Интернет и новая ситуация обучения

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













«Интернет и новая ситуация обучения»













Выполнила:

учитель английского языка

Белицкая П.В.

ГБОУ СОШ №180

г.Санкт-Петербурга

В конце XX в. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество. Информационные и коммуникационные технологии, по сути, расширяют границы таких фундаментальных понятий, как знание и язык.

Технические достижения ХХ века в области связи и информатики привели к тому, что в мире сложилась особая виртуальная среда взаимодействия людей - информационно-телекоммуникационное пространство, отличительными чертами которого являются отсутствие географических границ, трудно определимая национальная принадлежность его объектов и возможность анонимного доступа к имеющимся ресурсам.

Представление о важнейшей функции языка - получении и передаче с его помощью знания - сложилось исторически: язык - специфическая система связи, или коммуникации. Помимо языка для поиска и получения знаний, их хранения и передачи человек искал и находил дополнительные средства, которые оказывали значительное часто революционное, влияние на жизнь общества. Письменность, печатный станок, телефон, телевидение и, наконец, сеть Internet - вот наиболее впечатляющие вехи эволюции в передаче знаний

Интернет рассматривается исследователями с разных точек зрения. С технической точки зрения, Интернет это совокупность десятков тысяч независимых сетей и миллионов различных компьютеров, объединенных общим набором протоколов, то есть соглашений о взаимодействии компьютерных и сетевых компонентов.

С информационной точки зрения, Интернет - совокупность миллионов информационных центров, обычно называемых веб-сайтами и содержащих терабайты разнообразной, структурированной и неструктурированной информации, пронизанной множеством взаимосвязей, образующих «информационную супермагистраль» или «всемирную паутину»

С социальной и экономической точки зрения, Интернет это единая среда общения, развлечения и ведения бизнеса и рекламы, коммуникаций, современное средство обмена идеями и «виртуальное собрание». Наиболее важная характерная особенность Интернет - отсутствие единого центра и единого владельца - это действительно распределенная система, управляемая, в основном, самими пользователями и поставщиками услуг через различные общественные или специальные организации.

По мнению Е.С. Полат «Интернет, глобальная телекоммуникационная сеть, охватывающая все развитые страны мира: Информационный потенциал Интернета просто неисчерпаем. Здесь можно не только получить любую интересующую вас информацию, но и поделиться собственной информацией с пользователями сети по всему миру».

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя: электронную почту, телеконференции, видеоконференции, возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички и размещение ее на Web-сервере, разговор в сети, доступ к таким информационным ресурсам как справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek, UltraSmart, LookSmart, Galaxy) и поисковые системы (Alta Vista, HotBoх, Open Text, WebCrawler, Excite).

С появлением сети Интернет создалась принципиально новая ситуация и в системе образования. С одной стороны, сеть наполнена негативной информацией для нравственного, духовного, культурного развития личности. С другой, возможности сети для целей образования и развития личности велики. Интернет предоставляет возможность общения со всем миром, возможность получения не только официальной информации из средств массовой информации, но и неофициальной информации в ходе личностного общения с гражданами любой другой страны. Интернет предоставляет возможность пользования базами данных научных и информационных центров по всему миру, информацией, располагаемой на сайтах самых различных учреждений, в том числе огромного количества образовательных учреждений; Это возможность совместных проектов с учащимися других школ различных регионов нашей страны и зарубежных стран, что реализует диалог культур, ибо при таком непосредственном общении люди получают возможность не просто познакомиться друг с другом, но и познакомиться с другой культурой, с особенностями менталитета граждан других государств. Это возможность найти основы для понимания друг друга, а, следовательно, и уважения чужой культуры, чужих традиций через это понимание. Кроме этого, это возможность получения образования на расстоянии, в любых образовательных учреждениях нашей страны или зарубежных стран.

Основная цель изучения иностранного языка в средней школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета

Вне общения, Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый большой по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения.

Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.

Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание учащихся концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил.

Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, что является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.

Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Однако, нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.

Д.Тиффин и Л. Раджасингам описывают эксперимент, подтверждающий необходимость баланса между общением с людьми и компьютером на уроке. Суть эксперимента заключалась в том, что группа из 10-20 учащихся 45 минут работала самостоятельно с компьютером, следующие 45 минут они вели обсуждение предмета, изучаемого с помощью компьютера, с преподавателем. Таким образом, обучение переключалось с индивидуального на групповое. Учащиеся признались, что им очень понравилось такое сочетание способов коммуникации.

Учащиеся говорили, что комбинация этих двух моделей обучения гораздо лучше, чем каждый в отдельности. Наступал момент, когда общение с машиной раздражало или утомляло их, и им доставляло большое удовольствие включиться в живую человеческую дискуссию, в которой логика не так безупречна, взаимодействие не столь точное, понятия более расплывчаты и мысли людей часто перепрыгивают с предмета на предмет, на что компьютер не способен.

Они также отмечали, что спустя некоторое время начинали все хуже переносить чужую точку зрения, не совпадающую с их, временами проявляющиеся в ходе обсуждения, субъективный характер некоторых оценок, их личностную окраску, затушевывающую ясность мысли. И тогда ученики эксперимента с облегчением возвращались к безличностному непритязательному общению с компьютером.

Общение с компьютером имеет ряд специфических особенностей.

