Статья «Развитие коммуникативных навыков через диалоговое обучение»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Развитие коммуникативных навыков через диалоговое обучение»

Данная статья поможет учителям, эффективнее развивать коммуникативные навыки, навыки общения учащихся посредством диалога. Если мы будем развивать диалоговое обучение не на одном уроке и не на одном предмете, а сквозь все уроки, то наши совместные усилия помогут эффективнее воздействовать на развитие коммуникативных навыков учащихся, сформируют благоприятный психологический климат в коллективе.

This article can help teachers effectively develop communication skills of students through dialogue. If we develop training dialog not in one lesson and not on the same subject, but through all the lessons, our joint efforts will help effectively work on the development of students' communicative skills, will form a favorable psychological climate in the team.

Бұл мақала мұғалімдерге балалардың диалог арқылы коммуникативті дағдыларын тиімді дамыту жұмысы түрлеріне тоқталады. Егер біз диалогтық оқытуды бір сабақта емес, сонымен қатар барлық сабақтарда және барлық пәндерде дамытсақ, біздің бірлескен күшіміз оқушылардың коммуникативті дағдыларына тиімды ықпал етеді және ұжым арасында қолайлы психологиялық ахуал тудырады.

Как зритель, не видевший первого акта,

В догадках теряются дети,

И все же они ухитряются как-то

Понять, что творится на свете.

С. Маршак

Я думаю, что у каждого человека, будь он ребенком или уже взрослым, в голове рождается множество идей, и чем больше они рождаются, тем больше человек нуждается в передаче этих идей. Ведь способность передавать эти идеи является одной из главных отличительных особенностей человечества. Каждый день мы общаемся: дома, в школе, на работе, в магазине и т.д. Общаясь, мы познаём самого себя, приобретаем свою индивидуальность, общение раскрывает личностные ценности человека. Одной из форм общения является диалог. Диалоговое обучение развает коммуникативные навыки, способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении, способстует сотрудничеству в коллективе. Конечно, в наше время существует много различных тренингов, бесед с психологами, для тех, кто хочет научиться свободно общаться с людьми, улучшить отношения с окружающими, стать более уверенным в себе.

Именно мы - учителя, наши воспитатели, должны участвовать в становлении и преобразовании личности, именно педагог призван управлять процессом её интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования её духовного мира. Развивая эмоциональный интеллект, мы показываем ребёнку дорогу к успеху при общении. Общаясь, ребёнок обретает новых друзей. Общаясь, ребёнок добывает новую информацию. Новая информация, ведёт к поиску и постановке новых целей. Достижение этих целей ведёт к моральному удовлетворению, к победе!

«Знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог»

Л.С.Выготский «Мышление и речь»

1934 г.

Одной из наиболее часто используемых форм на уроке английского языка в нашей школе - интернат является диалог. Совсем недавно диалог выстраивался по схеме - учитель - ученик. Обычно учитель задавал вопросы, учащиеся на них отвечали. Причем достаточно часто учитель контролировал речь учащихся, задавал значимые вопросы, повторял ответы учеников и поощрял правильные ответы, но это не способствовало развитию детского мышления и не улучшало разговорные навыки.

Я - учитель английского языка, в отличие от других предметов, основной целью обучения иностранному языку, является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Именно организация коммуникативного характера, иноязычной коммуникации, является отличительной особенностью урока английского языка.

Как сделать свой урок более интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо усвоили языковой материал?

Проанализировав свою деятельность, я поняла, что одной из наиболее удачных форм начала урока, является «Круга радости» - когда ученики с учителем берутся за руки и делают друг другу сначала - комплименты, потом желают друг другу удачи в учебе и работе. Такое начало урока способствует положительному настрою на диалог.

В своей практике я стараюсь часто использовать ролевые игры: предоставляя (в начале урока) дежурным побывать в роли учителя и опросить одноклассников: день, число, время года. Когда ребята становятся старше, добавляются времена, то этот же диалог усложняется, и уже простой опрос дежурного переходит в знания и применения времен.

  • What day was yesterday?

  • What day will be tomorrow?

  • What season was before autumn?

  • What month will be after October?

Эта форма диалога, дает возможность не только проверить усвоение темы, времен, но и развивает у учеников уверенность, лидерские качества.

Чтобы правильно задавать вопросы во время диалога и для развития функциональной грамотности, я часто использую кубик с вопросами. На первых уроках я порой боялась передать кубик ученикам, боясь составления неправильных вопросов, но в ходе последовательного применения я увидела интерес в глазах детей, дух соперничества. Кубик с вопросами помогает и при опросе домашнего задания и при работе в группах. Применение кубика проходило быстро и интересно. Этот вид работы помогает ученикам закрепить специальные вопросы при изучении времен.

