Обучение грамматике английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение грамматике английского языка

Роль грамматики при обучении английскому языку

В настоящее время английский язык приобрел статус средства мирового общения. Проблема обучения английскому языку и определения ведущих целей, задач, а также средств их реализации является одной из наиболее актуальных. В апреле 1997 г. Советом Европы была одобрена последняя редакция документа, получившего название "Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция ("Modern languages, Learning, Teaching, Assessment). A Common European Framework of reference.") Концепция новой Европы - Европы без границ, в которой значительно расширяются сферы межнационального сотрудничества, требует обратить особое внимание на проблемы, связанные с изучением иностранных языков, поэтому 2001 год был объявлен "годом языков".

"Общеевропейская компетенция" не ставит задачу пропаганды единой методики обучения иностранным языкам. Функция этого документа - помочь всем заинтересованным лицам (учащимся, учителям, авторам учебных материалов, родителям, работодателям и т.д.) сориентироваться в выборе того или иного пути овладения иностранными языками, а также предоставить им возможность эффективного обмена информацией, относящейся к сфере обучения [2, c.35].

Применение современных технологий в преподавании иностранных языков, направлено на реализацию практического решения коммуникативных задач на английском языке. Достижение данной цели возможно только при овладении коммуникативной компетенцией. Формирование коммуникативной компетенции является одним из основных средств реализации иностранного языка как средства мирового общения и взаимопроникновения культур.

Совершенно ясно, что целью школьного преподавания иностранных языков является практическое овладение ими, формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма [12, c.45].

Говоря о грамматике, надо иметь ввиду, что под этим термином подразумевается грамматика как один из основных разделов науки о языке и совокупность правил о том, как надо соединять слова в предложения, а во втором значении грамматикой называют особенности фактического словосочетания и соединения слов. [3, c.21]

В процессе речевой коммуникации люди пользуются средствами языка - его словарём и грамматикой - для построения высказываний, которые были бы понятны адресату. Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. Без знания грамматической структуры языка невозможно решать коммуникативные задачи на иностранном языке, т.е. невозможно отрывать грамматику от речи т.к. она, наряду со словарным и звуковым составом представляет собой материальную сторону речи. Ей принадлежит организующая роль, т.е. грамматика организует отдельные слова в предложения, а предложения в высказывания. [6, c.57]

Можно грамотно построить собственное высказывание, используя достаточно ограниченный набор грамматических конструкций. Однако, это не гарантирует того, что другие люди не будут использовать более сложные структуры в своей речи, что может стать серьезным препятствием для понимания сути высказывания, не говоря уже о тонкостях социолингвистического характера, выражающихся в возможном подтексте сказанного. Если нет достаточного понимания, значит, нет и полноценного общения. Недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой, и социокультурной компетенции. [3, c.22]

Таким образом, нет сомнения, что знание грамматических правил необходимо для успешного владения языком. Обучение грамматике - один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики.

Трудности в изучении грамматики английского языка

Овладение грамматическим материалом непосредственно влияет на формирование различных составляющих коммуникативной компетенции учащихся, но грамматические знания положительны лишь тогда, когда с помощью этих знаний осознаются грамматические особенности иноязычной речи. По словам Б. В. Беляева: «Для того, чтобы правильно организовать ознакомление с грамматической структурой и ее тренировку, предвосхитить и максимально сократить появление возможных ошибок, учителю необходимо проанализировать трудности, которые данное грамматическое явление может представлять для учащихся ».[1, c.46] В основном трудности возникают при определении и употреблении того или иного грамматического явления, поскольку при объяснении они редко увязываются с речевыми функциями, свойственными данной грамматической структуре.

Грамматические явления отличаются от тех, которые учащиеся встречают в своем родном языке. Например, грамматические системы выражения действия имеют значительные отличия в двух языках, что создает определенные трудности при обучении. На уроках английского языка происходит следующее: ученик невольно переводит на русский язык смысловые единицы английского языка, то есть осознание им этих единиц происходит не с помощью английского языка, а на русском языке. Например, отсутствие вспомогательных глаголов в русских вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем и прошедшем времени приводит к типичной ошибке русских школьников - опусканию этих глаголов в английских предложениях в Present Indefinite Tense- настоящем неопределенном времени, Past Indefinite Tense - прошедшем неопределенном времени и Present Continuous Tense - настоящем длительном или продолженном времени. Со вспомогательными глаголами будущего неопределенного времени меньше проблем, так как в русском языке в будущем времени мы употребляем слова «буду, будешь, будут, будем, будете, будут» перед глаголом, и дети употребляют, как правило, без ошибок "will", путая иногда лишь вспомогательный глагол "shall".[4, c.14]

Классификация возможных трудностей при обучении грамматике с позиции возникновения ошибок подразделяется на межъязыковую и внутриязыковую интерференции.

