Опыт работы Использование элементов технологии концентрированного обучения при изучении иностранного языка в школе

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование элементов технологии концентрированного обучения при изучении иностранного языка в школе.

Басырова Юлия Николаевна,

учитель английского языка

МБОУ «СОШ № 47» г. Троицка

Челябинской области.

Технология концентрированного обучения осуществляет переход к такой системе организации обучения, которая бы максимально сближала учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.

Концентрированное обучение - особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели.

Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого воспитания.

Сущность концентрированного обучения: непрерывность процесса познания и его целостность (начиная с первичного восприятия и кончая формированием умений пользоваться изученным материалом); единовременная продолжительность изучения темы, раздела или всей учебной дисциплины, обеспечивающая их прочное усвоение; сокращение числа одновременно изучаемых дисциплин; ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности, ответственности, творческой активности учащихся; вариативность и комплексность применяемых форм и методов обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала и учитывающих особенности динамики работоспособности учащихся и педагогов; сотрудничество педагогов и учащихся, учащихся между собой.

Существует несколько моделей концентрированного обучения. Наиболее распространенная из них - «Погружение». Под «погружением» понимается один из методов интенсивного обучения (как правило, иностранным языкам) с использованием суггестивного воздействия. Суггестия (от лат. suggestio - внушение, намек) - процесс привития психической сфере человека посторонней идеи (волевого решения в виде мыслей, эмоций, актов) помимо его «я» (с черного хода психики). Подвергнутое суггестивному воздействию лицо воспринимает поступающую в его мозг информацию без ее понимания, осмысления, анализа и соотнесения со своим личным опытом и состоянием.

Изучением и разработкой данного метода занимались Г.К.Лозанов, И.А.Зимняя, А.С.Плесневич, Г.А.Китайгородская, Р.М.Грановская. Р.М.Грановская определяет «Погружение» как «активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры», причем под понятиями «погружение» и «суггестопедия» она ставит знак равенства. Она отмечает, что в отличие от других методов обучения, в основном опирающихся не убеждение, «метод погружения в значительной мере опирается на внушение». Следует вспомнить, что внушение (или суггестия) - это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Результатом внушения является необычайно высокая концентрация внимания и усиление (раскрепощение) творческих способностей. «Метод погружения опирается на три принципа: удовольствие и релаксацию на занятиях, единство сознательного и подсознательного, двустороннюю связь в процессе обучения».

Принцип «радости и ненапряжённости» следует понимать до степени псевдопассивности поведения в отношении процесса обучения. Важно не внешнее поведение учащегося, когда он держится напряженно и стимулирует концентрированное внимание, а его внутренняя настройка на обучение. Радость и ненапряженность не разгружающий этап, а постоянная сущность обучения.

Принцип «единства и несознавания» требует организованного целостного участия личности как в ее сознаваемых так и в несознаваемых функциях.

Принцип «суггестивной взаимосвязи» направляет учебный процесс к активации резервов личности. Этот принцип требует непрерывной информации о результатах обучения». Как отмечает Г.К.Лозанов, все принципы должны находится в неделимом единстве и в любой момент учебного процесса осуществляться одновременно. Реализация данных принципов осуществляется тремя группами средств:

а) психологическими;

б) дидактическими;

в) артистическими.

Психологические средства координируют периферические перцепции и эмоциональные стимулы, которые направлены на использование мотивационного комплекса, системы настройки, потребностей и вообще на активацию личности. Неспецифическая психическая отзывчивость обучаемых создается специальной обстановкой занятий. К ее элементам Р.М.Грановская относит:

а) торжественность;

б) авторитет преподавателя и доверие к нему;

в) успех товарищей по группе;

г) удобство расположения обучаемых.

Обучаемых следует разместить полукругом и обеспечить тем самым возможность визуального контакта всех учащихся группы. Что касается авторитета преподавателя, то его наличие является обязательным условием успешного применения суггестопедии, без него невозможно внушение. «Там, где имеет место доверие, не всегда необходимы доказательства. Вера учеников в знания и педагогическое мастерство способствует росту их уверенности в усвоении учебного материала, что в свою очередь, весьма благоприятно сказывается на общем подъеме их умственной работоспособности и познавательной деятельности». «Авторитет создает ожидание и более высокую информационную стоимость суггестивных воздействий. При этом следует заметить, что опора должна делаться на авторитет стимулирующий, а не угнетающий и ограничивающий.

Дидактические средства требуют смыслового обобщения кодов и укрупнения методических единиц. Учебный материал предлагается не только, как обычно, детализировано, но и в глобальных обобщенных единицах, представляемых посредством синтетических картин, схем, планов - для одновременного логического и эмоционального восприятия и усвоения. Каждое упражнение должно крыться за целостной смысловой единицей. Поэтому «погружение» предполагает опору на известные теории обобщения и структурирования учебного материала: концепции теоретического обобщения (В.В.Давыдов), укрупнения дидактических единиц (П.М.Эрдниев) и др.

Артистические средства предполагают, в первую очередь, подготовку преподавателя и подготовку занятия, на котором должна быть «специальным образом организованна «концертная псевдопассивность», создающая условия, близкие к художественному переживанию. При проведении таких занятий используются закономерности театральной педагогики: ритмичность процесса (интервалы, многозначительные паузы, ожидание), интонационные компоненты, вовлечение учащихся в пение, игры, танцы.

