Статья по теме Метод проектов как один из методов саморазвития и самообразования учащихся на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метод проектов как один из методов саморазвития и самообразования учащихся на уроках английского языка.

Рябыкина Лилия Александровна, учитель английского языка, МБОУ СОШ №25, г. Нижневартовск

Наибольшую актуальность в наше время приобретает использование на уроках иностранного языка метода проектов, который придает процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения. Он создает условия, в которых процесс обучения иностранному языку по своим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте.
Метод проектов позволяет моделировать общение в процессе обучения иностранному языку. Принято считать, что общение на уроках иностранного языка может быть «односторонним» и «многосторонним». В первом случае имеется в виду организация учебного процесса, при которой учитель побуждает ученика к речевой деятельности, ученик отвечает. При этом чаще используются фронтальные формы работы. Что касается «многостороннего» общения, то для него типичными формами работы являются групповые и коллективные, в которых каждый ученик имеет возможность проявить себя как самостоятельный и полноправный участник определенной деятельности. Модель «многостороннего» общения представляет обучение как «свободное раскрытие» личностных возможностей» как учителя, так и учеников и существенным образом меняет позиции всех участников учебного процесса. Есть все основания полагать, что проектная методика позволяет моделировать второй тип общения.
В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество и не является пассивным исполнителем воли учителя. Работая над проектом, каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить свою фантазию, творчество, активность и самостоятельность. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения учащимися языка и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата в обучении языку.
Основные виды проектов:

1. Доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, практико-ориентированная, пр.

- исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.

- творческие

Любой проект требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, пр., плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома, пр.

-ролево- игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.

- информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

- практико-ориентированные

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников ( документ, созданный на основе полученных результатов исследования - по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого, пр. характера, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики, дизайн дома, квартиры, учебного кабинета, проект зимнего сада школы, пр.).

Предметно-содержательная область:

-монопроекты

Как правило, такие проекты проводятся по одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, в курсе иностранного языка - темы, связанные со страноведческой тематикой, социальной проблематикой, исторической пр.).

-межпредметный проект

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: "Единое речевое пространство", "Культура общения ", "Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX - XX веков", "На рубеже веков", пр.).

- с открытой, явной координацией

В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные, пр.);

- со скрытой координацией ( это относится, главным образом, к телекоммуникационным проектам )

В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...). Примером таких проектов могут служить известные телекоммуникационные проекты, организованные и проведенные в Великобритании (Кембриджский университет, Б. Робинсон), в которых в одном случае профессиональный детский писатель выступал как участник проекта, стараясь "научить" своих "коллег" грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. В конце этого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок.

Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира): внутришкольный, региональный, международный.

- внутришкольные или региональными (т.е. в пределах одной страны);

Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны (это относится также только к телекоммуникационным проектам).

- международными (участники проекта являются представителями разных стран)

Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку для их реализации требуются средства информационных технологий

Количество участников проекта:

- личностные ( между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах) ;

- парные (между парами участников);

- групповые (между группами участников).

В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе участников проекта различных школ, стран, т.д.). Роль педагога - координатора в этом случае особенно велика.

Продолжительность проекта:

- краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы).

Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках (3-6) по программе одного предмета или междисциплинарные;

- средней продолжительности (один - два месяца);

- долгосрочные (до года).

Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроках по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то такие проекты обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем и тогда они могут представлять собой целостную программу(совокупность проектов). Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на уроках.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования различных праздников в англо-говорящих странах - St.Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи, проблема обустройства дома, проблема отношений между поколениями, проблема организации спортивных мероприятий, много других);

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола",

творческих отчетов, защиты проекта, пр.).

Проектная работа может быть использована на любом уровне в любом возрасте. Например, в 5 классе мои ученики готовили проекты на такие темы:: «Я и моя семья», «Мои друзья», «Моя квартира, мой дом», «Здоровый образ жизни», «Моя Родина Россия», «Лондон и его достопримечательности» и т.д. При выполнении проектов наблюдается повышение общей мотивации учащихся. При подготовке проекта учащиеся изучают интересные для себя темы. Проекты предполагают активное участие школьников в разных видах деятельности. Они должны писать, клеить, вырезать, обращаться к справочникам, рисовать, составлять коллажи, искать фотографии, рисунки, брать интервью, делать инсценировки, рекламу, сочинять стихи, петь. Все это позволяет учащимся с разным уровнем языковой подготовки наравне участвовать в такой проектной работе (выставка- демонстрация готовых проектов детей).