Межъязыковая интерференция.

Изучение родного и иностранного языка неизбежно приводит к определенной межъязыковой интерференции, когда правила одного языка механически переносятся на другой, что и приводит к появлению ошибок.

Внутриязыковая интерференция.

В изучаемом языке существует достаточно большое количество грамматических явлений, которые учащиеся могут перепутать, особенно если при этом данные явления полностью или частично отсутствуют в родном языке. [10, c.35]

Таким образом, для преодоления трудностей необходимо найти наиболее эффективные пути научения учащихся грамматическим действиям и явлениям, составляющим автоматизированные компоненты речевой деятельности.

Обучение грамматическим навыкам английского языка

Развитие речи предполагает усвоение необходимых для этого языковых, и в частности, грамматических средств. Задача состоит в том, чтобы учащиеся могли пользоваться этими средствами в процессе говорения автоматически.

В настоящее время, в связи с утверждением ведущей позиции грамматики в формировании коммуникативной компетенции, проблема формирования грамматических навыков является одной из наиболее актуальных.

Характеристика грамматического навыка

Грамматический навык по своей природе неоднороден и таким образом требует к себе комплексного подхода, затрагивающего все основные его стороны.

Е.И. Пассов определяет этот навык следующим образом: «Грамматический навык есть способность производить адекватное речевой задаче синтезированное действие по вызову и морфолого-синтаксическому оформлению грамматической модели, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее ситуативное использование данной модели в качестве одного из условий речевой деятельности». [9, c.67]

Важнейшим условием создания активного грамматического навыка является наличие достаточного количества лексического материала, на котором может формироваться навык. Грамматическое действие производится только в определенных словарных границах, на определенном словарном материале. Если ученик может в соответствующей ситуации быстро и правильно самостоятельно грамматически оформить фразу, то он уже в какой-то степени владеет грамматическим навыком.

В грамматическом навыке можно выделить составляющие его более частные действия:

1) выбор структуры, адекватной речевому замыслу говорящего (в данной ситуации);

2) оформление речевых единиц, которыми заполняется структура в соответствии с нормами данного языка и определённым временным параметром;

3) оценка правильности и адекватности этих действий.

Чтобы выяснить какое это имеет методическое значение, обратимся к примеру. Если нас просят о чем-то, и мы хотим ответить отказом, то это может быть выражено различным образом: «Мне не хотелось бы этого делать» или « Я не буду это делать» или «Попроси кого-нибудь другого». Структуры в нашем сознании связаны с определёнными коммуникативными задачами: для каждой задачи - функциональное гнездо структур. Но связь с задачами - это ещё не всё. Какую структуру выбирает говорящий, зависит уже от конкретных условий: собеседника, отношений с ним, настроения, культуры и т.п.[9, c.87]

Выбор структуры можно назвать функциональной стороной навыка. Но есть ещё и формальная сторона оформление. От неё зависит правильность с точки зрения данного языка и скорость речи. Эта сторона (оформление) теснейшим образом связана лексическим навыком, более того оформление структуры основано на них, зависит от их уровня. Вот почему формировать грамматический навык можно лишь на основе тех лексических единиц, которыми учащийся владеет достаточно свободно. Усвоение грамматической системы языка происходит только на основе знакомой лексики. Таким образом, как грамматические, так и лексические навыки и умения представляют собой центр языковой компетенции, на который опираются речевые навыки и умения. Ведь именно с момента осознания грамматической формы фразы и её лексического значения простой набор звуков, который человек слышит, читает, произносит и говорит, приобретает смысл.[11, c.74]

Виды навыков

Как известно, грамматические навыки отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами виды речевой коммуникации (говорение, чтение, аудирование, письмо). Под грамматическим навыком говорения подразумевается правильное коммуникативно-мотивированное автоматизированное употребление грамматических явлений в устной речи.

