Разработка занятия по курсу Основы информационной культуры 10 класс

В информационном  веке  изменяется понятие грамотности. Новое понятие «Информационная  грамотность» подразумевает нечто большее, чем определённый уровень владения устной и письменной речью, и компьютером. Становится  актуальным не освоение  какого- либо объёма знаний, а добывание знаний, умение найти нужную информацию, используя новые ИКТ,  сделать свои выводы, сформулировать итоги  поиска и представить  их в виде нового информационного продукта. Именно поэтому в структуре курса «Основы культуры... Цель занятия: обучение основам работы в глобальной сети ИНТЕРНЕТ, совершенствование навыков информационного обеспечения учебной деятельности. Задачи: 1.     Повторить правила поиска информации в сети Интернет; 2.     Познакомить учащихся с поисковыми системами сети Интернет; 3.     Познакомить учащихся с образовательными сайтами сети Интернет; 4.     Рассказать о виртуальных библиотеках, их структуре и поисковом аппарате; 5.     Сформировать навыки самостоятельной работы с альтернативными источниками информации в сети Интернет. 6.     Создать новый информационный продукт. Оборудование: компьютеры, мультимедиа проектор, экран для мультимедиа проектора, презентация Microsoft Offiсe PowerPoint 2000-2003/2007, локальная сеть с выходом в сеть Интернет, карточки с заданиями. Программное обеспечение: программа Microsoft Offiсe Power Point, программа Microsoft Office Word, браузер Internet Explorer. Форма проведения: урок-практикум.
Раздел Иностранные языки
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема занятия: Методика работы в сети Интернет

Возраст: 10 класс

Обоснование

В настоящее время во всём мире основой общественного развития становятся знания и информационные технологии. Не случайно последнее десятилетие 20 века и следующее столетие связывают с информатизацией и формированием информационного общества.
Главным признаком информационного общества является утверждение культа знаний, осознание того, что ни одну серьёзную задачу нельзя успешно решить без переработки значительных объёмов информации.
В информационном веке изменяется понятие грамотности. Новое понятие «Информационная грамотность» подразумевает нечто большее, чем определённый уровень владения устной и письменной речью, и компьютером. Становится актуальным не освоение какого- либо объёма знаний, а добывание знаний, умение найти нужную информацию, используя новые ИКТ, сделать свои выводы, сформулировать итоги поиска и представить их в виде нового информационного продукта. Именно поэтому в структуре курса «Основы культуры чтения. Библиотечно-информационные знания» разработано занятие «Методика работы в сети Интернет».

Цель занятия: обучение основам работы в глобальной сети ИНТЕРНЕТ, совершенствование навыков информационного обеспечения учебной деятельности.

Задачи:

  1. Повторить правила поиска информации в сети Интернет;

  2. Познакомить учащихся с поисковыми системами сети Интернет;

  3. Познакомить учащихся с образовательными сайтами сети Интернет;

  4. Рассказать о виртуальных библиотеках, их структуре и поисковом аппарате;

  5. Сформировать навыки самостоятельной работы с альтернативными источниками информации в сети Интернет.

  6. Создать новый информационный продукт.

Оборудование: компьютеры, мультимедиа проектор, экран для мультимедиа проектора, презентация Microsoft Offiсe PowerPoint 2000-2003/2007, локальная сеть с выходом в сеть Интернет, карточки с заданиями.

Программное обеспечение: программа Microsoft Offiсe Power Point, программа Microsoft Office Word, браузер Internet Explorer.

Форма проведения: урок-практикум.

Ход занятия:

№ этапа



Содержание

Задачи

1

Приветствие: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встречаемся с вами не в первый раз, и темой очередного занятия по курсу «Основы культуры чтения» будет «Методика работы в сети Интернет».

Ежедневно вы сталкиваетесь с проблемой поиска информации по различным темам, и не всегда вы можете найти ответы на свои вопросы в печатных информационных источниках. Это обусловлено и тем, что фонды школьной библиотеки устарели, и тем, что малая экземплярность художественной литературы и отсутствие произведений некоторых авторов не позволяет вам вовремя подготовиться к урокам.

