Программа «Увлекательный немецкий язык»

Пояснительная записка В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» чётко выделены три приоритетных направления образования в современном обществе: информатизация образования, обучение иностранным языкам, овладение социально-экономическими знаниями. Необходимо также предоставить школьникам возможность изучить не один, а два иностранных языка, т.к. XXI век, по признанию ЮНЕСКО, - век полиглотов.  В  эпоху    инновационных  технологий,набирающая темп глобализация вытесн...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Программа « Увлекательный немецкий язык»


Программа « Увлекательный немецкий язык»


Кучаевой Ольги Алексеевы - 1 квалификационная категория.


По немецкому языку 8 класс.








2014 - 20125 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Первомайская средняя общеобразовательная школа





Главным условием успешности реализации программы является вовлечённость учащихся в дела школы в качестве участников и организаторов мероприятий.

Данная программа может быть реализована не только в нашей школе, но и в любой другой школе, где есть заинтересованные педагоги, учащиеся, родители.




Программа « Увлекательный немецкий язык»

2014- 2015 гг.







Программа « Увлекательный немецкий язык»






Пояснительная записка

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» чётко выделены три приоритетных направления образования в современном обществе: информатизация образования, обучение иностранным языкам, овладение социально-экономическими знаниями. Необходимо также предоставить школьникам возможность изучить не один, а два иностранных языка, т.к. XXI век, по признанию ЮНЕСКО, - век полиглотов.

В эпоху инновационных технологий,набирающая темп глобализация вытесняет целый ряд языков, которые ещё недавно играли определённую роль в целях обмена информацией между людьми. Сейчас в школах всё меньше детей выбирают немецкий в качестве иностранного языка, отдавая предпочтение английскому. В России есть ряд причин, почему сегодня, в эпоху доминирования английского языка, немецкий язык может оказаться полезным. В первую очередь, это экономические причины. В настоящее время в России работают 4500 немецких фирм, совместных предприятий, компаний, занятых в производстве, торговле, сфере обслуживания, химической промышленности. Между Россией и Германией налажены тесные экономические связи. Костромская область сотрудничает с Федеральной землёй Северный Рейн-Вестфалия в Германии (город- побратим Ахен). Из дружественных связей с землей Северный Рейн-Вестфалия возник единственный в России Центр обучения и повышения квалификации Кострома - Северный Рейн-Вестфалия (70-80 учащихся в год). Основной задачей Центра как учебного заведения является обучение промышленным и ремесленным профессиям по немецкому образцу с использованием немецкой методики преподавания и оценки качества знаний и практических навыков. Учащиеся получают здесь сертификаты и свидетельства о профессиональном образовании европейского образца, поскольку организационное, учебно-методическое обеспечение и прием экзаменов по основным дисциплинам осуществляют торгово-промышленная палата города Хагена (Германия), Мюнстерская ремесленная палата (Германия) и немецкое общество стандартизации ТЮФ. Спрос на выпускников от предприятий города превышает возможности Центра по подготовке специалистов.

Сегодня школа меньше готовит учеников с первым немецким языком, значит, надо дополнительно к английскому преподавать еще один востребованный в соответствующем регионе иностранный язык. Поскольку в России много компаний из Германии, нуждающихся в высококвалифицированных специалистах со знанием немецкого языка, надо преподавать немецкий в качестве второго иностранного языка.

Коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли в непосредственное и опосредованное общение (через систему Интернет) довольно большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранного языка. Немецкий язык занимает достойное место в многонациональном мире. Он утвержден государственным и рабочим языком в Европейском Союзе . Внеурочная деятельность курса «Увлекательный немецкий» своим содержанием предназначена привлечь внимание учащихся, создать мотивацию в изучении немецкого языка . Данный курс направлен на расширение языковых и страноведческих знаний по предмету. Наряду с основной задачей расширения языковых знаний по немецкому языку, курс этот предусматривает формирование устойчивого интереса к данному предмету на начальном этапе его изучения. Следует отметить, что учение с увлечением значительно повышает учебную мотивацию, следовательно, и результативность обучения. Материал данного курса состоит из набора тестов и различных творческих заданий: проектной деятельности учащихся, театрализованных представлений, различных кроссвордов, игр, конкурсов, загадок, стишков, песенок, рифмовок и так далее Преподавание иностранного языка в школе ведётся со дня её основания, были востребованы 2 иностранных языка: английский, немецкий, Сейчас изучаются английский и немецкий языки. Обучение ведётся со 2 класса. В начальной школе (2-4 классы) - 2 раза в неделю, в 5-11 классах - 3 раза в неделю. Учащиеся принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах по немецкому языку.

