Методическая система учителя английского языка

Сегодня уже никого не надо убеждать, что  обучение иностранному языку невозможно без использования таких современных технологий обучения, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационные технологии. Актуальность данной проблемы состоит в том, что информационно-коммуникационные технологии характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативны...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая система учителя английского языкаМетодическая система учителя английского языкаМетодическая система учителя английского языка

ТЕМА: «Метод проекта и ИКТ как средство повышения эффективности современного образовательного процесса в обучении иностранным языкам»

Сегодня уже никого не надо убеждать, что обучение иностранному языку невозможно без использования таких современных технологий обучения, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационные технологии.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что информационно-коммуникационные технологии характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ИКТ, метод проекта, приемы технологии критического мышления. Поэтому я посчитала необходимым работать именно в этом направлении.

Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:

1. повышение мотивации к изучению языка;

2. развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;

3. увеличение объема лингвистических знаний;

3. расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;

4. развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.

Только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению, самооценке) недостаточно. Необходим широкий спектр информации, отражающей разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющей учащимся пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений. Современный учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.

ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Необходимо заметить, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

После тщательного анализа всех существующих ИКТ я выделила несколько классификаций средств ИКТ. В соответствии с первой классификацией, все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные и программные.

Средства ИКТ





Программные

(электронные учебники, тренажеры, информационные сайты, поисковые системы Интернета и др.)

Аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, и др.)











Аппаратные устройства служат для поиска и обработки информации,радикально повышают уровень наглядности в работе учителя,позволяют учащимся представлять результаты своей работы всему классу.

Программные средства дают возможность работы со всеми видами информации : энциклопедиями на СDs, информационными сайтами и поисковыми системами Интернета, в том числе - специализированными для образовательных применений. ПС позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами - ввода текста, оперирования с графическими объектами на экране и пр., письменной и устной коммуникации в языковой среде, дают возможность конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером.

Современные программы требуют от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.

Однако при организации урока с использованием компьютерных программ, я предоставляю обучающимся красочно оформленную информацию, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это позволяет более наглядно и доступно объяснить учебный материал. В моей методической работе мной четко сформулированы следующие бесспорные достоинств ИКТ:

1.общекультурное развитие обучающихся (в системе использую интегрированные подходы в изучении языка);

2.совершенствование навыков владения компьютером;

3.совершенствование языкового уровня;

4.создание благоприятного психологического климата;

5.повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;

6.самоутверждение учащихся;

7.возможность реализации индивидуализации обучения;

8.реализация принципа обратной связи;

9.большие возможности наглядного предъявления материала;

10.исключение времени для написания материала на доске;

11.экономия расходования материалов учителем;

12.совершенствование процесса проверки работ учащихся;

13.повышение авторитета учителя;

14.сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная

15.оценка действий учащихся;

16.активизация навыков самостоятельной работы.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

Мультимедийная презентация иноязычного материала - способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определённого возраста учащихся языковой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определённой лексико-грамматической, страноведческой теме. Мультимедийная презентация базируется на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий.

При наличии соответствующего оборудования мультимедийные программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации.

Это особенно важно:

а) при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на мониторе / экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием;

б) при изучении грамматического материала, когда у детей 7-8 лет ещё не развито абстрактное мышление, а увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.

Использование ММП в процессе обучения обеспечивается определенными условиями, создаваемыми как на уровне школы в целом, так и на уровне урока. Так, при постоянном использовании компьютера учитель должен иметь доступ ко всей базе данных. Чтобы упорядочить базу данных, я создала свою медиатеку поступающей и хранящейся информации (в этом случае не надо тратить время на поиски необходимого материала). Такая медиатека может включать следующие компоненты - уровни информации.

Медиатека учителя иностранного языка

Мультимедийный учебно-методический ассортимент

Навигатор

1. Коллекция статических картинок, разбитых по лексическим или грамматическим темам (рисунки, графики, схемы, карты, комиксы и т.п.)

список хранящихся статических картинок

2. Коллекция анимированных картинок, разбитых по лексическим или грамматическим темам (рисунки, графики, схемы, карты, комиксы и т.п.)

список хранящихся анимированных картинок

3. Коллекция звуковых файлов, разбитых по темам (классические произведения, звуки природы, эмоции, текстовые аудиозаписи и т.п.)

список хранящихся звуковых файлов

4. Коллекция готовых ММП по темам

список готовых ММП

5. Коллекция текстовых файлов

список хранящихся текстовых файлов



список нужных поисковых машин и часто посещаемых веб-сайтов



список справочной информации



список хранящихся материалов по мониторингу.

