«Требования к уроку в условиях реализации ФГОС»

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС? Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока. Определение темы учебного материала Тип дидактической цели темы Тип дидактической цели урока Определение типа урока изучения и первичного закрепления новых знаний закрепления новых знаний комплексного применения ЗУН обобщения и систематизации знаний проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся   Продумывание структуры у...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема 4. 4. Требования к уроку в условиях реализации ФГОС

Цель

Ключевые понятия: конструирование урока; план-конспект урока; технологическая карта урока

План

  1. Конструированин урока.

  2. Технологическая карта урока.

  3. Анализ урока

  4. Современные информационные технологии и электронные образовательные ресурсы на уроках математики



  1. Конструирование урока.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС?
Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока.

  1. Определение темы учебного материала

  2. Тип дидактической цели темы

  3. Тип дидактической цели урока

  4. Определение типа урока

  • изучения и первичного закрепления новых знаний

  • закрепления новых знаний

  • комплексного применения ЗУН

  • обобщения и систематизации знаний

  • проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся

  1. Продумывание структуры урока

  2. Обеспеченность урока *

  3. Отбор содержания учебного материала

  4. Выбор методов обучения

  5. Выбор форм организации педагогической деятельности

  6. Оценка ЗУН

  7. Рефлексия урока

* Карта обеспеченности урока

№ п.п

раздел

материально-техническое
оснащение

учитель

ученики

время

учебный элемент

количество бумажных источников и компьютеров с необходимым ПО

бумажные

электронные

бумажные

электронные





Основная дидактическая структура отображается в плане-конспекте урока и в технологической карте, о которой мы поговорим позже. Она имеет как статичные моменты, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственно более гибкая структура:

  1. Организационный момент

  • тема,

  • цель,

  • образовательные, развивающие, воспитательные задачи

  • мотивация их принятия

  • планируемые результаты: знания, умения, навыки

  • личностноформирующая направленность урока

  1. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось)

  2. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока

  • постановка учебной задачи

  • актуализация знаний

  1. Сообщение нового материала

  • Решение учебной задачи

  • Усвоение новых знаний

  • Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом)

  1. Закрепление изученного материала

  • Обобщение и систематизация знаний

  • Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом)

  1. Подведение итогов

  • диагностика результатов урока

  • рефлексия достижения цели

  1. Домашнее задание

    • инструктаж по его выполнению

Необходимо четко обозначить тему, и цель и задачи урока.
Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.

Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.
Цель урока определяется:

    • планируемым результатом урока

    • путями реализации этого плана

Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство» и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.

Задача - данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.

Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.

Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.

Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?" Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов - «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр.

Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач - столько и планируемых результатов должно быть.

На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности.
ЭОР можно использовать на любом этапе урока, если это целесообразно, позволяет экономить время урока, повышает интерес учащихся.

Обязательным моментом является список источников информации, которые были использованы как при подготовке, так и в ходе урока.

  1. Технологическая карта урока.

Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта - технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение

  • цель освоения учебного содержания

  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)

  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)

  • основные понятия темы

  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)

  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

  • освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,

  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт.

  • обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

  • используются эффективные методы работы с информацией;

  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Примеры шаблонов технологических карт:

Технологическая карта урока
Ф.И.О.
Предмет:
Класс:
Тип урока:

Тема

Цель

Задачи

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

УУД

  • ЛичностныеУУД:

  • Регулятивные УУД:

  • Коммуникативные УУД:

  • Познавательные УУД:

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать

  • Уметь

Личностные:
Метапредметные:

Основные понятия

Межпредметные связи

Ресурсы:

  • основные

  • дополнительные

Формы урока

фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая

Технология

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент
Время:
Основные этапы:


(Познавательные УУД).
(Коммуникативные УУД).
(Регулятивные УУД).

Проверка домашнего задания
Время:
Этапы:


Изучение нового материала
Время:
Этапы:


Закрепление нового материала
Время:
Этапы:


Контроль
Время:
Этапы:


Рефлексия
Время:
Этапы:

.

.

Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может менять в зависимости от типов урока


Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая
структура урока

Методическая структура урока

Признаки
решения
дидактических задач

Методы
обучения

Форма
деятельности

Методические
приемы и их
содержание

Средства
обучения

Способы
организации
деятельности

Организационный момент


Актуализация знаний


Сообщение нового материала


Закрепление изученного материала


Подведение итогов


Домашнее задание


3.Анализ урока

Важно также уметь проанализировать свой урок. Зная, на какие моменты опирается анализ урока, учитель будет более грамотно подходить к процессу его конструирования. Отметим основные пункты и требования аспектов анализа урока.

  1. Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

  • Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.

  • Результативность решения дидактической задачи

  1. Содержание урока

  • Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника

  1. Методы и средства обучения

  • Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели

  • Использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).

