Классный час Огонек памяти

              Цели и задачи: формирование гражданского самосознания у молодого поколения, воспитание чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому наследию Родины, повышение интереса у детей и подростков к боевому прошлому родного края.                         Вступительное слово: Друзья, мы собрались сегодня в этом зале на Огонек Памяти. Не случайно наша встреча проходит в феврале – этот месяц полон памятных дат: 8 февраля – День юного героя-антифашиста, 15 февраля – День Памяти... Чтец:  Остановлюсь.                         И вздрогнет солнце,                         Когда почудится в глазах                         Двухгодовалого младенца Печаль, похожая на страх.            Как будто он такое слышит,            Что не могу представить я.            Земля огнем смертельным дышит.            Ни человека. Ни зверья. И некому утрат измерить. Слепые окна. Едкий дым… Глазам детей нельзя не верить, Еще больнее – верить им.            Они глядят и словно судят.            На дне безд...             Ведущий 1. Есть фраза: «На войне детей не бывает; те, что попали на войну, должны были расстаться с детством».             Ведущий 2. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Мы должны об этом говорить сегодня, должны знать, должны помнить! Потому, что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на пыль и крошки дома, горят детские кроватки.             Ведущий 1. Можно спросить, что героического в том, ч... Чтец 1.           А мы не станем памяти перечить                         И вспомним дни далекие, когда Упала нам на слабенькие плечи Огромная не детская беда. Чтец 2.           Была земля и жесткой и метельной, Была судьба у всех людей одна. У нас и детства не было отдельно, А были вместе – детство и война.             Звучит фонограмма «Перезвон колоколов».             Ведущий 1. Все человечество слышит колокольный звон Хатыни!             Ведущий 2. Трагедия произошла 22 марта 1943 года. Отряд карателей окружил деревню, что мирно стояла в низине между песчаных холмов, в окружении задумчивого бора. (Музыка замолкает)             Ведущий 2. Из хат выгнали всех детей, стариков и женщин, они еще ничего не знали, но им уже был вынесен смертный приговор.             Ведущий 1. За то, что они белорусы, ... Чтец.              Ах, горюшко, горе, сыночек родной! –                         Сухими губами шептала, -                         А может, не станут они над тобой Глумиться? Ты прожил так мало!            Не видел, как вишня весенней порой,            Как груша в саду расцветала;            Не слышал, как трубно кричат журавли,            Как годы пророчит кукушка,            Не знаешь ты запахов талой земли            И теплой коры на опушке; Ни разу еще не промчался верхом За ветром вдогонку в ночное,...             Ведущий 2. Нет! Никто не смог спасти маленького и еще 75 таких, как он.             Звучит фонограмма.             Ведущий 1. В память о детях безвинно погибших от рук фашистов мы зажигаем эту свечу.             Ведущий 2. Многие из детей военной поры добавляли себе годы и уходили на фронт, где сражались с врагом наравне со взрослыми, не жалея себя. Ведущий 1. Мы не можем не вспомнить, что первый бой приняла на себя Брестская крепость, и среди ее защитников тоже были дети и подростки... Чтец.  Я думала – война прошла.    Ну пару дырочек прожгла    В шинели моего отца …    А ей все нет и нет конца.    Пускай воюет не отец –    Другой старик, другой юнец.    Другая девочка в слезах –    А всё война в моих глазах!    И по земле идет война –    И по весне идет война.    По сентябрю, по январю –    И по всему, что я люблю.    Устали люди воевать.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Цели и задачи: формирование гражданского самосознания у молодого поколения, воспитание чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому наследию Родины, повышение интереса у детей и подростков к боевому прошлому родного края.

Вступительное слово: Друзья, мы собрались сегодня в этом зале на Огонек Памяти. Не случайно наша встреча проходит в феврале - этот месяц полон памятных дат: 8 февраля - День юного героя-антифашиста, 15 февраля - День Памяти воинов-интернационалистов, 23 февраля - День Защитника Отечества. Все эти даты связаны со страшным словом «война», беспощадным и жестоким. Война - это древнейшая человеческая трагедия. Если бы люди помнили и никогда не забывали все горе, ужас, страдания, принесенные войной, то на земле не звучали бы больше выстрелы. Нашу сегодняшнюю встречу мы хотим посвятить детям на войне, тем детям, чье детство сжигали, расстреливали, убивали. Убивали бомбой и пулями, голодом, страхом и безотцовщиной.

Ведущий : До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Но не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.

Презентация «Дети на войне»

Чтец:

Остановлюсь.

И вздрогнет солнце,

Когда почудится в глазах

Двухгодовалого младенца

Печаль, похожая на страх.

Как будто он такое слышит,

Что не могу представить я.

Земля огнем смертельным дышит.

Ни человека. Ни зверья.

И некому утрат измерить.

Слепые окна. Едкий дым…

Глазам детей нельзя не верить,

Еще больнее - верить им.

