Формирование культуры диалога средствами иностранного языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование культуры диалога средствами иностранного языка

Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.

Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к само изменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Участвуя в реализации инновационной программы гимназии методическое объединение учителей иностранного языка поставило перед собой цель - создать интегрированное гуманитарное образовательное пространство, и успешно приступило к решению ряда практических задач, основной составляющей которых является контактность, как модель реального общения, которая способствует возникновению у учащихся естественного желания и необходимости взаимодействия с другими, уверенности в себе и своих силах для осуществления коммуникации.

«Контакт?» - «Есть контакт!»

Знакомый диалог, не правда ли?

Правда в обычном общении (не в сфере техники) люди не проверяют наличие контакта между ними, они его чувствуют.

Контактировать с кем-то значит не просто общаться, а взаимодействовать, соприкасаться по делам, а может быть и по душам… «находиться в дружественном контакте», - как сообщает словарь Ушакова.

Когда мы говорим «У меня есть с ним контакт», это означает не просто, что могу к этому человеку обратиться, а то, что я могу рассчитывать на взаимопонимание и доброжелательное отношение, возможность осуществить диалог.

Вся история человечества - это диалог. Диалог пронизывает всю нашу жизнь. Он является по своей действительности средством осуществления коммуникационных связей, условие взаимопонимания людей.

Проблемами диалога занимались древнегреческие философы - софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

Хотя диалог, как форма межчеловеческого общения существует с очень давних времен, но по-настоящему проблемами диалогических отношенийзанялись немецкие философы И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг около 200 лет назад.

Далее, развивая идеи Фихте об отличии и взаимообусловленности "я" и "другого" Л. Фейербах дает начало исследованию диалога начала XX века.

В XX веке культура смещается в эпицентр человеческого бытия, что происходит во всех сферах жизни.

Диалог культур - это общение многих уникально-всеобщих личностей, доминантой которого является не познание, но взаимопонимание.

Интерес - начало диалога. Диалог культур - это потребность во взаимодействии, взаимопомощи, взаимообогащении.

Именно поэтому все мероприятия, которые проводятся в нашем образовательном учреждении, направлены на осуществление диалога, интеграцию, мета предметность.

Так, в этом году в гимназии успешно стартовали новые проекты, такие как «60 параллель», «Волшебный Бизнес» (MagicalBusiness)», «Ученическая газета (GymnasiumTimes)».

Данные проекты вызвали у учащихся большой интерес. К реализации данных проектов подключились не только ученики и учителя, но и родители, а также представители учреждений партнеров, с которым мы ведем тесное сотрудничество (центр международного тестирования «INTEX», центр гуманитарного образования «Lingua»).

В национальном проекте «Наша новая школа» сказано, что в условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».

В свете современных тенденций развития российского образования, обусловленных социально-экономическими и социально-политическими изменениями в России и мире, обновляются цели, задачи и содержание обучения иностранным языкам в школе.

Интегративный подход к обучению иностранным языкам предполагает не только развитие умений иноязычного речевого общения, но и решение задач воспитательного, межкультурного и прагматического характера.

В связи с этим введение иностранного языка в пространство дополнительного образования представляет сегодня особый интерес со стороны всех субъектов образовательного процесса. Именно в интеграции урочной и внеурочной деятельности можно достичь образовательных результатов, соответствующих основной цели иноязычного образования, т.е. диалогу культур: роста мотивации личностного развития, формированию культуры личностного и профессионального самоопределения, культуры проектирования личностного и профессионального развития.

Эти аспектыявляются определяющими для будущего выпускника современной российской школы. Диалог культур - это взаимодействие культур между собой, когда они вместе для себя могут вынести что-то полезное и важное. Большую роль в развитии стратегии «Диалога культур» играет внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеклассные мероприятия имеют огромное значение для усвоения школьниками учебного материала и овладения дополнительными знаниями по иностранному языку с использованием доступных и интересных методов.

Проект «60 параллель» стал наглядным тому примером. Благодаря тесному взаимодействию педагогического коллектива гимназии, родителей, наших партнеров из Лингва Центра были созданы такие условия, в которых учащиеся гимназии проявили высокую инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться. Обучающиеся продемонстрировали все то, что они уже умеют. Они понимали: то, что они делают, - важно, полезно, а это, в свою очередь, помогло им еще лучше выучить английский язык, а также повысилась мотивация к дальнейшему его изучению.

