«Языковой портфель как средство формирования самоконтроля обучающихся»

Неумение контролировать свою деятельность, оценить уровень своих возможностей и роста – типичное затруднение, встречающееся на пути даже у успешно занимающихся школьников.           С реформой системы образования, введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта, возникают новые требования к контролю и самоконтролю обучающихся. Ребенок должен научиться контролировать свое продвижение в учебе, оценивать свой уровень освоения учебного предмета. Такие  возможности заложены в Языковом портфеле, который широко используют при обучении иностранным языкам  в рамках проекта «Европейский Языковой портфель для России» (ЕЯП). В этой связи становится очевидно... - отсутствие заложенного в учебный курс обучения коми языку инструмента формирования и развития самоконтроля. Если предложить обучающимся инструментарий  (Языковой Портфель), то ребенок научится контролировать и оценивать  свой уровень освоения коми языка. Поэтому в данной работе мы поставили следующую цель разработка языкового портфеля как инструмента развития самоконтроля уровня освоения коми языка обучающегося 2 класса.Языковой портфель: Цель языкового портфеля: Развивать у учащегося навык рефлексии по поводу проделанной работы. Умения оценивать результаты своего труда (урока, темы, раздела); •         Дать возможность учителю выявить причину затруднений ученика в освоении коми языка, связи с этим произвести коррекцию; •         Показать таланты и лучшие работы учащегося. Функции языкового портфеля: 1.     Самоконтроля и самооценки (учащийся контролирует и оценивает свой уровень освоения коми языка с целью его совершенствования); 2.     Оценки (учитель отслеживает реальный языковой уровень учащегося); 3.     Педагогическая (учитель отслеживает самостоятельную, внеаудиторную работу учащегося). 4.     Образовательная (позволяет развивать индивидуальные языковые способности учащегося, работать с одаренными детьми, повышать их внутреннюю мотивацию к самостоятельному изучению коми языка вне школы). Структура языкового портфеля: 1.     Языковой паспорт (где ребенок сам отвечая на предложенные вопросы нацеливает себя к дальнейшей работе в изучении коми языка) 2.     Языковая биография(обучающийся заполняет таблицы, мой родной язык, мои контакты с другими языками, изучение других языков)   3.     Мои успехи в изучении коми языка по итогам урока, темы, раздела, лучшие работы, презентации. Этапы работы с языковым портфелем: 1.Стартовый этап работы учащегося на уроках – это работа по целеполаганию и рефлексивной самооценки, по выявлению индивидуальных приоритетных интересов и потребностей изучающего коми язык. Через создание языкового портфолио учащийся: включается в определение целей овладения изучаемым языком, отвечает для себя на вопрос, в каких целях, ситуациях ему необходим изучаемый язык; включается в проектирование конечного результата овладения коми языком, отвечая для себя на вопрос “ Что необходимо конкретно уметь для достижения той или иной цели овладения языком?”; совместно с учителем, родителями, своими товарищами отбирает наиболее приемлемые и эффективные формы и приемы обучения, соответствующие его интересам и индивид... Основной отличительной особенностью языкового портфеля для учащихся этой возрастной группы является его игровая форма, что способствует повышению уровня мотивации, активизации мыслительной деятельности ученика.  Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам игры. Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Языковой портфель выдается детям на первом уроке, с целью знакомства с ними и выявления умений и навыков по языкознанию. Обучающиес... 2.Второй этап работы - это  работа по целеполаганию и рефлексивной самооценки.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальная общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№3»

Г. Ухты РК, ул. Оплеснина 28, 8(216)763170



Языковой портфель

для обучающихся 2 класса (первый год обучения) изучающих коми язык.



Составитель - Оплеснина Янина Петровна

учитель коми языка МОУ «СОШ №3» г. Ухты

[email protected]





2014 год


Методические рекомендации для учителя:

Неумение контролировать свою деятельность, оценить уровень своих возможностей и роста - типичное затруднение, встречающееся на пути даже у успешно занимающихся школьников.

