Аналитический отчет аттестационная работа

Тема: "Формирование навыка чтения на уроках английского языка через технологию личностно-ориентированного обучения." Чтение -это одна из важнейших видов коммуникативно-пощнавательной деятельности учащихся. Зачастую у детей нет ил ине доконца сформирован навык чтения. В связи с этим учителям необходимо продумать свою деятельность, выбрать такие методы, которые позволили бы ученику проявить свою активность. Одним из таких методов является технология личностно-ориентированного обучения. Технология ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 114

















Аналитический отчёт

«Формирование навыка чтения у учащихся на уроках английского языка через технологию

личностно-ориентированного обучения»








Составитель:

Селезнева

Ксения Валерьевна,

учитель английского языка,

вторая квалификационная работа







Екатеринбург, 2014

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….….3

Глава1. Теоретическое обоснование практической деятельности………………….…..5

Глава2. Анализ практической деятельности за межаттестационный период……….…8

Заключение………………………………………………………………………………..12

Список литературы………………………………………………………………………13

Приложение

































Введение

«Каждый успешный человек - это прежде всего книги, которые он прочитал вовремя». (Артемий Лебедев)

Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать - точным. (Бэкон Ф.)

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение выполняет различные функции: а)служит для практического овладения иностранным языком, б)является средством изучения языка и культуры, в) средством информационной и образовательной деятельности, а так же средством самообразования. Как известно, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности. Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников средствами иностранного языка.

Зачастую у детей нет или не до конца сформирован навык чтения, поэтому они не могут точно произнести фразу на английском языке. В связи с этим учителям английского языка необходимо продумать учебную деятельность, создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы обучающимся проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать их познавательную деятельность в процессе обучения иностранным языкам.

Учитель находится в постоянном творческом поиске, но урок всегда будет основной формой обучения школьников. Современный подход к постановке цели урока состоит в том, чтобы дифференцировать общую педагогическую задачу: обучать-воспитывать-развивать. Одним из таких методов является технология личностно-ориентированного обучения, направленная на интеллектуальное и нравственное развитие личности. Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то и методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Чтобы индивидуально работать с каждым учеником нужно не только учитывать его психологические особенности, но по-иному строить весь образовательный процесс.

В настоящее время проблема формирования навыка чтения у учащихся на уроках английского языка актуальна, следовательно, в своей работе я использую технологию личностно-ориентированного обучения.

Я выбрала тему в межаттестационный период «Формирование навыка чтения у учащихся на уроках английского языка через технологию личностно-ориентированного обучения».

Перед собой ставила цель: использование технологии личностно-ориентированного обучения для формирования навыка чтения у учащихся на уроках английского языка через систему упражнений и игр.

Для решения данной цели ставила следующие задачи:

  • разработать упражнения и игры для изучения букв и звуков английского алфавита, транскрипции, правила чтения, ориентированные на уровень подготовленности учащихся;

  • использовать наглядность и аудио- и видео-средства на уроках английского языка для повышения мотивации обучающихся;

  • вести мониторинг навыка чтения у учащихся на уроках английского языка.

Предметом исследования является использование технологии личностно-ориентированного обучения для формирования навыка чтения у учащихся.

Объектом исследования является формирование навыка чтения на уроках английского языка с использованием системы упражнений и игр.

В моей исследовательской работе существует гипотеза о том, что, если на уроках английского языка систематически использовать технологии личностно-ориентированного обучения, то процесс формирования навыка чтения будет более успешным.






Глава 1. Теоретическое обоснование практической деятельности

Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является главным условием его развития. Для формирования навыка чтения у учащихся на уроках английского языка я решила использовать технологию личностно-ориентированного обучения.

Теоретические основы и технологию личностно-ориентированного подхода в обучении разработали И.С. Якиманская, В.В. Сериков, Е.В Бондаревская.

Слово "технология" происходит от греческого слова "techne" - искусство, мастерство, умение. В словаре русского языка это понятие характеризуется следующим образом: Технология. 1. Совокупность знаний о способах осуществления каких-либо производственных процессов. 2. Совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс.

Опираясь на воззрения педагогов и учёных можно дать следующее определение личностно-ориентированного подхода.

Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Во-первых, личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов.

Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств.

В-третьих, применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе.

Основные понятия личностно-ориентированного подхода

Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей.

Личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.

Самоактуализированная личность - человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрывающий свои возможности и способности.

Самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей.

Субъект - индивид или группа, обладающие осознанной творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.

Субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности.

Педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман, Т.В. Фролова).

Личностно-ориентированный подход включает в себя следующие методы:

  • диалог

  • игра

  • педагогическая поддержка

  • диагностический метод

  • создание ситуации выбора и успехаю

В своей работе я использую все методы, но одним из ведущих это игра.