6. Разное (коллекция необработанных материалов)


Для создания ММП мною используются следующие компьютерные программы: Microsoft Word (позволяет форматировать нужный текст), Microsoft Power Point (делает доступными действия с анимационными картинками, звуковыми и видео файлами), Microsoft Publisher (дает возможность публикации материалов в виде тематических буклетов), Microsoft Internet Explorer (позволяет работать с сетевыми ресурсами Internet).

Опыт показывает, что при проведении уроков с использованием ММП необходимо выполнять определенные гигиенические нормы:

а) при использовании экрана-доски удовлетворительная зона восприятия находится на расстоянии от 2 до 5 - 6 м;

б) на уроке в начальных классах целесообразно использовать ММП длительностью не более 5-8 минут, старших - 20-25 минут.

В ходе работы мною были сформулированы следующие основные требования к оформлению ММП

Основные требования к оформлению ММП

Условия оформления

Требования к оформлению



I - IV классы

V - IX классы

Стиль создания оформления

Единый



Ограниченность по времени

2 - 6 мин.

5 - 6 мин.

Количество слайдов

6 - 10 шт.

10-13 шт.

Графические изображения

3 - 7 шт.

7-9 шт.

Анимационные эффекты текста

3 - 6 шт.

6-8 шт.

Анимационные объекты

5 - 8 шт.

7 - 8 шт.

Звуковые файлы

3-6 шт.

5-6 шт.

Видеофрагмент

1-2 шт.

2 шт.

Фоновые изображения

1-2, преимущественно тёмные тона

Использование цвета

не более трех контрастных для одного слайда; фон и текст должны быть контрастными

Содержание

короткие слова и предложения; минимум предлогов, междометий

Расположение информации

картинка не должна отвлекать от содержания текста; наиболее важная информация находится в центре; доминирует горизонтальное расположение информации

Шрифт

крупный (для заголовков - 66/72, для информации - 42/44/48); одного типа; не злоупотреблять прописными буквами

Способы выделения информации

жирный шрифт; разные цвета; стрелки; схемы для важных фактов

Объем информации

1 слайд - это 1 ключевой пункт

Виды слайдов

минимум текстовых слайдов

Технология непосредственного использования ММП в учебном процессе. ММП имеет несколько этапов, которые позволяют достичь успеха. В своем сочинении "Труд в его психическом и воспитательном значении" К.Д. Ушинский утверждает « Только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться». Разве с этим поспоришь?

Методическая система учителя английского языка

V этап

рефлексивный



IV ЭТАП

последемонстрационный



III ЭТАП

демонстрационный

II ЭТАП

преддемонстрационный

I ЭТАП

подготовительный

Подготовительный этап включает в себя отбор необходимого материала, анализ и создание учителем ММП. В ходе апробации данной технологии мною выработан алгоритм создания ММП. Следуя ему, учитель должен:

а) определить педагогические задачи, решаемые с помощью создаваемой ММП;

б) продумать цели и задачи создания слайдов;

в) поставить себя на место ученика, учитывая его возрастные особенности, потенциальные возможности;

г) подобрать иллюстрации (рисунки, звуки), используя мультимедийные возможности компьютера (обработка собранной ранее информации или поиск новой);

д) продумать содержание текстов исходя из основных требований к ММП;

е) составить сценарий ММП;

ж) создать структуру ММП, используя необходимые компьютерные программы;

з) применить анимационные и звуковые эффекты;

и) проанализировать и оценить подготовленную презентацию согласно требованиям к ММП;

к) скорректировать возможные недочеты.

В преддемонстрационный этап входят снятие языковых трудностей, проверка понимания ранее изученных лексических единиц, повторение необходимого грамматического материала и формулировка целей и задач для учащихся.

На демонстрационном этапе происходит предъявление материала с параллельным комментарием учителя, работа над содержанием каждого слайда, «паузированные» упражнения, при необходимости повтор нужных слайдов.

Последемонстрационный этап охватывает вопросно-ответные упражнения, подведение учащимися итогов, самостоятельную формулировку ими правила, повторение лексических единиц.

Рефлексивный этап включает анализ и выводы учителя о результативности подготовки и показа ММП, мониторинг.

Самостоятельно созданные презентации требуют серьезной подготовки, но зато, они могут отвечать самым разнообразным запросам. Я создаю презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, обученность, таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение.