Грамматические навыки, обеспечивающие правильное формообразование и формоупотребление, можно назвать речевыми морфологическими навыками (к примеру, образование личных окончаний глаголов). Те навыки, которые отвечают за верное автоматизированное расположение слов во всех типах предложений, определяются как синтаксические речевые навыки.

Перечисленные навыки также можно охарактеризовать как репродуктивные и продуктивные. Остановимся далее на характеристике грамматических навыков в рецептивных видах речевой деятельности.

Под рецептивными грамматическими навыками подразумеваются автоматизированные действия по узнаванию и пониманию грамматической информации (морфологических форм и синтаксических конструкций) в письменном и устном тексте.

Различают рецептивно-активные грамматические навыки аудирования, которые базируются на речевых автоматизированных связях
слухо-речемоторных образов грамматических явлений и их значений.

Рецептивно-активные грамматические навыки чтения
основываются на связях зрительно-графических и речемоторных образов этих явлений с их значениями. Данный вид грамматических навыков формируется в процессе обильного легкого чтения. Наряду с активно-рецептивными речевыми грамматическими навыками у учащихся формировались также пассивно-рецептивные навыки.

К таким навыкам относятся: навыки узнавания и понимания грамматических явлений в тексте на основе имеющихся в зрительной памяти образов, созданных в процессе формирования и развития читательского опыта. Этот вид грамматических навыков формировался в результате чтения трудных в грамматическом отношении текстов или мест текста.

Морфологические и синтаксические речевые навыки письменной речи носят более аналитический (дискурсивный) характер благодаря специфике письменного вида речи. Здесь становится возможным возвращаться к уже написанному, исправлять и изменять уже созданный текст. Определяя роль языковых навыков в формировании речевых, можно отметить, что они создают операционно-ориентировочную основу для владения речевыми грамматическими действиями; они положительно влияют на формирование речевого грамматического автоматизма, хотя совсем не гарантируют его создание. [5, c.63]

Формирование грамматических навыков

Функционирование грамматической стороны говорения происходит следующим образом:

а) говорящий выбирает модель, адекватную своему речевому замыслу. Выбор, конечно, происходит подсознательно. Когда нам нужно что-то пообещать собеседнику, то мы в зависимости от ситуации и отношений с собеседником скажем: « Я сделаю это». Или « Хорошо, я обещаю тебе». Или: « Ладно, ладно, сделаю» и т.п. Это произойдёт только в том случае, если форма глагола будущего времени усваивалась вместе с функцией «обещание» и, следовательно, маркирована ею в сознании человека. Это и есть функциональная сторона навыка, или операция выбора;

б) говорящий оформляет речевые единицы, которыми заполняется модель.

Операция оформления должна произойти согласно нормам языка и в определённых временных параметрах. Может показаться, что соотнесённость с ситуацией присуща только операции выбора. Но это не так: она присуща и операции оформления, правда, опосредованно, через то, что лингвисты называют грамматическим значением. Скажем, фразой « В городе много строят» можно выразить и подтверждение, и отрицание мысли собеседника (т.е. совершенно противоположные речевые функции), но в обоих случаях использование в ней неопределённо-личного местоимения означает выдвижение на передний план самого действия, а не его производителя. Выбор модели зависит и от того, насколько говорящим усвоено его грамматическое значение (в данном случае - неопределённость действующего лица). А оно как раз теснейшим образом связано с оформлением данной модели, ибо форма и ее значение неразрывны. Говоря иначе, грамматическое значение, с одной стороны, связано с оформлением модели, с другой - с ситуацией, от чего зависит выбор. Обе операции - выбор и оформление - синтезированы в грамматическом навыке в единое действие, обладающее качествами речевого навыка как такового [11, c.66].

Контроль грамматического навыка

Если процесс овладения грамматическим навыком строится с учетом необходимости освоения операций, составляющих грамматическое действие, то каждая операция в определенный момент учебного процесса может явиться актуально осознаваемым объектом контроля. Т.е. в данном случае проверяется знание грамматического явления (его формы, значения и употребления) в единстве с умением совершать с ним действия [7, c.57]

Контроль помогает выяснить, как идет процесс формирования умений, какие проблемы имеются у школьников, и определить эффективность приемов обучения, используемых учителем.

