Применение технологии «кейс-стади» на уроках иностранного (английского) языка

Раздел Иностранные языки
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение технологии «кейс-стади»

на уроках иностранного (английского) языка.

Ширшова И.А.,

учитель английского языка

ГБОУ «Гимназии № 1811 «Восточное Измайлово»»

Технология кейс-стади (case-study) - инновационный метод, помогающий не только внести разнообразие в проведение уроков, но и позволяющий учащимся выйти на качественно новый виток мышления, а, следовательно, и формирования личности. Это позволяет развить у учащихся такие универсальные учебные действия (УУД), без которых невозможно представить современных высококлассных специалистов.

Предлагаемые на традиционных школьных уроках задачи, как известно, имеют четко сформулированное условие и известные методы решения, от ученика же требуется просто взять из учебника определенные формулы и применить их на практике.

В реальной же жизни задачи и проблемы почти всегда заданы неявно, не имеют четких границ, «засорены» посторонней информацией, и человеку, никогда раньше не сталкивающемуся с подобными задачами, приходится очень трудно.

Снятию или, во всяком случае, уменьшению этой трудности способствует технология «кейс-стади», приучающая учащихся (а, следовательно, будущих специалистов) к решению подобного рода задач. Этим достигается широкая демократизация и модернизация учеб­ного процесса.

Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.

Первый этап - это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается (с учетом возраста обучающихся). Затем определяются вопросы, на которые школьникам, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.

Второй этап - работа учащихся с кейсом на уроке. Этот этап включает в себя разбивку учащихся на группы, работу каждой группы с материалом, обсуждение его и выработку общего решения, а также итоговую презентацию результатов.

Материалы, которые предоставляются группам, имеют одну и ту же форму, но различаются содержанием. Этим достигается схожесть условий решения задач, а, следовательно, и возможность применения одних и те же критериев оценивания работы каждой группы.

Данная ситуация является вполне реальной. Часть исходной информации задана явно (список гостей, предпочтения гостей и друга именинника, курс валют, цены на упаковки различных продуктов). Другую же часть необходимой информации учащимся приходится «добывать» самостоятельно, анализируя некоторые исходные материалы (например, рецепты блюд, вес и цену одной упаковки различных продуктов), а также сопоставляя все это с заданным количеством гостей. В кейсе также дан материал с лишней, ненужной для решения данной задачи информацией (например, фотография меню одного из лондонских кафе с указанными ценами подаваемых там блюд, а также фотографии готовых блюд без рецептов этих блюд). Плюс, в качестве одного из факторов, лимитирующих задание, предлагается информация о медицинских противопоказаниях одного из гостей - аллергии на определенный вид продуктов. В реальной жизни эта информация, скорее всего, будет известна заранее, либо устроители вечера будут предупреждены устно.

Данная технология было применена на уроке английского языка в 8-м классе средней школы, в классе, изучающем язык на углубленном уровне. Урок проводился на английском языке. ( В данной же работе большая часть материала намеренно дается на русском языке, чтобы его могли использовать не только учителя английского языка).

К моменту проведения урока по описанной технологии необходимые слова и выражения (названия упаковок различных продуктов) уже были введены и отработаны; также был проработан текст о видах денег (монеты, банкноты и т.д.), и валюте разных стран, путях перевода одних в другие.

Целью урока было повышение мотивации изучения английского языка путем применения на практике изученного материала в ситуации, приближенной к реальной.

Данный урок строился по классической схеме, хотя возможно и другое построение урока.

Учащихся были разбиты на 4 группы по 3-4 человека; время выполнения задания каждой группой - 20-25 минут. После решения проводилась устная презентация групповых работ, примерно 15 минут.

Оценивание работы учащихся складывалось из 2-х компонентов: как ученик работал в группе и как выступал в презентации (каждый участник группы участвовал в презентации).

План урока.

I. Оргмомент:

(приветствие, оргвопросы, сообщение учащимся цели и задач данного

урока)

II. Зарядка, фонетическая и речевая.

(в качестве фонетической зарядки целесообразно взять названия некоторых продуктов питания, либо слова, содержащие труднопроизносимые звуки;

в качестве речевой зарядки можно проработать несколько фраз, которые потом будут использоваться учащимися в диалогах при обсуждении вида и количества продуктов, а также возможные фразы в магазине при покупке продуктов)

III. Проверка домашнего задания.

(на данном уроке этот этап целесообразно проводить при условии, что на дом были заданы упражнения, являющиеся подготовительными к данному уроку)

IV. Основная часть урока - работа по технологии «кейс-стади».

В Приложении 1 представлена таблица 1 - кейс «Организация подростками питания гостей на вечере по поводу празднования дня рождения своего друга».

В Приложении 2 - дано описание ситуации и вопросы, на которые следует искать ответ во время подготовки презентации.

В Приложении 3 содержится таблица 2 - исходные данные, некая дополнительная информация, также для 4-х групп школьников.

Приложение 4 содержит таблицу 4 с заданным количеством разных валют и формулами перевода одних в другие

В Приложение 5 даны разные виды электронного письма от мамы - для разных вариантов.

V. Итоги урока.

(здесь целесообразно суммировать, чему учащиеся научились за данный урок, спросить, что было легко, а что вызвало трудности; здесь же дается домашнее задание к следующему уроку).

Выводы:

В современном мире, когда люди не только не испытывают недостаток информации, но часто имеют ее избыток, человеку бывает, порой, очень трудно отделить значимую информацию от неважной, несущественной.

Поэтому очень важно научить школьников работать в таких условиях, отбирать информацию, помогающую решить поставленную задачу, игнорировать ненужную.

Проведенный урок показал, что очень важно ставить перед школьниками задачи, максимально приближенные к условиям реальной жизни. В этом случае школьники получают отличный шанс применить на практике все, чему их учат в школе, а это не только возвышает их в собственных глазах, но и вызывает одобрение у значимых для них взрослых, что, несомненно, повышает мотивацию к изучении иностранного языка.

Литература:

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт для основной школы» - М., 2010

2. Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова И.И., Яркова Т.А. «Практическая педагогика: учебно-методическое пособие на основе метода case-study». - Тобольск, 2009

3. Еремин А.С. «Обеспечение учебной работы с использованием кейс-метода». В сб. «Инновации в образовании», № 4 - 2010

4. сайт британского интернет-магазина "British Food Shopping, Delivered Worldwide": britishcornershop.co.uk/

Приложения:

1. Приложение 1 - Таблица 1 - Кейс «Организация подростками питания гостей на праздновании дня рождения своего друга»

2. Приложение 2 - Карточка с заданием для учащегося: ситуация, вопросы и задания

2. Приложение 3 - Таблица 2 - Исходные данные для каждого из 4-х кейсов

3. Приложение 4 - Таблица 3 - Деньги: в таблице представлены суммы денег, имеющихся в распоряжении друзей.

4. Приложение 5 - Варианты текста электронного письма мамы одного из друзей

5. Приложение 6 - фото витрины одного из лондонских кафе с указанием порций и цен на них

6. Приложение 7 - фотографии из каталога одного из британских интернет-магазинов с реальными (на момент написания статьи) ценами на упаковки продуктов.

5


© 2010-2022