• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Выступление на секции учителей иностранных языков по теме «Особенности обучения английскому языку обучающихся 5 класса по учебно – методическому комплексу под редакцией М. З. Биболетовой «ENJOY ENGLISH» для ообучающихся 5-6 классов

Выступление на секции учителей иностранных языков по теме «Особенности обучения английскому языку обучающихся 5 класса по учебно – методическому комплексу под редакцией М. З. Биболетовой «ENJOY ENGLISH» для ообучающихся 5-6 классов

Раздел Иностранные языки
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на секции учителей иностранных языков по теме

«Особенности обучения английскому языку обучающихся 5 класса по учебно - методическому комплексу под редакцией М.З.Биболетовой «ENJOY ENGLISH»

для ообучающихся 5-6 классов


Учебно-методический комплекс под редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубанёвой предназначен для обучения учащихся 5-6 классов английскому языку в общеобразовательной школе при минимальной сетке 3 часа в неделю.

Он является продолжением начального курса английского языка "Enjoy English-1, Enjoy English-2" для школы, в которой предусмотрено обучение английскому языку со второго класса.

Содержание курса строится на сюжете, в основу которого легла идея культурного обмена школьников Великобритании и России. Это создаёт прекрасную и реальную мотивацию для изучения английского языка. В методическом отношении перспектива готовящегося обмена помогает обеспечить коммуникативную направленность учебного процесса и обусловливает гармоничное включение в учебный процесс различных коммуникативных ситуаций, типичных для детей данного возраста.

Работа над произносительной стороной речи со­храняет свою важность и на данном этапе обуче­ния, но несколько смещаются акценты. По-преж­нему обращается внимание на выработку умений четко произносить и различать на слух все звуки английского языка; соблюдать долготу и краткость гласных; не оглушать звонкие соглас­ные в конце слов; соблюдать ударение в словах. Особое место в работе над артикуляцией звуков занимает постановка правильного произношения дифтонгов и трифтонгов, особенно тех, которые встречаются в омофонах типа our - hour, their - there.

Однако в 5 классе работа над произноше­нием не ограничивается артикуляцией звуков. На среднем этапе учащиеся начинают активнее упот­реблять в речи более сложные по конструкции и более длинные предложения: сложноподчинен­ные, сложносочиненные, простые предложения с причастными оборотами. Поэтому обра­щается внимание детей на фразовое ударение и смысловое членение фраз.

Обучение лексической стороне речи, как и преж­де, происходит во взаимосвязи с обучением грам­матике. Новые лексические единицы даются в оп­ределенном контексте, который помогает ученику составить представление о том, как и где может быть использовано данное слово, в каких словосо­четаниях и для решения каких коммуникативных задач. В третьей части "Enjoy English" учащиеся найдут избыточное количество лексики, позволя­ющее им исходя из своего мироощущения и рече­вых потребностей выбирать наиболее подходящее слово, словосочетание или речевое клише. Вари­анты их употребления в различных ситуациях при­водятся в многочисленных текстах учебника, в том числе диалогических.

В сводном словаре учебника, кроме слов из рубрики "Key Vocabulary", которые помечены звездочкой, учащиеся найдут и те слова, которые предназначены для рецептивного овладения, а также слова, составляющие потенциальный сло­варный запас учащихся (типа unfriendly). В потенциальный словарь входят едини­цы, которые учащиеся не встречали и не заучива­ли прежде, но могут догадаться об их значении с помощью знания словообразовательных элемен­тов: home - homeless, use - useful. Подобных лек­сических единиц в учебнике достаточно много, что и обеспечивает возможность читать неадапти­рованные аутентические тексты.

Интересным и полезным для учащихся окажет­ся раздел "Word Focus", в котором они узнают об оттенках в значении слов, о многозначных словах, правилах словообразования, словах, которые могут быть неверно поняты из-за сходства их звучания со словами в родном языке, о разнице в значениях некоторых слов, имеющих одинаковый эквивалент на родном языке, например speak-talk-tell и др.

