Активизация познавательной деятельности учащихся через нетрадиционные формы уроков

Раздел Иностранные языки
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационная карта проекта


Автор проекта

Имангажинова Гульжанат Айбаровна

учитель английского языка

стаж - 4 года

Учебный предмет

Английский язык

География проекта

с. Кош-Агач

МОУ «Кош-Агачская начальная школа №3»

Тема проекта

Активизация познавательной деятельности учащихся через нетрадиционные формы уроков

Тип проекта

Теоретическо-практический

Работа над проектом

2 класс

Коллективное

Возраст 11-12 лет, родители

Продолжительность проекта

краткосрочный






Введение:

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников

Нетрадиционные формы уроков можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Для учащихся нетрадиционный урок-переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственности.

Актуальность:

Проблема преподавания английского языка в школе в настоящее время - актуальна. Главной целью обучения я ставлю формирование коммуникативной компетенции. Поэтому для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, я выбираю нетрадиционные формы проведения занятий.

Стимулирование интереса ребенка к изучению иностранного языка и иностранной культуры играет большую роль в создании основы для дальнейшего изучения языка в зрелом возрасте. Иногда уровень владения иностранным языком гораздо менее важен, чем опознавание тех широких перспектив, которые открываются для людей владеющих иностранными языками.

Противоречия:

Нетрадиционный урок - органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, т.к. они творческие и необычные, а самое главное - эффективные. Но не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, т.к. они станут традиционными и уровень эффективности снизится.

Общепринятое традиционное обучение иностранному языку не подразумевает погружение в соответствующую среду и культуру, причиной этого может быть недостаток ресурсов и времени. В основе обучения иностранному языку обычно лежат экзамены, которые необходимо сдать, и строгий учебный план, от которого нельзя отступать. Все это неизбежно влечет за собой отсутствие естественности и непринужденности, что является важной составляющей изучения иностранного языка.

Проблема:

Поиск новых форм и методов обучения в настоящее время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности.

Как организовать образовательный процесс, чтобы он стал максимально результативным? Что важнее: освоить минимум, справиться со стандартом или же уйти далеко за рамки требований программы, раскрыть что-то наиболее значимое и интересное? А, может быть, разработать индивидуальную программу работы для каждого ребёнка в соответствии с его возможностями, способностями, интересами с учетом индивидуальной траектории каждого обучающегося.

Цель: сформировать познавательную деятельность обучающихся через внедрения в образовательный процесс нетрадиционных форм уроков.

Организуемая мною работа способствовала достижению ряда задач:

- повысить мотивацию учащихся к предмету;

- дать возможность проявиться творческим способностям учащихся;

- развивать монологическую и диалогическую речь учащихся,

- научить отстаивать свою точку зрения.

Прогнозируемые результаты:

  • учащиеся приобретают прочные, глубокие знания по предмету;

  • сформированы стойкие познавательные интересы;

  • полученные знания применяются на практике;

  • создание детьми наглядных пособий;

  • организация выставок;

  • подготовка и проведения театрализованого представления по теме «ABC - party»;

  • составление книжек - раскрасок по теме «Цвета».

Объект исследования: процесс обучения английскому языку во 2 классе начальной школы

Предмет исследования: «Активизация познавательной деятельности учащихся через нетрадиционные формы уроков».

Ресурсы проекта:

Информационные ресурсы:

Интернет, научно-методческая литература

Журналы: ИЯШ, «Английский язык - 1 сентября»;

Учебные: УМК «Enjoy English» для 2 класса:

Учебник

Книга для учителя

Рабочие тетради №1, 2 с раздаточным материалом

Аудиоприложение (аудиокассеты, CD MP3)

Технические:

компьютер, проектор, магнитофон

Сроки реализации проекта:

  • этапы

подготовительный

основной

контрольно-обобщающий

  • сроки

I - III четверть

План мероприятий по реализации проекта

Этап

Сроки

Мероприятие

Ожидаемый результат

1. Подготовительно-теоретический

I четверть

- изучение и анализ методической литературы по теме проекта;

- посещение уроков стажистов.