Они глядят и словно судят.

На дне бездонных этих глаз -

И правда тех, кто после будет,

И горечь тех, кто был до нас.

Ведущий 1. Есть фраза: «На войне детей не бывает; те, что попали на войну, должны были расстаться с детством».

Ведущий 2. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Мы должны об этом говорить сегодня, должны знать, должны помнить! Потому, что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на пыль и крошки дома, горят детские кроватки.

Ведущий 1. Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 10 или 12 лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое!

Ведущий 2. Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их. Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

  1. «… осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…»

  2. «Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, чтобы не видел…»

  3. «Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы с ней пойдем домой» - умоляла маленькая девочка солдата.

Стихотворение «Варварство»

Ведущий 1. Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступало 1 сентября. Как теряли родителей, как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому, что за 4 года забыли, что такое хлеб.

Чтец 1.

А мы не станем памяти перечить

И вспомним дни далекие, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная не детская беда.

Чтец 2. Была земля и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе - детство и война.

Звучит фонограмма «Перезвон колоколов».

Ведущий 1. Все человечество слышит колокольный звон Хатыни!

Ведущий 2. Трагедия произошла 22 марта 1943 года. Отряд карателей окружил деревню, что мирно стояла в низине между песчаных холмов, в окружении задумчивого бора. (Музыка замолкает)

Ведущий 2. Из хат выгнали всех детей, стариков и женщин, они еще ничего не знали, но им уже был вынесен смертный приговор.

Ведущий 1. За то, что они белорусы, за то, что хотели жить в своем Отечестве без фашистского «нового порядка».

Ведущий 2. Их согнали в сарай, обложили соломой и подожгли. А тех, кто пылающим факелом вырвался из огня, расстреливали в упор.

Ведущий 1. Несла на руках грудного младенца Вера Яскевич. Бессловесный, он не мог спросить, куда мама идет, куда несет его. Он не видел, что мать словно окаменела, не видел ужаса в ее глазах.

Ведущий 2. А ей казалось, что сынок все понимает, что он тоже чует неминуемую беду, потому так прижался к ее груди, притаился под платком.

(звучит мелодия)

Чтец.

Ах, горюшко, горе, сыночек родной! -

Сухими губами шептала, -

А может, не станут они над тобой

Глумиться? Ты прожил так мало!

Не видел, как вишня весенней порой,

Как груша в саду расцветала;

Не слышал, как трубно кричат журавли,

Как годы пророчит кукушка,

Не знаешь ты запахов талой земли

И теплой коры на опушке;

Ни разу еще не промчался верхом

За ветром вдогонку в ночное,

Не ел, согреваясь под осень костром,

Печеной картошки с золою.

Ну, хоть бы одни истоптал сапоги,

Прочел ба хоть первую книжку …

Ты слышишь, наш татка, приди, помоги!

Спаси не меня - так сынишку. (Пауза).

Ведущий 2. Нет! Никто не смог спасти маленького и еще 75 таких, как он.

Звучит фонограмма.

Ведущий 1. В память о детях безвинно погибших от рук фашистов мы зажигаем эту свечу.

Ведущий 2. Многие из детей военной поры добавляли себе годы и уходили на фронт, где сражались с врагом наравне со взрослыми, не жалея себя.

Ведущий 1. Мы не можем не вспомнить, что первый бой приняла на себя Брестская крепость, и среди ее защитников тоже были дети и подростки : Петр Котельников, Валя Зенкина, Нюра Кижеватова, Коля Новиков, Петр Васильев. Они ходили в разведку, ползли к реке за водой, старались помочь раненным и детям.

.Ведущий 1. К сожалению, сегодня невозможно рассказать обо всех юных героях, сражавшихся с фашистами. О них написаны книги, слагаются стихи и песни.

Ведущий 2. Каждый год 8 февраля пионеры отмечают День юного героя-антифашиста. В этот день в 1962 году в Париже был убит полицейскими юный борец за свободу Даниэль Фери. Ровно через год в тюрьме умер под пытками юный иракский подпольщик Фадыл Джамал. Обоим была по15 лет.

Ведущий 1. С 1964 г. по предложению юных интернационалистов Москвы ежегодно 8 февраля отмечается День юного героя-антифашиста, борца за мир и свободу. Юные борцы остаются в строю. Они всегда рядом с нами. Они бессмертны…

Рассказ о пионерах - героях

Валя Котик Слайд

Когда началась война, Вале было всего лишь 11 лет. Он учился в школе № 4 г. Шепетовки, был лидером среди своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправляли в отряд. Присмотревшись к мальчику, взрослые доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную экспедицию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его…В феврале 1944 г. в одном из боев при освобождении города Изяслав партизаны приняли бой. В это бою Валя погиб. Было ему 14 лет…2 мая 1945 г. Валя Котик посмертно награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. А в июне 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Чтец: Зина Портнова.