При обучении грамматической стороне речи вы­держивается принцип опоры на опыт учащихся в родном языке и формирование ориентировочной основы грамматического действия с опорой на со­знание с последующей его автоматизацией. Сле­дуя этому принципу, учащимся раскрывается суть нового грамматического явления, дается правило, в котором объясняются принципы выполнения соответствующих грамматических операций. Весь новый грамматический материал приводится в рубрике "Grammar Discoveries". Наряду с объясне­нием назначения основных случаев употребления и формообразования нового грамматического яв­ления, как правило, проводятся параллели с ана­логичными по смыслу и назначению грамматиче­скими явлениями родного языка. Затем следует се­рия коммуникативно окрашенных упражнений тренировочного характера, в процессе выполне­ния которых автоматизируется употребление но­вой грамматики. Следом идут речевые упражне­ния, предполагающие использование данного грамматического явления для решения поставлен­ных перед учащимися коммуникативных задач.

Обобщение (в виде правила) и многочисленные тренировочные упражнения обеспечивают осоз­нание и дальнейшую автоматизацию соответству­ющего грамматического действия. В учебнике и Рабочей тетради широко представлены разные типы тренировочных упражнений - от подстано­вочных таблиц и упражнений на грамматическую трансформацию до переводных упражнений, ко­торые позволяют учащимся соотнести значение сходных грамматических явлений в родном и анг­лийском языках. Рабочая тетрадь содержит множество упражнений и занимательных заданий для выполнения дома, что позволяет осуществить дифференцированный подход к процессу изучения английского языка школьниками, беря во внимание интересы каждого учащегося, а также его индивидуальный темп освоения языка.

При обучении по "Enjoy English-3" дети зна­комятся с различиями в употреблении модальных глаголов (сап / could / may / shall / should / would), tag-questions, употреблением оборота to be going to do smth., Present Continuous (Progressive) Active, Participles I and II, .

Обучение говорению в 5 классе опирается на умения и навыки говорения, сформированные ра­нее: умение решать элементарные коммуникатив­ные задачи в игровой, учебно-трудовой и бытовой сферах общения - в диалогической, монологиче­ской и полилогической формах в пределах ото­бранной тематики.

К концу обучения в 5 классе предполагается, что учащиеся смогут:

а) осуществлять диалогическое общение со сво­ими сверстниками и взрослыми в более широком кругу тем и ситуаций;

б) порождать элементарные связные высказы­вания о себе и ближайшем окружении, своей стра­не и стране изучаемого языка в изученных преде­лах, выражая при этом свое отношение к предмету речи.

В процессе выполнения серии коммуникатив­ных упражнений учащимся предлагается решать (убедить, расспросить, проинформировать, рас­сказать) различные коммуникативные задачи раз­ной степени сложности: от высказывания на уров­не одной фразы или микродиалога до расширен­ного монологического высказывания или расши­ренных реплик в полилоге и диалоге.

Предполагается, что в процессе обучения гово­рению по "Enjoy English-3" дети смогут научиться решать следующие коммуникативные задачи:

- поприветствовать (попрощаться), поздравить собеседника, используя речевые клише и другие языковые средства, адекватные целям и ситуа­ции общения, возрасту и социальному статусу собеседника;

- представиться самому (и представить кого-либо), назвав имя, возраст, место и дату рожде­ния, основное занятие;

- попросить о помощи или предложить свою по­мощь;

- запросить необходимую информацию о ком-либо или о чем-либо, используя разные типы вопросов и соблюдая этикет;

- взять интервью у знакомого (незнакомого), со­блюдая нормы вежливого поведения;

- пригласить к совместной деятельности (напри­мер, к подготовке школьного вечера, написа­нию заметки в газету), используя при этом адек­ватные языковые средства;

- описать человека, животное, школу, памятник архитектуры, явление природы;

- делать комплименты и реагировать на компли­менты;

- рассказать о ком-то (например, о великом или известном человеке своей страны или страны изучаемого языка) или о чем-то (о своих люби­мых занятиях, о событии, происшедшем в жиз­ни своей семьи, школы, страны);

- обменяться мнениями об услышанном, прочи­танном или увиденном, аргументируя свою точ­ку зрения;

- дать характеристику героям прочитанного / прослушанного текста;

- выразить свое согласие (несогласие) по опреде­ленному вопросу, объяснить причины своего согласия (несогласия), вежливо согласиться или не согласиться, используя краткий ответ;

- принять участие в коллективном обсуждении личностно или общественно важного вопроса;

- убедить речевого партнера в правильности соб­ственной точки зрения, принять точку зрения своего партнера.