Скажите, пожалуйста, а как вы находите выход из сложившейся ситуации? (ответы учащихся)

Хорошо.

А кто из вас для разрешения данной проблемы обращается к сети «Интернет?» (ответы учащихся).

А теперь расскажите, каким образом вы осуществляете поиск информации в сети? (ответы учащихся)

Очень хорошо. Глобальная сеть Интернет, которая объединила сотни миллионов компьютеров и сетей между собой, позволила создать единое информационное пространство на всей планете. Услуги, предоставляемые Интернетом, очень разнообразны - от пересылки сообщений, поиска интересующей информации до банковских операций и покупок. Но для того, чтобы быстро и правильно находить ответы на интересующие вас вопросы, находить необходимые вам для обучения и досуга литературные тексты и более рационально использовать своё время, необходимо знать основные правила работы в сети Интернет. Сегодня на занятии мы повторим эти правила, а также познакомимся и поработаем с различными поисковыми системами сети Интернет, с образовательными сайтами сети Интернет и с виртуальными библиотеками. Вы - старшеклассники, и поэтому уже имеете навык работы с компьютером, навык работы в программе Microsoft Office Word - эти навыки помогут вам сегодня при создании нового информационного продукта, работу над которым мы будем вести в ходе практической части нашего занятия.

Введение в тему занятия, постановка проблемного вопроса, знакомство с целями и задачами урока.

2

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: как называется самая известная служба Интернет? (ответы учащихся)

Правильно, WWW - World Wide Web

А в каком виде в WWW представлена информация? (ответы учащихся)

Подводим итог: да, правильно, информация представлена в виде электронных документов, содержание которых, как правило, соответствует какой-либо тематике: спорт, музыка, новости, искусство, литература и т.п.

Давайте вспомним, как же называется электронный документ? (ответы учащихся)

Подводим итог: верно, электронный документ называется САЙТОМ и размещается на компьютере, который является Web-сервером. Сайт, в свою очередь, состоит из Web-страниц, на которых представлены тексты, графические изображения, аудио- и видеоклипы, гиперссылки, с помощью которых можно быстро переходить от одного документа к другому, от сайта к сайту (см. слайд № 5).

А что означают слова «ГИПЕРТЕКСТ», или «ГИПЕРССЫЛКА»? Как с ними работать? (ответы учащихся)

Подводим итог: гипертекст - это текст с выделенными местами - ссылками, которые определяют соответствующие действия, например показ картинки, открытие другого документа и т.д. (см. слайд № 6)

А теперь давайте вспомним, с чего же нужно начинать поиск информации в Сети? (см. слайд №7)

  • Прежде чем начать поиск в Сети, надо определить, по какой теме необходимо начать искать информацию, записать ее на листок бумаги и положить его перед собой, это поможет "не сбиться с курса".

  • Необходимо продумать, сколько времени потребуется для одного сеанса связи и попытаться удержаться в рамках определенного времени. В этом пользователю сможет помочь будильник или таймер.

Для того чтобы найти требуемую информацию на различных сайтах необходимо:

  • подобрать ключевые слова и сочетания слов, наиболее подходящих к искомой теме;

  • составить список используемых поисковых систем и каталогов;

  • составить ориентировочный список сайтов информации по определенной вами теме;

  • подобрать информацию по данной теме;

  • предложить темы и названия телепередач, статей, видео- или аудио продукции, которые могут дополнить найденный материал по теме (см. слайд № 8)

Необходимо помнить, что:

  • в процессе работы обязательно будут встречаться интересные ссылки, но, совсем не относящиеся к делу. Надо постараться игнорировать их, или же добавлять их в список "закладок", который предусмотрен программой просмотра. В следующий раз можно будет вернуться к ним.

  • Лучше всего изучить интересующий документ целиком, затем ближайшие ссылки по заданной теме. Если все время уходить от стартового документа, то можно быстро заблудиться в Сети (см. слайд № 9)

1.Повторение правил поиска информации в сети Интернет.