Война застала ленинградскую девочку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Девочка вступила в подпольную молодёжную организацию. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку. Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, Зина подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили Зину в лес к партизанам, где она стала разведчицей. ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

2-чтец Считайте нас своими сыновьями, Считайте нас своими дочерьми. Детей своих вы в битвах потеряли, И все мы стали вашими детьми.

Чтец: Леня Голиков.

Когда его родное село Лукино захватил враг, мальчик ушёл к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд - и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады… Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза. А сколько ещё было боёв в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года.

3-чтец: Юные безусые герои, Юными остались вы навек, Вместе с нами вы шагали рядом Дорогами, которым нет конца. Рядом с вами не выносят фальши Наши беспокойные сердца.

Ведущий 1: Марат Казей.

…Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат Казей с мамой - Анной Александровной, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось ходить в школу, в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось его мужественное сердце. Вместе с сестрой Адой, Марат ушёл к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске… Вместе с опытными взрослыми Марат минировал железную дорогу. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь последняя граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою .

4-чтец: И сильнее кажемся мы втрое, Словно тоже крещены огнём. Юные безусые герои, Перед вашим вдруг ожившим строем Мы сегодня мысленно идем.

ВЕДУЩИЙ: За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.

Ведущий : Много лет прошло после ужасов войны. Но и в наше мирное время сердце иногда сжимается от страха за родных, близких, просто за людей, когда слышишь слово "терроризм". Слово, несущее беду.

БЕСЛАН Слайд

Чтец 2: Беда случилась. Осень 2004 года началась со страшных событий в Беслане. 1 сентября, когда многие из вас, присутствующих в этом зале, с букетами цветов шли в первый раз в школу, в маленьком городе Беслан в Осетии террористы захватили школу. В заложниках оказались сотни детей, школьные учителя и родители, пришедшие проводить детей в школу с младшими детьми на руках. Всего около 1тысячи 200 человек

Чтец : (Детей и взрослых террористы загнали в спортивный зал школы, никому не разрешалось вставать. Не давали воды. По всему залу террористы развесили взрывчатку, которая при каждом неосторожном движении могла взорваться. За любое неповиновение грозили расстрелять, даже тогда, когда плакали маленькие дети. Учителя и родители, оказавшиеся вместе с детьми, успокаивали их, ободряли. Одна из девочек начала молиться: "Отче наш! Иже еси на небесех…" Многие подхватили ее молитву. Террорист закричал: "Замолчать!", а потом разрешил, ухмыльнувшись: "Молитесь, вместе встретимся в раю". Эти негодяи думали, что, убив не в чем неповинных детей, они окажутся на небесах.

Чтец : 3-го сентября наши десантники начали штурм школы… От взрывных устройств, заложенных террористами в здании школы, в спортивном зале, где содержали большинство заложников, с 1 по 3 сентября погибли и позднее скончались от ранений 333 человека, в том числе 186 детей.

Ведущий : В память о детях , погибших от рук террористов , мы зажигаем это свечу .

Чтец.

Я думала - война прошла.

Ну пару дырочек прожгла

В шинели моего отца …

А ей все нет и нет конца.

Пускай воюет не отец -

Другой старик, другой юнец.

Другая девочка в слезах -

А всё война в моих глазах!

И по земле идет война -

И по весне идет война.

По сентябрю, по январю -

И по всему, что я люблю.

Устали люди воевать.

Устали люди горевать.

Но по-пластунски словно взвод,

Но будет день - и тих и синь,

Паучья свастика ползет.

И я оружие беру,

И будет мир, и скажет сын,

Спокойно стоя у окна:

«Ну, вот и кончилась война…»

Ведущий 2. «Ну, вот и кончилась война», - если бы каждый человек в мире смог произнести такую фразу, и с открытым сердцем, наполненным любовью, смог бы протянуть руку другому человеку, может быть, в мире стало бы чуточку теплее, а души снова научились бы радоваться прекрасному.

Ведущий 1. А слово «Война» навсегда стерлось из нашей памяти!

Павшим героям и годам страданья Памятью будет минута молчанья. ( Звучит стук метронома. Минута молчания.)

1-чтец: Как горько нам стоять у обелисков И видеть там стоящих матерей. Мы головы свои склоняем низко, Земной поклон за ваших сыновей.

Ученик:

Ради счастья и жизни на свете,

Ради воинов, павших тогда,

Да не будет войны на планете.

Хором: Никогда! Никогда! Никогда!

Ученик:

Пусть солнце утопит всю землю в лучах!

Пусть мирные звезды сияют над ней!

Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!

Хором: Пусть! Пусть! Пусть!

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце».

Ребята, вот и подошло к концу наше занятие, посвященное героям - антифашистам. Мы надеемся, что эти имена героев останутся в вашей памяти навсегда. Чтите тех, кто умер за наше счастье, пролил кровь за ясное небо над головой. Помните, никогда не забывайте, какой ценой досталась нам победа.



© 2010-2022