Как утверждают авторы метода, «суггестопедия - педагогическая система для людей всех возрастов», но временнaя структура «погружения» для детей и взрослых различна. Так при обучении школьников занятия строятся следующим образом: при составе группы в 12-16 человек (желательно приблизительно равное количество девочек и мальчиков) «оптимальная продолжительность занятия - 4 учебных часа с 15-30 минутным перерывом. Таким образом, на работу с каждым учебным текстом отводится 12 часов, из них 2 часа на презентацию нового урока, 8 часов на его разработку и 2 часа на чтение учебного текста, выполнение итоговых и контрольных занятий». Методика Г.А.Китайгородской, основывающаяся на исследованиях Г.К.Лозанова, предполагает 6 «погружений» (120 часов) со следующей расчасовкой:

«Погружение» Кол-во часов Кол-во дней

1-ое 24 6

2-ое 20 5

3-ое 20 5

4-ое 16 4

5-ое 16 4

6-ое 24 6

Каждый день занятий длится 4 часа. При обучении же взрослых иностранному языку (исследование проводилось для группы научных работников в возрасте 30-40 лет) «погружение» проходит за 9-10 дней при режиме занятий с 8 до 22 часов с двухчасовым перерывом. Метод суггестопедии получил широкое распространение в 60-70-е годы, особенно в странах социалистического содружества. Известно использование суггестопедии при обучении не только иностранным языкам, но и другим предметам (в том числе и алгебре ).

Суггестопедическая учебная система имеет следующие обязательные отличительные черты:

«1. При ней непременно вскрываются резервы памяти, интеллектуальной активности и вообще всей личности учащегося. Без вскрытия комплексных резервов нет суггестопедии.

2. Обучение непременно сопровождается эффектом отдыха или по крайней мере отсутсвием усталости. Если учащиеся устают - это не суггестопедия.

3. Суггестопедический урок всегда представляет собой приятное переживание.

4. Суггестопедическое обучение оказывает положительное воспитательное воздействие, смягчая агрессивные тенденции и помогая социальной адаптации обучаемой личности».

Суггестопедическая система обучения дает следующий эффект:

«1. Метод Лозанова обеспечивает интенсификацию в освоении преподаваемого материала до пределов, немыслимых при всех других известных методиках в педагогических процессах.

2. Этот метод допускает сокращение времени ежедневного обучения до 4 часов.

3. Он освобождает от больших нагрузок на дом.

4. Он не только не создает предельных уровней усталости, а приводит к чувству эмоционального и физического комфорта.

5. Он имеет подчеркнутый психолечебный эффект при функциональных заболеваниях или функциональных компонентах органических заболеваний»

К сожалению, в настоящее время, в простых общеобразовательных школах при классно-урочной системе построения образовательного процесса, технология концентрированного обучения в целостном ее виде невозможна. Но можно использовать элементы данной технологии. Можно ввести языковые дни, языковые недели, единицами обучения которых, будут интегрированные уроки. Конечно же, это требует огромной подготовки со стороны всех участников образовательного процесса - учителей предметников, администрации и самих учащихся. Необязательно весь урок строить на общении на иностранном языке, 10-15 мин будет более чем достаточно. Например, на уроке математики решение примеров у доски проговариваются на изучаемом языке, и не важно, что учитель предметник не знает языка, дети сами могут себя контролировать. Также можно предложить перевести тексты задач, математических правил. На уроке русского языка можно сравнить грамматические явления русского и иностранного языка. Например, косвенную речь, если дети по программе уже проходили данную тему. На уроке музыки - разучить и спеть иностранную песню. Уроки биологии, физики, химии, истории станут намного интересней, если внести в них элементы другого языка. Но самое главное - это общение. Настроив детей на то, что они целый день или неделю будут, по возможности, разговаривать на изучаемом языке и что контроля со стороны учителя иностранного языка не будет на других предметах, уменьшается тревожность детей за ошибочность своих высказываний, повышается интерес к языку не только у учащихся, но и у учителей предметников. Данная организация учебных дней позволяет полностью «погрузить» детей в мир иностранного языка, главное - подойти к этому с желанием и креативностью всех участников обучения.

Также элементы метода погружения можно использовать в группах продленного дня. Общаясь в группе продлённого дня на иностранном языке друг с другом пять раз в неделю по 4-5 часов, даже самые слабые в учёбе учащиеся приобретут навыки аудирования и говорения ввиду постоянного повторения одних и тех же лексических единиц и речевых образцов.

А организовать обучение иностранному языку методом «погружения» в группе продлённого дня несложно - важно только, чтобы воспитателем в такой группе был учитель иностранного языка.

Уважаемые коллеги! Не бойтесь привносить что-то новое в привычные будни. Новое всегда делает будни праздником.

Список литературы:

  1. Боголюбов В.И. О тенденциях в развитии педагогической технологии //Иностранные языки в школе, 1994, № 6.

  2. Малкина Н.А. Иноязычная развивающая среда и её характеристики. //Раннее обучение английскому языку: теория и практика. Сборник научно-методических статей. СПб.: "Детство-ПРЕСС", 2004.

  3. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов// Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А.// www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch4/glava_4_1.html

  4. Концентрированное обучение: модели образовательной технологии// Остапенко А.А. ost101.narod.ru/KOmodeli.htm


© 2010-2022