На протяжении 5 лет я работала по УМК «Enjoy English» М.З. Биболетова. В стремлении реализовать идеи автора этой программы, я пришла к выводу, что личностно - ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самостоятельности школьников начальной и средней ступени. В рамках интеграции личностно-ориентированного образования и информационных технологий я использую на своих уроках следующие формы:

  • индивидуальную работу;

  • групповую работу;

  • фронтальную;

  • самостоятельную работу;

Развивающий эффект обучения по УМК «Enjoy English» М.З.Биболетова определяется тем, что педагогу удается переделать образовательную программу в программу деятельности самого ребенка, то есть когда оно ориентируется не только на возрастные, но и на индивидуальные особенности младших школьников. На уроках я не просто работаю над созданием благожелательной творческой атмосферы, а постоянно обращаюсь к субъективному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс. Учитель должен не принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое он предлагает, с позиции научного знания. Научное содержание рождается как знание, которым владеет не только учитель, но и ученик; происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания. Ученик при этом есть творец этого знания, участник его порождения.

Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации - это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.

В процессе своей работы над темой «Формирования навыка чтения у учащихся на уроке английского языка через технологию личностно-ориентированного обучения» была определена поэтапная работа.

1. Проверка навыка чтения у учащихся, включающая в себя критерии оценивания.

2. Изучение правил чтения в следующем порядке:

  1. Буквы, алфавит английского языка.

  2. Звуки и буквосочетания гласных и согласных букв.

  3. Правила чтения, включающиеся в себя правила открытого и закрытого слога.

  4. Интонация.

  5. Темп.

  6. Правила повышения и понижения голоса.

3. Составление системы упражнений и игр в соответствии с порядком изучаемых правил чтения.

4. Применение упражнений, игр на уроках английского языка.

5. Промежуточная проверка навыка чтения у учащихся во втором полугодии.

6. Заключительная проверка навыка чтения: мониторинг на основе анализа проделанной работы и отражение его в диаграмме.























Глава 2. Анализ практической деятельности за межаттестационный период

Этапы моей работы:

  1. Входная диагностика проверки навыка чтения у учащихся.

  2. Занятия по системе упражнений и игр.

  3. Проведение промежуточной диагностики навыка чтения у учащихся.

  4. Анализ ошибок и коррекционная работа через упражнения, игры.

  5. Проведение итогового мониторинга.

Перед тем как начать реализацию выбранной мною технологии и введение в процесс урока различных форм и методов, я провела входной контроль навыка чтения у учащихся 4 «А» и 4 «В» классов, в которой включает в себя критерии оценивания и увиденные мною результаты. (Приложение № 1, № 2 и № 3)

Мониторинг навыка чтения 4 «А» класса, в количестве 14 человек.

Входной контроль


Мониторинг навыка чтения 4 «В» класса, в количестве 13 человек.

Входной контроль


Из диаграммы видно, что качество обученности учащихся 4 «А» класса составляет 57 %, качество обученности учащихся 4 «В» класса составляет 62%.

После анализа результатов входного контроля я начала работу по внедрению технологии личностно-ориентированного обучения и включить в нее созданную мною систему упражнений и игр в том порядке, в котором я представила в главе 1.

Для изучения букв английского алфавита на уроках я использовала игровой метод, а именно:

а) магнитный алфавит (игры «Найди недостающую букву», «Назови слово на данную букву», «Поставь буквы в алфавитном порядке»);

б) кассу букв (игры «Кто первый», «Домино»);

в) пишущую доску;

г) аудио-упражнения: а) спикер говорит букву, задача ребят повторить ее и написать пальчиком в воздухе; б)спикер говорит определенное количество букв, задача ребят прослушать, а затем перечислить и написать на доске все запомнившиеся буквы; в)спикер говорит, а учащиеся за ним записывают буквы; г) видео-алфавит на английском языке, песни.

Для изучения звуков гласных и согласных букв я частично использовала игровой метод:

а) схему артикуляций звуков гласных букв (Приложение № 4);

б) говорящую азбуку звуков;

в) игры (игры «Соотнеси букву и звук», «Найди пару»);

г) аудио-звуки изучаемых звуков;

д) правила чтения, правила открытого и закрытого слога, транскрипция (Приложение № 5).

Для повышения и понижения голоса я использую предложения с ударением на гласную в каждом слове через:

а) речевки. Ann has a black fat cat;

б)пословицы и поговорки. Bad news has wings. Beauty lies in lover's eyes;

в)стихотворения (Приложение № 6);

Для работы над темпом чтения я использую мини тексты (Приложение № 7).

После частично проведенной мною работы я провела промежуточный контроль навыка чтения у учащихся 4 «А» и 4 «В» классов, результаты отражены в диаграмме, в которой мы видим значительные изменения в повышении навыка чтения. (Приложение № 8 и № 9)

Мониторинг навыка чтения 4 «А» класса, в количестве 14 человек.