Детей, желающих изучать немецкий язык в школе, 203 человека, что составляет 31% от общего числа, изучающих язык, следовательно, данная программа должна способствовать привитию интереса к данному иностранному языку. Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни? Главная цель учителя помочь ученику и подготовить его, завтрашнего граж­данина, к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни предъяв­ляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью и умеющие оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.

Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.

Занятия кружка помогут ребятам повысить интерес, расширить знания в этой сфере, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии, а также помогут подготовиться к экзаменам в новой форме ГИА и ЕГЭ.

Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Данная программа может быть востребована учителями

Цель:

  • формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика

Задачи:

Познавательные:

  • Расширить знания учащихся

  • Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.

  • Развить умение проектирования своей деятельности;

  • Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;

  • Научить оформлять результаты своей работы.

Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления, внимания;

Развивать умение оценивать состояние Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;

  • Продолжить развивать творческие способности.

Воспитательные:

  • Продолжить воспитание навыков Совершенствовать навыки коллективной работы;

  • Способствовать пониманию современных проблем и сознанию их актуальности;

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

  • Принцип добровольности. В кружок принимаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.

  • Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;

  • Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.

  • Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.

  • Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.

  • Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.

  • Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.

  • Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.

Коллектив: состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются дети 5-11 класса (11 - 15 лет) общеобразовательной школы, руководитель.

Количество обучающихся в коллективе: 10 человек.

Возраст детей, участвующих в программе - средний школьный. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.

Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.

Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

Программа кружка «Увлекательный немецкий язык» рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 34 часа учебного времени из них вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал.

Условия реализации программы.

Что необходимо

Что есть в наличии

Санитарно - гигиенические условия

  1. Уровень освещения кабинета;

  2. Температурный режим

Соответствует санитарно - гигиеническим нормам и требованиям

Материально - технические условия

Мебель:

  • Шкаф для хранения литературыПарты, стулья;

  • Школьная доска;

  • Стенды для выставок



Все необходимое для работы

имеется в наличии

Оборудование и материалы

  • Тетради, ручки, бумага;

  • Компьютер;

  • Мультимедийный проектор

Приносят дети

Имеется

Имеется


Имеется

Имеется

Дидактические и методические условия

  • Книжные издания;

  • Наглядные пособия;

  • Методики для исследовательской деятельности

Имеются

Имеются или изготавливаются детьми

Частично имеются или находятся детьми через Интернет


Учебно - тематический план


Раздел, тема

Теория

Практика

Итого

1.Введение

3

2

5

2.Основы исследовательской деятельности

18


18

3.Практическая работа


8

8

4.Подведение итогов

0

2

2

Итого

21

12

34

Содержание программы

Введение. (5нед. )

Теоретические знания:

Немецкий язык Исследовательские работы Методы исследования. Задачи и методы Практикумы.

Знакомство со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

Основы исследовательской деятельности (18 нед).

Теоретические знания

Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Выбор темы и постановка проблемы. Особенности и этапы исследования. Анализ и обработка исследовательской работы. Работа с литературой. Выводы исследовательской работы. Оформление исследовательской работы.

Знакомство с исследовательскими работами.

Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ).

Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ). Анкетирование, опросы, исследования, подготовка и проведение конференции

Практические работы 9 нед.

Проведение анкетрования,

построение диаграмм,

Исследовательские « Антропонимия»

« История Немецкой валюты»

Реферативные:

«Ученые Германии»,

« Немецкая марка»

Творческие

  • Оформление выставки по теме



Заключительное занятие (2нед).

Практикум.

Подготовка, проведение конференции исследовательских работ кружковцев. Анализ и самоанализ результатов работы за год.

Работа проводится как в рамках уроков, так и в качестве внеурочной деятельности по предмету. Например, экскурсии в лес, на водоемы требуют продолжительного времени, хорошей погоды, особой подготовки и одежды, поэтому они проводятся в выходные дни и после уроков.

Методические рекомендации

Данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у школьников потребности к расширению и углублению своих знаний. На занятиях курса учителю представляется возможность выбрать свою методику из множества инновационных, по новому взглянуть на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Задача учителя заключается не в передаче своему ученику определенного объема знаний. Задача состоит в том, чтобы научить его эти знания добывать самостоятельно. Обучение на курсе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам;предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций. Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно- практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Итогом проведения практических работ являются проезентациирисунками. На занятиях закладываются опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания учащихся проверяются с

помощью тестовых работ, при этом требования к знаниям и умениям не должны быть

завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.

