Доклад на тему: Гендерное воспитание на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Доклад на тему:

Гендерное воспитание на уроках английского языка













Подготовила:

учитель английского

языка

Парфёнова Е.В.






Алматы, 2012



ГЕНДЕРНОГО ПОДХОД НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА


Развитие гендерного образования является неотъемлемым компонентом построения демократического, толерантного общества, но, несмотря на определенные достижения в этой области, очень многое еще предстоит сделать. Как показывает анализ ряда статей по гендерной тематике, с которыми я ознакомилась, среди научных работников все еще возникают разногласия в теоретических вопросах, так, например, до сих пор распространено понимание гендера, ограничивающееся лишь добавлением «женского» компонента в образовании и науке. Кроме того, как оказалось, иногда гендер все еще воспринимается как аналог пола, и, говоря о гендерном воспитании, методисты продолжают подразумевать под ним воспитание половое, о воспитании же андрогинной личности и не упоминается. Напротив, утверждается необходимость воспитания «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», что, по сути, является ни чем иным как навязыванием поло-ролевых стереотипов образовательными средствами.

Однако необходимо подчеркнуть, что истинная сущность гендерного образования состоит в формировании мировоззрения способного принять возможность существования равных, партнерских отношений, заложить основы для индивидуального выбора собственной жизненной модели, независимой от культурно-исторической практики прошлого, но ориентированной на те моральные образцы, существование которых может быть названо вечным, независимо от того, интересы какой социальной группы (пола, расы, этноса и пр.) они представляют.

Итак, целью гендерного подхода в образовании выступает деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей учащихся как женского, так и мужского пола в процессе педагогического взаимодействия, эффективным методическим решением которого, в свою очередь, несомненно, может стать использование интерактивных методов обучения.

В настоящее время педагоги активно применяют различные современные технологии преподавания с использованием интерактивных методов, таких как тренинги, деловые игры, дискуссии, мини-исследования и т.д. Все эти методы предполагают постоянную рефлексию, поэтому бесспорно могут способствовать формированию у девушек и юношей гендерной чувствительности мышления.

В качестве примера реализации гендерного подхода в данном докладе привожу пример некоторых разработок заданий по английскому языку темы «Одежда», «Части тела», «Цвета» в «Начальной школе, экспериментальной площадки раннего изучения английского языка.»

Практические задания дают учащимся возможность повторить одновременно несколько тем. Девочкам и мальчикам были роздан материал куклы мальчики для мальчиков и куклы девочки для девочек, задание было следующим раскрасить кукол и их одежду вырезать, и рассказать, какого цвета одежда, какой вид одежды. Мальчики, разукрашивая своих кукол, использовали более темные цвета, бледные оттенки, девочки же использовали яркие цвета, брали больше цветов, чем мальчики.

Наиболее важные проблемы, возникшие в ходе упражнения, выясняются в общем кругу.

Интерес к уроку строит учитель сам, и чтобы учащиеся заинтересовались уроком нужно найти подход. Так как девочки любят, более творческую работу, они к ней относились более старательно. Мальчики определились с заданием сразу и быстро выполнили все задания. О чем показал анализ в конце урока

Интерес к урок развивается по - разному, одни виды работы интересны мальчикам и совсем другие девочкам.

Я заметила что, мальчики при выполнении, каких- либо заданий уже могут четко построить алгоритм действий, они сразу видят схему выполнения, если задание уже выполнялось ранее, или аналогичное задание. Девочкам требуется повторное объяснение.

На уроках английского языка существуют определенные особенности при изучении некоторых тем. Например, изучение грамматических конструкций предложения «его имя», «ее имя». В данной теме существует определенные сложности в отработке данных речевых конструкций, то есть мы можем использовать и отработать эти навыки, при помощи товарищей по классу, называя по - очереди имя товарища, то с подходом гендерного воспитания для данных речевых конструкций необходимо использовать дополнительный наглядный материал. Я, например, беру с собой на такой урок фигурки мальчиков и девочек, мы даем им имена и затем произносим «ее зовут», «его зовут»

Девочки любят более творческие уроки, любят рисовать, петь, устраивать представления. На уроке английского языка я позволяю, девочкам устроит, небольшие представления, инсценировки по теме урока.

В наших учебниках в конце каждого модуля находится задание на повторение пройденного материала с творческим подходом. Есть диалоги интервью со звездой, где чаще встречаются женские роли и мало мужских ролей желающих мальчиков читать женскую роль нет, поэтому пока мы с девочками отрабатываем женские роли, мальчиком задается задание создать свой диалог, где они могут использовать роли супер героев

Анализ проведенных занятий по темам с использованием описанных выше заданий позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Содержание разработанных заданий полностью соответствовало гендерному подходу. И, хотя, выполнение некоторых заданий требовало значительной подготовки и эмоциональной вовлеченности, как учащихся, так и учителя, все же усилия оправдались. Учащиеся с большим интересом отнеслись к такому подходу.

2. На занятиях были успешно реализованы различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществлялось взаимодействие учащихся и учителя, роль которого менялась (вместо того, чтобы контролировать, я, прежде всего, направляла учащихся в их работе, имея подход к каждому полу). Кроме того, занятия не ограничивались приобретением учащимися определённых знаний, умений и навыков, а выходили на практический уровень, затрагивая эмоциональное отношение учащихся, благодаря чему усиливалась их мотивация.

3. Актуальность тем, наличие личного опыта и заинтересованность в решении поставленных перед учащимися проблем способствовали эффективной работе и достижению поставленных целей.

Конечно же, подобная организация учебного процесса с учетом гендерного подхода и применением даже интерактивных методов эффективна и в рамках других тем, с использованием различных вариантов упражнений и игр.

Можно смело предполагать, что образование, осуществляемое с учетом гендерного подхода, нацеленное на обсуждение гуманитарных вопросов, касающихся каждого человека (отношения с социумом, права и обязанности, границы свободы и ответственности, взаимоотношения в профессиональной и семейной сферах и др.) будет активно способствовать развитию и формированию новой самореализующейся личности, комфортно и адекватно вписывающейся в концепцию демократического общества.

И, судя по живому интересу, который проявляют учащиеся к практическим занятия по гендерной тематике, данный подход в образовании представляется весьма перспективным.


© 2010-2022