Проверять необходимо не просто знание слов или умение образовать грамматические формы и конструкции, а умение выполнять действия или, т.е. уметь либо употреблять их в ходе продуцирования высказывании, либо узнавать при восприятии небольших текстов или групп предложений.

Кроме того, к контролю на уровне грамматических навыков устной речи должны быть предъявлены следующие требования:

а) направленность на целостный речевой акт в единстве его произносительной, лексической и грамматической сторон, с вычленением для целей контроля одной,

грамматической стороны;

б) самостоятельное выполнение операции означения (контролируемая форма не содержится в задании) и выражения (учащимся не дается образец высказывания);
в) заданность содержательной стороны речи (например, с помощью средств наглядности);
г) ограничение речевых реакций рамками отдельной фразы или микровысказывания.

А. Ю. Горчев считал, что «основным критерием оценки репродуктивных грамматических навыков устной речи справедливо считаются правильное выполнение всех операций, входящих в грамматический навык говорения, выбор структуры, адекватной речевому замыслу говорящего в данной ситуации, ее морфолого-синтаксическое оформление, оценка адекватности этих действий»[8; 59].

Это предполагает самостоятельное, корректное и автоматизированное выполнение всех составляющих грамматическое действие операций, входящих в грамматический навык говорения, при условии самостоятельного выбора и спонтанного употребления в процессе устного высказывания определенной грамматической структуры, адекватной коммуникативной задаче в конкретной ситуации речевого общения. Важной характеристикой контролирующих упражнений должна являться коммуникативная направленность. Например: «Подумай и скажи, что ты делал вчера, и что ты будешь делать сегодня вечером». «Расскажи своим одноклассникам, что ты обычно делаешь по выходным» [5, c.62].


























Список литературы

1. Белосельская, Б.В., Карпова Т.М. Программы общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. - М.: Просвещение, 1994.

2. Беляев, Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам [Текст]/ Б. В. Беляев. - М.: Просвещение, 1985.- 167с.

3. Васильева, Н.А. Европейский год языков и вариативность педагогических

технологий при обучении немецкому языку как второму иностранному [Текст] /Н.А. Васильева// Педагогика.- 2001.-№6.

4. Витлин, Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков / Ж.Л. Витлин // ИЯШ.-2000.-№5. с 22.

5. Днепров, Э.Д. Иностранный язык // Сборник нормативных документов[Текст]/ Э.Д. Днепров. - М.: Дрофа, 2004.-17с.

6. Иванова, Е.Г. Учебное пособие [Текст] /Е.Г. Иванова. - Челябинск, 2004.-14с.

7. Конышева, А.В.Контроль результатов обучения иностранному языку [Текст]

/А.В.Конышева. - Мн.: Четыре четверти, 2004.-144с.

8. Лизенин, С.М., Денисова Л.Г. Грамматика в курсе интенсивного обучения

английскому языку в старших классах средней школы / С.М. Лизенин // Иностранные языки в школе.-1992.-№5

9. Миролюбова, А. А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку [Текст]/ А. А. Миролюбова.- Обнинск: Титул, 1999. - 94 с.

10. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст]/ С.И. Ожегов. - М., 1978. - 218c.

11.Паон, М., Грет К. Давайте поиграем!: Игры на английском языке для всех/ М Паон., К Грет. - СПб.: КАРО, 2007. - 160 с., ил.

12. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд./ Е.И. Пассов.- М.: Просвещение, 1991.

13. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению [Текст]/ Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1993.

14. Растригина, Л.П. Упражнения по совершенствованию английского языка. Exercises for Improving Your English / Л.П. Растригина - Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005. - 224 с.

15. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций/ Е. Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2002. - 217с.

16.Степнова, Н.С. Игры в обучении английскому языку [Текст] /Н.С. Степнова // Иностранные языки в школе. 1981, № 2.

17. Использование динамических наглядных пособий и игровых моментов [Текст]: Сборник статей. - Воронеж, 1986.

18. Настольная книга преподавателя иностранного языка [Текст]: Справочное пособие / Коллектив авторов. - Минск: Высшая школа, 1997.

19. Советский энциклопедический словарь [Текст]. - М., 1980. - С. 480.

20. Эльконин, Д.Б. Психология детской игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.:1978.