- теоретическая подготовленность учителя к проведению проекта;

- разработка и проведения уроков по нетрадиционной форме

2. Основной

II четверть

- проведение уроков:

урок - игра;

урок - экскурсия;

урок - праздник;

урок - путешествие;


  • -осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

  • обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

  • предусматривается максимальное участие детей в уроке.

3. Контрольно-обобщающий

III четверть

- анкета (см. приложение 1)

-разработка

практических методических рекомендаций по применению нестандартных форм уроков

Я планирую выпустить методические рекомендации по исследуемой проблеме учителям английского языка начального звена

Приложение

Практическая значимость проекта:

Работая над этим проектом, формируется у учащихся интерес и уважение к культуре страны изучаемого языка; нетрадиционные формы уроков английского языка оживляют преподавание, вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению лексико - грамматического материала.

Долгосрочность и перспективность: в перспективе, я планирую

выпустить методические рекомендации по активизации познавательной деятельности через нетрадиционные формы уроков.

Риски:

Каждому учащемуся требуется индивидуальный подход, но не всегда это осуществляется на уроках, поэтому могут возникнуть проблемы в обучении английского языка. Пути преодоления проблем я вижу в необходимости привлечения учащихся к учёбе через нетрадиционные формы уроков.

Финансовое - экономическое обоснование:

№ п\п

Наименование

Сумма

1

2

3

4

Итого:

Учебник «Enjoy English»

Аудиокассеты

Видеоматериалы

Журналы «English»

300р.

250р.

350р.

2250р. за 6 месяцев

3150 р.


Заключение:


Можно сделать вывод о том, что преподавание английского языка в начальной школе представляет широкие возможности для развития познавательной активности обучающихся. Основная цель которой - создать устойчивую мотивацию к изучению английского языка, заложить начальные знания и коммуникативные умения, доступные детям этого возраста. Нетрадиционные формы уроков расширяют кругозор, грамотно формулировать свои мысли, понимание значимости «чужого» текста.

Трудная, но интересная совместная работа детей и взрослых по реализации данного проекта помогла нам всем научиться, лучше понимать себя, друг друга и окружающую жизнь.

Широко известно высказывание Л.С.Выготского: «Мыслит не мышление, мыслит человек», которое можно продолжить: пишет не рука, говорит не язык, слушает не ухо. Особенно важно это учитывать применительно к обучению английскому языку.


Список литературы:


  1. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи. // ИЯШ - 1993 - №3. С. 20-25

  2. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку. // ИЯШ -2003 - №5 - С.31-34

  3. Егоров О. Коммуникативная функция учебного занятия. // Учитель - 2001 - №1 - с. 52-54

  4. Елухина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции. // ИЯШ - 2002 - №3. С. 9-13

  5. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ»», «Cambridge University Press», 2001 г. - с. 150-151, 161, 90-91.

  6. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. // ИЯШ - 2000 - №4. С.14-19

  7. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в начальной школе. - М.: Просвещение, 1988.

  8. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ - 1991 - №2 С.3-10

Приложение:


Опрос проводился в двух параллелях: во 2-х и 3-х классах.

Итоги анкетирования следующие:
1) Все 100% детей любят английский язык;
2) Абсолютное большинство учащихся, высказывалось за увеличение количества уроков английского языка в неделю;
3) Все 100% учащихся 2-х классов рассказывают дома о том, что они делают на уроках английского языка, в то время как в 3-х классах лишь 60 % учащихся обсуждают эти проблемы с родителями;
4) Только 50%. учащихся получают помощь от родителей в выполнении домашних заданий по английскому языку;
5) Наибольший интерес для учащихся представляют следующие виды и формы деятельности на уроке английского языка:
Для 2-х классов:
- физминутки;
- работа по закреплению лексики и правописания с помощью игры "Поле Чудес";
- разучивание песен и стихов на английском языке;
- инсценирование.
Для 3-х классов:
- выразительное чтение на английском языке;
- различные виды деятельности по формированию графики и орфографии;
- пение на английском языке;
- инсценирование;
- закрепление английской лексики и правописания с помощью игр.

Как показывают итоги опроса, учащимися данной возрастной группы нравится разнообразие приемов и форм обучения английскому языку, при этом предпочтение отдается подвижным формам работы.
Качество знаний учащихся во многом зависит от правильной организации учебного процесса.