Понятия WWW, САЙТ, ГИПЕРТЕКСТ

3

А сейчас скажите, пожалуйста, с чего вы начинаете работу над поиском информации? (ответы учащихся)

А какими поисковыми системами вы чаще всего пользуетесь в процессе работы? Обоснуйте свой выбор. (Учащиеся отвечают на вопрос, одновременно давая оценку используемому ими ресурсу. Здесь можно подискутировать на тему: «А какая же поисковая система лучше и почему?») Nigma.ru (см. слайд № 10)

yandex.ru (см. слайд № 11)

narod.ru (см. слайд № 12)

mail.ru (см. слайд № 13)

rambler.ru (см. слайд № 14)

Yahoo.ru (см. слайд № 15)

Google.ru (см. слайд № 16)

Aport.ru (см. слайд № 17)

Конечно же, использовать в работе можно любую из этих поисковых систем, но на сегодняшний день самой лучшей можно назвать интеллектуальную поисковую систему Nigma.ru (см. слайд № 10). Почему? А потому что в процессе поиска необходимой нам информации она задействует ресурсы всех поисковых систем Интернет, тем самым осуществляя наиболее полный и качественный отбор информации. К тому же её поисковый аппарат усовершенствован отдельной вкладкой, позволяющей уже на начальном этапе поиска более конкретно отфильтровать искомый нами материал.

2. Знакомство с поисковыми системами сети Интернет

4

Следует также обратить внимание на Интернет-портал с собственной поисковой системой, которая специализируется на поиске только образовательных сайтов «Мир Образования» ct-net.net/ru (см. слайд №18)

Умники и умницы

umniki.ru

Образовательные тесты и игры

kokch.kts.ru

Интерактивные курсы по общеобразовательным предметам

vschool.ru

Олимпиады для школьников

mccme.ru/olympiads/index.htm

Школьное образование

school.rin.ru

(см. слайд № 19)

Давайте прямо сейчас выйдем на эти сайты и посмотрим более подробно, какой материал мы сможем найти с их помощью. (Учащиеся делятся на группы по 2-3 человека, в зависимости от количества компьютеров в кабинете. Каждой группе выдаётся памятка с названиями полезных сайтов и в течение 5-7 минут группа просматривает и оценивает возможности и наполняемость одного из ресурсов. Над каким именно ресурсом будет работать группа, определяет библиотекарь).

А сейчас расскажите, для каких целей можно использовать сайт, над изучением которого вы только что работали? Какую информацию и по каким темам можно найти на этом сайте? (Представитель каждой группы рассказывает об изученном ресурсе).

Знакомство с образовательными сайтами сети Интернет

5

Итак, мы с вами решили, какая же поисковая система, на наш взгляд, самая лучшая; познакомились с разнообразием образовательных сайтов, но нигде не нашли так необходимых нам в процессе обучения произведений русской и зарубежной литературы, не нашли стихотворений любимых поэтов. Вспомним, куда вы в-первую очередь обращаетесь за ними? (ответы учащихся)

Конечно же, в библиотеку. А поскольку Интернет - единое информационное пространство, то и свои библиотеки в нём тоже существуют. Но библиотеки эти включают в себя материалы не на бумажных, а на электронных носителях, и доступ к этим библиотекам и материалам хранящимся в них может осуществить любой пользователь Сети. Сегодня я лишь вкратце упомяну о них, о их содержании вы можете догадаться, прочитав их названия. В памятках (Приложение 1), которые находятся перед вами, эти библиотеки тоже есть, и при необходимости вы можете воспользоваться их ресурсами. (см. слайды № 20,21)

Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского

gnpbu.ru

Публичная интернет-библиотека

publik.ru/main.asp

Электронная библиотека Е.Пескина

online.ru/sp/eel/russian

Библиотека Максима Мошкова

lib.ru

Электронная Компьютерная Библиотека

listdoc.ussr.to

Сетевая библиотека on-line

vg.pp.ru/book

Научная фантастика Василия Головачёва

golovachev.ru

Литературный портал «Архивариус»

books.yis.da.ru

Информационный портал «Кирилл и Мефодий»

km.ru

Всероссийская научно-практическая конференция

rsl.ru/science/lib_xx1v.htm

Антология русской поэзии

stihi-rus.ru

Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.