21. Hadfield, J. Elementary Communication Games/ J Hadfield. - Edinburgh.: Longman, 1984. - p. 20.











Приложение

Урок № 1. Тема: «Do you have any problems with your friends? »

Дата проведения:11.02.09

Задача: Определить уровень сформированности грамматических навыков использования времен Present Simple и Present Continuous.

Констатирующий Тест

Урок № 2. Тема: «Do you have any problems with your friends? »

Дата проведения: 12.02.09

Задача: проверить умения употреблять в речи структуры с Present Simple и Present Continuous

«Put It Together»

Now I'll divide you into two groups and give you some pieces. The pieces together make up two large pictures. Your task is to find the other people who have pieces from the same picture. You have to move around the class describing your picture to the people you meet. When you have found the other people with pieces of the same picture, you should sit somewhere in a group and try to work out in which order the pieces come from left to right. And the main task is to describe your picture to other group in greater detail. Use the words and time expressions on the board.

Урок № 3. Тема: «Do you have any problems with your friends? »

Дата проведения: 13.02.09

Задача: ввести и первично закрепить грамматический материал Present Continuous (глаголы состояния) грамматических времен Present Simple и Present Continuous

«A Hot Ball»

I'll tell you a positive sentences and your task is to disagree with me as quick as you can. Look at these negative structures and examples.

EОбучение грамматике английского языка.g.: I'm playing football. I'm not playing football.

Don't forget about negative form. to be +not + Ving

Урок № 4. Тема: «Do you have any problems with your friends? »

Дата проведения: 18.02.09

Задача: тренировка учащихся в употреблении глаголов состояния

«Miming a sentences»

One of you mimes the situation given in a card for the other to guess. You can see some time expressions on the board and use them in your sentences.

E.g.: You are opening the door at present.

You open the door every morning.

Урок № 5. Тема: «Do you have any problems with your friends? »

Дата проведения: 20.02.09

Задача: тренировка учащихся в употреблении времен Present Simple и Present Continuous

«The Morning in the House in the Wood»

Now look at the board. Here you can see The House in the Wood. Do you know this fairy tale? You can see some animals living in the house. Can you guess what they do in the morning? You can use these structures and time expressions of the Present Simple Tense. Then I'll open the shatter.

E.g.: Does Mouse wash the dishes?

Now look at some animals in the yard behind the fence. You should guess what they are doing now. You should ask questions in the Present Continuous Tense, using the verbs and time expressions on the board. Then I'll open the wicket.

E.g.: Is Bear playing with a ball?

Урок № 6. Тема: «Do you have any problems with your friends? »

Дата проведения:25.02.09

Задача: тренировка учащихся в употреблении времен Present Simple и Present Continuous

«Nosy Neighbors»

You live in the street shown in the picture. Now I'll give you cards with some information about what is going on in the house. It's now 6 o'clock in the evening.

Урок № 7. Тема: «Do you have any problems with your friends? »

Дата проведения: 26.02.09

Задача: тренировка учащихся в употреблении времен Present Simple и Present Continuous

« Talking Football»

Today you'll play the game Talking Football. I'll divide you into two groups. First choose the name and country for your team. Now look at the board here you can see a football court. Listen very attentively I'll tell you how to play this game.

Use the cue words in the orange rectangles and combine with a verb in the white triangles to make full sentences. You should change the verbs according to the tense and number. If the cue word has a question sign then you are expected to make questions instead.

For every correct sentence you can advance one space ahead from each side of the goal.

The other team must listen carefully to spot the mistakes. If there isn't any mistake in the sentence, you / they can keep them/you space.

If there is a mistake the team gets a yellow card and move back one step. If no mistake they keep your captured space. The other team takes its turn to combine cue words and keys words to make sentences. Every successful sentence means they retain the space and prepare to advance.

Both teams keep advancing until they meet on one space. When you meet them do ROCKS, PAPER and SCISSORS. The team that looses the ROCKS, PAPER & SCISSORS guess, gets a red card and goes back to start.

The winning side continues until they meet again. Every time they, meet they do rocks, paper, and scissors to see who gets a red card. The team that gets to the other team's goal wins.

When you get to the centre, it is a FREE space so you can create any sentence you like.

Урок № 8. Тема: «Do you have any problems with your friends? »

Дата проведения: 27.02.09

Задача: Определить уровень сформированности грамматических навыков использования времен Present Simple и Present Continuous.

Контрольный Тест


© 2010-2022