В моем банке ММП есть самые разнообразные презентации, которые можно разделить на разные категории. Например, обучающие презентации, которые я применяю на уроках, отличаются:

  1. по видам речевой деятельности (при обучения чтению, аудированию, говорению или письму);

  2. по сторонам речи (при обучении лексической, грамматической или фонетической стороне речи);

  3. по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная).

Широкое применение ММП на уроках породило стремление самих учащихся к созданию их. Это является эффективным способом обучения. Уже в начальных классах дети делают свои работы по темам «Мой день», «Мой любимчик» или «Мой день рождения» и др.

Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Презентации можно включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене или после уроков просмотрят новые презентации.

Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Более того, это помогает мне создавать для каждого ученика своеобразный "банк ситуаций успеха", т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем. Часто ученик, уровень обученности которого по английскому языку не очень высок, благодаря созданной презентации может прожить ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников.

Использование ИКТ вдохнуло новую жизнь и в нашу проектную деятельность.

Исследовательская деятельность школьников, способствующая развитию у школьников познавательной активности, воображения, навыков совместной работы давно активно используется в нашей школе. Теперь же, когда результаты этой деятельности чаще всего представляются в виде ММП, она стала еще привлекательнее для школьников.

Работа над проектом - творческий процесс, в котором речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст интересной другой деятельности (игры, анкетирования, выпуска журнала или презентации). Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Это требует от учащегося самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у школьников развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. Поиск информации, самостоятельная работа с дополнительными источниками, способствуют углублению и лучшему усвоению изучаемого материала. К использованию метода проектов существуют общедидактические требования:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

5. Использование исследовательских методов; определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы. По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:

1. Конструктивно-практические проекты: (коллаж, дневник наблюдений, игра и её описание).

2. Игровые, ролевые проекты (разыгрывание игр, драматизация или сочинение пьесы).

3. Информационные и исследовательские проекты.

4. Проекты конкретного социологического обследования.

5. Издательские проекты.

6. Сценарные проекты.

7. Творческие работы.

Проектная работа по иностранным языкам позволяет обеспечить условия для использования изучаемого языка в ситуациях реального межкультурного общения в различных информационно-познавательных, учебно-профессиональных, социально-культурных целях и тем самым реализовать и апробировать степень сформированности коммуникативных умений.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания - учащийся, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс основывается не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;

Проектная работа имеет общую структуру независимо от вида проекта и этапа обучения.

- Деятельность учителя.

- Деятельность учащихся.

- Результат проектной деятельности.

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Целеполагание

Определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп.

Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы.

Мотивирует учащихся. Объясняет цели. Наблюдает.

2. Планирование

Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез.

Выдвигают гипотезы. Формулируют задачи.

Помогает в анализе и синтезе.
Наблюдает.

3. Выбор методов проверки принятых гипотез

Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации.

Обсуждают методы проверки.
Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации.

Наблюдает.
Консультирует.
Советует (по просьбе).

4. Выполнение

Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта.

Работают с информацией.
Синтезируют и анализируют идеи.
Проводят исследование.
Оформляют проект.

Наблюдает.
Направляет процесс анализа (если это необходимо).

5. Защита проекта

Представление результатов проектирования.
Оценка результатов.

Защищают проект.
Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования.

В итоге каждая группа представляет свою электронную работу на иностранном языке, освещая как ее содержательную, так и техническую стороны. Ребята составляют интересные вопросы, кроссворды, задания творческого характера по своим проектам, предлагая их классу. Это стимулирует интерес учащихся к докладам, является мотивирующим фактором повышения внимания со стороны слушателей. В ходе защиты школьники учатся правильно держаться перед аудиторией, преодолевать застенчивость, излагать полученную информацию. Ребята сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы. На мой взгляд, проект должен продолжать свою жизнь даже после завершения работы над ним. Поэтому считаю необходимым выделить четвертый этап - этап практического применения проекта.

Лучшие проектные работы нашей школы используются учителями на уроках английского языка в разных классах как наглядные и практические пособия. В кабинете английского языка постоянно проводится выставка лучших проектных работ, что так же является мощным стимулом для учеников. Мои учащиеся принимают активное участие во всех школьных мероприятиях: в викторинах и конкурсах знатоков английского языка, школьных и районных предметных олимпиадах и занимают призовые места. Многие проекты используем и на классных часах, школьных и районных конференциях. Таким образом, ребята понимают социальную значимость своей работы - все, что они делают, они делают не только для себя, но и для других.



© 2010-2022