obshelit.ru

3. Знакомство с виртуальными библиотеками сети Интернет

6

Практическая работа: (см. слайд №22)

Ход работы:

  1. А сейчас, ребята, мы с вами начнём работу над созданием нового информационного продукта. Вы уже поделены на группы, и сейчас я каждой группе дам своё задание - тему над которой вы будете работать в течение 15-20 минут.

Темы для работы: (Приложение 2)

  • Биография Марины Цветаевой

  • Системы счисления в информатике

  • Стихотворения Осипа Мандельштама

  • Наполеон Бонапарт

  • Планеты солнечной системы

  • Природные ресурсы Индии

  • Упражнения для укрепления осанки

  • Александр Невский

  • Формальдегиды

  • Использование оптики в медицине

  • Влияние электромагнитных волн на мозг человека

  • Очистные сооружения на химических предприятиях

  • Экономика Австралии

  • Малочисленные народы Севера

  1. Откройте окно стандартной программы Microsoft Office Word.

  2. Ещё раз ознакомьтесь с памяткой. Для поиска необходимой вам информации вы будете обращаться к источникам информации, с которыми познакомились сегодня на занятии.

  3. Определитесь с видом работы, в конечном итоге у вас должен получиться: реферат, доклад, сообщение, подборка тематического материала для дальнейшего использования на уроке, подборка тематического материала для дальнейшего использования в работе над рефератом, исследованием и.т.п.

  4. Не забывайте, что создаваемый вами программный продукт, являясь вашей интеллектуальной собственностью, должен содержать список использованной вами в ходе работы над ним литературы. В данном случае - список ресурсов Интернет. Перед вами на слайде даны образцы описания электронного ресурса, обратите внимание, что они отличаются от описания ресурса на бумажном носителе - обязательно должна присутствовать ссылка [электронный ресурс], и обязательно должен быть указан Режим доступа к нему, т.е. название сайта (см. слайд №23). Пожалуйста, копируйте название сайта, наименование стать и автора на отдельную страничку, либо сразу составляйте описание источника. ( в течение 15-20 минут учащиеся работают над заданной темой, библиотекарь всё это время помогает им, подсказывает, если это необходимо, даёт советы, консультирует)

4. Работа над формированием навыков самостоятельной работы с альтернативными источниками информации в сети Интернет;

создание нового информационного продукта.

7

Ваше время вышло, давайте же посмотрим, что у нас получилось. (Каждая группа показывает результат своей работы, кратко рассказывает, какие ресурсы были ею использованы. Остальные ребята оценивают работу по пятибалльной системе - для этого им раздаются карточки с критериями оценки (Приложение 3). Подсчитываются результаты и называются 3 лучших работы) Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали. Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали? (ответы детей)

О чём ещё вы хотели бы поговорить на следующем занятии? (ответы детей)

Спасибо вам всем за работу, до свидания.

РЕФЛЕКСИЯ Подведение итогов работы, награждение победителей

Для подготовки урока были использованы:

  1. Информационная культура: новые информационные технологии. 11 кл. : пособие для общеобразоват. учебных заведений/ А.Г. Кушниренко, А.Г. Леонов, М.А.Кузьменко и др.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2002.- 160 с.: ил.

  2. Справочник школьного библиотекаря/О.Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская, Т.Д. Жукова; под.ред. Ю.Н.Столярова.- М.: Школьная библиотека, 2006.- 448 с.

  3. Фиошин, М.Е. Информатика и ИКТ. 10-11 кл. Профильный уровень. В 2 ч. Ч.1: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/М.Е. Фиошин, А.А.Рессин, С.М. Юнусов.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009.- 255с.

  4. nigma.ru

  5. zavalam.net



© 2010-2022