С реформой системы образования, введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта, возникают новые требования к контролю и самоконтролю обучающихся. Ребенок должен научиться контролировать свое продвижение в учебе, оценивать свой уровень освоения учебного предмета. Такие возможности заложены в Языковом портфеле, который широко используют при обучении иностранным языкам в рамках проекта «Европейский Языковой портфель для России» (ЕЯП). В этой связи становится очевидной проблема:

- отсутствие заложенного в учебный курс обучения коми языку инструмента формирования и развития самоконтроля.

Если предложить обучающимся инструментарий (Языковой Портфель), то ребенок научится контролировать и оценивать свой уровень освоения коми языка. Поэтому в данной работе мы поставили следующую цель разработка языкового портфеля как инструмента развития самоконтроля уровня освоения коми языка обучающегося 2 класса.

Итак Языковой портфель.

Цель языкового портфеля:

  • Развивать у учащегося навык рефлексии по поводу проделанной работы. Умения оценивать результаты своего труда (урока, темы, раздела);

  • Дать возможность учителю выявить причину затруднений ученика в освоении коми языка, связи с этим произвести коррекцию;

  • Показать таланты и лучшие работы учащегося.

Функции языкового портфеля:

  1. Самоконтроля и самооценки (учащийся контролирует и оценивает свой уровень освоения коми языка с целью его совершенствования);

  2. Оценки (учитель отслеживает реальный языковой уровень учащегося);

  3. Педагогическая (учитель отслеживает самостоятельную, внеаудиторную работу учащегося).

  4. Образовательная (позволяет развивать индивидуальные языковые способности учащегося, работать с одаренными детьми, повышать их внутреннюю мотивацию к самостоятельному изучению коми языка вне школы).

Структура языкового портфеля:

  1. Языковой паспорт (где ребенок сам отвечая на предложенные вопросы нацеливает себя к дальнейшей работе в изучении коми языка)

  2. Языковая биография(обучающийся заполняет таблицы, мой родной язык, мои контакты с другими языками, изучение других языков и т.д.)


  1. Мои успехи в изучении коми языка по итогам урока, темы, раздела, лучшие работы, презентации.

Этапы работы с языковым портфелем:

1.Стартовый этап работы учащегося на уроках - это работа по целеполаганию и рефлексивной самооценки, по выявлению индивидуальных приоритетных интересов и потребностей изучающего коми язык. Через создание языкового портфолио учащийся:

  • включается в определение целей овладения изучаемым языком, отвечает для себя на вопрос, в каких целях, ситуациях ему необходим изучаемый язык;

  • включается в проектирование конечного результата овладения коми языком, отвечая для себя на вопрос " Что необходимо конкретно уметь для достижения той или иной цели овладения языком?";

  • совместно с учителем, родителями, своими товарищами отбирает наиболее приемлемые и эффективные формы и приемы обучения, соответствующие его интересам и индивидуальному стилю учебной деятельности;

  • отслеживает процесс и успешность своего продвижения в овладении языком (Что и как получается - не получается);

  • оценивает свои реальные достижения (Что я уже конкретно умею - мои сочинения, исследования, творческие работы, опыт общения, справочные материалы и т.п.);

  • оценивает себя, определяет "Я-позицию".

В этой работе мы представим содержание языкового портфеля данного типа для учащихся начальной школы изучающих коми язык первый год (2 класс).

Основной отличительной особенностью языкового портфеля для учащихся этой возрастной группы является его игровая форма, что способствует повышению уровня мотивации, активизации мыслительной деятельности ученика.

В нашем языковом портфеле для младших школьников:

  • Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

  • Учебная деятельность подчиняется правилам игры.

  • Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.

  • Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

  • Языковой портфель выдается детям на первом уроке, с целью знакомства с ними и выявления умений и навыков по языкознанию. Обучающиеся заполняя его дома знакомятся с темами коми языка и нацеливаются на дальнейшую работу. Самостоятельно контролируют, что они уже знают и что им предстоит узнать.