Промежуточный контроль


Мониторинг навыка чтения 4 «В» класса, в количестве 13 человек.

Промежуточный контроль


Из данных диаграмм мы видим, что качество обученности учащихся 4 «А» класса уже составляет 71%, повысилось на 14%, качество обученности учащихся в 4 «в» составляет 69%, повысилось на 6%. Это показатель того, что данная работа проходит эффективно, имеет определенный результат.

Над данной проблемой я продолжала работать до 3 четверти 2012-2013 учебного года; после этого была проведена заключительная проверка навыка чтения, показатели которой отражены в диаграмме (Приложение № 10 и № 11).

Мониторинг навыка чтения 4 «А» класса, в количестве 14 человек.

Итоговый контроль


Мониторинг навыка чтения 4 «В» класса, в количестве 13 человек.

Итоговый контроль


Данная диаграмма показывает очередное повышение навыка чтения у учащихся 4 «А» класса качество обученности учащихся выросло до 86%, у учащихся 4 «В» класса качество обученности выросло до 85%. На основании данных показателей можно сделать вывод, что данная работа имеет определенные результаты и довольно значительные.

По окончании данной работы я сравнила результаты первоначального и заключительного этапа.

Сравнительная диаграмма мониторинга навыка чтения

Входного и итогового контроля 4 «А» класса

Сравнительная диаграмма мониторинга навыка чтения

Входного и итогового контроля 4 «В» класса

При сравнении диаграмм мы видим, что качество обученности учащихся 4 «А» класса выросло с 57% до 86% (на 29%), в 4 «В» классе с 62% до 85% (на 23%).

На основе данных диаграмм можно сказать, что выбранный мною метод игры и форм индивидуальной, фронтальной, групповой и самостоятельной работ эффективен и способствует повышению качества успеваемости в работе по данному направлению.


Заключение

Как известно, необходимость овладения английским языком становится все более насущной в современном мире, где каждый четвертый житель пользуется иностранным языком для общения на том или ином уровне.

Изучение этого предмета со второго класса является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного предмета для реализации перспективных задач развития личности.

Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию.

Работа по формированию навыков и умений чтения проходит в несколько этапов, каждый из которых направлен на решение конкретной задачи.

На начальном этапе обучения важно, чтобы все процессы воспитания и развития школьников шли в русле современных методик.

Научиться читать - значит уметь озвучивать графемы и извлекать мысли, факты, т.е. понимать, использовать информацию текста.

Чтобы чтение на иностранном языке способствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей и включать школьников в активную творческую деятельность.

В заключение подчеркну, что соответствующим образом представленные упражнения, игры, тексты способствуют развитию интереса школьников к чтению на иностранном языке, который является важным фактором успешного овладения этим видом речевой деятельности.

Проведенная работа еще раз доказала, что проблема обучения чтению действительно актуальна и требует особого внимания.

В этом году я перешла в МБОУ СОШ № 114, где мною была проведена входная диагностика навыка чтения. Проанализировав данные, я увидела, что в классах уровень детей позволяет использовать метод проекта на уроках английского языка для повышения качества обученности.

В дальнейшем я хочу начать работать над темой «использование метода проекта на уроках английского языка».





Библиографический список

1. Азовкина А.Н. «Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения» // ИЯШ, 2003, №2

2. Арбекова Т.И. «Я хочу и буду знать английский» // М.: ИнКа-Телер, 1993

3. Бим И. Л. «Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника» // М .,1994

4. Гончаров А.А., Мильрут Р.П. «Теоретические и практические проблемы обучения пониманию коммуникативного смысла иноязычного текста» // ИЯШ, 2001, №3

5. Лукъянчекова Н.В. «Обучение английскому языку на начальном этапе» // Начальная школа, 2002, №2

6. Маслыко Е. А., Бабинская П. К., Будько А. Ф. и др. «Настольная книга преподавателя иностранного языка» // Справ. пособие, Выш. шк., 1996

7. Миролюбова А.А. «Теоретические основы методики обучения иностранному языку в средней школе» // М.,1981

8. Николенко А.Н. «Исчезновение интереса к изучению иностранных языков на начальном этапе как проблема дальнейшего обучения иностранным языкам» // Начальная школа, 2000, №1

9. Риторина А.К. «Формы и методы работы с младшими школьниками на уроках английского языка» // Начальная школа, 1999, №5

10. Сажнева М.А. «Игра как способ развития интереса к изучению иностранного языка» // ИЯШ, 2001, №6

11. Старков А.П., Диксон Р.Р. «Six year English» // С-Пб: Специальная литература, 1996

12. Тен Э.Г. «Контроль понимания иноязычного текста» // ИЯШ, 1999, №4

13. Ткаченко Ф.И. «Потребность в изучении иностранных языков» // Современный мир, 2004, №1

14. Феклистов Г.Е. «Проблемы изучения английского языка в школе» // Образование, 1999, №3

11


© 2010-2022