных знаний. Также учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями.

Формирование коммуникативных компетенций через проектную деятельность учащихся на примере учебного проекта «Школа?» в 7 классе.

Предлагаю конкретно проследить пошаговую работу над проектом. Определение темы стало для учеников интересной задачей, так как им предстояло подобрать ситуацию, разобраться в ней, аргументировать свой выбор.

Первый шаг. Для определения темы проекта мной выбран учебный раздел «Школа». Данная тема соответствует программе. Учащиеся вводятся в речевую ситуацию. Говорим о школе , сравниваем нашу школу со школой в Великобритании. Затем идёт обсуждение наиболее проблемных сторон школьной жизни. Выяснилось, что ребят очень волнует проблема ношения школьной формы. Выбрана тема проекта: «Школьная форма в Великобритании и России».

Второй шаг. Формулируем основополагающий вопрос и проблемные вопросы учебной темы. Основополагающий вопрос это тот вопрос, на который нельзя ответить одним предложением. В данном случае : «Почему мы возвращаемся к разговору о школьной форме?». Затем вопросы, на которые учащиеся должны дать ответ в результате работы по проекту:

  1. Как дети в Великобритании относятся к школьной форме?

  2. Почему отменили школьную форму в России?

  3. Почему ученики не хотят носить школьную форму?

  4. Как изменить отношение учащихся к школьной форме?

Третий шаг. Мной сформулированы дидактические цели и методические задачи.

Цель: Формирование лексических, исследовательских и творческих навыков учащихся.

Задачи: 1. Научить получать информацию из различных источников.

2. Научить излагать свои мысли устно и письменно.

3. Научить творчески, мыслить.

Четвёртый шаг. Выбор тем индивидуальных исследований учащихся. Ученики самостоятельно формулируют темы в рамках заявленного проекта.


  1. Что ни школа, то своя форма.( Every school has it's own school uniform.)

  2. Возвращаемся к школьной форме. ( Let's come back to school uniform.)

  3. О чём рассказал мониторинг. ( The questionnaire.)

  4. Вместо униформы любимый костюм. (The favourite suit instead of the uniform.)

Главным требованием в процессе работы было соблюдение норм английского языка, использование лексико-грамматического материала цикла и полное раскрытие каждого вопроса. В это время учащиеся делятся на группы выбирают тему, и форму предоставления результатов- в виде презентации, буклета, веб-сайта . Эта часть проекта выполнена с помощью программы Microsoft Office Publisher.

Первая тема предлагает учащимся найти и изучить материал о школьной форме в Великобритании.

Вторая направляет учащихся на изучение положения дел в российских школах.

Третья даёт возможность провести мониторинг с учащимися с помощью анкетирования.

Четвёртая нацеливает учащихся на разговор о школьной моде.

Пятый шаг. Составление перспективного плана. Мы предполагали направить нашу работу не только по творческому пути, но и заняться научно-исследовательской работой, понять суть метода проекта, его преимущества, обосновать сделать собственные выводы. Инициатива исходит от ребят. Моя роль координатора, консультанта. Мной чётко прописаны учебные задачи для учащихся, подобран материал (печатный, звуковой, в том числе и из электронных источников.) Спланирована серия уроков, на которых предполагается использовать метод проектов и отслеживается эффективность деятельности каждого ученика на всех этапах работы над проектом. (Приложение №5) Ученики составляют примерный план работы.


План работы:


1.Теоретические знания.

Понятие- проектная работа. Выбор темы, актуальность выбора.

2. Организационные вопросы

.

Обсуждение плана предстоящей работы, название проекта, определение целей и задач.

3. Способы поиска и получения информации.

Газеты , журналы, библиотечные каталоги, ресурсы Интернета архивные данные, фотографии, рисунки, анкеты.

4. Виды ученических научных работ.

Доклады , рефераты, сообщения, презентации, веб-сайт, реклама, мониторинг, анкетирование.

5. Подготовка к проекту.

Знакомство с условиями проекта, межпредметные связи.

6. Обработка полученного материала

Подбор и оформление текстов, обсуждение, редактирование, выбор заголовка, тезисы, сюжетная линия проекта.

7. Грамматика и лексика

Совершенствование необходимых лексических и грамматических навыков.

8. Оформление конечного продукта.

Конференция, выставка, презентация с приглашением гостей.

После обсуждения плана переходим к реализации самого проекта. Образовалось четыре группы по четыре человека. Каждая группа выбрала свою тему по проекту. Учитель подсказывает необходимую лексику, повторяет необходимые грамматические правила.

Шестой шаг. Весь собранный материал учащиеся читают. обрабатывают, извлекают нужную информацию. Каждая группа готовит сообщения, организует обсуждение, обосновывает свою точку зрения, выслушивает аргументы и предложения друг друга, находит наиболее интересные варианты ответа. Ребята проводят анкету которая помогает им сделать вывод.

Анкета.

Ты за или против ? (Are you for or against?)

1. Нравиться ли тебе носить школьную форму? (Do you like to wear the school uniform?)

2. Носишь ли ты школьную форму каждый день? (Do you wear the school uniform every day?)

3. Нравиться ли тебе ходить в школу в джинсах? (Do you like to wear jeans to school?)

4. Хотел бы ты носить школьную форму которую носят дети в британских школах? (Do you want to wear British school uniform?)

5. Ты за, или против школьной формы? (Are you for or against the school uniform?)

6. Тебе комфортно в школьной форме? (Is it comfortable to you to wear the school uniform?)

Дети определяют, кто за что отвечает. Учитель консультирует, обходя группы, внимательно следит за ходом обсуждения, направляет деятельность учащихся в методически нужное русло. Учащиеся пытаются систематизировать полученные данные.

Седьмой шаг. Защита проектов. Учащиеся представляют свой проект давая необходимые комментарии. Каждой группе отводится по 4 минуты на представление полученных результатов. Далее - ответы на вопросы, анализ, оценивание. Результат проделанной работы групп в приложении №6.

При работе над проектом я сделала следующие выводы.

Метод проектов, и соответственно, форма контроля - защита проектов приобретает всё больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить самостоятельное мышление ученика и научить его не просто запоминать и механически воспроизводить знания, а уметь применить их на практике. По мнению многих учителей и методистов метод проектов, относится к прогрессивным технологиям в свете принципиально нового методического направления, так как чётко ориентирован на реальный практический результат.

Метод проектов- это одна из технологий в обучении, основанная на взаимодействии в малой группе. Предполагает решение проблемы, предусматривающей с одной стороны использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны интегрирование знаний, умений и навыков. Это дополнительный импульс, стимул для изучения языка. Результаты должны быть «осязаемыми».

Учащиеся в ходе работы над проектом, учатся свободно общаться и публично выступать на иностранном языке, учатся пользоваться различными источниками информации, реализуют свои интеллектуальные и творческие способности, получают первичные навыки исследовательской работы. У учащихся возрастает мотивация и происходит «учение с увлечением», а также происходит формирование активной личности, способной к самообразованию, самовоспитанию, что соответствует социальному заказу общества. Данная технология позволяет добиваться стабильного роста качества знаний и способствует формированию творческой личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. - М., 2003.

  2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

  3. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. - Рига, 2001.

  4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе.- М., 2000.





























© 2010-2022