Одной из продуктивных форм речевой деятельности является мозговой штурм. Мозговой штурм- креативный способ работы. Он способствует генерированию многих идей и сплочению группы. Этот вид работы очень актуален в наше время не только в школе. Некоторые организации считают его важным инструментом бизнеса. Если организация желает быть "на волне", не отставать от конкурентов, а в чем-то их превосходить, то необходимо заботиться об инновациях, хочется этого или не хочется. А любая инновация начинается с идеи. А идеи приходят в голову людям. И чем больше людей вовлечены в процесс генерации идей, тем лучше.

Я использую мозговой штурм чаще на стадии вызова (для формирования внутренней готовности к изучению новой темы), например, при определении темы урока. Дисциплина поддерживается «правилами» мозгового штурма, таймером и спикером. «Правила»:

  1. Записывать все предложения;

  2. Все идеи равноправны;

  3. Не существует безумных идей;

  4. Безумные предложения способствуют генерации вполне нормальных идей;

  5. Необходимо следить за временем работы (таймер);

  6. Самые гениальные предложения появляются в последние 10% отведенного времени;

  7. После объединения всех идей идёт классификация;

  8. Спикер доводит до всех мнение группы.

Мозговой штурм способствует развитию творческого мышления, дисциплинирует и организует работу в группе, развивает коммуникативные навыки.

Игра «Объяснения» или «Пойми меня», развивает воображение и разговорные навыки.

Один ученик стоит спиной к компьютеру, учитель при помощи компьютера показывает картинку животного или предмета (в зависимости от темы), а ученики пытаются объяснить по английски где оно обитает или находится, какого цвета животное или предмет, что ест, для чего используется...То есть не называя изображения на картинке, ученики пытаются объяснить по английски так, чтобы ученик стоящий у компьютера спиной, и не видящий картинку, понял и назвал предмет. Чтобы состоялся диалог, этот ученик имеет право задавать общие, специальные или альтернативные вопросы, типа: Is this an animal? Where does it live? What does it eat? Is it big or small?

Игра «Нарисуй картинку»- (можно соревноваться группами) одному ученику завязывают глаза, группа по очереди говорит-помогает рисовать (используя предлоги вверх-вниз, при попадании в точку - бинго!) Я чаще использую эту игру при изучении частей тела. В игре отрабатываются не только слова по теме, но и координация движения и образа.

В игре «Муха в клетке»- отрабатываются предлоги и разговорная речь. Суть игры: ученик загадывает число в поле, состоящем из 9-ти клеток, на этом же поле находится «приклеивающаяся» муха. Ученики должны проследить за мысленным полётом мухи. Ведущий ученик, используя предлоги: up, down, left, right, а иногда и повторяя их, «доводит» их до загаданного числа. Отгадавший число ученик, продолжает игру и становится ведущим.

Эти виды работы чаще всего использую на стадии изучения (формирование лингвистических умений в ходе упражнений), и на стадии закрепления (для обобщения и закрепления знаний).

Ситуативные диалоги, которые, несомненно, будут полезны в будущей жизни, помогают не только заучить фразы, но и способствует разговорному английскому. Введение в ситуацию:

  1. Диалог знакомства

Каждый день мы знакомимся с чем-то новым, почти каждую неделю мы встречаем новых людей или кому-то представляем наших друзей, родственников. Именно поэтому тема знакомства так актуальна. Как мы общаемся: глаза в глаза, по телефону, в различных общественных местах или дома. «Диалог знакомства» поможем составить диалог на английском языке, который будет всегда к месту.

  1. Пересказ диалога от 3-го лица

  2. Диалог по телефону

Телефон, как одна из самых важных вещей современного человека, не может лежать и пылиться, когда вы изучаете английский. Научиться правильно спрашивать информацию, здороваться по этому способу связи крайне важно.

  1. Диалог в магазине

Посещение магазина занимает важную часть дня каждого среднестатистического человека. Чтобы правильно построить общение там, вам необходимо запомнить несколько фраз.

  1. Диалог в ресторане

Были ли вы когда-нибудь в ресторане? Знакомились ли вы в таком месте? Вот так выглядит типичная встреча.

Введение в ситуацию, таким образом, заинтересовывает учеников, развивает воображение, помогает расширению словарного запаса, т. е. развивает коммуникативные навыки через диалоговое обучение.

В настоящее время происходит много изменений в сфере образования, изменяются ориентиры в обществе. Передача объема знаний посредством учитель- ученик не обеспечивает высокий коммуникативный уровень. Переход к коммуникативной компетенции учащихся, развитие коммуникативных навыков через диалоговое обучение, умение применять знания английского языка в различных ситуациях общения, осмысление дальнейших новых путей и методов, позволят реализовать этот уровень и качественно повысят результат обучения школьников иностранному языку.





учитель английского языка

КГУ «Школа-интернат для одаренных детей им. И. Алтынсарина» управления образования акимата Костанайской области:

Абикенова Гульбану Абдырзаковна









© 2010-2022