У учащихся 6-7 классов повышается значимость английского языка как средства общения. Рассказывая о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают преимущества английского языка как языка международного общения. Ведь в будущем они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свой город, страну, хобби, работу, книгу, проблемы любого рода, и проектная деятельность готовит ребят к этому не смотря на имеющейся разный уровень языковой подготовки, наравне участвовать в такой проектной работе.

Более старшего возраста школьники учатся вести исследовательскую работу, а выполнение проекта дает возможность на практике использовать знания и методы из других областей науки .Самым трудоемким и продолжительным этапом работы над проектом является сбор информации - работа с различными источниками информации, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.
Следует отметить, что не все учащиеся сразу и легко включаются в работу над проектом, поэтому задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты. Именно здесь и происходит основная работа учителя английского языка со своими учениками: обсуждаются промежуточные результаты, тактично корректируются ошибки в употреблении языковых единиц, вносятся поправки в построенные фразы. Осмысливание результатов и постепенная работа над ошибками лишает учащихся страха перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.

На этапе презентации учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера дает учащимся практическую возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

В проекте по теме: «Моя семья» возможно включение следующих заданий: подготовить плакаты с фотографиями членов семьи, нарисовать семейное древо и рассказать о своих родственниках, сравнить свое детство с детством родителей, рассказать, как в семье распределены обязанности по дому и т.д. В 8-х классах по теме « Писатели Великобритании» учащиеся приготовили красочные презентации о жизни и творчестве Вильяма Шекспира, Чарльза Диккенса ,также декламировали стихи на английском языке. Такие задания способствуют практическому применению языка. С проектами мои учащиеся выступили перед учащимися школы.
В 10 классе при изучении темы «Защита окружающей среды» так же возможно применение метода проектов. Каждая группа была разделена на две или три подгруппы; одна группа готовила информацию о проблемах окружающей среды в мире, другая - об экологических проблемах в нашем городе , третья группа работала по вопросам переработки и утилизации бытовых отходов. Учащимся предстояло изучить много материала по вопросам экологии: загрязнении флоры и фауны, глобального потепления и подготовить свои идеи по решению проблем на уровне своего города, улицы и т.д. Проектной работе предшествовала предварительная работа, на уроке была введена и активизирована новая лексика по теме: «Save the nature». На уроках аудирования дети учились воспринимать на слух тексты «TheWorld Ecology», «Global warming», «Dangers threatening the world». На уроках чтения они добывали необходимую им информацию. На уроках устной речи учащиеся беседовали на данную тему. В качестве слушателей выступили родители учащихся.

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:
• повышение мотивации учащихся при изучении английского языка;
• наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы;
• простор для творческой и созидательной деятельности.
Из практики можно сделать вывод, что проектная деятельность является большим стимулом в работе учащихся, приводит к активному освоению иностранного языка, применению своих знаний в каждой конкретной ситуации.

Таким образом метод проектов может стать одним из эффективных способов формирования и развития личности учащихся, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации, способной принимать нестандартные решения, раскрытия их интеллектуального, духовного и творческого потенциала, повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности. Мы не рассматриваем метод проектов как основной, определяющий стратегию обучения иностранным языкам, претендующий на то, чтобы вытеснить другие методы и виды учебной деятельности. Метод проектов - это лишь один из ее компонентов, который может быть эффективно использован на различных этапах обучения, дополняя любые другие методы в условиях вариативности обучения иностранному языку и позволяющий оптимизировать процесс обучения иностранным языкам.

Использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию школьников и учителя.


Библиография

  1. Барбар М.П. Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка. М.: Изд-во Просвещение, 2005.

  2. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе. М.: Изд-во Просвещение, 2006.

  3. Бурдина М.И. Организация учебного процесса по иностранным языкам в начальной школе // ИЯШ // 2001.

  4. Денисенко О.А. Английский язык в школе. М.: Изд-во Просвещение, 2005.

  5. Зимняя В.Н. Педагогическая психология. М.: Изд-во Просвещение, 2004.

  6. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М.: Изд-во Просвещение, 2006.

  7. Колкер Я.М., Установа Е.С., Еналиева Т. М Методика обучения иностранному языку. М.: Изд-во Просвещение, 2003.

  8. Новые педагогические и информационные технологии / Под ред. Е.С. Полат - М., 2006.

  9. Дмитриев Г.Д. Критический анализ дидактической мысли в США. - М.: Педагогика, 1987.

  10. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990.

  11. Арутюнов А.Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. - М.: Русский язык, 1990.

  12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

  13. Биятенко-Колоскова С.Е., Дядиченко О.В. Русская версия международной программы e-mail тандем. Изучение иностранных языков через Интернет // Материалы всероссийской конференции "Интернет. Общество. Личность". - СПб, 2000. - iol.spb.osi.ru


© 2010-2022