  • В конце учебного года к данному материалу обучающиеся возвращаются и вновь заполняют таблицы- что обучающиеся узнали, а что им предстоит повторить для усвоения языкового материала. Такая же работа проводиться с тематическими проверочными работами.

2.Второй этап работы - это работа по целеполаганию и рефлексивной самооценки. Тематические проверочные работы в двух уровнях (базовый, повышенный) на одном листе. Базовый уровень - то, что ребенок обязательно должен знать, повышенный - более глубокие языковые знания. Обучающийся сам выбирает уровень проверочной работы, баллы не снижаются - сам же он контролирует, что он знает хорошо, а что надо еще узнать, чтобы выполнить на повышенном уровне.









ПРИЛОЖЕНИЕ (разработка языкового портфеля)

«Языковой портфель как средство формирования самоконтроля обучающихся»

Дорогой друг, дона ёрт!

Этот языковой портфель нужен тебе для того, чтобы:

  • Показать, как ты уже умеешь говорить, читать и писать на коми языке;

  • Отмечать в нем все, чем ты занимаешься, изучая язык;

  • Складывать в него свои рисунки, творческие работы, письменные задания, выполненные тобою на коми языке;

  • Показать его учителю коми языка, если ты перейдешь в другой класс или школу.

1. Внимательно рассмотри рисунки на вкладыше № 1

Например:

  1. 2. 3.

«Языковой портфель как средство формирования самоконтроля обучающихся»

и фразы-подсказки:

* 1.) медым тöдмавны Коми му - чтобы больше узнать о Республике Коми (РК);


* 2.) медым сёрнитны пöль-пöчкöд либö ёрткöд - чтобы беседовать, общаться с бабушкой, дедушкой либо с другом в соц. сетях, по скайпу;


* 3.)медым лыддьыны коми небöгъяс - чтобы читать книги на коми языке.


2. Подумай, для чего ты изучаешь коми язык -

3. Выбери 5 главных для тебя целей изучения коми языка -

4. Подумай, что тебе необходимо уметь для достижения каждой цели (используй условные обозначения- взрежь нужный и приклей в ячейки).

«Языковой портфель как средство формирования самоконтроля обучающихся»

«Языковой портфель как средство формирования самоконтроля обучающихся»

«Языковой портфель как средство формирования самоконтроля обучающихся»«Языковой портфель как средство формирования самоконтроля обучающихся»

«Языковой портфель как средство формирования самоконтроля обучающихся»

«Языковой портфель как средство формирования самоконтроля обучающихся»

Ты можешь посоветоваться с учителем и родителями.

5. В таблицу напротив каждой цифры нарисуй условные знаки, обозначающие необходимые тебе умения. Каждый раз ты можешь использовать от 1 до 4 значков.

«Языковой портфель как средство формирования самоконтроля обучающихся»

Пример: Медым тöдмасьны выль ёртъяскöд (чтобы иметь друзей по переписке).

«Языковой портфель как средство формирования самоконтроля обучающихся»

«Языковой портфель как средство формирования самоконтроля обучающихся»





6. Посчитай, каких значков, обозначающих нужные умения, получилось больше всего.

7. Помести одну (или несколько) наиболее часто встретившихся значков в овал внизу страницы.

Это то, над чем тебе необходимо работать в первую очередь, чтобы достичь твоих целей.

Мый вылын тэныд колö уджавны ( причины для изучения КЯ)

  • Лыддьыны висьтъяс (читать тексты)



  • Медым видзöдны телепередачаяс да спектакльяс (кинояс) (чтобы смотреть передачи, спектакли (фильмы) в оригинале)



  • Медым гöгöрвоны коми сёян-юан вöчанног (чтобы понимать рецепты коми кухни)



  • Медым ветлыны Коми сиктъясö, грездъясö, каръясö (чтобы путешествовать по РК)



  • Медым тöдмасьны выль ёртъяскöд (чтобы иметь друзей по переписке)



  • Медым сьывны либö гöгöрвоны коми шылад (чтобы петь по-коми и понимать слова коми песен)



  • Медым коми кывйысь дневникын и аттетестатын вöлі бур отметка (чтобы получать хорошие отметки)



  • Медым бура тöдны Коми Республика (чтобы хорошо знать Республику Коми (РК)



  • Медым тöдны коми йöзлысь важ олöм (чтобы знать историю РК и читать подленные документы)

«Языковой портфель как средство формирования самоконтроля обучающихся»



I. Давай познакомимся поближе с твоими умениями и навыками в овладении иностранными языками! Определи, что ты умеешь делать по-коми отлично, хорошо и пока не очень хорошо.