Праздник во 2-х классах

Тема: Who knows the ABC better?

Задачи: активизация знаний по теме «Алфавит»; развитие творческих способностей.

Фома проведения: турнир знатоков ( по каждой команде от каждого класса - параллели).

Оборудование: столы, стулья, карточки с заданиями, разрезной алфавит, ручки, бумага для выполнения заданий, призы, наборы картинок, оформление кабинета, демонстрационные или магнитные доски.

Время проведения: внеурочное время

Место проведения: актовый зал

Ход мероприятия

Oh! Well, you see, now I know the ABC!

Ведущая (далее - Leader, учитель). Hi, ho are you?

Учащиеся (далее - Pupils). Fine, thank you!

Leader: Are you ready?

Pupils: Yes, we are!

Звучит музыка, ведущая представляет состав жюри. Это учителя старших классов. Гости турнира - родители и члены школьной администрации.

Ведущая приглашает на сцену команды знатоков. Каждая команда (по жребию) имеет свою букву: А, В или С. Ведущая объявляет начало представления команд.

Команда А.

Pupil 1. I am A.

Pupils. And I am A.

We are happy.

And hurry!

Команда B.

Pupils. B is for bare, B is for bee.

We are so strong! Can you see?

Команда C.

Pupils. We are cats, pussy cats.

We are nice in red hats!

Оценивается представление команд и костюмы. Далее ведущая объясняет задание 1. Каждая команда получает комплект разрезанного алфавита. Необходимо как можно быстрее разложить буквы в алфавитном порядке. Работает представитель от команды. Учитывается время и правильность (победитель получает 5баллов, 2 место - 4 балла, 3место - 3 балла).

Задание 2. Каждая команда исполняет песенку об алфавите.

Задание 3. Конкурс капитанов. Если ребята не знают слов before and after, то их помещают на демонстрационную доску с переводом.

Leader: Captain Alex, say to me

What's the letter before B?

Captain Mary, say to me

What's the letter after C?

Ведущая повторяет задания по несколько раз, меняя предлоги, подставляя все новые буквы.

Задание 4. по жребию ребята получают несколько ранее изученных слов, они должны их прочитать, затем назвать каждое слово по буквам (желательно подобрать слова с неповторяющимися буквами).

Leader: Do you know the ABC well?

Can you read it? And can you spell?

После выполнения задания и сообщения результатов ведущая проводит физминутку со всеми участниками мероприятия.

Stand up and sit down.

Hands up and hands down.

Turn to the left, turn to the right,

Now turn round,

Clap your hands behind.

Nod your head,

Shake your hands.

Good for you, dear friends!

Good for you - молодцы!

Задание 5. Команды получают письменные задания. Ведущая диктует буквы алфавита вразброс. Все члены команды пишут.

Во время проверки задания команды отдыхают и наблюдают за конкурсом, который проводится среди болельщиков команд. Болельщики могут добавить баллы своим командам, правильно отвечая на поставленные вопросы.

  1. сколько букв в английском алфавите?

  2. сколько в английском алфавите гласных и согласных?

  3. назовите английские гласные.

  4. назовите как можно больше слов, которые содержат букву а (затем b, c и т.д.)

  5. какие английские имена, начинающиеся с этих букв, вы знаете?

  6. кто может спеть английский алфавит?

После конкурса болельщиков команды получают задание 6.

Ребята представляют символ своей команды (домашнее задание)

Команда А - apple (корзинка с яблоками или рисунки).

Команда В - ball (выходят с разноцветными мячами)

Команда С - cat (выходят с мягкими игрушками)

Команда А

Apples are green, apples are red.

Take some apples, take, dear Ted.

Take some apples, dear Pete,

They are tasty, they are sweet!

Команда В

We like ball games, we like ball games,

We like ball games to play.

And now we start to play in the yard,

Where we play every day.

Команда С

Cats are funny, cats are nice.

They like to play,

And milk, and mice!

Все знатоки получают призы. 1 место - значки с буквой А, 2 место - с В, 3 место - с С. Всех приглашают на чаепитие с печеньем в виде буквы алфавита.

© 2010-2022