Учителя английского языка осуществляли сопровождение проекта, проводили консультации учащихся, принимали активное участие в репетициях, обеспечив качество иноязычной речи. В результате данного взаимодействия, учащиеся продемонстрировали умение читать стихи на иностранном языке, исполнять песни, доносить историческую информацию, а учащиеся 2а класса представили песню о родном Сургуте на английском языке собственного сочинения.

Таким образом, можно со всей уверенностью сказать, что в ходе реализации данного социального проекта диалог успешно состоялся одновременно в нескольких направлениях:

  1. ученик- ученик;

  2. ученик- учитель;

  3. ученик- родитель;

  4. учитель- родитель;

  5. учитель - учитель;

  6. родитель-родитель.

Проект «60 параллель» - это особый мир, мир общения, мир соревнования, мир открытий.

Внеурочная деятельность направлена на то, чтобы каждый видел свой рост и демонстрировал свои достижения. Вот почему мы считаем наиболее целесообразной формой для этого праздники и развлечения, которые объединяют детей и родителей, заинтересовывают всех участников, а также конкурсы, направленные на творческое и интеллектуальное проявление каждого обучающегося.

Внеурочная деятельность по английскому языку предполагает учет желаний и интересов обучающихся, добровольность участия, целеустремленность участников, развитие способностей и личностных качеств.

Для придания коммуникативной направленности процессу обучения поддерживается высокая активность каждого участника внеурочной деятельности.

Следующее важное направление деятельности методического объединения учителей иностранного языка - это реализация международного проекта дополнительного образования ''Cambridge English for Schools" (Экзамены по английскому языку Кембриджского университета для школ) согласно договору, который был заключен с обществом с ограниченной ответственностью «Центр международного тестирования -ИНТЕКС» (Сургутский государственный университет ХМАО - Югры).

Цель данного проекта: подготовить учеников к Кембриджским экзаменам различной сложности.

В 2013-2014 учебном году пять преподавателей гимназии успешно сдали Кембриджский экзамен ТКТ по трем модулям, что позволило в прошлом году ввести в среднем и старшем звене подготовку к сдаче международного экзамена. Ведь именно на ступенях основного и среднего образования происходит интенсивное развитие склонностей, способностей учащихся, формирование готовности к выбору дальнейшего образования и к определению в нем места иностранного языка. Возрастные особенности школьников обуславливают усиление принципов индивидуализации и дифференциации в образовательном процессе.

В прошлом учебном году 19 учащихся успешно сдали Кембриджские экзамены.

Кембриджские экзамены со стремительной силой ворвались в нашу жизнь и набирают огромную популярность в нашем городе.

Экзамены Кембриджского университета (Cambridge ESOL exams) - это одни из наиболее популярных международных экзаменов в современном мире. Они предполагают проверку общей языковой компетенции, умений и навыков по всем четырём аспектам речевой деятельности.

Рост популярности Кембриджских международных экзаменов легко объясним. Результаты этого тестирования признаны в различных сферах: бизнес-сообществе, ведущих университетах, правительственных организациях, национальных образовательных структурах.

Зачем ученикам нашей гимназии сдавать Кембриджские Экзамены?

Участвуя в проекте, ученики имеют возможность:

- повысить уровень владения английским языком;

- получить сертификат, имеющий международное признание в 130 странах мира;

- продемонстрировать свою готовность для блестящего будущего в сфере международного общения.

В соответствии с программой инновационного развития гимназии и социальным заказом участников образовательного процесса, в гимназии разработана модель профильного обучения, включающая программы элективных курсов и курсов по выбору.

В начальной школе ведется курс «В гости к английским школьникам», который формирует элементарные коммуникативные умения, развивает личность ребенка, его речевые способности, повышает мотивацию к дальнейшему изучению иностранного языка, что обеспечивает коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения. Доказательством этому является участие младших школьников в языковых конкурсах различного уровня (например, «Британский бульдог», «Я учу английский»)

Следующий, не менее интересный инновационный проект в начальной школе - это модульный курс «Волшебный Бизнес» («MagicalBusiness»), который реализуется в рамках проекта «Успешное чтение». Основной задачей данного модуля является формирование культуры потребителя, элементарных экономических знаний и умений учащихся, средствами иноязычного образования. Модуль реализуется на основе сюжетов близких детям литературных произведений, сказок. Основные темы модуля это - «Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах», «Рачительный хозяин - опора семьи», «Рациональный потребитель (или думающий покупатель)», «Семья и рынок», «Доходы и расходы семьи», «Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве». Курс соответствует требованиям ФГОС, имеет интегрированный характер (английский язык, экономика). Занятия проводятся с применением игровых и развивающих технологий.