1. Для этого внимательно прочти анкету, оцени себя и заполни таблицу "Менам коми кыв тöдöм" (" Моя языковая биография").

Mенам чужан (велöдöм) кывъяс

Менам чужан (велöдöм) кыв (мои языки)

Менам чужан кыв(ъяс):…Мой (мои) родной(-ые) язык(и) …………………………………………

Менам медводдза велöдöм кыв……………..:…Мой первый иностранный язык …………………………………………

Зэв бура (очень хорошо/отлично)

Бура (хорошо)

Неуна (немного)

Ме гöгöрвоа сёрни

Я его понимаю (воспринимаю на слух)

Ме лыддьыся (я на нем хорошо читаю)

Ме сёрнита (я на нем хорошо говорю)

Ме гижа (я на нем хорошо пишу)

Менам мöд велöдöм кыв : Мой второй иностранный язык………………………………………………

Зэв бура

бура

неуна

Гöгöрвоа сёрни

лыддьыся

сёрнита

гижа

Менам коймöд велöдöм кыв : Мой третий иностранный язык ………………………………………………

Зэв бура

бура

неуна

Гöгöрвоа сёрни

лыддьыся

сёрнита

гижа

2. Чтобы узнать свои отношения с коми языком, заполни таблицу " Кывкöд йитчöм", внимательно изучив предложенные в ней варианты языковых контактов.

Кывкöд йитчöм (Мои языковые контакты)

Матысса йитчöм (Близкие отношения)

сідз (да)

Абу сідз (нет)

Менам эм коми кывъя рöдвуж/ёртъяс.

У меня есть родственники/друзья говорящие на коми языке.

Менам эм рöдвуж/ёртъяс, кодъяс велöдлісны коми кыв.

У меня есть родственники/друзья, которые учили коми язык.

Менам котырын сернитöны коми кывъöн.

У меня дома говорят по- коми.

Мöдтор (гöгöрвоöд):

другое (уточнить)

Ветлöм (Путешествия и пребывание)

сідз (да)

Абу сідз (нет)

Ме ветлі коми кывъя йöз дінö.

Я путешествовал один/несколько раз в населенные пункты РК, где говорят на коми.

Ме ветлі коми кывъя йöз дінö практикуйтчыны.

Я был на языковой стажировке ( один/несколько)раз.

Ме олі(ола) коми кывъя йöзкöд.

Я жил (живу) с людьми говорящими на коми.

Мöдтор (гöгöрвоöд) :

другое (уточнить)

Велöдчöм (Учеба)

Сідз (да)

Абу сідз (нет)

Ме неуна велöді коми кыв садйын (школаын)

Я учил очень недолгое время коми язык в саду (в школе).

Менö неуна велöдіс кодкö рöдвужысь/ёртöй.

Меня учили очень недолгое время родственники/друг.

Ме ачым неуна заводиті велöдны коми кывсö.

Я сам немного начал учить коми язык.

Мöдтор (гöгöрвоöд) :

Тöдöм, вöчöм (Деятельность)

Сідз (да)

Абу сідз (нет)

Ме тöда коми висьтъяс да мойдъяс.

Я знаю коми рассказы и сказки.

Ме верма висьтавны коми кывбуръяс.

Я знаю и могу декламировать коми стихи.

Ме лыддя небöгъяс коми кыв вылын.

Я читаю книги на коми языке.

Ме лыддя коми кыв вылын газет-журналъяс.

Я читаю, газеты, журналы на коми языке.

Ме кывза коми сьыланкывъяс.