Темы занятий, заданий, работ, исследований даются приблизительные, так как всегда есть возможность их заменить на более востребованные в данный момент. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это и сообщения, и рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы. Для более подготовленных ребят есть возможность для проведения учебно -исследовательской работы. На занятиях курса учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями. Таким образом, раскрываются все способности ребят.

Введение 5 нед..


Время

Деятельность

Результат

1 неделя

Введение в тему, актуализация знаний, методика исследовательской деятельности, структура работы, выбор темы

Выбор темы своей исследовательской работы. Формирование творческих групп.

Конспект. Выбор темы исследовательской работы

2 неделя

Постановка проблемы, формулирование цели и задач. Методики исследования

Формулирование цели и задач своей работы, подбор методик исследования, анкет для соцопросов

Цели, задачи работы, методики исследования

3 неделя

Правила выполнения исследовательских работ.Подготовка презентаций

Результаты работы

4 неделя

5 неделя

Обработка и анализ полученных результатов

Обработка результатов своей работы


Основы исследования

18 недель

6 неделя

7нед.

8 нед.

Выводы, рекомендации, список литературы

Выводы по своей работе, рекомендации, оформление списка литературы

9 неделя

10 нед.

11 нед.

Правила работы с литературой, интернет рессурсами

Работа с информационными источниками по теме своей работы

Портфолио

12 неделя

13 нед.

14нед

15нед.

16 нед .

17 нед,

Систематизация материала, анализ, подготовка к конференции

Подготовка презентации, написание доклада, подготовка к конференции

Презентация, доклад

18 неделя

19 нед

.20 нед,

Беседа с учителями предметниками

доклад

21неделя

Оформление выставки по результатам

Стенд

22 неделя

23 нед.

«Подведение итого работы над темой». Анализ, самоанализ деятельности учащихся.

Практическая работа 9 недель

время

деятельность

24 нед

25нед.

Консультация

анкета

26нед

Составление анкет Заполнение таблицы по теме

анкета

27нед.

Обработка данных

28.нед

29нед.

30нед.

31нед

32нед

Составление диаграмм по анкетированию Составление диаграмм по анкетированию Составление диаграмм по анкетированию

Презентация Оформление

Презентация Оформление

Диаграммы презентация стенд



Заключительные занятия2 нед.

Время

Деятельность

Результаты

33неделя

34неделя

Подготовка, проведение конференции исследовательских работ кружковцев. Анализ и самоанализ результатов работы за год.

Портфолио, презентации


Методическое обеспечение

Методы и приемы.

Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.

Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей, творческие работы.

Практическая работа необходима при отработке навыков и умений

Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

Педагогические технологии, используемые в обучении.

  • Личностно - ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

  • Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

  • Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

  • Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

  • Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.


Прогнозируемые результаты.

Учащиеся должны знать:

  • Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;

  • Методики проведения исследований по темам;

  • Основные понятия и термины;

  • Источники и виды

  • Структуру написания и оформления учебно - исследовательской работы;

Учащиеся должны уметь:

  • Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;


  • Проводить элементарные исследования; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;

  • Проводить анкетирования, социологические опросы.

  • Работать с различными источниками информации.

  • Формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.

  • Применять коммуникативные навыки;

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно - исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно - исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Оценка эффективности работы:

Входящий контроль - определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.

Формы контроля.

Тема

Форма контроля

Введение

Беседа, результаты экскурсии.

Исследовательская деятельность

Беседа, результаты опросов и исследований, презентация работ творческих групп по выбранным темам,

Антропонимия

Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным темам, результаты исследований, анкетирования, оформление стенда

Заключение

Беседа, презентация исследовательских работ по выбранным темам.

Формы подведения итогов реализации программы.


  • Итоговые выставки творческих работ;

  • Портфолио и презентации исследовательской деятельности;

  • Участие в районных, областных и всероссийских конкурсах исследовательских работ;







Список литературы


Программа общеобразовательных учреждений под ред. И.Л. Бим 2-11 классы. Рек. МОРФ М. Просвещение 2007. (немецкий язык).

«Шаги» (учебник немецкого языка для 2-9 классов общеобразовательных учреждений) Москва, «Просвещение» 2005 г.

«Немецкий язык. Контакты» для 10-11 классов общеобразовательных учреждени

Селевко Г.К. Новые педагогические технологии.

Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. № 2, № 3.

Солопова Н.К., Вязовова О.В. Проектная деятельность с использованием ИКТ. Сборник материалов учебно-методических проектов. Тамбов, 2005.

Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе. - 2008. № 4. Шелавина И.Н. Проектная деятельность на уроках английского языка. Иностранные языки в школе. - 2009. № 7.




© 2010-2022