Теоретическое обоснование проблемы развития внимания у учащихся с задержкой психического развития

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Теоретическое обоснование проблемы развития внимания у учащихся с задержкой психического развития.

Внимание является одной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности, в первую очередь - познавательной. Выделяют непроизвольное внимание (нецеленаправленное) - возникает как бы само собой, без усилий воли. Произвольное (намеренное) внимание. Оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В процессе работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. Рабочий уровень внимания определяется комплексом основных характеристик: объемом, концентрацией, переключаемостью. Объем внимания - это его информационная емкость, т.е. количество одновременно отчетливо осознаваемых при восприятии объектов. Концентрация и устойчивость внимания - это способность не отклоняться от цели, от направленной психической активности, удерживать сосредоточенность на объекте внимания. Концентрация внимания является энергетической базой умственной работоспособности школьника, (у учащихся 5 класса именно эти свойства находятся на самом низком уровне). Переключение внимания - способность перемещать его с одного объекта на другой - лежит в основе перехода от одного вида деятельности к другому.
























Внимание


Виды

Свойства

Непроизвольное 1. объем

произвольное 2. концентрация

послепроизвольное 3. переключение

Противоположным вниманию состоянием является рассеянность, которая характеризуется неустойчивостью, отвлекаемостью, несосредоточенностью внимания. Дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 минут. Следует отметить, что динамика уровня внимания у детей с ЗПР неодинакова. У одних детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале урока, и по мере продолжения работы неуклонно снижается; у других сосредоточение внимания наступает лишь после некоторой деятельности, для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания. Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.

Частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связаны с нервно-психическим состоянием детей и возникают порой без видимых причин. Но и внешние обстоятельства (сложные задания, большой объем работы) могут выводить школьника из равновесия, заставляют его нервничать, снижают концентрацию внимания. Особенно резко проявляются нарушения внимания после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения. Собственное бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывает у одних раздражение, у других - категорический отказ от работы, особенно если требуется усвоить новый учебный материал. Как следствие, у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью.

Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной информации. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный звук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет - все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание учителя. Педагогу потребуется немало усилий для возврата детей в рабочее состояние.

Как правило, причины глобальной невнимательности учащихся заключаются в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова - они схватывают этот смысл и, довольствуясь им, «пренебрегают частностями». Иными словами, у детей сформировался способ работы без достаточной обработки умения анализировать материал. Единицы анализа (буквы, цифры, слова, детали, части) - мелки и «не удостаиваются» без направленного обучения внимания детей. Поэтому задача развивающих заданий для повышения внимания состоит в преодолении такого общего восприятия, в попытке научить учащихся воспринимать содержание заданий с учетом элементов на фоне смысла целого, уметь осознанно концентрировать, распределять и переключать свое внимание при анализе элементов, частей, деталей целого.


© 2010-2022