Я слушаю коми песни.

Ме сьыла коми кывйöн сьыланкывъяс.

Я пою песни на коми языке.

Ме видзöда коми спетакльяс, передачаяс.

Я смотрю спектакли, передачи на коми языке.

Ме верма пусьыны, пöжасьны коми сёян-юан гижöд отсöгöн.

Я готовлю по коми рецептам.

Ме тшöкыда пырöдча школаса (карса) коми кывъя гажъясö.

Я активный участник всех школьных (городских) мероприятий на коми языке.

Мöдтор (гöгöрвоöд)

II. Для того, чтобы хорошо знать другой язык, недостаточно изучить грамматику и лексику. Необходимо познакомиться с культурой и историей, с традициями и праздниками, с великими людьми той страны, в которой говорят на этом языке.

Проверим, что ты уже знаешь о Республике Коми. Для этого:

1. Заполни таблицу "Ме öдйö верма шуны…" ("Я могу быстро назвать…").

Ме öдйö верма шуны куим : Я могу быстро назвать три:

Сідз (да)

Абу сідз (нет)

Кутшöм шыпасъяс содтысьöны коми анбурö - какие буквы добавляются в коми алфавит/отличие коми и русского алфавитов

і, ö

Коми нимъяс- коми имена

Öньö, Мелек, Райда

Мойдъясысь персонажъяс-

Сказочных персонажей

Ёма, Яг морт, Васа

Гижысьясöс- писателей

Коми каръяс - коми города

Коми сёян-юан- фирменные коми блюда

Коми паськöм - названия коми национальной одежды

Пармалысь озырлун - богатства коми тайги

Коми спектакль нимъяс (кино) -

Названия коми спектаклей (фильмов)

Коми гажъяс- коми праздники

Коми дöрапас рöмъяс- цвета флага РК

Коми канпас артмöмног - символы герба РК

Сыктывкарса мич-

Достопримечательности Сыктывкара

Ас чужанін мич - достопримечательности родины, места рождения

Ты заполнил таблицу? Молодеч! Теперь дай проверить твою таблицу учителю. Все правильно? Браво! Продолжаем!

Внимание!

Правильно заполнив эту таблицу, ты можешь водрузить на государственный флаг РК на стелу Сыктывкара(на титульном листе).

Для этого:

2. В строке, где все три столбика заполнены правильно, поставь сідз (да). Посчитай ответы "сідз". Сколько их?

3. Вырежи столько же цветных прямоугольников и "заполни" ими флаг на стеле Сыктывкара.

Каждый ответ "сідз" (да) в таблице дает тебе возможность заполнить (при помощи элементов) один прямоугольник на флаге. Ты можешь использовать любой цвет.

4. У тебя остались не закрашенные прямоугольники? Это хорошо. Теперь ты знаешь, какие сведения о РК ты должен еще получить, чтобы раскрасить весь флаг.





















Для этого:

  • Приходи на уроки (в школу) и получи консультацию специалиста или учителя.

  • Прочти соответствующую литературу (книги, журналы, альбомы).

  • Посмотри фильмы и телепередачи по интересующим тебя темам.

  • Соверши путешествие в Интернет на нужные тебе сайты.

Итак, ты узнал гораздо больше о РК. Помести в свое Портфолио доказательства твоих новых знаний (в картинках, фото, небольших текстах, рисунках и т. п.) и водрузи флаг РК на стелу Сыктывкара.

Проверочные работы.

Выполняя проверочную работы ты, дона ёрт, можешь сам выбрать уровень задания. Если ты выполнил задание из первого столбика, то в самоконтроле ставь +, если из второго столбика, то ++ . Количество плюсиков тебе даст возможность закрасить такое же количество прямоугольников ф лаге РК.

Тема - Сёян-юан.

Базовый уровень

Повышенный уровень

самоконтроль

1. Выпишите из текста названия еды.

1. Выпишите предложения, которые доказывают теплое отношение девочки к своей бабушке.

Муса ыджыд мам дорын.