  1. Формы обучения

  • Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока

  • Целесообразность использования предложенных заданий

  1. Результативность урока

  • Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока

  1. Практическая направленность урока

  • Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам

  • Организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента

  1. Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

  • Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока

  • Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)

  • Взаимопомощь

  • Интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности

  1. Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

  • Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

  1. Формирование ИКТ-компетентности

  • Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

  1. Структура урока

  • Соответствие структуры урока основной дидактической задаче

  1. Контрольно-оценочная деятельность

  • Использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях информационно-коммуникационных технологий

  • Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов

  • Ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся

  1. Педагогический стиль

  • Соблюдение норм педагогической этики

  1. Гигиенические требования

  • Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы

  • Соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям

  • Соответствие требованиям к организации образовательного процесса с использованием ИКТ


  1. Современные информационные технологии и

электронные образовательные ресурсы на уроках физики

  1. Современные информационные технологии

Термин «Современные информационные технологии» образован от информационных технологий, основанных на использовании современных компьютерных и сетевых средств.

Под информационными технологиями понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время, так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей.

Под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимают программные, технические средства, устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных).

Выделим средства современных информационных технологий в преподавании математики:

Компьютер

Проектор

Сканер

Принтер

Интерактивная доска

Указанные выше технические средства являются основными инструментами для организации и проведения уроков математики.

Для объяснения нового материала, проверки домашнего задания, выполнения тренировочных упражнений и другой учебной деятельности со всем классом проектор незаменим. Если заранее отсканировать проверенные домашние работы или другие, выполненные учащимися работы, то очень просто, используя проектор, посмотреть эти работы, а потом обсудить с учащимися достоинства и ошибки работ.

Практика показывает, что часто возникает проблема с демонстрацией графиков на доске. Для того, чтобы координатная плоскость появлялась на доске в необходимый для работы с классом момент можно использовать среду «Живая математика» или инструмент «Математический конструктор», а если у Вас нет такой возможности, то можно заранее заготовить координатную плоскость. Например, взять лист в клеточку, начертить координатную плоскость и отсканировать, сохраненный файл всегда будет в Вашем арсенале.

Интерактивная доска позволяет, не отходя от доски, находить необходимые объекты, ресурсы, производить построения, преобразования, просматривать документы, входить при необходимости в интернет и т.д.

Эти технические средства способствуют активизации учебного процесса, эффективно проводить уроки, организовывать быстрый доступ к запланированной информации.

Интернет-ресурсы:

unimath.ru/ - поурочные планы в помощь учителям математики

metodkopilka.com - методическая копилка учителей математики

valeryzykin.ru/view_journal.php?id=8 электронный журнал - компьютер школьного учителя математики

edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.

Демонстрационные варианты тестов ГИА для 9 и ЕГЭ для 11 класса on-line.

edu.ru - ресурсы портала для общего образования

ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена". Новости. Нормативные документы. Демоверсии. Предварительные результаты ЕГЭ.

fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ - контрольно измерительные материалы (демо ЕГЭ); Федеральный банк тестовых заданий (открытый сегмент); Научно-исследовательская работа; Повышение квалификации.

mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.

rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".

edunews - "Все для поступающих" Основные разделы портала: Школьникам и дошкольникам; Абитуриентам и студентам; Экзамены и тесты; Дополнительное образование. Тематические ссылки на образовательные ресурсы и сами учебные материалы на сайте.

window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов.

.

Задание к теме 3.7.4.

  1. Заполните таблицу: плюсы и минусы традиционного урока.

плюсы

минусы


2. Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы?

Литература

  1. Анализ современного урока. - М, 2001.

  2. Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. - 2005. - № 7.

  3. Ковгородова, А. Режиссура школьного урока / А.Ковгородова // Директор школы. - Директор школы. - 2005. - № 2. - С. 49 - 51.

  4. Лаврентьев, В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе (в условиях внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса) / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. - 2005. - № 1. - С. 96 - 109.

  5. Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. - 2005. - № 1. - С 83 - 88.

  6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. - М.: Политиздат, 1992.

  7. Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А.Радина, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. - 2006. - № 2. - С. 13 - 22.

  8. Принципы и положения для работы с технологическими картами prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077

  9. Психология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990

  10. Смольникова И.А. Структуризация основных требований к ЭОР Электронная публикация eorhelp.ru/node/8964

  11. Современный экономический словарь / Сост. Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева

  12. Токарева, Г.С. Анализ урока. Материалы к организации внутришкольного контроля / Г.С.Токарева, Т.С.Терещенкова // Образование в современной школе. - 2006. - № 1. - С. 16 - 35.

  13. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983

  14. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.



© 2010-2022