Высказывание может быть в форме описания, сообщения, рассказа, характеристики.

Примерный объем диалогического высказыва­ния: 5-6 реплик, правильно оформленных в язы­ковом и интонационном отношении, с каждой стороны при условии, что участники диалога ус­пешно справятся с поставленной коммуникатив­ной задачей.

Планируемый объем монологического выска­зывания: 8-10 фраз по предложенной теме, рас­крывающих тему / проблему, правильно оформ­ленных в языковом отношении, достаточно логич­но выстроенных, излагаемых в нормальном для данного ученика темпе. Желательным является использование детьми адекватного набора разных речевых образцов, что позволяет сделать высказы­вание не однотипным и личностно окрашенным.

Обучение аудированию. На данном этапе обуче­ния продолжается совершенствование навыков и умений понимания речи на слух, которые сфор­мированы ранее: понимание детьми на слух рас­поряжений и кратких сообщений учителя и выс­казываний одноклассников.

Вместе с тем цели обучения аудированию ус­ложняются, становятся качественно новыми:

- научить детей воспринимать и понимать на слух тексты с разными целями: с проникновением в их содержание, с пониманием основного смыс­ла, с извлечением выборочной информации;

- научить использовать в процессе слушания компенсаторные стратегии, такие, как:

а) умение догадываться о значении некоторых слов по контексту;

б) умение догадываться о значении слов по сло­вообразовательным элементам или по сходству звучания со словами родного языка;

в) умение "обходить" незнакомые слова, не ме­шающие пониманию основного содержания текста;

г) умение переспрашивать с целью уточнения содержания с помощью соответствующих клише типа: Excuse me... Pardon? Could you repeat it, please?

Обучение чтению. В процессе обучения по "Enjoy English-3" учащиеся развивают умения и навыки в данном виде речевой деятельности, сформированные в начальных классах. Они про­должают совершенствовать технику чтения вслух и про себя, знакомятся с правилами чтения некото­рых буквосочетаний (-ear, -our, -air, eer, gh, ght, ph и др.), расширяют знания в области транскрипции.

Совершенствование техники чтения ведется неразрывно с работой над чтением как коммуни­кативным умением. Предусматривается овладение тремя основными видами чтения: ознакомитель­ным, изучающим и просмотровым. Учебник рассматривается авторами как основ­ное средство обучения чтению как коммуникатив­ному умению. Поэтому помимо текстов, которые вошли в уроки, в учебнике имеется специальный раздел с текстами для домашнего чтения. Это аутен­тичная новелла Peggy Parish под названием "Come Back, Amelia Bedelia!" Предполагается, что учащи­еся прочитают эту новеллу в I четверти в 5 классе. Кроме того, учащимся предлагаются еще две кни­ги для домашнего чтения: "21st Century Reading Comprehension, book 1" (в 5 классе) и "Reader" к "Enjoy English-3" (в 6 классе).

В эту книгу вошли оригинальные рассказы для детей и подростков из серии "Rockets" английского издательства A&C Black: "Uncle-and-Antie Pat", "Granny's Jungle Garden", "Jenny the Joker", "Grandad's Boneshaker Bicycle" автора Колин Вест.

Изложение рассказов производится в эмоционально-захватывающей форме от лица главного героя, попадающего в ситуации, которые близки и понятны школьникам

В каждом рассказ предлагаются различные тренировочные упражнения, обучающие как чтению, так и речи, а также письму.