На средней ступени обучения ученикам 8 классов предлагается курс по выбору «Страноведение. Британия далекая и близкая», который позволяет повысить уровень практического владения иностранным языком, расширить лингвистические возможности учащихся и создать условия для самообразования и формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Практическим доказательством этого является создание творческих проектов с учетом своих интересов и увлечений.

Курс «Деловое общение», предлагаемый учащимся 10-11 классов, направлен на развитие способностей обучающихся использовать английский язык как средство образования и самообразования, а так же на удовлетворение современных познавательных интересов школьников в деловом общении. Оригинальные материалы из деловых информационных источников и реальные интервью с деловыми людьми позволяют учащимся обрести необходимые навыки общения в деловой среде. Данный курс позволяет старшеклассникам успешно участвовать в дебатах на английском языке на различные темы, отражающие проблемы современного общества.

С этого учебного года введено изучение английского языка на двух уровнях с 5 класса. Двухуровневая система позволяет мотивировать учащихся к изучению языка, используя индивидуализацию обучения, дифференцированный подход. Для организации двух уровневого обучения были решены достаточно сложные проблемы, связанные с уточнением содержания обучения, подготовкой контрольно-измерительных материалов и проведением мониторинговых процедур.

Все выше перечисленные мероприятия, а также разносторонняя жизнь гимназии, находят яркое отражение в школьной газете «GymnasiumTimes», которая выпускается на двух языках: русском и английском.

Переводческая деятельность является одной из наиболее актуальных составляющих иноязычного образования. Профессия переводчика является одной из старейших. С давних времен люди для общения между собой прибегали к услугам других людей, помогавшим им обеспечить процесс коммуникации. Время идет, а потребность в таких специалистах только растет из года в год. Переводческая деятельность нашла яркое отражение при подготовке и выпуске газеты «GymnasiumTimes». Газета создается в тесном сотрудничестве, учащихся разных возрастных групп и учителей. Учащиеся старших классов с большим интересом и желанием осуществляют литературный перевод стихов, сочиненных учащимися среднего звена. Переводят тексты научного и художественного содержания. Это оказывает благоприятное воздействие на более углубленное изучение английского языка и повышает мотивацию к обучению.

Реализация концепции гуманитарного образования возможна только благодаря сотрудничеству с социальными партнерами. В образовательном учреждении заключен договор с негосударственным образовательным учреждением нового типа «Центр гуманитарного образования». Предметом договора является сотрудничество в области образования. В рамках договора, «Центр гуманитарного образования» сотрудничает с учителями гимназии, информирует о возможных совместных мероприятиях, семинарах, конференциях. В прошлом году Финал конкурса исследовательских работ "Проект года " проходил в стенах нашей гимназии. Благодаря этому, наши учащиеся получили возможность приобретения опыта представления и защиты исследовательских проектов. Обучающиеся гимназии также имеют возможность принимать участие в конкурсах, проводимых в Лингва центре. Так, в этом году 32 учащихся 9-11 классов 29 ноября пройдут тестирование для участия в конкурсе «Гуманитарный капитал». В рамках сотрудничества институт дополнительного профессионального образования при НОУ НТ «Центр гуманитарного образования» дает возможность учителям нашей гимназии повысить свою профессиональную квалификацию и участвовать в экспертной работе различных конкурсов.

Мы не стоим на месте, в настоящее время ведем активную подготовку к еще двум инновационным проектам: «Конкурс песен на иностранных языках», «Конкурс Эссе», которые планируем провести в сотрудничестве с государственными образовательными учреждениями МБОУ СОШ № 8, МБОУ СОШ №45, МБОУ НШ-ДС №43 и другими, при поддержке Лингва Центра и Сургутского государственного университета.

Безусловно,основными ориентирами развития иноязычного образования гимназии являются:

  • культурологический, приоритетным направлением которого,является изучение культуры другого народа, его духовной жизни, что должно способствовать лучшему пониманию родной культуры, диалогу с культурой других стран и оказывать влияние не только на культурное становление личности, но и на культурный подъем государства;

  • общеобразовательный, который признается значимым с точки зрения необходимости в дальнейшей практической жизни и учебе в ВУЗе в целях продолжения образования;

  • воспитательный, содействующий становлению морально-нравственных качеств личности, развитию ее духовных начал, формированию активной жизненной позиции гражданина и патриота;

  • развивающий, направленной не только на умение понимать иностранную книгу, владение речевой компетенцией, но и на развитие мышления, способности к дальнейшему самообразованию с помощью иностранного языка в разных областях знания.



© 2010-2022