Во-первых, специфика общения определяется тем, что в Интернете ведущим каналом вместо сенсорного становится визуальный. Учебная информация поступает к учащимся, работающим с ресурсами сети, через экран компьютера. И как бы интенсивно не развивались средства мультимедиа, охватывающие и другие каналы восприятия информации (например, аудиальный или кинестетический), визуальный канал еще долго будет оставаться доминирующим. Следовательно, при создании различных средств обучения (образовательных веб-сайтов, веб-учебников, справочных систем) и их использовании в учебном процессе необходимо еще на этапе проектирования учесть наиболее важные психолого-физиологические особенности восприятия человеком информации, представленной в визуальной форме.

Во-вторых, общение участников обучения в Интернете происходит преимущественно в вербальной форме (когда они не могут видеть друг друга в реальной среде) и позволяет им принять новые социальные роли. При этом форма взаимодействия участников обучения друг с другом может прямо транслироваться в режиме реального времени, может частично изменяться, а может обретать абсолютно новые и непривычные черты. В этом смысле Интернет, с точки зрения психологии, представляет собой даже более благоприятную среду обучения и общения по сравнению с обычным учебным заведением. Учащийся может представить себя другим учащимся или таким, каков он есть (или каким он себя считает либо каким хочет себя видеть). У него всегда есть некоторая «пауза» для адаптации в новой среде, позволяющая ему осмотреться, понять «расстановку сил» в данном коллективе, познакомиться с новыми правилами поведения в этой среде и выработать свою тактику поведения. Условия асинхронной коммуникации (общение по электронной почте) дают ему эту возможность. Видеоконференции и чат предполагают более жесткий режим общения, но обычно к моменту их проведения учащиеся уже проходят период первичной адаптации.

К общению по электронной почте (и к коммуникации всех других видов, предполагающей обмен текстовыми сообщениями) более склонны аудиалы и визуалы, менее - кинестетики. Когда человек бессознательно испытывает дефицит какой-то информации («мне нужно видеть лицо собеседника, поскольку текст не раскрывает его настроения»), ситуация ему начинает казаться угрожающей, поэтому он воспринимает собеседника как агрессора и реагирует на него соответственно.

Более того, в Интернете зачастую человек получает информацию в необычной для него форме, поэтому он не может вписать ее в привычную ему систему оценок. Поскольку такое распознавание все еще происходит на бессознательном уровне, требуется время на осознание проблемы и облечение ее в привычную форму. Видимо, таков механизм психологической защиты. Все это встречается и в реальной жизни, но в этом случае человека окружают живые люди, которые, увидев его растерянность, могут прийти на помощь. А дистанционная коммуникация заставляет человека собраться с силами и направить специальный запрос с просьбой о помощи.

Следует отметить, что при использовании Интернет на уроках иностранного языка необходимо:

- создание благоприятного психологического климата при проведении обучения;

- облегчение установления межличностных контактов между участниками процесса обучения;

- формирование эффективно работающих малых учебных групп при обучении в сотрудничестве;

- определение индивидуальных особенностей восприятия учащимися информации, а также доминирующих у них стилей обучения для более эффективной организации учебного процесса; повышение мотивации обучения, уровня самоорганизации и дисциплины при выполнении индивидуальных и групповых заданий.

Обучающая языковая среда может быть создана на основе: а) специально разработанных программных продуктов, включающих в свою структуру программы разных типов, б) тщательно подобранного комплекса обучающих, прикладных и инструментальных программ.

Структура специально разработанной обучающей среды и типы программ, входящих в ее состав, задаются авторами такого программного продукта. Такая среда может интегрировать пакеты для презентации текста, высококачественную графику и звук, средства для манипуляции данными, программы дистанционного доступа, специальные инструментальные блоки. Первые опыты работы в специально созданных компьютерных языковых средах показали, что разнообразие предлагаемых ими средств и подходов намного повышает эффективность компьютерного обучения языку по сравнению с использованием отдельных обучающих программ (Информационные компьютерные технологии и Интернет в образовании и науке 2002).

Однако, создание компьютерной языковой среды с помощью комплекса программ различных типов требует осознания того, какие именно программы должны входить в такой комплекс. На первых этапах использования компьютеров в обучении языку это были такие программы, как текстовые процессоры, базы данных, разнообразные игровые программы. Современный период развития компьютерной лингводидактики выдвигает новые требования и значительно расширяет типы программ, необходимых для создания компьютерной обучающей среды.

В их число входят:

- обучающие программы, предназначенные для изучения различных аспектов языка и формирования навыков во всех видах речевой деятельности;

- тренажеры клавиатуры;

- компьютерные словари различных типов (двуязычные, одноязычные, учебные, терминологические и др);

- компьютерные энциклопедии по различным отраслям знаний;

- игровые и моделирующие программы;

- инструментальные программы;

- операционная система, прикладные программы (в первую очередь, редакторы текстов, электронные таблицы, базы данных), браузер Интернет - в версии изучаемого языка.

Компьютерная обучающая языковая среда создается в том случае, если, комплекс включает все перечисленные типы программ. Целенаправленное использование компьютерной обучающей языковой среды обеспечивает полное погружение учащихся в среду изучаемого языка и делает максимально эффективным применение компьютерных технологий для формирования, развития и совершенствования языковой, речевой и коммуникативной компетенции учащихся.



© 2010-2022