Нетрадиционные методы обучения на уроках немецкого языка

Нетрадиционные методы обучения основаны на  активности и интенсификации деятельности учащихся, базируются на принципе активности   обучаемого в процессе обучения. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. К таким методам можно отнести игровые методы, проблемное обучение, коммуникативный метод.          Интерес к активным методам обучения вызван потребностью в изменениях дидактической системы, направленных на сокращение учебной нагрузки учен...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Нетрадиционные методы обучения на уроках немецкого языка.




Учитель немецкого языка

Шапошникова Л.В.




Нетрадиционные методы обучения основаны на активности и интенсификации деятельности учащихся, базируются на принципе активности обучаемого в процессе обучения. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. К таким методам можно отнести игровые методы, проблемное обучение, коммуникативный метод.

Интерес к активным методам обучения вызван потребностью в изменениях дидактической системы, направленных на сокращение учебной нагрузки учеников за счёт мастерства педагога. Особое место новые нетрадиционные методы находят в преподавании иностранных языков.

К активным методам относят такие, которые позволяют вовлечь учащихся в конкретную ситуацию, "погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми".

Современные педагогические технологии требуют от педагога умений конструировать не только урок, но и создавать особую педагогическую среду, в которой возможна реализация активных методов обучения. Особое внимание уделяется интерактивным методам - методам обучения, осуществляемым через общение. В интерактивном обучении делается опора на личный опыт, самостоятельность в принятии решений, смену деятельности и самостоятельный поиск ошибок и ответов, возможность реализовывать собственный опыт.

Активные методы позволяют погрузить обучаемых в контролируемое общение, позволяют участникам включиться в реальные события. Активные методы позволяют учителю создать условия, в которых обучаемые вынуждены оперировать понятиями разного масштаба, включать в решение проблемы информацию разного уровня, знания, относящиеся к разным наукам и школьным дисциплинам. Соединение в сознани человека событий, до того не связанных между собой, требует новых принципов и приемов обучения. Учить пониманию - новая задача и новый приоритет современного образования. Активные методы помогают создать такую образовательную среду, в которой возможно достижение понимания проблемы.

Интерактивные методы позволяют оценить общение как язык образования, научить слушать, передавать и структурировать информацию.

Специалисты по активным методам обучения не однозначно оценивают их эффективность. Неоспоримым остается результат -

новые подходы в обучении позволяют более эффективно усваивать учебный материал. Активные методы обучения приносят не только удовольствие от процесса познания, но и раскрывают путь к решению проблемы.

Как известно, основной проблемой при изучении иностранного языка является то, что вне класса ученики практически не имеют возможности говорить на иностранном языке, т. е. пользоваться полученными знаниями. Поэтому использование проектной методики, позволяющей применять речевые навыки и умения на практике, очень важен. Выполнение заданий проекта выходит за рамки урока и требует много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:

  • занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;

  • учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но и из других источников;

  • в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;

  • в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на ученика: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;

  • усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;

  • совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и отработать статистические данные, оформить альбом, коллаж, стенгазету, выставку, организовать вечер для родителей, одноклассников.

Работа над проектом имеет следующие этапы:

  1. Подготовительный: планирование учителем проекта в рамках тем программы, выдвижение идеи учителем на уроке, обсуждение идеи учащимися, выдвижение ими своих идей, аргументирование своего мнения.

  2. Организация работы: формирование микрогрупп, распределение заданий в микрогруппах, практическая деятельность учащихся в рамках проекта.

  3. Завершающий этап: промежуточный контроль, обсуждение способа оформления проекта, презентация результатов проекта всей группе на вечере, на пленуме и т.д., подведение итогов выполнения проекта; обсуждение результатов, выставление оценок.

  4. Этап практического использования результатов проекта /в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставок и т.д./.

В зависимости от продолжительности работы проекты подразделяются на минипроекты и большие проекты.

Проект "Schuleralbum" , например, органично вписывается в тему "Die Schule". На первом уроке по этой теме учитель выдвигает идею проекта. Потом эта идея обсуждается учащимися. Формируются группы, распределяются роли и задания в группах: кто что делает. Учащиеся получают задание обдумать проект и предложить свои идеи. На следующем уроке обсуждаются идеи и то, какие трудности встретились. Обсуждается также форма презентации, например, комментарии к каждой странице альбома. Подбираются различные рубрики для альбома, например: из истории школы; наша школа в настоящее время; наша школа в будущем. Презентация альбома проходит на заключительном уроке по теме "Школа". Учащиеся сами анализируют свой проект, делают выводы: что удалось, что не очень и почему.

Метод проектов может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения. Все дело в выборе проблемы, требующей определенных языковых средств для ее разработки и решения.

Игру как метод обучения использовали с древности. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. Д. Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.

Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра - это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Таким образом, игра - это:

- деятельность;

  • мотивированность;

  • индивидуализированная деятельность, личная;

  • обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;

  • развитие психических функций и способностей;

  • "учение с увлечением".

Пассов выделяет шесть основных целей использования игры на уроках иностранного языка:

  1. Формирование определенных навыков, например:

  • Отгадайте, куда мы пойдем?

  • Вы пойдете в кино? - Нет.

  • Вы пойдете в парк? - Нет. И т.д.

  1. Развитие определенных речевых умений, например, после прохождения темы "Квартира" можно провести такую игру:

  • Ваня получил новую квартиру / на доске ее схема/, поможем ему расставить мебель.

  1. Обучение умению общаться: конкурс на самого вежливого собеседника, поздоровайтесь и сделайте комплимент и т.д.

  2. Развитие необходимых способностей и психических функций, например, игра "Снежный ком":

1-й уч. Я собираюсь в путешествие и беру с собой мыло.

2-й уч. Я собираюсь в путешествие и беру с собой мыло и зубную пасту. И т.д.

  1. Познание в сфере страноведения и языка: викторины, лото, путешествия, конкурсы.

  2. Запоминание речевого материала: рифмовки, сопровождение слов мимикой и жестами.

Усвоение материала в процессе использования проблемных методов обучения становится следствием поисковой мыслительной деятельности ученика, т. к. проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в разрешении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, решение которой нельзя получить по готовому образцу на основе уже известных учащимся способов; здесь от решающего требуется проявление самостоятельности в самом подходе к решению. Эта система охватывает все основные виды учебной деятельности учащихся и определяет оптимальные условия организации их труда в каждом из этих видов деятельности. Иначе говоря, под проблемным методом понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение может использоваться в различных видах учебной работы по предмету: при изучении нового материала, при выполнении учащимися самостоятельных экспериментальных работ, выполнении домашних заданий.

Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, поиска и решения сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления, закономерности. Эти методы предполагают собственную структуру организации учебного процесса и целенаправленную деятельность учащихся.

Любая система обучения языку должна предполагать комплексное использование различных методов, однако это не исключает возможности выдвижения отдельных методов в качестве ведущих.


.



© 2010-2022