Машук радейтö гöститны ыджыд мам дорын. Пызан вылын уна сёян. Лöз тасьтiын рысь, пöв вылын черинянь , пу тасьтiын шаньга.

Ыджыд мам вайö чöскыд яя шыд да рис рок.

Нывка радпырысь сёйö шыд да рок, юö йöв. Шуö: «Ыджыд аттьö! Ме тэнö радейта!»

2.Запиши слова в том порядке, в котором они могут быть представлены в коми-русском словаре.

Шыд, рок, нянь, сов, йöв, чери, яй, вый, ырöш, юква.

2. Запиши слова в том порядке, в котором они могут быть представлены в коми-русском словаре.

Шыд, рок, нянь, чай, сов, йов, чери, яй, вый, ырöш, юква, ва, шаньга.

3.Вставь пропущенные буквы в словах. (базовый уровень)

С.ян, ю.н, черин.нь, к.рту.ель, ыр.ш

3.Составь из букв слова. Напиши, что ученики едят в школьной столовой.

О, л, т, е, к; а, а, р, о, м, а, к; и, ч, а; н, н, ь, я; л, к, а, а, б, с.

Что бы ты не стал есть:

ы, с, и, п, ч.

4. Восстанови стишок по картинкам, те слова, которые вспомнишь

4. Восстанови стишок по картинкам.

«Языковой портфель как средство формирования самоконтроля обучающихся»- «Языковой портфель как средство формирования самоконтроля обучающихся» , «Языковой портфель как средство формирования самоконтроля обучающихся» «Языковой портфель как средство формирования самоконтроля обучающихся» ,

«Языковой портфель как средство формирования самоконтроля обучающихся»КОРӦ СЕРА «Языковой портфель как средство формирования самоконтроля обучающихся» .

Тема- Котыр.

Базовый уровень

Повышенный уровень

самоконтроль

1. Выпишите из текста о ком говорится в тексте? Кто он?

- Кем является ыджыд бать маме?

1.Выпиши предложение, которое доказывает, что дедушка - мастеровой.

Ыджыд бать.

Кодi вöчис меным дадь?

Вöчис меным ыджыд бать.

Ыджыд батьыд - ыджыд бать,

Сiйö менам мамлöн бать.

2. Поздравь маму с Новым годом заполнив пропуски.

Дона ______________(мамук), чолöмала тэнö ______________-öн(Выль во). Сиа кузь нэм да ___________ (мичлун, бур шуд, дзоньвидзалун, муслун…..).

2. Прочитай письмо от бабушки и напиши ответ, завершив незаконченные предложения.

Дона Митрук! Тайö гижö тэнад пöч - Наста. Кыдзи олан, велöдчан, мый вöчан прöст кадö? Менам ставыс бур. Ог вись. Картупель пуктiм ас кадö. Виччысям гöститны.

Пöч - Наста. Аддзысьлытöдз.

Дона______________ (пöч Наста).

Аттьö___________(письмöысь).

Ме ола _________(бура, сiдз -тадз, лёка).

Прöст кадö ме_________(ворса, гуляйта, лыддьыся, видзöда телевизор).

Гожöмнас _____________(локта, ог гашкö лок) гöститны.

Тэнад внук -Митрук.

3.Вставь пропущенные буквы в словах.

ч..й

ы…ыд мам

п..ч

бат..

в..к

кот..р

ы..ыд бать

м……

п..ль

3.Используя первую букву, напиши слова по теме.

ч

п

б

в

ы

м


4. Напиши своих членов семьи, начни так:

Менам котырын эм…..

4.Ответь на вопрос.

Коді эм тэнад котырын?

Задания в игровой форме позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности и увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, включая их процесс автономного изучения коми языка и контролировать себя.

Второй этап работы с языковым портфелем - это работа по целеполаганию и рефлексивной самооценки, по каждой теме изучаемом во 2 классе (первый год обучения). Все проверочные работы, презентации, выступления, достижения собираются в папку досье (копилка).

Спасибо за сотрудничество, успехов в роботе и изучении коми языка!

© 2010-2022