В книге для чтения к учебнику по английскому языку Enjoy English-3 присутствует множество иллюстраций, а также приводятся русскоязычные аналоги выделенных в тексте слов и выражений в конце каждого рассказа в разделе "Word and Expressions", что позволяет снять большую часть трудностей при чтении аутентичных текстов, а также делает более легким само понимание живой английской речи.


Домашнее чтение помогает расширить объем практики учащихся в использовании английского языка, выработать у детей навыки самостоятель­ного учебного труда, умение пользоваться спра­вочной литературой (двуязычным словарем), а также дает возможность получить удовольствие от чтения литературных произведений, доступных по возрасту и содержанию.

Обучение письменной речи в 5 классе опира­ется на умения и навыки письма, сформирован­ные ранее, и развивает их. Закрепляются графи­ческие навыки, продолжают формироваться зна­ния и навыки орфографии, что особенно важно для обучения письму и чтению, учитывая несоответствие графического и звукового образа слов в английском языке.

Обучение письму как виду речи происходит в русле решения коммуникативных задач: напри­мер, написать письмо английскому сверстнику, за­полнить анкету, опросный лист, подготовить воп­росы для интервью, составить план на следующий день (неделю), составить план рассказа, кратко из­ложить содержание прочитанного, используя фра­зы из текста, написать заметку в газету. Предпола­гается, что к концу начального этапа учащиеся смогут:

- самостоятельно и графически правильно выпол­нять письменные лексические и грамматические упражнения, используя в случае необходимос­ти словарь;

- составлять подписи к картинкам;

- письменно отвечать на вопросы по прочитан­ному тексту (с опорой на текст);

- составлять план устного сообщения в виде клю­чевых слов, делать выписки из текста;

- написать краткое письмо или поздравление за­рубежному сверстнику по образцу на доступном детям уровне и в пределах изученной тематики, используя словарь в случае необходимости;

- написать сценарий небольшого мультфильма на знакомую тему;

- написать небольшую рекламу (статью) по по­ставленной (или избранной самим учеником) теме.

В пятом классе УМК Enjoy English изучаются следующие темы:

  1. Привет! Приятно видеть Вас снова!

  2. Мы собираемся путешествовать.

  3. Узнаем больше друг о друге.

  4. Знакомимся с Лондоном.

Тема «Привет! Приятно видеть Вас снова!» рассчитана на 27 часов и изучается в первой четверти. Учащиеся повторяют времена группы Simple (Present Simple, Past Simple, Future Simple). Количество изученных лексических единиц 27.

Над темой «Мы собираемся путешествовать» учащиеся работают на протяжении 21 урока второй четверти. Знакомятся с 21 лексической единицей. Знакомятся и овладевают умениями употребления, разделительных вопросов, изучают структуру to be going to.

Тема «Узнаем больше друг о друге» рассчитана на 33 учебных часа. Дети знакомятся с употреблением Present Continuous (Progressive) Active. Количество изучаемых лексических единиц 35.

В четвёртой четверти учащиеся работают над темой «Знакомимся с Лондоном». 28 лексических единиц вводятся в активный словарный запас учащихся. Грамматическая тема «Причастия» (Participle I, Participle II) изучается в последней четверти пятого класса. Количество учебных часов 24.

В течении года учащиеся совершенствуют технику чтения, навыки и умения понимания речи на слух, практикуются в устной и письменной речи по предложенным темам.

Таким образом, учебник для 5 класса состоит из 4 уроков, связанных единым сюжетом, посвященным подготовке учащихся к поездке в Великобританию и построенным на достоверном, аутентичном материале, который отражает коммуникативные потребности детей 10-11 лет. Авторы моделируют наиболее типичные ситуации общения, возникающие при подготовке поездки и в процессе посещения детьми Великобритании. Каждый урок учебника включает ряд подразделов, которые содержат материал для взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности на английском языке, письменные домашние задания, направленные на закрепление и автоматизацию лексико-грамматических навыков, формируемых на уроках, тестовые задания, перечень слов и выражений, предназначенных для двустороннего (продуктивно-рецептивного) овладения.



Учитель английского языка МБОУ «ФСОШ №1» Н.В.Глебова









© 2010-2022