«Роль ситуации в организации общения на занятиях по обучению иностранному языку»

В данной статье говорится о формирования коммуникативной компетенции, путем создания мотивации к общению на занятиях по обучению английскому языку, о различных видах ситуации, роли учителя в проведении ситуативной игры.   Коммуникация – это одна из основных задач в обучении иностранному языку. Искусственно созданная ситуаций общения на уроке способствует процессу обучения речи, навыкам говорения, обучения гомологической и диологической речи. Статья может быть полезна для учителей, практикующих в...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль ситуации в организации обучения на уроке иностранного языка.

Одной из основных целей обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Общеобразовательная цель состоит цель состоит в формировании навыков самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики, предложенной программой и в приобретении элементарных культуроведческих знаний.

Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности. Обучение должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу общения (коммуникации). Только в том случае будет возможен перенос сформированных навыков и умений: учащийся сможет действовать в реальных условиях.

Ведущим методическим принципом в обучении иностранному языку является принцип коммуникативной направленности. Это означает, что обучение должно строить так чтобы на протяжении всего процесса проходило вовлечении учащихся в устную (аудирование и говорение) и письменную (чтение и письмо) коммуникацию, т.е. общение на изучаемом языке.

Одним из важнейших принципов коммуникативно - ориентированного обучения иностранным языкам является ситуативность. В соответствии этим принципам все упражнения для учащихся имеют ситуативную основу и усиливают мотивы учащихся говорить. Основным правилом на уроке является использование учебно - речевых ситуаций, создание таких обстоятельств, которые вызывают у учащихся потребность к высказыванию. При организации общения следует предлагать такие задачи, которые затрагивают интересы ученика, связанные с его личным опытом, побуждающие использовать освоенный материал для выражения своих мыслей в соответствие с той или иной ситуацией общения и выбранной для общения ролью. Обучающие и воспитывающие возможности ролевого общения могут быть реализованы в полной мере лишь при условии правильного отбора и распределения ролей, правильной ориентировки учащихся в собственной роли, а так же при условии применения эффективного комплекса упражнений, по средствам которых учащиеся тренируются в исполнении тех или иных ролей. Ролевую игру необходимо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы. Важно, чтобы учащиеся были убеждены хорошо в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Мотивацию к общению создаёт такая ситуация, которая воссоздаёт образ того или иного лица максимально приближая его поведение к действиям в реальной жизни.

Ситуации могут быть как условными, воображаемыми, так и реальными и конкретными.

Особое внимание заслуживают проблемные ситуации. При обсуждении проблемной ситуации учащийся не является носителем роли, он выражает своё собственное мнение, соглашается или опровергает мнение собеседника. Поэтому обсуждение проблемы является реальным общением на уроке.

Независимо от того, является ли ситуация общения реальной или условной, необходимо предусмотреть обеспеченность его языковым материалом. Существенным для обеспечения ситуаций языковым материалом является речь самих учащихся. Выделяют подготовленный и неподготовленный уровни речи.

Неподготовленная речь готовится практически всем процессом обучения; при этом подготовленная речь выполняет роль репетиции для неё.

Чтобы создать мотивацию общения на иностранном языке в учебных условиях, необходимо использовать ситуацию, которая вызвала мотив общаться. Роль учителя в процессе подготовки и проведении ситуативной игры очень важна. Учитель контролирует и направляет деятельность учащихся, он так же помогает в создании благоприятной атмосферы на занятии, необходимой для того, чтобы участники общения преодолели психологический барьер, чувствовали себя комфортно.

Моделирование ситуаций общения стимулирует речемыслительную деятельность учащихся и подготавливает к общению на иностранном языке в реальной жизни.

© 2010-2022